Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О. В. Ковалева




Повышение квалификации в области экологического обрАзования

 

УО «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»,

г. Гомель, Республика Беларусь, e-mail: [email protected]

 

Введение. Экологическое образование и воспитание – актуальная социально-экономическая, психолого-педагогическая и гуманитарно-этическая проблема, содержанием и сущностью которой является процесс формирования у личности ответственного отношения к природе. Важность экологического воспитания
и образования не нуждается в доказательствах. Особое внимание к нему объясняется двумя причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание
и образование как непрерывный систематический процесс в течение всего периода обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры. Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе экологического воспитания и образования, является экологическая ответственность, проявляющаяся в адекватном, то есть ответственном отношении личности к природе. Экологические представления проникают во все сферы научной и общественной жизни, являются фактором, объединяющим мировое сообщество в процессе глобализации. Экология становится лидером научной картины мира, а экологическое образование играет приоритетную и системообразующую роль по отношению
к образованию в целом [1].

Сложно также переоценить значение информации и процессов информатизации общества в XXI веке. Информация с каждым днем становится все более важным ресурсом, обеспечивающим развитие общества. Развитие компьютерной техники обусловливает не только улучшение обработки уже используемых видов данных, но и постоянное привлечение новых видов данных, компьютеризацию новых областей знания и управления. Программные и технические средства, реализующие информационные технологии на практике, предназначены для обеспечения доступа к информационным ресурсам. Подавляющее количество информации реального мира и практической деятельности: техники, экономики, экологии, политики, менеджмента – имеет пространственную привязку. В настоящее время важную часть новых информационных технологий составляют системы обработки пространственной информации, и главную роль здесь играют географические информационные системы.

Цель работы – способствовать повышению эффективности экологического образования учителей.

Результаты исследования и их обсуждение. УО «ГГУ имени Ф. Скорины» участвует в международном проекте «Экологическое образование для Беларуси, России и Украины (проект EcоВRU)», выполняемого в рамках программы Tempus TACIS Европейского сообщества. Проект направлен на повышение квалификации учителей общеобразовательных школ, преподавателей ССУЗов, ВУЗов и предусматривает разработку учебных программ по экологическому образованию в системе непрерывного образования учителей и преподавателей в контексте многоуровневой системы образования в Беларуси, России и Украине; тестирование, внедрение, признание на официальном уровне и последовательное использование дистанционных учебных курсов по экологии в контексте многоуровневой системы образования; модернизацию существующих учебных программ в контексте экологического образования и защиты окружающей среды.

Координатором проекта выступает Университет Бремен. Участниками консорциума являются 7 стран (Федеративная Республика Германия, Словацкая Республика, Чешская Республика, Латвия, Россия, Республика Беларусь, Украина).
В реализации проекта задействованы университеты из Гомеля, Минска, Витебска, Горок, Пинска, Липецка, Магнитогорска, Новгорода, Новосибирска, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербурга, Симферополя, Киева, Черновцов, Переяслав-Хмельницкого.

В рамках проекта EcоВRU преподавателями УО «ГГУ им. Ф. Скорины» совместно с партнерами (УО «Витебский государственный технический университет», УО «Полесский государственный университет»)разработаны и внедрены учебные очные и дистанционные курсы по экологической тематике, соответствующие приоритетным направлениям государственных программ в области экологического образования в контексте многоуровневой системы образования. Курсы ориентированы, в первую очередь, на учителей общеобразовательных школ. Однако по этим программам могут проходить курсы повышения квалификации и для преподавателей колледжей, ССУЗов, ВУЗов.

