Результатом обучения в рамках дисциплины является формирование у студента следующих компетенций:
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
- владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОПК-6);
- знанием основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умением применять их на практике (ПК-30);
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
- предмет, метод и основные категории науки конфликтологии;
- место и роль конфликтов в развитии индивида, социальных групп и общества в целом;
- причины возникновения особенности протекания и методы управления конфликтами и
стрессами в организации.
Уметь:
- диагностировать конфликты в организации, выявлять тип и причину конфликта;
- разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в т.ч. с использованием современных средств коммуникации.
Демонстрировать навыки и опыт деятельности:
- Демонстрировать элементарные навыки анализа межличностных и организационных конфликтов;
- технологии управления конфликтами;
- выбор стратегий эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
- простейшие приёмы саморегуляции, снятия стресса и предупреждения
профессионального выгорания.
Объем времени, отведенный на освоение
майнора
Виды учебной работы
Аудиторные занятия, час.
Самостоятельная работа, включая все виды аттестации, час.
Промежуточная аттестация, (зачет), час.
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы
Всего часов
В том числе контактная работа (час.)*
7,65
0,25
Общий объем майнора по учебному плану, час.
Общий объем майнора по учебному плану, з.е.
*Контактная работа составляет:
в п/п 2,3,4 - количество часов, равное объему соответствующего вида занятий;
в п.5 – количество часов, равное объему времени, выделенному преподавателю на консультации в группе (15% от объема аудиторных занятий)
в п.6 – количество часов, равное объему времени, выделенному преподавателю на одного студента на проведение зачета по майнору.
СОДЕРЖАНИЕ майнора[Майнор может содержать деление только на разделы, без указания тем]
Код
раздела, темы
Раздел, тема
майнора*
Содержание
Р1
Раздел I. Конфликт. Научный подход к изучению конфликтов
1.1 Понятие конфликта. Научные определения конфликта. Признаки конфликта.
1.2 Конфликтология, как наука, изучающая конфликты. Современное понимание предмета и задач конфликтологии. Основные проблемы конфликтологии.
1.3 Методы исследования конфликтов. Значение конфликтологии для личности, менеджера органов управления.
Р2
Раздел II. Философско-социологическая традиция изучения конфликтов
Социальный конфликт как объект научного исследования. Социология конфликта, ее предмет, объект, методы. Основные теории социального конфликта.
Направление социал-дарвинизма (Л.Гумплович, Г.Ратценхофер,У.Самнер). Проявление борьбы за существование в человеческом обществе.
Функциональная («равновесная») модель общества (Г.Спенсер, Э.Дюркгейм). Конфликт как болезнь: точка зрения социальной экологии.
Конфликтная модель (К.Маркс, Г.Зиммель, Р.Дарендорф). Конфликт – естественная характеристика социальных отношений. Диалектическая теория конфликта К.Маркса. Теория конфликта Г.Зиммеля. Конфликтная модель общества Л.Козера и Р.Дарендорфа. Позитивные функции конфликта.
Основные принципы современной конфликтологии.
Р3
Раздел III. Психологическая традиция изучения конфликтов
Интропсихическая интерпретация конфликта. Психодинамические подходы (З.Фрейд, Э.Эриксон). Естественные противоречия между различными сферами личности, как потенциальный источник конфликтов.
Трансактный анализ (Э.Берн): конфликт, как следствие несбалансированного ролевого поведения.
Феноменологический подход Б.Хеллингера: конфликт, как следствие системных влияний.
Ситуационные подходы (бихевиоризм): исследование конфликта как реакции на внешнюю ситуацию. Исследования М.Дойча и М.Шерифа.
Когнитивистские подходы: конфликт как когнитивный феномен. «Теория поля» К.Левина.
Современные тенденции в подходе к конфликтам.
Р4
Раздел IV. Типология конфликтов
Основания, критерии для типологии конфликта. Основные типы конфликтов (внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые, межнациональные, межпоколенческие, политические, этническийе конфессиональныйе организационные, семейно-бытовые).
4.1 Личностные (внутриличностные) конфликты и кризисы. Основные понятия и особенности. Описание психологических конфликтов (В.С.Мерлин, Шипилов А.И., Гришина Н.В.).
Мотивационные конфликты (К.Левин).
Когнитивные конфликты. Теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера.
Ролевые конфликты.
4.2 Межличностные конфликты. Определение, особенности и причины.
Позиция психоанализа в рассмотрении межличностных конфликтов.
