Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Е. А. Боровнёва, В. И. Марцинкевич




И ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОВРЕМЕННОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО

СЕКЦИЯ № 4

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛОГИКО-СМЫСЛОВЫХ МОДЕЛЕЙ, ИХ ВКЛЮЧЕНИЕ В СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЮ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

УО «Мозырский государственный медицинский колледж», г. Мозырь,

е-mail: [email protected]

 

Одной из главных тенденций современного образования является его направленность на развитие личности учащегося (устранение познавательных затруднений, облегчение процесса понимания, максимальное развитие интеллектуальных способностей). Давно стало аксиомой, что в процессе познания человек должен сначала себе представить что-либо, а потом осмысливать, анализировать, описывать, систематизировать.

К выпускникам ССУЗов в современном обществе предъявляются высокие требования: необходимо адаптироваться в сложном современном мире, уметь находить знания самим. Учащиеся должны ощущать себя компетентными людьми в любой области, творчески мыслящими, успешными.

Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к учебе, то есть развития познавательной самостоятельности учащихся.

Требования к современному занятию побуждают педагога к необходимости искать эффективные методы преподавания, способствующие активизации мыслительной деятельности и развитию интереса к дисциплине. При этом необходимо обратить внимание на возможности самого обучающегося – включить мотивацию к обучению изнутри, развивать способности преодолевать познавательные барьеры непонимания учебного материала, добиваться положительных результатов в обучении. Процесс обучения должен соответствовать логике и особенностям мышления. А оно многомерно.

В связи с тем, что объем изучаемой информации, которую необходимо усвоить учащемуся, слишком велик, возникает проблема ее сжатия до разумных пределов. Эта проблема в некоторой степени может быть решена путем использования в учебном процессе технологии визуализации. Овладение учащимися способами самостоятельного представления вербальной учебной информации в графической форме способствует увеличению темпа мышления, формированию умения работать с большими объемами учебной информации, а также помогает концептуально структурировать и упорядочивать полученные знания. Визуализация знаний активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает у них способность связывать теорию с практикой, формирует навыки визуальной культуры, воспитывает внимание и аккуратность, повышает интерес к учению.

Технология дидактических многомерных инструментов – это технология наглядного, системного, последовательного, логичного представления, восприятия, переработки, усвоения, запоминания, воспроизведения и применения учебной информации. Это технология развития интеллекта, связной речи, мышления, всех видов памяти человека.

Основная идея ТДМИ – переработка знаний в процессе их восприятия
и усвоения: «То, что я вывел, мне запоминать не надо».

Принцип технологии заключается в следующем: любой сложный для учащегося материал можно сделать доступным, если переработать его в соответствии с логикой
и функциями мышления.

Наиболее эффективным и перспективным для использования в образовательном процессе инструментом ТДМИ является логико-смысловая модель.

Основным условием эффективной организации учебного процесса
с использованием ЛСМ является деятельность по многократной переработке поступающей информации. Содержание информации должно допускать её логическую обработку, а задания преподавателя – активизировать и направлять её. Текст и задания должны соответствовать индивидуальным возможностям учащихся.

ЛСМ являются многофункциональными и могут быть использованы на различных этапах обучения.

Изучение и поэтапное внедрение ЛСМ в процесс изучения направлены на поиск средств развития познавательной активности обучающихся, на построение, отбор и структурирование содержания изучаемого материала.

Учащимся первого курса было предложено использование ЛСМ на занятиях по учебной дисциплине «Аналитическая химия» в течение семестра.

При изучении нового материала моделирование ЛСМ позволяет включать содержание темы в виде блоков информации, расположенных в определенной последовательности, позволяющей установить логические связи между ними. Это обеспечивает целостность, логичность и обозримость информации. Основным ее достоинством является организация и систематизация основного учебного материала (рисунок 1).

Рисунок 1. - Использование ЛСМ при изучении нового материала

 

Согласно данным социологического опроса, проведенного среди учащихся первого курса, 58,6% респондентов отметили, что работа с ЛСМ на занятиях позволила систематизировать материал и выделить главное.

При подготовке к занятиям использование построенной модели способствует закреплению знаний учащихся, развитию умений обобщения и логического мышления, а также позволяет учащимся развернуть изученный материал, тем самым развивая их устную речь. Данной возможностью использования ЛСМ воспользовались 68,9% учащихся.

В качестве средства для продуктивной деятельности по выполнению домашних заданий учащимся предлагается:

а) составить круг вопросов (координат) по изученному на занятии учебному материалу;

б) подготовить устное монологическое сообщение по теме, отображённой в логико-смысловой модели;

в) привести примеры по координатным узлам и связям между ними;

г) составить список смысловых гранул по одной или нескольким координатам (рисунок 2).

Рисунок 2. - Использование ЛСМ при подготовке к занятиям

Анализ использования ЛСМ при подведении итогов занятия позволяет учащимся осознать уровень усвоения изученного материала, а преподавателю - провести своевременный анализ и оказать действенную помощь каждому учащемуся.

Например, открывается перспектива использования ЛСМ при проведении сравнительной характеристики явлений, которую отметили 37,9% учащихся.

Применение ЛСМ даёт возможность обучающимся с любым типом мыслительной деятельности чувствовать себя комфортно. «Левополушарные» легче воспринимают информацию частями - по осям ЛСМ, «правополушарным» необходимо видеть целостную картину деятельности - всю ЛСМ.

ЛСМ можно использовать как форму самостоятельной работы на занятии: индивидуальное заполнение узелков ЛСМ непосредственно на занятии, задания группам учащихся по одной из координат, закрепление темы по ЛСМ в качестве домашнего задания, возможность подготовки умной «шпаргалки» к зачету или экзамену.

Таким образом, можно сделать вывод, что построение и применение ЛСМ создает условия для развития рационального и абстрактно-логического мышления учащихся, развития познавательной самостоятельности, развития умения работать с текстом, выделять главное, сворачивать информацию в «смысловые гранулы», сравнивать и сопоставлять, выделять сходства и различия, классифицировать.

В свою очередь преподавателю ЛСМ позволяет формировать опорные знания учащихся четко, доступно; лаконично объяснять тему, управлять познавательной деятельностью учащихся, сочетать различные формы работы, оперативно оказывать действенную помощь каждому учащемуся, влиять на ход и структуру занятия, поддерживать и развивать у учащихся интерес к дисциплине.

Результатами применения ЛСМ являются согласованная деятельность обучающихся и преподавателя, достижение единства содержания и обучения, снижение психологической напряженности в отношениях, повышение качества знаний и обученности.

При этом меняется и психология учащегося: из потребителя знаний в готовом виде он преобразуется в добытчика и созидателя, формирует навыки исследователя, приобретает собственное мнение, навыки дискуссии, умение работать со многими источниками и выделять главное, стержневое в них.

Работа по составлению и прочтению ЛСМ значительно повышает технологическую компетентность преподавателя и учащихся. Соединение вербального и визуального каналов информации приводит к повышению мотивации по усвоению материала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.