Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Становление педагогической науки




ВВЕДЕНИЕ

 

В последние десятилетия повышается потребность обучения и переобучения взрослых в связи с возросшими культурными запросами, осознанием потребности в посильном обучении и познании нового. А также формирование у обучающихся базовых знаний и умений по педагогике и андрагогике, их практического использования в профессиональной деятельности, как необходимой основы становления социально активной, творчески мыслящей личности.

Изучение дисциплины «Основы педагогики и андрагогики» способствует формированию нравственно-ценностной и профессионально-личностной ориентации будущего специалиста в современной мировоззренческой и духовной ситуации российского общества, овладению культурой самообразования, самовоспитания и творческого саморазвития.

Целью курса «Основы педагогики и андрагогики» является повышение общей и педагогической культуры обучающихся, формирование целостного представления о взрослом человеке как субъекте обучения.

Изучение дисциплины направлено на решение следующих задач:

1. Приобретение системы знаний об основных направлениях развития педагогической науки и андрагогики как развивающейся отрасли научного знания.

2. Формирование опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей взрослых людей в процессе обучения, стилей их познавательной и профессиональной деятельности.

3. Усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления образовательного процесса для взрослой аудитории, имеющей опыт учебно-познавательной деятельности, диагностики его хода и результатов.

Учебное пособие состоит из 6 глав, в которых последовательно представлен анализ основных направлений развития педагогической науки и андрагогики как развивающейся отрасли научного знания; рассмотрены теоретические основы проектирования, организации и осуществления образовательного процесса для взрослой аудитории, имеющей опыт учебно-познавательной деятельности, основы диагностики его результатов.

Практическая направленность обусловила включение в содержание пособия вопросов для обсуждения и размышления, практических заданий, перечня рекомендуемой литературы, тем реферативных работ. Они предназначены для самостоятельной учебно-исследовательской работы студентов, учета индивидуально-психологических и личностных особенностей взрослых людей в процессе обучения, стилей их познавательной и профессиональной деятельности, рефлексии.

 

 

Глава 1 ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

 

 

Свое название педагогика получила от греческих слов “айда” - дитя, ребенок. “Гогот”- вести. В дословном переводе означает “дето водителя”. Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу. Учительствовал в этой школе не редко другой раб, то*** ученый.



Постепенно педагогика стало употребляться в более общей смысле для обозначения искусства “вести ребенка по жизни”, т.е. воспитывать его обучать, направлять телесное и духовное развитие. Часто рядом с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, по праву ставят и имена воспитателей их педагогов.

«Педагогика» – слово греческого происхождения, переводится как «деторождение», «детовождение» или искусство воспитания.

Педагогика – упорядоченная совокупность знаний, которая раскрывает сущность процессов воспитания, обучения, развития и дает возможность направлять их движение в соответствии с поставленными целями.

На Руси слова «воспитатель», «воспитание» имели тот же смысл что и «педагог», «педагогика». В древнерусской книжности был свой жанр «учительской литературы», включающий тексты наставительного характера. С этого начинала складываться самобытная преподавательская культура, развивающая педагогическое самосознание. Это значит, что к тому моменту у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере, позволивший разработать определенные правила и наставления.

Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений, высказываний – своеобразных педагогических заповедей. До того, как оформилась письменность эти суждения существовали в виде пословиц, поговорок. Народная педагогика на Руси отражена былинах, песнях, частушках, детских прибаутках, скороговорках, считалках, народных приметах. Известно множество поговорок, несущих в себе педагогический смысл: «Доброе братство сильнее богатства», «Природу не надо увечь, а надо беречь» и т. д.

С глубокой древности была осознанна роль материнского общения, с первых месяцев жизни ребенка. Колыбельные песни, потешки, пестушки несут в себе массу информации о жизни, помогали ребенку войти в мир.

