Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философский анализ общества как системы




 

Общество - одна из основных категорий социальной философии. Современному пониманию общества как системы предшествовал многовековой период развития социальной мысли. В древнегреческой философии, прежде всего в учениях ее крупнейших представителей Платона и Аристотеля рассматривались разнообразные проблемы общественной жизни – возникновения общества, разделения труда, сословий, рабства, но центральное место занимали вопросы этики и государства. В античный период и средние века общество и государство практически отождествляются. Аристотель развивает платоновскую идею государственного - политического структурирования общества. В то же время у Аристотеля есть и иные социальные связи, базирующиеся на этических взаимоотношениях людей, а именно отношения дружественности. Дружба понимается как связь свободных и равных граждан древнегреческого полиса.

Проблемы равновесия, гармонии, стабильности в обществе постоянно рассматривались в социальной философии. Для социальной философии Нового времени исходной основой общества является идея «естественного состояния». Английский философ Т. Гоббс понимал это естественное состояние как «войну всех против всех», так как изначально все абсолютно свободны и равны в способности взаимного нанесения ущерба. Единственным выходом из этой ситуации является мирный общественный договор, основанный на взаимном отказе людей от посягательств на жизнь, свободу и собственность друг друга. Государство, отождествляемое с обществом, выступает гарантом взаимных обязанностей граждан. Французский просветитель Ж.Ж. Руссо, так же сторонник идей общественного договора, понимает общество как морально-политическое единство, выраженное «общей волей». Сторонники «общественного договора» во многом абсолютизировали субъективный фактор. В XIX веке французский мыслитель О. Конт выдвигает идею «трех стадий интеллектуальной эволюции человечества и отдельного индивида». Конт рассматривает общество аналогично биологическому организму, для которого, с одной стороны, характерна функциональная дифференциация, а с другой солидарность. Стадии О. Конта: теологическая, метафизическая и позитивная, их последовательное развитие постепенно приводят человека к приоритету социальных ценностей и полного слияния человека с человечеством как единственным божеством.

Представители немецкой классической философии И. Кант и Г. Гегель пытались идти от объективного и субъективного, искали внутреннюю логику исторического процесса, его объективную закономерность. Таким образом, они обозначали контуры научной методологии. Однако в своей теории Гегель мистифицировал историческую закономерность, связав ее с саморазвитием абсолютной цели. Диалектический подход Гегеля позволил ему противопоставить «договорной теории» концепцию «гражданского общества» как сферы экономических отношений, где всесторонне переплетаются зависимость всех от всех.

В современной западной социальной философии и социологии прослеживается тенденция идти от субъективного взгляда - к объективному взгляду. Рассматривать общества как совокупности абстрактных индивидов, что было характерно для английской философии, заменяется пониманием его как совокупности действий тех же абстрактных индивидов. Сторонники «теории социального действия» (М. Вебер, Э. Дюркгейм, Н. Маршалл, В. Паретто) считали, что общество - это культурная система, состоящая из социальных экономических, технологических и других подсистем, изучаемая совокупностью культурных наук. Природа социальной системы определяется характером социальных действий индивидов, в основе которых находятся ценности и установки.

Социальное действие, классифицированное Вебером, основано на учете меры и степени рациональности в действии, отсюда деятельность индивида является причиной деятельности других людей. Эта система взглядов подвергается критике с двух сторон: со стороны радикальных западных социологов за ее интеллектуальную усложненность и консерватизм; со стороны материалистов за формализм, идеалистическую направленность, недооценку социальных противоречий, объективного фактора.

До середины XIX века имела широкое распространение в истории философии идеалистическая модель осмысления общественного развития. Даже те философы, которые материалистически объясняли природные процессы, в понимании социальных явлений были идеалистами. Идеалистическая позиция в трактовке сущности общества отрицала объективные законы его развития. Движущей силой развития общества считались провидение, правители, герои. Некоторые философы, например Ш. Монтескье ведущую роль в развитии общества отводили природным условиям, в XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления – геополитики. Государство рассматривалось в рамках этой теории как биологический организм, который для своей жизнедеятельности нуждается в определенной территории, ресурсах и так далее. Война и захваты территорий объявлялись естественными свойствами живого организма. Абсолютизация влияния природных условий на развитие общества опасна. Эти идеи стали основой фашистской идеологии. Материалистическая теория общества была создана К. Марксом и Ф. Энгельсом. В материалистической концепции получил обоснование закономерный характер развития общества.

Материалистический подход к изучению общества представляет его как социальный организм в виде системы. В марксизме удалось раскрыть диалектическую взаимосвязь элементов общества, выявить то специфическое, а именно - общественные отношения, что и отличает социальные образования от всех других систем материального мира. Были раскрыты источники и движущие силы развития общества, определены способ существования общества - общественное производство и его сущность - формирование личности определенного социального типа. Была вскрыта объективная закономерность исторического процесса и различные тенденции развития, выработаны новые категории и понятия.

В широком смысле под обществом в материалистической философии понимают обособившуюся от природы часть материального мира, представляющую собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, характеризующуюся взаимосвязью всех элементов общественной жизни, диалектикой объективного и субъективного. В узком смысле под обществом понимают определенный этап человеческой истории или определенное индивидуальное общество как социальный организм (например, французское общество, российское общество, индийское общество). Общество как социальная форма движения материи представляет собой совокупность людей и взаимосвязей между ними, условно делящиеся на определенные сферы взаимодействия, сферы общественных отношений. Специфическое, что отличает общество от всех других систем материального мира это то, что характеризуется системой общественных отношений.

Общество как система условно делится на четыре взаимосвязанные сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную - это элементы общества и связи, определяющие структуру: между сферами общественной жизни, внутри сфер общественной жизни, связи с окружающей средой. Все элементы и общество в целом характеризуются понятиями: цивилизация, формация, культура. Общество как система характеризуется понятием целостности. Целостность выступает как обобщенная характеристика объектов, обладающих сложным строением, как единство частей в многообразии из взаимосвязей.

Диалектический материализм понимает целостность общества как системы несводимой к простой сумме частей, во взаимовлиянии частей друг на друга. Роль принципа целостности в рассмотрении общества как системы заключается в преодолении:

1. элементаризма (разделение сложного на простые составляющие);

2. механизма (понимание целого лишь как суммы частей);

3. редукционизма (сведение сложного, более высокого по уровню развития к простому).

В целом социальная жизнь - это совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных систем, причем одни и те же индивиды могут быть элементами различных систем. Структуру данной системы образует определенный способ связи и взаимодействия индивидов, имеющих определенный статус и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в этой системе совокупностью ценностей и норм. Таким образом, характеристика каждого элемента системы зависит от связей, отношений.

Рассматривая общество как совокупность людей, мы понимаем, что этого недостаточно для раскрытия его как системы, так как не видно связей, которые объединяют все элементы. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей и носят столь устойчивый характер, что сменяются многими поколениями людей, а тип связей, характеризующий данное конкретное общество, остается. Такой подход позволяет рассматривать общество как систему и сделать вывод, что общество как система представляет собой совокупность людей и связей между ними. Данное понимание характеризует не только общество, но и характеризует важные элементы общества - общности.

Методологией анализа общества является обнаружение и анализ таких связей, общественных отношений, которые неотделимы от деятельности. Чтобы выяснить, что такое общественные отношения, необходимо уяснить, что понимаем под отношением вообще.

Отношение - момент взаимосвязи всех явлений. Отношения так же многообразны, как многообразны вещи и их свойства. Отношения тесно связанны с понятием деятельности как специфически человеческим способом отношения к миру - способом существования общества. Особое место занимают общественные отношения, имеющие свои особенности. Они возникли вместе с деятельностью людей, не существуют сами по себе, составляют общественную форму деятельности, делятся на существенные, несущественные, необходимые и случайные, существенные общие общественные отношения выступают как законы развития или функционирования.

Человек вступает в отношения с вещами, созданными им, или предшествующими людьми; с объективным миром; с другими людьми. В результате в освоенном им мире он созерцает самого себя и начинает относиться к самому себе как человек, то есть обладает самосознанием, что возможно лишь при отношении к другому человеку как к себе подобному. Именно этим объясняется, с одной стороны, общественная природа человеческого сознания (что сознание человека формируется под влиянием общества: социальной сферы, общественного производства, духовной жизни), а с другой - необходимость изучения общественных отношений для познания общества и его истории. Существуя, как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот, человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения, определенные объективные условия. Таким образом, общественные отношения: объективны; связывают индивида с социальной группой, обществом; являются средством включения индивида в общественную практику. Результатом возникновения общественных отношений является деятельность и разделение труда. Чтобы представить общество как систему необходимо дать определение общественным отношениям.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, духовной, культурной жизни и деятельности. Общественные отношения исторически конкретны и имеют свою специфику для каждого этапа развития общества и определяют форму общества, что нашло свое выражение в понятии общественно - экономическая формация.

Общественно- экономическая формация - это определенная форма общественного устройства в рамках конкретной цивилизации, характеризуется производственными отношениями, тесно связанными с характером и уровнем развития производительных сил, и определяющими все сферы общественной жизни. Формация характеризует конкретный тип общества и представляет собой форму этого общества как определенной системы (имеющей конкретное содержание).

Основными элементами общественно - экономической формации являются: производительные силы и производственные отношения (базис), составляющие в совокупности способ производства материальных и духовных благ и политическая надстройка, тесно связанная с экономическим базисом - исторические формы общности людей, социально - классовая структура общества, наука, культура, быт, семья, язык.

Каждый из этих элементов рассматривается в той или иной мере в курсе социальной философии. Основой и способом существования общества является деятельность, в ходе которой возникают отношения между людьми и различными социальными группами, которые осуществляют взаимосвязь всех элементов общества в единое целое. Крупнейшим элементом общества как системы является экономическая сфера - понятие, характеризующее экономическую жизнь общества, экономический строй, всю систему экономических отношений, процесс трудовой деятельности людей по преобразованию природы с целью создания материальных благ, направленных на удовлетворение потребностей человека. Экономическая сфера, как подсистема общества в целом, сама является системой - это целостная совокупность прочно взаимосвязанных между собой хозяйственных отношений и связей, которые устанавливаются на основе отношений собственности, в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и не материальных благ и услуг.

Экономическая система включает в себя: экономические отношения, экономические нормы, производственные силы и трудовую деятельность, экономическое сознание, экономическую культуру. Вещественным элементом экономической сферы являются производительные силы, к которым относятся люди и средства производства, включающие предметы труда и средства труда.

Среди социально - экономических отношений: геосоциальных, демографических и производственных - главными, определяющими являются производственные отношения, потому что в ходе них создаются все материальные блага и удовлетворяются потребности людей.

Производственные отношения включают в себя - отношения собственности, отношения непосредственно в самом процессе производства, отношения распределения, обмена, потребления. Это базисные отношения, по мнению материалистов, определяющие всю систему общественных отношений. Во всей системе общественных отношений, а не только производственных, отношения собственности играют определяющую роль.

Деление людей на определение социальной группы обусловлено экономической властью (оформленной юридически) или ее отсутствием. Экономическая власть принадлежит тому, кто является собственником (владельцем) средств производства и его результатов. В юридическом смысле собственность - это исторически развивающиеся общественные отношения по распределению, присвоению вещей - материального богатства общества - различными лицами (отдельными людьми, социальными группами, государством), законодательно оформленные и регулируемые государством, дающие полномочия субъекту (собственнику) владеть, использовать и распоряжаться принадлежащим ему имуществом (производственными силами и производственными вещами). В экономическом смысле собственность - это хозяйственные отношения между людьми, возникающие а процессе производства на основе владения средствами производства по экономической реализации собственности, хозяйственному использованию материальных средств и присвоению факторов производства.

Отношения собственности и производственные отношения в целом определяют экономический строй данного общества, экономическую сферу, а в единстве с производительными силами составляют способ производства, являющийся основой существования общества. Способ производства (производительные силы и производственные отношения) во многом определяют социальную сферу, социальную структуру общества.

Социальная сфера есть исторически сложившаяся, относительно устойчивая система связей между различными элементами общества как целого: отдельными индивидами и социальными общностями (род, племя, народность, нация, семья), классами, социальными группами, слоями. Социальная сфера охватывает интересы классов и отдельных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга и характеризует взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Уровень развития этой сферы отражает степень развитости общественных отношений в обществе, место человека в обществе, его социальный статус.

Каждой цивилизации, каждой общественно-экономической формации, каждому исторически определенному способу производства соответствует и своя социальная сфера. Социальные общности являются основой, на которой складываются социальные системы. Социальные общности функционируют и развиваются на основе социальных связей и взаимодействия ее элементов - индивидов. Социальная связь - это совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в определенное время для достижения тех или иных целей.

