Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие вопросы методики словарной работы




Задачи и содержание словарной работы в детском саду

В отечественной методике развития речи задачи словар­ной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы.

Сегодня принято выделять четыре основные задачи: Во-первых, обогащение словаря новыми словами, усво­ение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значе­ний ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогаще­ние словаря происходит, в первую очередь, за счет обще-

1 Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и на-блюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин. - Л., 1987.


 




употребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Во-вторых, закрепление и уточнение словаря.

Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обоб­щением, которое в них выражено, развитие умения пользо­ваться общеупотребительными словами.

В-третьих, активизация словаря.

Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, свя­зывает с определенными представлениями, но не упот­ребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закрепле­но и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не толь­ко слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее мно­го раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении — еще и мус-кульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят стро­фы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» — но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором — что шапочка мягкая.

Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставле­ния слов, близких по значению, а также на усвоение от­тенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике, с В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагопо­лучной языковой среды.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и ре­шаются на практическом уровне, без употребления соот­ветствующей терминологии.


Содержание словарной работы в дошкольном возрасте прежде всего определяется тем, что здесь первоначально складывается словарный запас, обозначающий элементы присваиваемой ребенком культуры — материальной, ин­теллектуальной, соционормативной.

Освоение социального опыта происходит в процессе всей жизнедеятельности ребенка. Поэтому словарная работа свя­зана со всей воспитательной работой дошкольного учреж­дения. Ее содержание определяется на основе анализа об­щей программы развития и воспитания детей: это лекси­ка, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, позна­ния мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. С этой точки зрения в содержании словарной работы выделяются слова, обозначающие материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, слова, выражающие эмоционально-ценно­стное отношение к действительности.

Прежде всего дети усваивают бытовой словарь: на­звания частей тела, лица; названия игрушек, посуды, ме­бели, одежды, предметов туалета, пищи, помещений;

природоведческий словарь: названия явлений неживой природы, растений, животных;

обществоведческий словарь: слова, обозначаю­щие явления общественной жизни (труд людей, родная страна, национальные праздники, армия и др.);

эмоционально-оценочную лексику: слова, обо­значающие эмоции, переживания, чувства (смелый, чест­ный, радостный), качественную оценку предметов (хоро­ший, плохой, прекрасный); слова, эмоциональная значимость которых создается при помощи словообразовательных средств (голубушка, голосок), образования синонимов (при­шлиприплелись, засмеялисьзахихикали); с помощью фразеологических сочетаний (бежать сломя голову); слова, в собственно лексическом значении которых содержится оценка определяемых им явлений (ветхий — очень старый)1;

лексику, обозначающую время, пространство, количество.

В активном'словаре детей должны быть не только назва­ния предметов, но и названия действий, состояний, при­знаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств и качеств;

1 См.: Шмелев Д. И. Очерки по семасиологии русского языка. — М., 1964.


 




слова, выражающие видовые (названия отдельных предме­тов), родовые {фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия {добро, зло, красота и др.). Освоение таких слов должно опираться на формирова­ние знаний понятийного характера, отражающих суще­ственные признаки предметов и явлений. В грамматичес­ком отношении это слова — существительные, глаголы, прилагательные, наречия.

На протяжении дошкольного детства в разных возраст­ных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях. В. И. Логинова выделила три та­ких направления:

— расширение словаря на основе ознакомления с по­степенно увеличивающимся кругом предметов и явлений;

— усвоение слов на основе углубления знаний о пред­метах и явлениях окружающего мира;

— введение слов, обозначающих элементарные поня­тия на основе различения и обобщения предметов по су­щественным признакам.

Особо следует отметить, что в детском саду словарная работа проводится прежде всего в ономасиологическом аспекте (обращается внимание на названия объектов — Как называется это?). Кроме того, следует выделить также работу над смысловой стороной речи, над семантикой сло­ва, т. е. семасиологический аспект (обращается внима­ние на само слово — Что значит это слово?). Необходимо развивать у детей желание узнавать, что означает слово, учить замечать незнакомые слова в чужой речи, развивать ориентировку в сочетаемости слов.

Дети учатся не только соотносить слова по смыслу, но и объяснять их, давать толкование слов и словосочетаний.

Конкретный объем словаря определяется на основе ана­лиза программы ознакомления детей с окружающей жиз­нью, физической культуры, экологического и музыкаль­ного воспитания, изобразительной деятельности, матема­тического развития, игр и развлечений, приобщения к книжной культуре и др.

В программах детского сада не дается указаний относи­тельно объема лексики, лишь в качестве примеров приво­дятся некоторые слова. Отсутствие определенного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичнос­ти и стихийности словарной работы, ее планирования и проведения. [Учитывая потребности практики, в ряде ис­следований Предпринята попытка создания примерных


словарей-минимумов для детей разных возрастных групп. Словники-перечни составляются на основе анализа содер­жания раздела, установления межпредметных и межтема­тических связей (Ю. С. Ляховская, Н. П. Савельева, А. П. Иваненко, В. И. Яшина, Н. П. Иванова).

