КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для повторения. Философия Нового времени сложилась в атмосфере общего научного и культурного подъёма стран Европы, ставших на путь капиталистического развития
Р. Декарт Ф.Бэкон
Философия Нового времени сложилась в атмосфере общего научного и культурного подъёма стран Европы, ставших на путь капиталистического развития, освобождения науки от схоластических пут церковной догматики. капитализма с XVI по конец XIX в. В течение XVI-XVII вв. в Европе создаются предпосылки ускоренного развития техники, которые привели потом к промышленному перевороту. Но потребности практики, требующей новой техники и новых технологий, приходили в противоречие со старым мировоззрением. Схоластический метод, удар по которому нанесла эпоха Возрождения, утрачивал свои позиции. Некритическое следование авторитету, догматизм, умозрительность, отсутствие эксперимента не отвечали интересам науки. Ньютон доказывал бога при помощи законов физики. Человек Нового времени верит только в глубине души. Семнадцатый век по праву можно считать веком науки. Философия взлетает на крыльях двух методов. Автор первого метода английский философ Фрэнсис Бэкон (Bacon) (22.1.1561, Лондон, — 9.4.1626, там же), родоначальник английского материализма. Бэкона считают последним великим философом Возрождения и первым Нового времени. В 1584 он был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель печати, затем — лорд-канцлер; барон Веруламский и виконт Сент-Олбанский. В 1621 Бэкон привлекался к суду по обвинению во взяточничестве, был осужден и отстранён от всех должностей. Помилованный королём, не вернулся на государственную службу. Последние годы жизни посвятил научной и литературной работе. Всю жизнь Бэкон работал над грандиозным планом «Великого восстановления наук». Поэтому главной проблемой стал поиск достоверного метода познания. Главный труд его — «Новый органон» («Органон» — свод логических трудов Аристотеля).Согласно учению Ф. Бэкона чувства непогрешимы и составляют источник всякого знания. Такой взгляд называется сенсуализмом. Наука, по Бэкону, должна дать человеку власть над природой, увеличить его могущество и улучшить его жизнь. С этой точки зрения он критиковал схоластику и её силлогистический дедуктивный метод, которому он противопоставил обращение к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента. Опытный метод называют в философии эмпирическим. Индуктивный метод от слова индукция – (наведение) результаты опыта наводят на гипотезу. Индуктивный метод ведет от частного (опытов) к общему – к гипотезе. Разрабатывая правила по применению предложенного им индуктивного метода, Бэкон составлял таблицы присутствия, отсутствия и степеней различных свойств у отдельных предметов того или иного класса. Собранная при этом масса фактов должна была составить 3-ю часть его труда — «Естественную и экспериментальную историю». Акцентирование значения метода позволило Бэкону выдвинуть важный для педагогики принцип. Согласно этому принципу цель образования — не накопление возможно большей суммы знаний, а умение пользоваться методами их приобретения. Все существующие и возможные науки Бэкон разделял соответственно трём способностям человеческого разума: памяти соответствует история, воображению — поэзия, рассудку — философия, включающая в себя учение о боге, природе и человеке. Самая популярная часть философии Бэкона – учение об «идолах». Причиной заблуждения разума Бэкон считал ложные идеи — «призраки», или «идолы», четырёх видов. Во-первых, «призраки рода», коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой, желание искать большего порядка, чем есть в природе. Во-вторых, «призраки пещеры», возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека. В-третьих, «призраки рынка», порожденные некритичным отношением к распространённым мнениям и неправильным словоупотреблением, ошибками, связанными с неверным употреблением терминов(подобно непониманию людей из-за шума на рынке). В-четвертых, «призраки театра», ложное восприятие действительности, основанное на слепой вере в авторитеты и традиционные догматические системы, сходные с обманчивым правдоподобием театральных представлений, ведь у теорий как у актеров могут быть поклонники и противники, чье мнение основано на эмоциях. От «идолов» наука избавляется проведением многочисленных экспериментов, которые и устраняют субъективность восприятия отдельного ученого. Материю Бэкон рассматривал как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком. По Бэкону, непосредственная задача познания — исследование причин предметов. Человек должен открывать законы природы, которые Бог скрыл от него. Природа и Писание — дело рук Божьих. Они не противоречат друг другу, а согласуются. Познание нужно не для самого познания, а для пользы человека. Лозунг Бэкона: «Знание — сила!». Учение Бэкона оказало огромное влияние на последующее развитие науки и философии, способствовало становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж. Локка и его последователей. Логический метод Бэкона стал отправным пунктом развития индуктивной логики. Призыв Бэкона к экспериментальному изучению природы явился стимулом для естествознания 17 века и сыграл важную роль в создании научных организаций (например, Лондонского королевского общества). Классификация наук Бэкона была принята французскими просветителями — энциклопедистами.