Потребности и конфликт (К.Левин).
Влияние контекста общей системы взаимодействия на конфликты (М.Дойч).
4.3 Межгрупповые конфликты, их особенности и причины возникновения.
4.4 Организационные конфликты.
Р5
Раздел V. Феноменология конфликтов
Категории проблемного поля описания конфликтов. Характеристики конфликта.
5.1 Структурные характеристики конфликтов (стороны, условия, предмет конфликта, действия участников, исход). Возникновение конфликтной ситуации и инцидент.
5.2 Динамические характеристики (стадии развития конфликта, процессы на них возникающие, регуляторы динамики конфликта).
5.3 Динамика социального конфликта. Объективно-субъективная природа конфликта.
Возникновение конфликта: оценка ситуации. Восприятие ситуации. Определение ситуации как конфликтной. Факторы определения ситуации в качестве конфликтной. Синтез ситуационного и личностного подходов. Возможные стратегии реагирования участников в конфликте.
5.4 Конфликтное взаимодействие. Мотивы и цели участников взаимодействия. Стратегии и тактики взаимодействия. Регуляторы конфликтного взаимодействия.
5.5 Завершение. Отличие завершения от разрешения конфликта. Модели развития межличностной конфликтной ситуации.
5.6 Конфликтное поведение. Типы конфликтных личностей.
Р6
Раздел VI. Разрешение конфликтов
6.1 Конфликтологическая традиция разрешения конфликтов. Управление конфликтом на разных его этапах.
Основные понятия управления конфликтами. Конструктивное или деструктивное развитие конфликтов – факторы их «управляемости».
Конфликт как позиционный торг, жесткая и мягкая позиция. Стратегии ("смягчения", "смещения", трансформации конфликта) и модели (силовая, конструктивная, интегративная) разрешения конфликта.
6.2 Переговоры и посредничество в конфликте.
Сущность переговоров. Основные принципы ведения переговоров. Виды и типы переговоров (переговоры с предъявлением требований, торговые переговоры, переговоры через посредника).
Посредничество и конфликт. Цель посредничества. Переговоры с участием третьих сторон. Роль посредника. Профессионализация посредничества. Правила поведения коммуникационная техника посредника.
Арбитраж.
Р7
Раздел VII. Способы предотвращения конфликтов. Профилактика. Саморегуляция и эффективное взаимодействие в конфликте.
7.1. Предотвращение конфликта: этапы, условия, процедуры. Информационные технологии предотвращения конфликтов. СМИ как инструмент управления социальной ситуацией. Информационный обмен. Способы и приемы противодействия и нейтрализации слухов. Коммуникативные технологии предотвращения конфликтов. Непосредственное общение как условие профилактики социальных конфликтов. Изучение и учет групповых установок, ценностей, оценок. Социально-психологические технологии предотвращения конфликтов. Организационные технологии предотвращения конфликтов.
7.2. Способы саморегуляции эмоционального состояния в конфликтных ситуациях. Приемы эффективного взаимодействия в конфликте (ассертивное взаимодействие, разрушение ролевых стереотипов, варианты реагирования на агрессию).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
3.1. Распределение аудиторной нагрузки и мероприятий самостоятельной работы по разделам майнора
Объем майнора (зач.ед.):3
Раздел майнора
Аудиторные занятия (час.)
Самостоятельная работа: виды, количество и объемы мероприятий
Код раздела, темы
Наименование раздела, темы
Всего по разделу, теме (час.)
Всего аудиторной работы (час.)
Лекции
Практические занятия
Лабораторные работы
Всего самостоятельной работы студентов (час.)
Подготовка к аудиторным занятиям (час.)
Выполнение самостоятельных внеаудиторных работ (колич.)
Подготовка к контрольным мероприятиям текущей аттестации (колич.)
Подготовка к
промежуточной аттестации по майнору(час.)
Всего (час.)
Лекция
Практ., семинар. занятие
Лабораторное занятие
Всего (час.)
Домашняя работа*
Графическая работа*
Реферат, эссе, творч. работа*
Проектная работа*
Расчетная работа, разработка программного продукта*
Расчетно-графическая работа*
Домашняя работа на иностр. языке*
Перевод инояз. литературы*
Всего (час.)
Контрольная работа*
Коллоквиум*
Зачет
Р1
Конфликт. Научный подход к изучению конфликтов
9,0
3,0
3,0
0,0
0,0
Р2
Философско-социологическая традиция изучения конфликтов
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление