Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дидактическая игра «Поможем куклам разобрать картинки»




Занятие «Поиграем с нашими гостями».

Цель: учить детей сравнивать предметы одного вида; группировать картинки по функциональному признаку; активизировать названия одеж­ды, обобщающие слова: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи.

Материал: две одинаковые куклы в разной одежде, коробка с на­бором картинок по числу детей в группе.


Ход занятия. 1. В гости приходят куклы. Дети знакомятся с ними, рассматривают их, сравнивают внешний вид и одежду. Таня со светлыми волосами, она светловолосая, с красным бантом. На ней клетчатая юбочка и белая блузка. Таня обута в красивые туфли. У Оли темные волосы, она темноволосая. На ней нарядное красное платье с кружевами. Она обута в такие же туфли, как и Таня. Куклы красивые, нарядные, веселые.

2. Воспитатель загадывает детям загадку об одной из кукол. Дети по описанию определяют, о ком загадка. Затем 2—3 ребенка загадывают про кукол, называя несколько характерных деталей их внешнего вида.

Воспитатель раздает детям картинки. Куклы спрашивают, что на них нарисовано. По просьбе кукол к столу выходят все дети, у которых на картинках нарисована одежда. Все внимательно смотрят и проверяют, правильно ли выполнена просьба. Затем аналогично группируются дру­гие картинки.

Занятие заканчивается тем, что куклы благодарят детей.

Широко используются драматизации и инсценировки с игрушками, в которых закрепляют правильное словоупот­ребление. Инсценировки в виде настольных игр с фигурка­ми особенно полезны при исправлении ошибок в слово­употреблении. Динамика игровых действий создает усло­вия для многократного мотивированного употребления нуж­ных слов и тем самым способствует упрочению правильно­го навыка.

Так, при отработке употребления слов входить, выхо­дить можно использовать инсценирование придуманного воспитателем рассказа о девочках, которые ездили на про­гулку, входили в автобус и выходили из него, наблюдали за действиями других пассажиров. Постепенно при повтор­ном (вариативном) рассказе о поездках (в трамвае, трол­лейбусе, метро) дети начинают правильно называть дей­ствия и следить за правильностью речи. Хорошо для разыг­рывания подобных сценок использовать игрушечный транс­порт с открывающимися дверями, соответствующий раз­мерам пассажиров-кукол.

В средней группе вводятся словесные дидактические игры («Узнай по описанию», «Где что растет?», «Кто что дела­ет»). Приведем пример игры.

Дидактическая игра «Угадай, про кого мы загадали» (в конце года).

Дидактическая задача: активизировать словарь в процессе со­ставления детьми описания хорошо знакомых им персонажей сказок «Колобок», «Теремок».

Игровые правила: отгадчик выходит из комнаты, воспитатель с детьми договариваются, о каком животном и какую будут загадывать


 




загадку. Отгадывающего приглашают сигналом (считалкой, стихами и т. п.). В ответе нужно использовать лексикон сказки: мышка-норушка, зай-чик-побегайчик.

Ход игры. 1. Воспитатель предлагает детям вспомнить персонажей хорошо знакомых им сказок («Кто встречался колобку? Кто прибегал в теремок? Какие они? Как можно сказать про зайца? волка? медведя? лису? мышку? лягушку? петушка? Чем они питаются? Как любят забав­ляться?»).

2. Объясняет правила игры.

3. Тот, кто будет отгадывать, выходит за дверь. Все вместе выбирают персонаж. Воспитатель предлагает каждому подумать, что он будет зага­дывать про петушка, и вспомнить, что говорится в сказке о петушке.

4. Входит отгадывающий. Дети вместе с воспитателем дают описание петушка («Масляна головушка, шелкова бородушка»; «Хвост узорами»; «Умеет взлетать»; «На заре поет ку-ка-реку!»). Ребенок отгадывает: «Это петушок — золотой гребешок».

Игра продолжается, описываются другие персонажи. (В повторных играх воспитатель может давать образец целостного опи­сания и предлагать детям загадывать загадки по одному.)

Таким образом, усложнение словарной работы в сред­ней группе связано, в первую очередь, с расширением и углублением знаний об окружающем мире.

В этой группе большое внимание уделяется обогащению словаря словами, которые придают речи ребенка точность и выразительность, помогают выражать впечатления и пе­реживания: кудрявая стройная береза, солнечный денек, бе­резовая роща, еловая чаща, узкая тропинка, зеленый луг, лю­боваться красивым цветным ковром, поляна.

Увеличиваются возможности для работы над смысло­
вой стороной слова
. В процессе наблюдений, рассматрива­
ния предметов, игрушек, картин обращается внимание на
само слово, поощряется интерес детей к названиям пред­
метов, их признаков, действий с ними. Перед детьми ста­
вится задача выбора наиболее точного слова. Ее решение
сопровождается пояснениями воспитателя, как лучше ска­
зать. Обсуждается этимология мотивированных названий
{подоконник — доска, встроенная под окном; какую посуду
называют кухонной, столовой, чайной? Почему?). Опираясь
на наглядность
, дети подбирают определения (автобус боль­
шой, светлый, синий...;
дом высокий, большой, кирпичный........),

глаголы (дети бегают, играют, рисуют...; петух кукарекает, поет...;, котенок лакает, мяукает, царапается...), антонимы {холодный — теплый, чистыйгрязный, веселый — груст­ный..), синонимы {водитель, шофер; веселый, радостный; боятьсятрусить...).


Постепенно педагог начинает предлагать задания на под­бор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без на­глядного материала, в словесных играх «Какое что быва­ет», «Кто больше слов скажет про куклу, мяч...», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продол­жи», «Добавь слово». Важно, чтобы материалом для этих игр служили слова, относящиеся к разным частям речи, и главное — хорошо знакомые детям (целесообразно исполь­зовать и те слова, над которыми работали во второй млад­шей группе). В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходя­щее по смыслу слово в определенном словосочетании, пред­ложении.

Большее место, чем в предыдущей группе, занимает работа над многозначными словами. Внимание детей про­должают привлекать к многозначным словам; выделяют новые значения в уже известных им словах {идти, носик, ножка, ручка и др.). При этом многозначное слово выделя­ется голосом {ручка у куклы; ручка у двери; ручка, которой пишут). Детям предлагают подумать, про что, например, можно еще сказать слово идет: идет мальчик, идет поезд, идет время.

Для ознакомления детей с многозначными словами в средней группе необходимо проводить специальные игры и занятия. На них многозначное слово становится семанти­ческим ядром, вокруг которого располагаются другие сло­ва тематически связанного ряда1. Используют наглядность (предметы, игрушки, картинки, рисунки, фотографии), а также драматизации и инсценировки. Занятия носят сю­жетный характер, они объединены одним персонажем — куклой Таней. В игровой форме дети учатся пользоваться многозначным словом погладить (котенка, собачку, зай­чика, утюгом одежду). На последующих занятиях подбира­ют антонимы к прилагательным и глаголам {котенок убе­жалТаня печальная, грустная, расстроенная, заплакала, загрустила; котенок вернулся — Таня повеселела, обрадова­лась, стала веселой) и придумывают рассказы про Таню, как она сначала была грустной, а затем стала веселой. Де­тей учат составлять предложения, а затем рассказы с мно­гозначным словом ручка, знакомят с разными значениями слова игла (у ежа, елки, швейная). Эксперименты показа-

1 Методика игр и занятий разработана О. С. Ушаковой. См.: Придумай слово/Под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1996.


 




ли, что в средней группе дети начинают соотносить слова по смыслу, размышлять, какое слово лучше употребить, могут объяснять свой выбор, осознанно используют осво­енные слова в связных высказываниях в зависимости от их содержания.

Словарные игры и упражнения могут содержать зада­ния на использование многозначных слов, синонимов, ан­тонимов, словосочетаний в связных высказываниях о пред­метах и игрушках, картинках, а также в высказываниях на темы из личного опыта.

На пятом году дети становятся более внимательны к художественному слову. Важно подбирать образные, яркие описания предметов и явлений, тексты, которые дают по­вод для размышлений над определениями, над нюансами значений слов.

Например, загадка К. Чуковского о подъемном кране содержит такие яркие и образные описания и сравнения предметов, что она может стать содержанием разговора с детьми: «Я великан: вон ту громадную, многопу­довую плиту я, словно плитку шоколадную, вмиг поднимаю в высоту». Для объяснения содержания загадки могут быть использованы подбор сино­нимов к словам, обсуждение различия в словах плита и плитка, приду­мывание детьми собственных загадок о кране и т. п. Потешка «Скакун» — «Выйду из домаи степь за порогом. Промчусь по степи на коне быстро­ногом. Крылья моискакун удалой. Птица на крыльях над степью взо­вьется. Конь по степи, словно птица, несется. Крылья м ои — скакун уда­лой...» Вопросы «Как называется в песенке конь? Как его еще можно назвать? Как мчится конь по степи? Как можно сказать по-другому?», сравнение коня с птицей, размышления над словом крылья помогут де­тям проникнуть в образный строй речи.

Старший дошкольный возраст. Ребенок старшего до­школьного возраста существенным образом отличается от ребенка 4 — 5 лет. Самым главным является то, что разви­вается его личность в целом, растет и развивается созна­ние. Ребенок начинает мыслить на основе общих пред­ставлений, его внимание становится более целенаправ­ленным, устойчивым. Расширяется круг интересов, со­вершенствуется деятельность. На этой основе происходит дальнейшее расширение и углубление круга представле­ний и рост словаря. Дети 5 — 7 лет владеют бытовым сло­варем на уровне разговорного языка взрослых, употреб­ляют слова не только с обобщающим, но и с отвлечен­ным значением — горе, радость, смелость. У них появляет­ся большой интерес к слову, к его значению. Наблюдает­ся и словотворчество — в тех случаях, когда в словаре ребенка не находится нужного слова («самостреляльный»


пистолет, «самогоночная» машина). Однако чаще в случа­ях затруднения ребенок не называет предмет. К семи го­дам большинство слов в словаре ребенка составляют име­на существительные — около 42% и глаголы — 43%. При­лагательные и наречия соответственно занимают около 7% и 6%; служебные слова — около 2%.

В старшей группе необходимо расширять запас слов за счет названий предметов, качеств, действий; активизиро­вать словарь; учить употреблять наиболее подходящие по смыслу слова при обозначении признаков и качеств пред­метов; формировать умения подбирать слова с противопо­ложным значением {сильныйслабый, быстрыймедлен­ный, стоять — бежать), со сходным значением (веселый — радостный, прыгать — скакать и др.); использовать слова, обозначающие материал (дерево, металл, стекло, пластмасса и др.); учить осмысливать образные выражения в загадках, объяснять смысл поговорок.

В подготовительной к школе группе усиливается внима­ние к работе над смысловой стороной слова, к усвоению детьми выразительных средств языка.

В старшем возрасте продолжаются занятия по обогаще­нию словаря детей. Непосредственное восприятие окружа­ющего мира в процессе экскурсий; наблюдения, обследо­вание предметов, рассматривание картин и другие нагляд­ные методы продолжают занимать ведущее место. Услож­нение состоит в расширении круга объектов, с которыми знакомят детей, в увеличении набора предметов и матери­алов, их признаков. Одно из основных правил введения новых слов в словарь ребенка — ознакомление со словом в определенном контексте (минимальным контекстом явля­ется словосочетание или предложение).

По-прежнему проводятся осмотры помещения, но уже всего детского сада («Какие комнаты есть в детском саду? Как называется комната, в которой мы находимся сейчас? Сколько дверей выходит в коридор? Куда ведет эта дверь?» и т. п.). Дети вспоминают, что наблюдали прежде («Куда мы попадем, если выйдем из групповой комнаты? А если повернем налево?»).