Выделяют следующие элементы социальной сферы общества:

социально - классовые общности - строжайшее деление общества на классы, социальные слои, прослойки, социальные группы на основе общественного разделения труда, способа производства и отношений к средствам производства;

социально - этнические общности - отражающие деление общества на нации, народности, племена, рода;

социально - демографические общности. Они отражают деление общества по полу, поколениям, на семьи, по регионам проживания, профессии, динамике рождаемости, смертности, миграции. (Демография – греч. Народоописание, наука о народонаселении, его структуре);

социально - территориальные общности (поселенческие) - отражающие различие между городом и деревней;

профессиональные общности - отражающие различие между людьми по отраслям хозяйства и трудовым коллективам.

О роли и месте социальных общностей существуют различные точки зрения. Одни считают, что ядром социальной структуры общества, являются нации, другие, что группа ученых интеллектуалов, третьи, что это классы. Диалектический материализм признает социально – классовые общности ядром социальной системы, исходя из признания решающей роли экономики, определяющей роли производственных отношений.

Деление общества на множество социальных общностей показывает сложное переплетение потребностей, интересов, целей различных групп в систему (которая не всегда видится как система) их отношений. Интересы, цели этих групп носят порой такой разнонаправленный характер, что это ведет к социальным коллизиям, взрывам. Поэтому перед обществом возникает проблема необходимости регулирования отношений с помощью социальной политики.

Политическая сфера общества - это область политических отношений. В ней социальные цели достигаются (индивидом, социальной группой или общностью в целом) политическими средствами в форме активного социального действия государства, партии, больших масс людей. Политическая сфера тесно связанна с другими сферами общественной жизни. Взаимосвязь политической сферы с экономической, социальной и духовной сферами характеризуется политикой. Политика - это особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения определенной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах, как правящего класса, так и общества в целом.

Политическая сфера как система - это область общественной жизни, охватывающая отношения людей и их социальных общностей по поводу завоевания, удержания, использования публичной власти и влияния на нее. Политические отношения - это форма реализации интересов социальных групп, слоев, классов и выполняющие в системе общественных отношений функцию управления и контроля за социальным поведением индивидов и общностей.

Духовная сфера жизни общества - это необходимая подсистема общественной жизни, сущность которой состоит в активном отражении общественным сознанием общественного бытия и удовлетворения тем самым духовных потребностей общества духовными ценностями, осуществляя тем самым процесс формирования личности определенного социального типа и общественного сознания. Духовная жизнь общества выступает в виде духовного производства как особой формы деятельности по формированию общественного сознания, отражающего общественное бытие.

Особое значение в обществе, как системе, играют социальные институты. Проблемой социальных институтов и социализации общественной жизни занимались представители различных школ и направлений. В целом в современной западной социологии и социальной философии под социальными институтами понимают устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Общим критерием, на наш взгляд, введение понятия «социальный институт» служит потребностью выразить определенную реальность, которая не может быть адекватно выражена с помощью другого понятия. Качественное отличие социальных институтов от формирующихся в обществе социальных, социально-демографических, этнических и других групп людей заключается в том, что они есть результат целенаправленной деятельности людей, реализации их целевых установок. Мера воплощения ценностей общества в социальных институтах определяет их роль и сплоченность, мотивацию поведения индивидов. Это характеризует целостность, интеграцию всей общественной системы, совпадение интересов общества и личностей. Следует отличать «социальный институт» от конкретных организаций и социальных групп. Например, понятие «институт моногамной семьи» подразумевает не одну семью, а комплекс норм, реализующийся в бесчисленном множестве семей определенного вида. Таким образом, для определения понятия «социальный институт» необходимо выявить те функции, которые он выполняет. Диалектика социальных институтов различных сфер общественной жизни вытекает из диалектики сфер общества как системы.

