Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Русский космизм




 

Уникальное течение ХХ века русский космизм. Под космизмом понимается целый поток русской культуры, включающий не только философов и ученых, но и поэтов, музыкантов, художников. В древнейших, религиозных и мифологических представлениях человек уже прозревал соотношения и взаимо­связи между своим существованием и бытием Вселенной и эту свою интуицию претворял в различные, преимущественно образные, формы. С древности до конца XIX в. эта космическая тема развивалась только в мифе, фольклоре, поэзии, а также в философско-утопических, фантастических произведениях.

В России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе ее в ноосферу и открывшей реальный путь в космос, уже начиная с середины прошлого века, вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли. Оно широко развернулось в XX веке. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский.

Огромен и конкретен вклад в активно-эволюционную мысль В. И. Вернадского. Его научно-философские теории можно в определенном смысле уподобить прочному фундаменту, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками.

Вернадский убежден: за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь». Идеи Вернадского о живом веществе, о космической жизни, о биосфере и переходе ее в ноосферу (ноос- разум, сфера разума) уходят в новую философскую традицию осмысления явления Жизни и задач человека как вершинного ее порождения. Творческие способности человека должны обернуться и на него самого, раздвинуть его еще ограниченное, преимущественно рациональное сознание. Пределы не поставлены.

В те же годы, когда появилась «Творческая эволюция» в России первый русский физик-теоретик Н. А. Умов по-своему развивает близкие идеи о творческой природе человека. В недрах человечества, считает Умов, вызревает новый эволюционный тип - homo sapiens explorans (человек разумный, исследующий), стоящий на гребне эволюции, девиз которого – «Твори и созидай!».

Родоначальником всей активно-эволюционной, космической мысли в России был московский Сократ Н. Ф. Федоров с его учением «общего дела». Признав внутреннюю направленность природной эволюции к большему усложнению и к появлению сознания, Федоров приходит к следующей мысли: всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя. Затем человек может выйти в космос для его активного освоения и преображения, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причем в полном составе прежде живших поколений. Сознательное управление эволюцией, высший идеал одухотворения мира раскрывается у Федорова в последовательной цепочке задач. Это работа над преодолением смерти, преобразованием физической природы человека; бесконечное творчество бессмертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает ко всеобщему познанию, опыту и труду в пределах реального мира, реальных средств и возможностей при уверенной предпосылке, что эти пределы будут постепенно расширяться, доходя до того, что пока кажется еще нереальным и чудесным. Необычно важна для русского мыслителя идея истинного коллективизма, направленного на общего врага всех без исключения: смерть, разрушительные стихий­ные силы; тут кроется источник его безграничного оптимизма: все, одушевленные высшей целью, касающейся конкретно каждого, могут невероятно много, фактически все.

Развивая технику, человек не покушается на собственную природу как таковую, он священно блюдет ее норму и границу, оставляя себя самого неизменным ограниченным и физически и умственно. Сила его увеличивается за счет внешних ему, его телу, его мозгу и сердцу орудий и машин. Разрыв между мощью техники и слабостью самого человека как такового растет и потому все более ошеломляет, даже начинает ужасать. Нужно, чтобы человек ту же силу ума, выдумки, расчета, озарения обратил не на искусственные приставки к своим органам, а на сами органы, их улучшение, развитие.

Сейчас человечество находится в своей земной (теллурической) стадии развития. Ему предстоит пройти, завоевать собственным усилием еще две: солярную (солнечную), когда произойдет расселение землян в околосолнечном пространстве, и сидеральную (звездную), предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение. Такое звездное будущее возможно лишь при колоссальном эволюционном прогрессе человечества, творчестве им своей собственной природы. В результате преобразовательного действия, направленного на собственную природу, человек как бы сбросит свою нынешнюю, тяжелую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо. Идеи Федорова перекликаются с древнерусским пониманием человека отраженным в «Троице» Андрея Рублева. Человечество по образу Бога должно стать единым многоликим и бессмертным существом.