Тон, манера поведения составляли весьма важную часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Большой интерес представляют разные институты воспитания, обучения, которые имели место на Руси:

«Кормильство» – своеобразная форма домашнего воспитания, детей феодальной знати. В возрасте 5-7 лет княжич отдавался кормильцу из числа воевод, бояр. В обязанности кормильца входило умственное, нравственное, физическое воспитание.

«Дядьки» – дети воспитывались у брата матери. Отец ребенка в свою очередь принимал на воспитание детей родной сестры.

«Кумовство» – институт воспитания, при котором дети воспитывались крестным отцом.

Институт «Мастеров грамоты» – одиночек и школы «мастеров грамоты»: мастера грамоты были главными лицами народного просвещения и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Они организовывали школы: в семье, при монастырях, церквах.

С появлением письменности, они стали носить характер некоторых советов. Рекомендаций, неписаных правил.

Исторически, развитие научно-педагогического знания проходит ряд этапов. Если говорить о развитии педагогики как научного знания в целом, то здесь можно выделить следующие этапы:

1 этап – зарождение педагогических идей в русле философских учений (Платон, Аристотель, Конфуций, Гераклит, Плутарх). В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских ученых можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании. Аристотель, Платон в рамках становящейся философской парадигмы сформулировали основы возрастной периодизации, раскрыли этапы образования и воспитания человека.

2 этап – формирование педагогических взглядов и теорий в рамках философско-педагогических произведений. В эпоху возрождения идеалы воспитания и образования представлены в трактате «Утопия» Т. Мора, в романах Рабле в эпоху ренессанса, в эпоху просвещения в трудах Руссо, Дидро и др.

3 этап – переход от научных, гипотетических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте. Ян Амос Каменский (1592–1670) попытался привести в систему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения, разработал систему всеобщего образования, классноурочный способ обучения в школе.

Педагогика развивалась, новые идеи рождались из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. Этот факт связан с именами ученых: Песталоцци, Герберт, Фребель.

Интенсивное развитие педагогической науки и практики привело к тому, что в XVIII в. было образовано несколько учебных заведений по подготовке педагогов. Первые такие учебные заведения появились в Германии.

В России это слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран вместе с принятием христианства. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных мыслителей в оригинале и внесли в обиход новые слова – «педагог» и «педагогика».

Предмет педагогики – воспитание как педагогическое явление; особенности организации педагогического взаимодействия воспитателей и воспитанников, формирование и развитие личности воспитанника в педагогическом процессе.

Функции педагогики:

1) научно-теоретическая – познание сущности педагогических явлений и процессов, раскрытие закономерностей, структуры, механизмов, специфики протекания педагогических процессов;

2) конструктивно-техническая – планирование, методика, совершенствования педагогического процесса;

3) прогностическая – развитие педагогической теории, тенденции развития педагогических проблем и явлений, перспективы развития образовательных учреждений разного типа и вида.

Педагогика творчески осваивает идеи других наук, использует их методы и результаты исследований, совместно решает общие проблемы. В числе наук, связанных с педагогикой, следующие науки: философия, психологи, социология, физиология высшей нервной деятельности, анатомия, школьная гигиена, антропология, медицина, генетика; экология личности, экология среды.

Методы педагогического исследования:

1) теоретические:

сравнительно-исторический анализ, методы моделирования, анализ литературы, архивных материалов и документов; анализ базовых понятий исследования, методы причинно-следственного анализа изучаемых явлений, методы прогнозирования;

2) эмпирические:

методы сбора и накопления данных: наблюдение, опросы (беседа, анкетирование, тестирование, интервью), анализ документов и продуктов деятельности, изучение и обобщение педагогического опыта;

методы оценивания: самооценка, рейтинг, консилиум; методы изучения педагогического процесса в измененных и точно учитываемых условиях: педагогический эксперимент (естественный, лабораторный, пилотный, констатирующий, формирующий); опытная проверка выводов исследования в условиях массовой школы;

методы контроля и измерения: шкалирование, срезы, тесты;

методы обработки данных: математические, статические, графические, табличные.

 





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 49; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.245.10
Генерация страницы за: 0.008 сек.