При отборе слов учитываются следующие критерии:

— коммуникативная целесообразность введения слова в словарь детей;

— необходимость слова для усвоения содержания пред­ставлений, рекомендованных программой детского сада;

— частота употребления слова в речи взрослых, с кото­рыми общаются дети;

— отнесенность слова к общеупотребительной лексике, его доступность детям по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям, т. е. по степени обобщения, трудности произношения, сложности грамматических форм;

— учет уровня овладения лексикой родного языка деть­ми данной группы;

— значимость слова для решения воспитательных задач;

— значимость слова для понимания детьми данного воз­раста смысла художественных произведений;

— отбор слов, относящихся к разным частям речи (су­ществительные, прилагательные, наречия). Распределение лексики по частям речи нацеливает педагога на работу со всеми лексическими категориями.

В качестве примера приведем ориентировочные слова­ри-минимумы для детей по разным темам для разных воз­растных групп.

Тема «Труд водителей транспорта» (средняя группа). Словарь выделен на основе анализа понятия «труд» и содержания системных знаний детей этого возраста о труде людей.

Слова, обозначающие трудящегося человека: водитель, шофер.

Слова, обозначающие качества, признаки предметов: автобусный, блестящий, большой, быстрый, грязный, деревянный, длинный, жест­кий, круглый, красивый, маленький, металлический, мягкий, новый, пассажирский, пластмассовый, прямой, просторный, светлый, стеклян­ный, резиновый, ровный, теплый, трамвайный, троллейбусный, тяже­лый, удобный, узкий, чистый, широкий.

Слова, связанные с понятием «транспорт»: автобус, автомобиль, ас­фальт, багажник, бензин, билет, вагон, гараж, груз, грузовик, дорога, дуга (трамвая), дверь, «дворники», кнопка, кабина, колесо, крыша, кузов, машина, мотор, мостовая, номер, окно, пассажир, подфарник, педаль, пешеход, провод, остановка, рельсы, ручка, рычаг, самосвал, светофор, сиденье, такси, трамвай, транспорт, фары, шоссе, штанги (троллейбуса), шина.


 




Слова, обозначающие действия: водить, возить, входить, выходить, включать, выезжать, гудеть, заводить, закрывать, заправлять, зацеп­лять, ездить, наливать, объявлять, открывать, останавливать, освещать, перевозить, подъезжать, покупать, предупреждать, продавать, ремон­тировать, садиться, сваливать, смотреть, тормозить, сигналить, управ­лять, ухаживать, чистить.

Слова, способствующие углублению положительного отношения к трудящемуся человеку: вежливый, внимательный, заботливый, стара­тельный; аккуратно, быстро, дружно, старательно, хорошо.

Тема «Части тела»(старшая группа) (исследование Ю. С. Ляховской)

Слова, обозначающие предметы: лицо, глаза, лоб, брови, веки, рес­ницы, переносица, ноздри, зубы, затылок, волосы, названия пальцев, ногти.

Слова, обозначающие признаки: круглый, бледный, румяный, вы­сокий, голубой, карий, светлый, темный, блестящий, левый, правый, верхний, нижний, пушистый, коренной, постоянный, передний.

Слова, обозначающие действия: поворачивать, качать, морщить, моргать, хмуриться, опустить, расчесывать, заплетать, стричь.

Для организации целенаправленной и систематической работы над смысловой стороной слова целесообразно на­метить перечень синонимических рядов, антонимов, мно­гозначных слов.

Словарь синонимов для младшей и средней групп:

Дети — малыши, ребята, детвора.

Дом — избушка, хатка.

Грустный — печальный, невеселый, нерадостный.

Бежать — мчаться, нестись, пуститься без оглядки.

Веселиться — радоваться, улыбаться, смеяться, хохотать.

Идти — шагать, топать, брести, идти еле-еле.

Плакать — реветь, рыдать, заливаться слезами.

В старших группах к ним могут быть добавлены слова:

Друг — товарищ, дружок, приятель.

Работа — труд, занятие, дело.

Ветер — буря, ураган.

Ненастный — пасмурный, хмурый, непогожий.

Убегать — мчаться, удирать, нестись что есть мочи и др.

Примерный перечень антонимов (для старших групп):

День — ночь, свет — темнота, радость — печаль, чистота — грязь, вход — выход, жара — холод, друг — враг, правда — ложь, труд— безде­лье, труженик — лодырь, восход — закат, веселье — скука, радость — горе, тишина — шум, смех — плач, начало — конец и др.

Вставать — ложиться, поднимать — опускать, строить — разрушать, зажигать — тушить, шагать — стоять, разрешать — запрещать, помогать — мешать, смеяться — плакать, улыбаться — хмуриться, хвалить — ругать, любить — ненавидеть, радоваться — печалиться, веселиться — скучать, говорить — молчать, засыпать — просыпаться, здороваться — прощать­ся, кричать — шептать, начинать — заканчивать.

Высокий — низкий, широкий — узкий, глубокий — мелкий, тол­стый — тонкий, мягкий — твердый, сладкий — горький, громкий —


тихий, холодный — горячий, радостный — печальный, добрый — злой, веселый — грустный, здоровый — больной, смелый — трусливый, неж­ный — грубый, быстро — медленно, громко — тихо, чисто — грязно, можно — нельзя, вместе — по одному1.