Человеческая личность - высшая ценность и, следовательно, такая же ценность - ее бесконечная, преображенная жизнь, причем развитое нравственное чувство личности требует спасения буквально всех погибших, возвращения всех утраченных. Философ призывал не потерять даже ушедшие поколения, воскресить их средствами мировой науки. Увеличение численности потребовало бы расселения человечества в космическом пространстве. Одним из вариантов активно-эволюционного осмысления задач человека в мире стала теория ноосферы, которая является неотъемлемой принадлежностью круга идей русского космизма.

По мнению авторов ноосферной теории, появление человека в ряду восходящих жизненных форм означает, что эволюция переходит к употреблению новых средств - психического, духовного порядка. Возникает представление о некоей новой специфической оболочке Земли (ноосфере). Она наложена на биосферу, но не слита с ней. Ноосфера оказывает на биосферу все большее преображающее воздействие. Она потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, искусственных постройках, орудиях и машинах, научных комплексах, произведениях искусства и так далее

С одной стороны, ноосфера возникает с самого появления человека, с другой - только сейчас, в наше время, биосфера начинает переходить в ноосферу. Вернадский как ученый-натуралист больше других сделал для объективного изучения складывающейся в геологическом и историческом времени реальности ноосферы. В ХХ веке, по чувству и мысли ученого, возникли значительные материальные факторы перехода к ноосфере, к осуществлению идеала сознательно-активной эволюции. Первый из этих факторов - вселенскость человечества - вся Земля не просто заселена до самых труднодоступных и неблагоприятных мест, но человек проник во все стихии: землю, воду, воздух, а сейчас способен жить и в околоземном, космическом пространстве. Второй, может быть, решающий для создания ноосферы - единство человечества. Оно пробивает себе путь, несмотря на все объективные социальные и межнациональные противоречия и конфликты. Созидается общечеловеческая культура, сходные формы научной, технической, бытовой цивилизации; самые отдаленные уголки Земли объединяются быстрейшими средствами передвижения, эффективными линиями связи и обмена информацией. Третий фактор - массовость общественной, исторической жизни.

Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому процессу, созданием которого она является. Вернадский был свидетелем, как уже первая мировая война явила невиданное ранее применение научных знанийв целях военного разрушения. Вернадский считал необходимым создать интернационал ученых, который культивировал бы сознание нравственной ответственности ученых за использование научных открытий и научной работы для разрушительной, противоречащей идее ноосферы, цели.

Дальнейшее развитие человечества, по Вернадскому, будет состоять в изменении форм питания и источников энергии, доступных человеку. Ученый имеет в виду овладение энергией Солнца, а также непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных веществ, умение поддерживать свой организм, как растения - из самых элементарных природных неорганических веществ. Циолковский также писал о будущем человеке, животном космоса, прямо ассимилирующем в своем питании солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным.

Если прогресс научный, технический идет неуклонно, то в нравственной области нет такого последовательного возрастания. Одна из глубоких причин этого - частая смена поколений. Причем каждое поколение и каждый человек в нем только в длительном процессе воспитания и образования они должны овладеть духовной и нравственной культурой, достигнутой человечеством к их рождению, не говоря уж о том, чтобы продвинуть ее дальше. Исправлять горькие плоды неверной духовно-нравственной ориентации уже часто попросту не остается времени жизни. И умудренный опытом, знанием, просветленный осознанными заблуждениями человек уже уступает место детям, которые начинают повторять или даже усугублять старые ошибки. Так что продление жизни - это не только важное для общества продление наиболее активного, деятельного, богатого опытом и умением возраста человека, но и предоставление ему большой возможности развить свою уникальную личность. А затем приступить, как призывал Федоров, к изучению прошлого, наших предков, подготовке возможностей их воскрешения и преображения.