Метод Бэкона опирается на чувства, а чувства могут обмануть. Солнце кажется маленьким шариком, который двигается по небу. Воск может быть и твердым и жидким при разной температуре. На эти препятствия обратил внимание оппонент Бэкона французский философ Рене Декарт. Он выбирает другой путь отыскания достоверного метода. Декарт (Descartes) Рене (латинизированное имя — Картезий; Renatus Cartesius) (31.3.1596, Лаэ (Турень), — 11.2.1650, Стокгольм), французский философ и математик. Он происходил из старинного дворянского рода. Образование получил в иезуитской школе Ла Флеш в Анжу. В начале Тридцатилетней войны был мушкетером, служил в армии, которую оставил в 1621; после нескольких лет путешествий переселился в Нидерланды (1629), где провёл двадцать лет в уединённых научных занятиях. Здесь вышли его главные сочинения — «Рассуждение о методе...», «Размышления о первой философии...», «Начала философии». В то время молодежь уезжала учиться в передовую страну — Нидерланды, так же поступил и Декарт. Он один из творцов аналитической геометрии, от него пошла система алгебраических обозначений. В оптике обосновал закон постоянного отношения синусов при преломлении света, развил математическую теорию радуги. Установил схему двигательных реакций — первое научное описание рефлекса. Проникновение его новаторских идей в нидерландские университеты навлекло гнев протестантов, и Декарт уехал в 1649 по приглашению шведской королевы Кристины переселился в Стокгольм, где вскоре умер. Основная черта философского мировоззрения Декарта — дуализм души и тела, «мыслящей» и «протяжённой» субстанции. В противоположность средневековым представлениям о конечности мира и качественном разнообразии природных явлений Декарт утверждает, что мировая материя (пространство) беспредельна и однородна; она не имеет пустот и делима до беспредельности. Движение, которое Декарт сводил к перемещению тел, возникает всегда только в результате толчка, сообщаемого данному телу другим телом. Общей же причиной движения в дуалистической концепции Декарта является бог, который сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет их. Тело человека (как и тело животных) представляет собой, согласно Декарту, всего лишь сложный механизм, созданный из материальных элементов и способный, в силу механического воздействия на него окружающих предметов, совершать сложные движения. Первостепенное значение для Декарта имел вопрос о методе познания. Как и Ф. Бэкон, Декарт видел конечную задачу знания в господстве человека над силами природы, в открытии и изобретении технических средств, в познании причин и действий, в усовершенствовании самой природы человека. Декарт ищет безусловно достоверное исходное основоположение для всего знания и метод, посредством которого возможно, опираясь на это основоположение, построить столь же достоверное здание всей науки. Ни этого основоположения, ни этого метода он не находит в схоластике. Поэтому исходный пункт философских рассуждений Декарта — сомнение в истинности общепризнанного знания, охватывающее все виды знания. Однако, как и у Бэкона, сомнение, с которого начинал Декарт, только предварительный методический приём. Можно сомневаться в том, существует ли внешний мир, и даже в том, существует ли моё тело. Но само моё сомнение, во всяком случае, существует. Сомнение же есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если, т. о., сомнение — достоверный факт, то оно существует лишь поскольку существует мышление, поскольку существую я сам в качестве мыслящего: «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно - существую) В учении о познании Декарт был родоначальником рационализма, который сложился в результате наблюдений над логическим характером математического знания. Математические истины, по Декарту, совершенно достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, которые вытекают из природы самого интеллекта. Поэтому Декарт отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции (дедукция (лат. – выведение) знание выводится из аксиом, путь от общего к частному), под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Для ясного и отчётливого представления всей цепи звеньев дедукции нужна сила памяти. Поэтому непосредственно очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассуждениями дедукции. Вооружённый достоверными средствами мышления — интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистического метода Декарта состоят из четырёх требований: 1. допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности 2. расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи 3. методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4. не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Учение Декарта и направление в философии и естествознании, продолжавшее его идеи, получило название картезианства — от латинизированной формы имени Декарта. Он оказал значительное влияние на последующее развитие науки и философии, причём как идеализма, так и материализма. Итак, Бэкон опирается на чувства и изучение вещей, Декарт опирается на изучение идей, на разум. Это продолжается в новой форме спор Платона и Аристотеля. Ученики Декарта и Бэкона присоединяются к спору. Локк ученик Бэкона возразит Декарту, что нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах. Лейбниц ученик Декарта отвечает, что нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах кроме самого разума. Но что есть разум до всякого чувства? На этот вопрос в восемнадцатом веке ответит великий немецкий философ Кант.
Что такое индукция? Расскажите об «идолах» Бэкона? Почему метод Декарта называют методом картезианского сомнения?
Глава 5. ФИЛОСОФИЯ ПРОСВЕЩЕНИЯ
XVIII век в Европе называют эпохой Просвещения. Просвещение в разных странах начиналось в разное время и зависело от экономического и политического развития страны. Олицетворением Просвещения стала Франция. В эпоху абсолютизма - тотальной власти короля, бесправия большинства народа, во Франции появляются мыслители сделавшие главной целью жизни и философии решить проблему всеобщего равенства и свободы. Путь к свободе философы видели в воспитании и образовании масс, в просвещении. Недостатки общества можно исправить путем воспитания. Путь решения этих вопросов они видели в просвещении народа и государей. Одним из препятствий они считали церковь. Отсюда их главная цель состояла в критике религиозных суеверий и предрассудков. Философия просветителей неоднородна. В ней был идеализм и материализм, атеизм и деизм. Главные идеи Просвещения — это идея «естественных прав» и «общественного договора». Английский философ Томас Гоббс (1588-1649) утверждал, что в естественном состоянии все люди были равны и находились в состоянии «войны всех против всех». Чтобы прекратить это, они заключили общественный договор — договор между властями и народом. Народ ради обеспечения своей жизни отдал часть своих прав властям. Отсюда в обществе возникло неравенство. Такой взгляд приводил к выводу о необходимости ликвидации феодальных привилегий и давал право народу на восстание против власти, оправдывал казнь королей.
Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |