Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предубежденность монотеистического мышления




БОГ ИЛИ БОГИ?

Что же в действительности скрывается за обликом Элоги-ма? И к кому он обращается, когда говорит: "Сотворим людей по нашему образу и подобию"? Присутствовали ли при акте со­творения еще и другие боги? И кто были эти другие "боги", которым израильтянам было запрещено поклоняться?

За последние сто лет в бывшей Месопотамии" (в современ­ном Израиле) были раскопаны тысячи глиняных табличек, воз­расте которых около б тысяч лет. В этих табличках содержится огромная информация о древних цивилизациях, представители которых верили во множество самых разнообразных богов. В ре­зультате археологических и лингвистических исследований было установлено, что концепция Элогима восходит к вавилонскому эпическому источнику, именуемому "Энума Элиш". Это эпи­ческое повествование рассказывает о сотворении неба и земли вавилонским богом по имени Мардук. Сходство между Книгой Бытия и текстом "Энума Элиш" поразительно — только в пер­вой сотворение неба и земли приписывается Богу, а во втором буквально то же самое совершает Мардук. Таким образом, и в том и в другом случае предпринимается попытка восславить свер­шения всемогущего божества. И оба текста как будто сопернича­ют друг с другом в этом. И не подлежит сомнению, что евреи, будучи в плену в Вавилоне, познакомились с текстом "Энума Элиш", который был самым священным ритуальным текстом в Вавилоне на протяжении более тысячи лет, и испытали на себе его влияние.

И нас нисколько не должно удивлять, что в библейском рассказе о сотворении человечества также просматриваются


параллели с древними текстами. В одном из месопотамских ис­точников приводятся распоряжения, которые, дает бог, совер­шающий акт творения:

"Смешайте сердцевину с глиной,

Взятой из Основания Земли,

Как раз над Абзу —

И слепите ее в форме стержня.

Я найду хороших, знающих молодых богов,

Которые приготовят глину нужном качества"12.

Что же такое эта "глина", из которой был сотворен чело­век? В Библии тоже говорится, что человек был создан из "пыли (праха) земной"13. С научной точки зрения это возмутительное заявление, но действительно ли тот материал, из которого мы были созданы, была "пыль" или "глина"? Один известный уче­ный указал, что примененное в Книге Бытия древнееврейское слово "tit" перешло из самого древнего шумерского языка. На шумерском TI.IT означает "то, что обладает жизнью". Так, мо­жет быть, Адам был создан из уже живой материи?

Что же произошло после сотворения первого человека, Ада­ма? В Библии говорится, что Бог создал сначала "мужчину", а затем "мужчину и женщину" и что при этом была осуществлена операция:

"Тогда Господь Бог погрузил человека в глубокий сон и, пока тот спал, вынул у него одно ребро, а потом срастил кожу человека в том месте, откуда вынул ребро. Господь Бог взял ребро, вынутое у человека, и создал из него женщину..."14

Но действительно ли речь идет о ребре? В шумерском языке слово TI может означать как "ребро", так и "жизнь". Итак, мож­но представить себе, что у Адама была взята его жизненная суб­станция, чтобы создать первую женщину. В наши времена мы посчитали бы, что это ДНК из клетки человеческого организма.

В одном древнем источнике, известном по имени его глав­ного героя — Атрахасис, сотворению человека посвящена сот­ня строф и приводится значительно больше подробностей, чем в Книге Бытия. Здесь мы видим уже не одного Бога, а многих богов, выполняющих различные функции. По тексту этого ис­точника один из богов, по имени Энки, отдает приказы, а ему помогает богиня по имени Нинти, что на шумерском языке оз­начает "Владычица ребра" или "Владычица жизни":


Нинти отщипнула четырнадцать кусков глины;

Семь из лих она положила справа,

Семь отложила слева,

Между ними положила форму.

...Волосы она...

...Нож для отрезания пуповины...

Мудрая и ученая

Богиня приняля дважды семь родов,

Семь родилось мужского рода,

Семь — женского рода.

Богиня Рождения вызвала

Порыв дыхания жизни.

Они создавались парами,

Они создавались парами в ее присутствии.

Эти создания были людьми,

Созданными Богиней-Матерью.

Лишь теперь, в конце XX века, мы можем признать воз­можность того, что описанные здесь, в древних источниках, про­цессы создания людей — мужчин и женщин — были осуществ­лены путем научного процесса клонирования (см. главу 2).