Космос, космическое и в художественном и в философском сознании чаще всего представлялись воплощением беспредельного, абсолютного. И только с Федорова и Циолковского и других мыслителей - космистов в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества (так сказать, соборного микрокосма), направленной на макрокосм. Разрабатывая свой проект регуляции, Федоров с самого начала подчеркивал неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с целым Вселенной. В ХХ веке исследование земно-космических взаимосвязей стало уже целым направлением в научном творчестве. Ученик Циолковского А.Л. Чижевский изучал влияние физического развития Вселенной на исторический процесс. Обработка огромного статистического материала показала, что периоды стихийных бедствий, эпидемических и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности. В ходе же дальнейших исследований было обнаружено: биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса. Каждая живая клетка реагирует на космическую информацию (термин, введенный Вернадским), которой пронизывает ее большой космос. Циолковский признавал существующий во Вселенной одну субстанцию и одну силу - материю в ее бесконечном превращении, единое материальное тело, по которому бесконечно путешествуют атомы, покинувшие распавшиеся смертные тела. Циолковский ученик Федорова, их сближает идея неизбежности выхода человека в космос. Именно Федоров еще с середины прошлого века первым стал разрабатывать эту идею, причем разрабатывать основательно, с самых различных сторон, от природных и социально-экономических до нравственных. Циолковский отмечал, что философия начинается как мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и в конце концов исполнение венчает мысль. Сам он решительно приступает ко второму этапу этой последовательности, выводит ставшую теперь знаменитой формулу конечной скорости движения ракеты, посвящает свое научное творчество техническому обоснованию ракеты как пока единственно целесообразного снаряда для космических путешествий. расчетах условий для жизни в невесомости, что ныне является обычной практикой космонавтики. Чижевский, в свою очередь, популяризирует его идеи в мире. Взгляды русских космистов ХХ века перекликаются с идеями древнерусской мысли, вслед за Федоровым будущее человечество представляется бессмертным прекрасным и единым.

В ХХ веке происходит трагический раскол русской философии. Только философия марксизма допускается, как единственная, правильная философская система, после революционных событий начала века. Все другие школы и направления преследуются. Философы изгоняются из страны или репрессируются, не могут публиковать свои произведения плоть до 80-х годов. Сегодня преодолеваются последствия подобной трагической раздвоенности опасной и для марксизма и для всей философской жизни в России. Возвращаются утраченные имена: Н. А. Бердяев- предшественник экзистенциализма, П. А. Сорокин – отец мировой школы социологии, А.Л. Чижевский- русский космист, отец Сергий Булгаков – создатель философии хозяйства и другие.

 

Вопросы для повторения:

 

В какой форме развивались философские идеи Древней Руси?

Расскажите о споре «иосифлян» и «нестяжателей»? Почему ереси носили философский характер, а не только религиозный?

Явился ли восемнадцатый век в России эпохой Просвещения? Расскажите о философах. Котрых можно считать просветителями?

Дайте оценку «Философическим письмам» Чаадаева и их значению для истории и философской мысли России?

Охарактеризуйте позиции славянофилов и западников?

Что, по мнению А.И. Герцена, способствовало тому, что в России возможен социализм?

Чем различались взгляды А.И. Герцена и славянофилов на общину?

Почему философию Ф.М. Достоевского называют философией страдания?

Кого в девятнадцатом веке можно считать властителем дум в России?

Что означает главный принцип философии В.С. Соловьева — принцип «всеединства»? Что подразумевает В.С. Соловьев под «Софией»?

Докажите, что философия Соловьева возвращается к истокам древнерусской мысли в восприятии истины.

Почему философию Н.А. Бердяева называют философией свободы? Как Н.А. Бердяев объясняет необходимость и возможность свободы человека?

Назовите основные идеи русского космизма?

Что Н.Ф. Федоров считает «Общим делом» человечества?

Что такое ноосфера?

Расскажите о вкладе А. Л. Чижевского и К. Э. Циолковского в философию и науку.

Глава 9. ФИЛОСОФИЯ ХХ ВЕКА




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.