Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия рационализма. Марксизм о человеке и обществе




Фейербах

 

Первым немецким философом, подвергшим развернутой критике систему и метод Гегеля с материалистических позиций, был Л. Фейербах (1804-1872). Анализируя исходные посылки гегелевской системы, Фейербах делает вывод о ее глубоком родстве с теологией. Учение Гегеля, о том, что природа, реальность положена идеей, с точки зрения Фейербаха,, есть лишь рациональное выражение теологического учения, что природа сотворена Богом, что материальное существо создано нематериальным, то есть абстрактным существом. Критика Фейербахом философии Гегеля идет, прежде всего, по линии ее идеалистических предпосылок, сближающих философию с религией. По мнению Фейербаха, религия и близкая с ней по духу идеалистическая философия Гегеля имеют общие корни.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (28.7.1804, Ландсхут, Бавария, – 13.9. 1872, Рехенберг, близ Нюрнберга), немецкий философ-материалист и атеист. Родился в семье криминалиста А. Фейербаха. Окончив местную гимназию, поступил в 1823 на теологический факультет Гейдельбергского университета. Неудовлетворённый догматической ортодоксией, он переехал из Гейдельберга в Берлин. Там слушал лекции Гегеля, под воздействием которых и формировались его воззрения. По окончании Берлинского университета защитил в диссертацию «О едином, всеобщем и бесконечном разуме», в целом выдержанную в духе гегелевского идеализма. Однако уже в этот период проявилось расхождение с Гегелем в отношении к религии вообще, к христианской религии – в частности, несовместимой, по убеждению Фейербаха, с разумом и истиной. Фейербах стал приват-доцентом университета, где с 1829 читал курс «гегелевской философии» и истории новой философии. В 1830 Фейербах анонимно опубликовал сочинение «Мысли о смерти и бессмертии», в котором отвергал идею бессмертия души. Авторство было установлено, книга конфискована и Фейербах лишён права преподавания.

В 1836 Фейербах женился и в течение 25 лет почти безвыездно жил в деревне Брукберг, где жена его была совладелицей небольшой фарфоровой фабрики. В 1859 фабрика обанкротилась. Фейербах провёл последние годы жизни в жестокой нужде. Фейербах горячо приветствовал Революцию 1848. Однако он не принимал активного участия в политической жизни; даже будучи в 1848 депутатом франкфуртского Национального собрания, оставался политически пассивным. В последние годы жизни он проявлял большой интерес к социальным и экономическим проблемам, изучал «Капитал» К. Маркса, а в 1870 вступил в социал-демократическую партию. Основные сочинения Фейербаха: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Главным делом жизни Фейербаха была непримиримая борьба против религии. В противовес гегелевской философии религии Фейербах рассматривал философию и религию как миропонимания, взаимно исключающие друг друга. Причина живучести религиозных верований, по Фейербаху, – не только обман, использующий невежество; реальная причина религии коренится в «природе человека» и условиях его жизни. Первоисточник религиозных иллюзий Фейербах усматривал в чувстве зависимости, ограниченности, бессилия человека по отношению к неподвластным его воле стихиям и силам. Бессилие ищет выхода в порождаемых фантазией надежде и утешении – так возникают образы богов как источника осуществления человеческих упований. Бог, по Фейербаху, будучи проекцией человеческого духа, отчуждается от него, объективируется. Ему не только приписывают самостоятельное существование, но превращают из творения человека в его творца, в первопричину всего существующего и ставят самого человека в зависимость от вымышленного им «высшего существа». Религия парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира, подменяет его покорным и терпеливым ожиданием грядущего сверхъестественного воздаяния. Отвергая религиозный культ, Фейербах противопоставлял ему культ человека, облекаемый им в религиозную оболочку «обоготворения человека». Фейербах рассматривал свой девиз «человек человеку бог» как противоядие от теистической религии.

Постепенно критика религии перерастала в критику философского идеализма, завершившуюся переходом Фейербаха в лагерь материализма (1839). Основной порок идеализма, по Фейербаху, - это отождествление бытия и мышления. В центре учения Фейербаха – человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек - есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Вместе с тем такой антропологизм основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека. Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.

Всемирно-историческое значение философских и антирелигиозных идей Фейербаха ярко обнаруживается в том, что его материализм стал исходным пунктом становления многих материалистических философских систем.

 

Вопросы для повторения:

 

Что вы знаете о космологической гипотезе Канта?

Какую проблему решал И. Кант в критический период?

Охарактеризуйте истину науки с точки зрения кантовской философии?

Как же должен поступать человек, если разум ему дает противоречивые ответы?

Дайте формулировку категорического императива

Расскажите о кантовских антиномиях, о чем они говорят?

Что больше всего удивляет и восхищает Канта?

Почему Кант – Коперник в философии?

Как проблему соединения субъекта и объекта решают Фихте, Шеллинг и Гегель?

Каким назвал свой метод Гегель?

Почему у Гегеля мир разумен («Все действительное разумно»)?

Почему у Гегеля все разумное должно стать действительностью («Все разумное действительно»)?

Расскажите о законах диалектики.

Что понимает Гегель под «хитростью мирового разума»?

За что Фейербах критиковал Гегеля?

Почему философию Фейербаха называют антропологическим материализмом?