Большое место занимают экскурсии за пределы детско­го сада, в природу. Их содержание усложняется, дается больше новых слов. В процессе экскурсий дети приобрета­ют знания о родном городе, об улице, где находится дет­ский сад, о почте, школе, библиотеке, знакомятся с тру­дом взрослых и одновременно осваивают и уточняют раз-


 




нообразный словарь: названия профессий, техники, тру­довых процессов.

Расширяются и уточняются представления ребенка о сезонных изменениях в природе, о некоторых животных и растениях, и в связи с этим осваивается природоведчес­кий словарь.

Рассматривание предметов и живых объектов также услож­няется. Особое внимание уделяется обогащению детской речи прилагательными и глаголами, выражающими качества и действия наблюдаемых объектов. Так, при рассматривании кролика не ограничиваются такими определениями шерсти, как белая, мягкая, а добиваются новых выразительных ха­рактеристик: теплая, гладкая, пушистая, шелковистая. Упот­ребляются глаголы: прыгает, скачет, присел, окует, приню­хивается, хрустит (морковкой). Проводится сравнение объек­та, наблюдаемого в данный момент, с тем, который рас­сматривали раньше, дается их описание.

Одновременно с углублением знаний происходит осво­ение слов, более точно характеризующих разнообразные признаки предметов и действий. Если во второй младшей и средней группах, рассматривая картинку, дети обозначали глаголом бежит движения зайца, лошади, лисы, то теперь при рассматривании этих же картинок они употребляют такие слова: заяц — скачет, бежит, мчится, несется; ло­шадь — бежит, скачет; лиса — бежит, крадется, гонится1.

Речь детей обогащается прилагательными, которые обо­значают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, разли­чия в размере, форме и др.). В словарь вводятся также наре­чия, характеризующие качества действий: курица тороп­ливо клюет зерна; облака плывут медленно; бодро звучит музыка. Усвоение наречий происходит легче, чем прилага­тельных, поскольку они, во-первых, не имеют лексичес­кой омонимии, а во-вторых, в словосочетаниях и предло­жениях примыкают к глаголам, в то время как прилага­тельные согласуются с именами существительными.

В старшем дошкольном возрасте продолжают формиро­вать словарь, характеризующий качества и свойства пред­метов и материалов. Усложнение занятий происходит за счет выделения большего числа качеств и свойств. Так, дети


обследуют и сравнивают разные сорта бумаги, ткани, вещи из стекла и фаянса, цветного стекла, металла и дерева, пластмассы, закрепляют и углубляют значения уже извест­ных слов, узнают новые слова.

Только в старшей и подготовительной к школе группах рекомендуется проводить самостоятельные занятия по срав­нению предметов. Их цель — формирование умения наибо­лее точно подбирать слова для характеристики предметов. Методические требования к занятиям такого рода: 1) пред­меты для сравнения подбирают таким образом, чтобы было достаточное количество сравниваемых признаков (цвет, форма, величина, части, детали, материал, назначение и др.); 2) сравнение должно быть плановым, последователь­ным — от сравнения предметов в целом к вычленению и сравнению частей и затем к обобщению; 3) основными приемами обучения должны быть вопросы и указания, помогающие детям последовательно сравнивать, замечать те особенности, которые они сами не видят, точно форму­лировать ответ и подбирать нужное слово; 4) дети должны проявлять максимум речевой активности.

Проводятся занятия по формированию родовых понятий на основе обобщения групп предметов различных видов. Для занятий подбирают предметы (картинки) нескольких близких видов, входящих и не входящих в данное понятие. Например, для освоения обобщающего слова транспорт берут картинки с изображением не только транспортных средств, но и комбайна, пушки, швейной машины и др. Сначала дети рассматривают и описывают картинки, изоб­ражающие транспорт (1-я часть занятия), затем сравнива­ют их и выделяют общий признак, на основе которого де­лается обобщение (возить, перевозить) и вводится обоб­щающее слово (2-я часть), и, наконец, проводятся упраж­нения по отбору из разных картинок тех, которые отно­сятся к транспорту (подведение под понятие) (3-я часть). Аналогичная работа ведется с другими родовыми поняти­ями. Далее идет их дифференциация: одежда — летняя, зим­няя, демисезонная; птицы — зимующие, перелетные; транс­порт — воздушный, водный, наземный, подземный1.