Эти новые существа называются в шумерских текстах LU. LU, что в буквальном переводе означает "смешанные". Приведен­ные выше слова о взятой с земли глине, которую "молодые зна­ющие боги" доводят до нужной кондиции, может означать, что человек был создан как гибрид из бога и примитивного челове­кообразного.

Но зачем был создан человек? В Библии упоминается толь­ко, что до сотворения человека некому было обрабатывать зем­лю.13 Но в "Атрахасисе" даны более обстоятельные объяснения:

"Когда боги, как люди, работали и тяжело трудились, труд бо­гов был изнурительным, работа была тяжела, они выбивались из сил".

В "Атрахасисе" описывается, как боги взбунтовались про­тив своего лидера Энлиля. Тогда вызвали с небес отца богов Ану, чтобы он принял участие в совете богов. И тогда бог Энки (известный также под именем Эа) предложил такое решение:

"Пока здесь присутствует Богиня Рождения, Пусть она сотворит простого рабочего. Пусть он пашет землю, пусть он снимет бремя труда с богов!"


В древней версии о Потопе также содержится больше под­робностей, чем в Библии, и тоже представлена картина много­божия. Одним из таких источников является "Поэма о Гильга-меше". Главного героя этого сказания о Потопе зовут Ут-на-пишти, а не Ной, но по существу их истории совпадают. Един­ственное отличие в том, что один из богов — Энлиль — хочет гибели человека, тогда как другой — Энки — старается его спа­сти. Ученые, исследовавшие эти древние тексты, не расходятся во мнениях о роли этих богов, но трудно отыскать хотя бы одну-единственную публикацию, в которой прямо или косвенно эти повествования не именовались бы мифами.

Не страдает ли кто-либо из нас предвзятостью, если мы называем рассказ, написанный на глиняной табличке 5 тысяч лет назад, мифом, а то, что изложено в Книге Бытия 2500 лет назад, считаем реальными фактами? В конце концов, основной сюжет и главные события одни и те же. Различия носят чисто теологический характер: в древних рукописях говорится, что че­ловек был создан "по образу и подобию" не одного Бога, а мно­гих богов.

Какие обстоятельства заставляли разумных и цивилизован­ных людей в древности верить во многих богов? Какое зерно истины могло быть в этих библейских и месопотамских мифах? Принятая нами в XX веке система представлений делает для нас затруднительным даже задаваться этим вопросом и тем более — отвечать на него.

Почему нам так трудно принять концепцию многобожия? Суть дела состоит в формах нашего восприятия и в нашей тер­минологии — наследии двух тысяч лет монотеизма. Движение к верованию в единого Бога не только исказило изначальный смысл Ветхого Завета, но, что еще более важно, оно затуманило наше мышление.

То же относится и к исламу — еще более жесткой религии. У Бога мусульман есть собственное имя — Аллах; это не просто абстрактное понятие Бога, как в религии западного мира. Свя­щенная книга мусульман Коран является будто бы Словом Бо-жиим, которое архангел Гавриил поведал пророку Мухаммеду. Однако начало истории ислама было далеко не спокойным. К нашему удивлению выяснилось, что не только на Западе рели-


гиозному монотеизму пришлось вести жестокую битву за гос­подство.

Карен Армстройг пишет об этом:

"В первые три года своей миссии Мухаммед никак не под­черкивал монотеистическую сущность своего учения, и люди, вероятно, полагали, что могут по-прежнему, наряду с Высшим Богом-Аллахом, поклоняться традиционным божествам Аравий­ского полуострова, как это было всегда. Но когда Мухаммед осу­дил эти древние верования как идолопоклонство, он сразу же потерял большую часть своих последователей, и ислам превра­тился в презираемую и гонимую религию меньшинства".

Все мы, жители западных стран, с детских лет ориентиро­ваны на веру в единого Бога. Представление о едином Всемогу­щем Боге заложено в нас уроками Библии в школе, а у многих также — воскресными службами и молитвами дома и в церкви. Разум ребенка — пытливый и жаждущий знаний и радостей — чрезвычайно впечатлителен. Социологи полагают, что большую часть культурных навыков и представлений о моральных ценно­стях человек приобретает в возрасте до 10 лет. А в этом возрасте детей не поощряют подвергать сомнению то, что им говорят взрослые.

Лет с 15 мы начинаем приобретать научные познания, ко­торые подчас расходятся с нашим религиозным воспитанием. К сожалению, мало кто пытается осмыслить это противоречие. И действительно, кто может выкроить свободное время для фило­софствования, когда все обременены работой, семейными за­ботами и рутиной обыденной жизни? Поэтому вопросы о Боге неизбежно отодвигаются на задний план. Таким образом, боль­шая часть людей во взрослом возрасте твердо убеждена, что Иисус — сын единого Бога, и чаще всего имеет весьма туман­ное представление о Боге Ветхого Завета. Итак, постулат о еди­ном Боге у нас принимается безоговорочно и укореняется в со­знании поколений — в отличие от других стран, где религия, например индуизм, продолжает признавать множество различ­ных богов.

Учитывая такой идеологический фон, неудивительно, что наши представления заставляют нас противиться мысли о том, что человек был создан многими богами. Такое предположение представляется нам чуждым и бессмысленным. Но в действи­тельности это вопрос терминологии. В наших словарях имеется два главных определения "Бога". Первое — это Высший Вечный Бессмертный Бог, которого мы все при некоторых небольших различиях в общем и целом воспринимаем одинаковым образом.


И второе значение, когда слово "бог" пишется с маленькой бук­вы, — "сверхъестественное существо", либо изображение его, или его идол. Само слово "сверхъестественное" наводит на мысль о чем-то ненаучном и нереальном. Когда мы пытаемся предста­вить себе, что 'йоги" присутствовали при процессе Сотворения или при Потопе, наш интеллект автоматически отбрасывает эту идею.

Чтобы преодолеть этот терминологический барьер, давайте рассмотрим вкратце один современный миф о богах — порази­тельную, но абсолютно достоверную историю о "культе само­летных грузов".

В 1930-е годы американские и австралийские самолеты вре­мя от времени пролетали над отдаленными районами Новой Гвинеи. Они сбрасывали груз в джунглях для наступающих войск. Летчики из экипажей встречались с местными туземцами, ди­карями, которые были обычно полностью изолированы от внеш­него мира. Летчики часто дарили туземцам кое-что из привезен­ного груза — жевательную резинку, кока-колу и другие образ­цы предметов современной цивилизации. Такая щедрость про­извела на туземцев неизгладимое впечатление — они считали, что "большие птицы" будут и впредь привозить им "груз" (про­мышленные товары). Когда "пришельцы" улетели, туземцы, пытаясь заманить их обратно, строили грубое подобие взлетных дорожек. Это просто уму непостижимо, но они умудрялись стро­ить даже своеобразные модели радиопередатчиков из бамбука и деревянные макеты самолетов.

Эти туземцы с Новой Гвинеи рассказывали легенды о своих "богах", которые спустились с неба и одарили их подарками, а затем снова улетели. Таким образом, сложилась вера, наподобие религиозной веры, и в конце концов разные "боги" слились в единое божество, именуемое "Джон Из". По-видимому, имя бога образовалось из имен "пришельцев", которые обычно представ­лялись туземцам как "Джон из Бостона", "Джон из Нью-Йор­ка" и т.д. Хотя сейчас у туземцев Новой Гвинеи существуют постоянные контакты с западной культурой, многие из них и до сих пор верят в своего бога "Джон Из". Другие же поняли связь, существующую между их культом самолетов и настоящей авиа­цией внешнего мира, поняли, что их "бог" или "боги" — это просто люди.

Какие выводы мы можем сделать из этой поразительной, хотя и абсолютно подлинной истории культа самолетов? По-видимому, то, что идолы, мифы и легенды могут являться отра­жением совершенно реальных событий и что менее развитые


народы могут принимать за богов людей из плоти и крови. Древ­нееврейское слово "Элогим", которым обозначается единый глав­ный Бог, происходит от аккадского слова ILU, что означает "Все­вышний". Терминологический барьер часто мешает понять то, что, возможно, пытались нам сказать древние люди.

Отныне и впредь каждый раз, когда я буду говорить о "бо­гах", под этим следует понимать таких же, как и мы, людей из плоти и крови, просто владеющих более передовой технологией. В конце концов, если мы когда-нибудь отправим астронавтов на другую планету с отсталой культурой, разве не станут абориге­ны поклоняться нам как "богам"?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.112 сек.