Курс «Организация экологического образования в дополнительных формах обучения». В процессе обучения предполагается освещение следующих тем
и вопросов: проблемы экологического образования и воспитания во внеклассной работе со школьниками; требования к профессиональной деятельности педагога-эколога; экологическая компетентность учителя; социально-педагогическое сопровождение экологического воспитания школьников во внеклассной работе; современные подходы к проблеме экологического образования и воспитания; формы
и методы экологического образования и воспитания учащихся средних общеобразовательных школ; теоретические и методические основы проведения экологической работы в школе; формирование эколого-краеведческой компетентности обучающихся через различные формы учебной и внеклассной работы; опытно-экспериментальные работы по изучению атмосферного воздуха, водоемов, почв; работа экологического кружка; учебно-опытный участок, его структура; экологический отдел учебно-опытного участка; методы и средства изучения атмосферы, водоемов, почв; организация и проведение эксперимента; определение результативности экспериментальной работы; опытно-экспериментальные работы по изучению растительного и животного мира; изучение степени влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду; экологическое право; понятие об экологических проступках и правонарушениях; виды ответственности за нарушение экологического законодательства; правила поведения в экстремальных ситуациях; разработка дидактического материала экологического содержания, направленного на формирование экологической культуры и апробирование его в эксперименте; определение уровня экологической воспитанности учащихся; разработка диагностических методик оценивания; оценка сформированности экологической компетенции.

Курс повышения квалификации предполагает обеспечение слушателей теоретическими знаниями и методикой проведения занятий экологического содержания, позволит использовать полученные знания прикладного характера при проведении занятий с учащимися и окажет помощь в формировании экологического мышления.

Курс «Применение ГИС-технологий в экологическом образовании». Учебной программой курса предусмотрено изучение следующих вопросов: использование ГИС в географии и экологии; роль и место ГИС в природоохранных мероприятиях; ввод данных в ГИС; преобразование и анализ данных в ГИС; операции пространственного анализа; работа с базами данных природных показателей; ГИС в экологическом проектировании; математические и картометрические операции в ГИС; эколого-географическое картографирование; создание карт основных параметров природной среды в ГИС; моделирование развития экологической ситуации
в различных средах; создание трёхмерных моделей.

Курс позволит овладеть инструментами для изучения и моделирования одного из важнейших аспектов исследования экосистем – пространственного, оценивать и визуально представлять особенности формирования и развития экологических ситуаций в различных регионах, структуру экологических связей как между природными и природно-антропогенными территориальными комплексами, так и между подсистемами одного комплекса. Курс предполагает освоение конкретных методик экологического пространственного моделирования, современных технологий создания различных видов экологических карт и моделей поверхности, операций геоинформационного анализа используемых для изучения экосистем, их компонентов и существующих между ними пространственно-временных отношений. В курсе будут рассмотрены вопросы применения ГИС для решения практических задач
в природоохранной деятельности, работы с базами данных, существующих во всех организациях, занимающихся управлением и эксплуатацией окружающей среды, геоинформационного обеспечения природоохранных мероприятий.

Заключение. Обучение по различным тематикам, связанным с экологией, использованием земельных и водных ресурсов обусловлено потребностью страны в квалифицированных специалистах и экологически образованных руководящих кадрах, занимающихся управлением, использованием и охраной природных ресурсов. Также экологическое образование – необходимый фактор минимизации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В связи с экологической катастрофой на ЧАЭС необходимо радиоэкологическое образование различных групп населения, особенно учителей, которые в сельской местности являются основными носителями знаний о правилах проживания на загрязненной территории, о пользовании дарами природы, о применении альтернативных источников энергии и способствуют осознанию экологических угроз и общей ответственности за природные ресурсы. Изучение экологического законодательства, законодательства о юридической ответственности за экологические правонарушения, а также вопросов международно-правовой охраны окружающей среды будет способствовать повышению экологического сознания, правовой и экологической культуры специалистов. Правовая культура окажет большое влияние на охрану окружающей среды и защиту экологических прав человека, в том числе и права на благоприятную окружающую среду.

Литература

1. Моисеева, Л. В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики / Л. В. Моисеева // Успехи современного естествознания. – 2004. – № 7. –
С. 67–69.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.