Таким образом, на основе рассматривания, обследова­ния, сравнения и обобщения предметов у детей постепен­но формируется понятийный характер слов.


 


■См.: Пеньевская Л. А. Обучение родному языку//Вопросы обуче­ния в детском саду. — М., 1955.


1 См.: Логинова В. И. Формирование словаря//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. — М., 1984.


Занятия с игрушками в старшем дошкольном возрасте занимают меньшее место. Игрушка используется для уточ­нения и активизации словарного запаса. Проводятся бесе­ды об игрушках, в процессе которых их сравнивают по раз­личию и сходству.

Словарь детей активизируют при помощи картинок. По картинам проводятся беседы. Дети составляют описания, рас­сказы по картинам. Для развития словаря полезен прием придумывания названия картине. Придумывая название, дети выделяют главное в содержании картины и выражают это в словах или словосочетаниях.

Поддерживается интерес к образному слову. Вслед за вос­питателем дети дают образные характеристики предметам в процессе наблюдений, рассматривания картин: «.Елочка в снежной шубке снеговой»; «Дымок стелется над поездом бе­лым облачком»; «Вдали протянулась голубой лентой речка». Ис­пользуя богатство родного языка, привлекаем внимание детей к словам с различными смысловыми оттенками (яблоня, яб-лонька, яблоневая аллея, яблоневый сад; темно-зеленые елочки, желтовато-зеленая трава, светло-зеленые листья березы).

В обогащении речи прилагательными, глаголами, наре­чиями особенно большую роль играет художественная ли­тература. Вот какие слова использует Д. Чиарди для харак­теристики синицы: «Сестрица-синица, веселая птица, на­смешница, озорница, запела, забулькала и засвистела, защел­кала, затараторила».

Ведущей задачей словарной работы в старшем дошколь­ном возрасте является активизация словаря, выработка навыков осознанного и уместного использования слов в соответствии с контекстом высказывания.

Для закрепления навыков точного и быстрого выбора слов рекомендуются упражнения и игры, направленные на:

1) употребление детьми наименований предметов и их признаков.

Например, для активизации слов, обозначающих части тела, можно провести игру «Дорисуй голыша» (из исследования Ю. С. Ляховской). Дети рассматривают, что нужно еще дорисовать, называют недостающие час­ти: брови, нос, переносица, ресницы, веки, пальцы. Воспитатель дорисовыва­ет на доске, а затем дети делают то же самое на своих незаконченных рисунках. Рассматривание и рисование сопровождаются загадыванием Пет­рушкой загадок: «Вокруг озера камыши растут» (ресницы); «Один гово­рит, двое глядят, двое слушают» (рот, глаза, уши); «Всегда во рту, а не проглотишь» (язык).

В играх, игровых упражнениях на подбор слов а ктивизируются имена существительные, глаголы, прилагательные. Например, детям ставят воп-


росы: «Что можно шить? штопать? примерять? надвинуть? застегнуть? подпоясать? завязать? надеть?» В ответ они должны назвать подходящие предметы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. Выигры­вает тот, кто больше наберет фишек.

Аналогичная задача решается в игре «Назови, какой». К названному предмету дети подбирают определения (шарф — теплый, легкий, длин­ный, короткий, узкий, широкий, вязаный, красивый).

2) классификацию предметов и их обобщение:

а) различные виды классификации предметов и их сло­
весных обозначений по разным признакам (распределение
слов по группам: овощи, посуда, растения), по родовому и
подродовому признаку: транспорт — железнодорожный,
автомобильный, воздушный, водный,
машины — сельскохо­
зяйственные, бытовые, военные;

б) исключение из заданной группы предметов и слов,
не обладающих общим признаком (стол, стул, диван, ста­
кан, кровать, кресло, платье — «Какие предметы (слова)
лишние?»);

в) подбор к слову, обозначающему родовое понятие,
слова с видовым значением (какие фрукты растут в саду?;
назовите перелетных птиц; какие продукты продают в про­
довольственном магазине?);

г) подведение слов видового значения под родовое на­
звание (туфли, сапоги, сандалии —....; берет, панама, шля­
па
—...);

д) обобщение через противопоставление (ласточка —
птица, а бабочка? платье — одежда, а туфли?);

е) составление словосочетаний и предложений со сло­
вами, обозначающими видовые и родовые понятия.