Итак, в философском аспекте сущность материалистического понимания общественной жизни заключается в том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Основой анализа общества и его развития является закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию и обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Общественное бытие - это материальная жизнь общества и материальные отношения людей к природе в процессе производства материальных благ, и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства. Общественное сознание - это совокупность идей, взглядов, теорий отражающих общественное бытие, духовная сторона исторического процесса, имеющая различные уровни и формы, как целостное духовное явление, а не сумма индивидуальных сознаний. Нельзя отождествлять реальное общество и его идеализированную модель. Отличие реального общества от идеализированной модели заключается в том, что события реальной жизни носят неповторимую индивидуальную окраску, а сложная взаимосвязь явлений, нередко усложняется субъективизмом и волюнтаризмом. Теоретический анализ общества дает возможность рассмотреть его в качестве целостного организма во взаимосвязи всех его частей и элементов. Он осуществляется на базе идеализированного объекта. При этом могут быть различные методологические подходы, исходя из понимания первичного и вторичного (например, какую сферу общественной жизни мы принимаем за определяющую: экономическую, социальную, политическую или духовную). Идеализированная модель общества дает возможность исследовать его реальную историю, задает исходные принципы подхода к ее изучению. Такие принципы, как объективность, научность, всесторонность, конкретность, классовый и общечеловеческий подход позволяет не просто фиксировать хронологию событий, а вникнуть в их сущность. Это особенно важно при изучении и анализе политической истории ХХ века.

Диалектико-материалистический подход к анализу общественной жизни позволил увидеть, что развитие общества - это закономерный исторический процесс, в основе которого лежит диалектика объективного и субъективного факторов. Однако абсолютизация формационного подхода ведет к отвлечению от особого и единичного. Неповторимость развития мировой истории позволяет выразить цивилизационный подход.

Русский философ Н.Я. Данилевский свою оригинальную концепцию изложил в книге «Россия и Европа». По мнению Данилевского, общечеловеческой цивилизации нет и быть не может. Существуют лишь различные культурно-исторические типы цивилизации, такие, как египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, семитский, греческий, римский, германо-романский и славянский, последний из которых только начал своё оформление. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются цивилизации другого типа.

Культурно-исторические типы подобны живому организму и находятся в беспрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Каждый культурно-исторический тип выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, составляют нечто всечеловеческое. Лишь немногие народы смогли стать культурно-историческим типом. Некоторые из них имеют только одну основу - религиозную, художественную или политическую и лишь немногие - две или несколько основ. Каждая цивилизация возникает, развивает свои собственные формы и ценности, а затем погибает вместе с ними.

Данилевский особое внимание уделял изучению славянского культурно-исторического типа, считая, что пришло время для его развития. К его точке зрения с интересом относились Ф.М. Достоевский и В.С. Соловьёв, однако они критиковали его за ряд недостатков, в частности, за отрицание факта единства человечества и общечеловеческих идеалов. По выражению В.С. Соловьёва, видеть в культурно-историческом типе высшее и окончательное выражение социального единства - значит, признать человечество за пустую абстракцию. Как бы ни были своеобразны культуры отдельных народов, у них есть и общие черты: материальное производство, техника, язык, как средство общения, художественное творчество, мифы, брачные отношения. Вместе с тем, после Данилевского представления о культурном процессе стали глубже и богаче.

Предложенную Данилевским теорию культурно-исторических типов продолжает и развивает один из крупнейших философов ХХ века О. Шпенглер. На богатом конкретном материале, заимствованном из истории науки, искусства, религии, политики, экономики основано наиболее значительное произведение Шпенглера - книга с символическим названием – «Закат Европы», вышедшая в 1918 – 1922 годах. Выступая против европоцентризма, историзма и «линейной» направленности в понимании общественного развития, Шпенглер противопоставляет им учение о множественности культур, равноценных по уровню достигнутой ими зрелости. Он выделяет и описывает восемь завершенных культур: это египетская, индийская, вавилонская, китайская, византийско-арабская, апполлоновская (греко-римская), культура майя и западноевропейская (фаустовская) культура. Русская пока только нарождается. Культура - это сложившаяся в веках историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Со временем гибкие органы культуры отмирают, преобладает интеллектуализм, техницизм, отказ от непосредственного и творческого восприятия мира и культура перерождается в цивилизацию - последнюю и неизбежную фазу всякой культуры. Подобно живому организму любая культура проходит стадии юности, расцвета, зрелости, увядания. Круговорот культур и составляет саму «жизнь», историю. Продолжительность цикла достигает 1200 - 1500 лет, затем культура гибнет и, хотя её памятники могут использоваться в других культурах, заимствование её внутренних принципов невозможно.

В дальнейшем основное формирующее влияние на теорию цивилизаций оказали работы английского философа и историка А. Тойнби, прежде всего его «Постижение истории», вышедшее в 12-ти томах в 1930-50-х годах. Динамика цивилизаций определяется «законом вызова и ответа». «Вызов» создаёт историческая ситуация, а адекватный или неадекватный ответ даётся той или иной цивилизацией. Заслуга адекватного ответа принадлежит «творческому меньшинству» общества, которое властвует. Затем это меньшинство консервирует власть, теряет творческие способности к адекватному ответу, что и приводит к надлому, а затем, при определённых условиях, к гибели цивилизации.

Многие мыслители ХХ века вслед за Шпенглером будут отмечать наступление эпохи кризиса затрагивающего почти всю жизнь общества. Такого мнения придерживался, например, П.А. Сорокин

Подводя итог можно сделать вывод, что цивилизация более широкое понятие, чем общественно- экономическая формация. Цивилизацию можно было бы определить как целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Формация теоретически абстрактна, цивилизация исторически конкретна. Цивилизационный и формационный подходы дополняют друг друга. Философы, исследующие общество обращаются и к плюралистическим моделям, рассматривающим общество как переплетение различных его сфер, при отсутствии единого основания.

История общественного развития представляет собой сложный результат взаимодействия экономического, социального, политического и духовного факторов. Наряду с классовым анализом общества существует теория «социальной стратификации», основные идеи которой сформулированы русским философом П. Сорокиным. Во многом Сорокин пошел дальше Маркса в углубленном изучении общества. Страт (слой) – это группа людей, отличающихся по своему положению в социальной иерархии. Основа и сущность социальной стратификации – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, власти и влияния. Сорокин выделил три стратификационные структуры:

Экономическую структуру (неравенство в доходах, уровне жизни);

профессиональную (деление людей по принципу - руководитель - подчиненный);

политическую (деление на правителей - элиту и управляемых – массу).

Важной стороной функционирования социальной сферы является социальная мобильность, горизонтальная (внутри одного слоя, например перемена места жительства) и вертикальную (переход из низших страт в высшие страты). Восходящая мобильность, превращающая открытое общество в общество равных возможностей, но этот процесс сложен и иерархия общества сохраняется.

В философской литературе движущие силы общества нередко связывают лишь с прогрессивными историческими преобразованиями. Такая точка зрения представляется односторонней, упрощенной. История общества – это целостный процесс, который складывается из сложного взаимодействия и противоборства различных классов, наций, народов, индивидов. Всякая деятельность людей является движущей силой, а не только та, которая способствует поступательному развитию истории.

Осознанные интересы приобретают значение идеальных побудительных сил целенаправленной деятельности людей. Без учета интересов различных социальных групп общества невозможно научное понимание путей его развития, в том числе и реформирование российского общества. Социальная философия, исследуя закономерности общественных процессов, анализирует возможности разных общностей и личностей воздействовать и направлять социальное развитие. Наряду с позитивной оценкой роли народа в общественном процессе широкое распространение получила концепция, рассматривающая его разрушительной силой.

Необходимо, кроме того, сравнить понятия «человек», «индивид», «индивидуальность». Понятие человек – родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поэтому человек – существо биосоциальное, то есть включает как обще социальные черты, так биологические. Индивид – отдельный, единичный человек. Личность фиксирует социальный аспект жизнедеятельности человека. Человек рождается и формируется как личность в контексте культуры. Сущность человека нельзя рассматривать вне его социальных связей. Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система. Она вкючает интеллектуальные, социокультурные и морально - волевые качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Понятие индивидуальность характеризует уникальность, неповторимость, присущую личности. Личность характеризует свобода выбора и сознание ответственности, как за свои поступки, так и перед другими людьми. Человеком рождаются, индивид воспитывается, личностью становятся.

Социализация личности – это процесс вхождения в социальную среду и приспособления к ней, освоения социальных ролей, определения своих интересов, потребностей и реализация жизненных целей. Выяснение основных характеристик личности позволяет характеризовать ее роль как движущей силы истории. В личностях, их действиях находит свое проявление роль народа, классов, других социальных общностей.

Долгое время недооценивалась в отечественной философской литературе роль личности как активного субъекта истории. Объективные законы общества противопоставлялись деятельности людей. Утверждался приоритет классов, коллективов перед личностью. Личность в определенной мере принижалась и подчеркиванием роли выдающихся личностей. Сегодня, в условиях усиливающейся свободы возрастает значение самовоспитания, самореализации личности, сознательного выбора себя, своего места в меняющемся мире. В условиях демократии в обществе наблюдается возрастание значения коллективного субъекта в истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 552; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.