Словарная работа в каждой группе проводится на осно­ве учета возрастных и индивидуальных особенностей сло­варя, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.

Прежде всего это вопрос о принципах словарной рабо­ты, которые определяют ее характер, содержание, фор­мы организации, методы и приемы. К таким принципам относятся:

— единство развития словаря с развитием восприятия, представлений, мышления;

— опора на активное и действенное познание окружаю­щего мира;

 

— связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;

— использование наглядности как основы для органи­зации познавательной и речевой активности;

— решение всех задач словарной работы во взаимосвязи между собой и с формированием грамматической и фоне­тической сторон речи, с развитием связной речи;

— семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование) (Е. И. Тихеева, М. М. Кони­на, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие).

Следующий общий вопрос для всех возрастных групп — это методы и приемы словарной работы.

Можно выделить две группы методов: методы накопле­ния содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим tмиром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, раз­витие его смысловой стороны.

1 Приведенные выше словари синонимов и антонимов составлены и апробированы Н. П. Ивановой.


 




Первая группа включает методы: а) непосредствен­ного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, ос­мотры помещения детского сада, целевые прогулки и экс­курсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малозна­комым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.

Метод наблюдения достаточно полно характеризуется в курсе «Дошкольная педагогика». Поэтому не будем здесь останавливаться подробно на его характеристике. Напом­ним лишь требования к использованию методов непосред­ственного наблюдения в интересах развития словаря.

Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров1:

1. Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересо­ванность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.

2. Во время наблюдения не следует перегружать внима­ние детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюде­ний детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.

3. Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только по­смотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.

4. «В интересах максимального использования экскурсии в целях развития речи детей необходимо заранее устано­вить те речевые формы (точная номенклатура и т. п.), ко­торые будут закрепляться или предлагаться впервые» (под­черкнуто авторами учебного пособия).

5. Количество наблюдений и экскурсий «должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».

Эти требования педагогически оправданны, они опира­ются на знание закономерностей развития ребенка, про­верены многолетней практикой и, безусловно, не потеря­ли своего значения.

1 См.: Тихеева Е. И. Развитие речи детей. — М., 1981. — С.41—42. 108


К методам непосредственного ознакомления с окружа­ющим относятся такжерассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют це­лью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одеж­да, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять суще­ственные признаки предметов. При этом широко исполь­зуются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обоб­щать, классифицировать. На этой основе ребенок посте­пенно осваивает слова разной степени обобщения, выра­жающие видовые и родовые понятия, относящиеся к раз­ным частям речи.

Что касается наблюдений за деятельностью взрослых, то перечень объектов для этого определен программой и диктуется окружением детей, а их организация отвечает общим рассмотренным выше требованиям.

Еще раз подчеркнем, что при определении программ­ного содержания наблюдений, экскурсий задачи развития речи входят в состав образовательных задач. Воспитатель четко намечает те слова, которые подлежат усвоению детьми и будут предметом особого внимания.

Важнейшим методическим вопросом является сочета­ние непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей. Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предме­тов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторно­го наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспита­телю уточнить его. Можно использовать также подсказ на­чала слова. Этот прием стимулирует умственную деятель­ность детей, положительно влияет на припоминание, вы­бор нужного слова.

Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новёю слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внима­ния детей к слову, к наименованию: интонационное выде­ление слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих при-


емов вызвана необходимостью запоминания слова, сохра­нения в памяти его звукового образа, образования кинес­тетических ощущений, возникающих при его многократ­ном произнесении.

Очень важно варьировать методику повторений. Пси­хологи справедливо критикуют существующую методику развития речи за то, что многие упражнения состоят из механического повторения какого-либо слова в целях фор­мирования речевого навыка (весьма распространен при­ем «И ты скажи, и ты...»). Такое повторение снимает ком­муникативную функцию речи, в результате чего речь ста­новится искусственной и бесцельной. С учетом этого мож­но рекомендовать повторение как: буквальное индивиду­альное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово — аквариум. Теперь вы скажите...»); со­вместное произнесение слова педагогом и детьми (сопря­женная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).

Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояс­нением слов, толкованием их смысла. Бытует мнение, что данные приемы следует применять, главным образом, в старших группах. Однако с этим нельзя согласиться. Опыт работы с детьми и специальные исследования свидетель­ствуют о возможности и целесообразности пояснений и толкований слов детям младшего и среднего дошкольного возраста. При пояснении значений слов прежде всего обра­щают внимание ребенка на функции предметов; при объяс­нении этимологии мотивированных названий также подчер­кивают функцию предмета {самосвал — грузовой автомо­биль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы — люди, которые пешком ходят, и т. п.).

Среди методов опосредованного ознакомления с окружаю­щим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном слу­чае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). С физио­логической точки зрения картина обеспечивает связь вто­рой сигнальной системы с первой, быстрое усвоение слов. На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-ни­будь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.