 

Глава 7. ФИЛОСОФИЯ Х1Х ВЕКА

 

Многие философы девятнадцатого века начинавшие как гегельянцы, познакомившись с работами Фейербаха становились материалистами. Однако, как в поговорке, при этом вместе с водой выплескивали из купели и ребенка – порвав с идеализмом, философы отказывались и от диалектики. И вот появился философ, который заявил, что великолепный метод Гегеля стоит на голове и нужно поставить его на ноги, допустив, что по законам диалектики развивается не абсолютная идея, а природа, материя. Таким философом стал Карл Маркс (1818-1883) и вскоре он создал единую философскую систему со своим другом Фридрихом Энгельсом (1820-1896).

Маркс родился в городе Трире. Его отец адвокат, сына видел адвокатом, государственным чиновником, поэтому и решил дать ему юридическое образование. Первым научным произведением Маркса была его докторская диссертация «Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура». Здесь он еще идеалист-гегельянец. Он видит основу движения истории в развитии человеческого самосознания. Действительности Германии он противопоставляет философию, которая должна бороться против всех, не склонять головы ни перед кем, и нести свет знания и свободы людям (то есть Маркс исходит из гегелевской идеи «Все разумное действительно»). Он становится редактором «Рейнской газеты», где разоблачает государство, видя в нем защитника интересов помещиков. У Маркса государство только тогда является воплощением нравственности и свободы, когда представляет не частные интересы, а интересы широких народных масс. Только в этом он видит разумность государства.

В 1843 г. газету закрыли, Маркс переезжает в Париж. Он испытывает влияние Фейербаха, становится материалистом. Энгельс тоже родился в Германии, в г. Бармене в семье текстильного фабриканта, где господствовали реакционные политические настроения и религия. Ему не дали окончить гимназию — готовили в коммерсанты. Но Энгельс обладал способностями и упорством, что позволило ему быть на передовых рубежах знаний того времени. В 1841 г. он переезжает в Берлин для отбывания воинской повинности. Здесь он посещает лекции Шеллинга. Гегелевский принцип диалектического развития наводит массы на мысль, что измениться должно и общественное устройство. Власти приглашают Шеллинга выступить против гегельянства и постаревший Шеллинг выступает с лекциями против гегелевской философии по заказу властей. Энгельс рассматривает Шеллинга как изменника идеи свободы, как человека, который хочет подчинить философию религии. В 1844-1845 годах Энгельс создает труд «Положение рабочего класса в Англии», где исследует происхождение пролетариата и указывает на его роль в уничтожении капитализма. Знакомство Маркса и Энгельса привело к дружбе и сотрудничеству до конца жизни. Однако Энгельс всегда уступает лидерство в философии Марксу. Поэтому их система получила название марксизма.

Впервые в марксизме с материалистических позиций решаются проблемы развития общества. В основе развития общества лежит развитие отношения человека к материи, практика. История есть линейный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая формация отличается особым отношением человека к материи. Оно отражается в способе производства. Общественное сознание во всех своих формах, всегда и везде отражает общественное бытие и, следовательно, объективно обусловлено им предполагает марксизм. Маркс исследует производство и формулирует понятие производительных сил (орудия труда и люди) и производственных отношений (отношения между людьми, вызванные разделением труда). Вместе они образуют способ производства – основу общественно-экономической формации. В I томе «Капитала» Маркс формулирует наиболее важный для его учения закон о соответствии производственных отношений уровню развития производительных сил.

По мнению Маркса, так как общественное производство непрерывно развивается, то развитие производительных сил приходит в противоречие с производственными отношениями. Развитие производительных сил — это развитие навыков людей и совершенствование орудий труда, изобретение новых средств производства. Появление новых орудий влечет за собой новое разделение труда и требует новых производственных отношений, но господствующий класс пытается сохранить старые, как экономическую основу его политического господства. Происходит революция, и новые производственные отношения все равно устанавливаются. Например, в эпоху плугов и лошадей существовали феодальные отношения. Когда появилось машинное производство, понадобилось новое разделение труда, появились другие классы, нужны были другие производственные отношения. Но феодалы держались за свои привилегии, поэтому произошли революции, политическое господство перешло к экономически господствующему классу — буржуазии.

Способ производства — это базис, который определяет надстройку общества: политические и идеологические учреждения и господствующие взгляды. Маркс и Энгельс делают вывод о неизбежности отказа от капиталистических производственных отношений в том случае, если они станут мешать развитию производительных сил. Именно новый подход во взглядах на общество — материалистическое объяснение общественных явлений — главная заслуга Маркса. И сегодня мы можем материалистически объяснять любое общественное явление.

На смену старому обществу, считал Маркс, должна прийти ассоциация, в которой свободное развитие каждого станет условием свободного развития всех. Современное Марксу общество калечило человека разделением труда, не давало почти никакой возможности влиять на общественную жизнь отдельным гражданам, человек чувствовал себя отчужденным от результатов своего труда. А ведь труд – главное, что отличает человека от животных. Рабочий трудится ради зарплаты, а предприниматель работает, отвечая требованиям рынка. Оба они не узнают себя в результатах своего труда. Будущее общество должно создать возможности для развития каждого человека. Философия марксизма до сих пор вызывает ожесточенные споры, так как Маркс и Энгельс часто выступали не только как философы, но и как революционеры, экономисты и даже пророки. Однако на следующее поколение философов произвел впечатление тезис из работы Маркса и Энгельса «Тезисы о Фейербахе» о том, что все философы лишь объясняли мир, а дело состоит в том, чтобы изменить его. Многие философы следующего двадцатого века начинали как марксисты.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.