Особое внимание уделяется семантизации лексики (рас­крытию смысловой стороны слова).

Объяснение значений слов возможно не только при опо­ре на наглядность, но и через уже усвоенные слова. В прак­тике нашли широкое применение следующие приемы тол­кования значений слов:

а) объяснение значений слов путем показа картинки,
например словосочетание поздняя осень объясняется в про­
цессе показа картин, отражающих состояние природы осе­
нью;

б) сопоставление слова с другими словами — надевать
что?; одевать — кого?;

в) объяснение этимологии слова. Например, в расска­
зах для детей этого возраста встречаются такие слова: дроз-
аы-рябинники, зтчала.-листопаднички, лиса зимой мышку-


 




em, ноябрь- полузимник, цапля-болотница. Их объяснение дается через словообразовательный анализ;

г) составление словосочетаний и предложений с объяс­
няемым словом;

д) пояснение слова другим словом, близким по значе­
нию: калужинка — лужица, мужественныйхрабрый;

е) подбор к слову слова, противоположного по значе­
нию (антонима): неряхачистый, опрятный, аккуратный;

ж) объяснение значения слова через его определение:
герой — человек, отличающийся храбростью, совершаю­
щий подвиги; березняк — березовый лес;

з) сравнение слов по звучанию и значению, подбор
рифмованных слов.

Смысловая сторона речи развивается и в процессе ра­боты над антонимами. Сначала используются приемы ра­боты с изолированными словами, затем — с такими же словами в предложениях и связных высказываниях:

а) подбор антонима к заданному слову: тихо —..., труд­
но —...;

б) отыскивание антонимов в рассказах, пословицах,
поговорках: «Худой волк ходил подле деревни и встретил
жирную собаку» (из рассказа Л. Н. Толстого); «Готовь сани
летом, а телегу зимой»; «Труд кормит, а лень портит»;

в) договаривание предложения с антонимами: Летом
жарко, а зимой... (холодно, студено, морозно); Все люди ра­
довались весне, а Снегурочка... (грустила, печалилась);

г) составление предложений и связных высказываний
с заданной парой антонимов (умныйглупый, весело —
скучно).

Большие возможности открываются в старшей и подго­товительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные сто­роны предметов. Знаток русского слова Л. В. Успенский со­ветовал родителям и педагогам с «малых лет развивать в ребенке способность пользоваться синонимами. Научите его играть в похожие слова: вы называете слово бегать, а он пусть подбирает вам три (пять) синонимов: носиться, мчать­ся, удирать, улепетывать, пробегать... Он подберет, а вы с ним разберите: что удачно, что — нет и почему именно»1. Уже в этой рекомендации мы можем выделить такие при­емы работы с синонимами:

1 Успенский Л. В. Культура речи. — М., 1976. — С. 73.


а) подбор синонимов к изолированному слову;

б) объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
Кроме того, целесообразно также использовать следую­
щие приемы:

в) замена синонима в предложении, обсуждение вари­
антов значений: «Растужился, расплакался серенький зай­
ка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы); «Бе­
жит
маленький ручей» (струится, журчит, льется);

г) составление предложений со словами синонимичес­
кого ряда;

д) составление рассказа со словами синонимического
ряда.

На этом возрастном этапе должна быть продолжена ра­бота с многозначными словами. Здесь можно рекомендо­вать:

а) объяснение и сравнение значений многозначных слов
в контексте: ушко ребенка (зайчика), ушко иголки; «Ослик
черный, беломордый, ослик — ушки на макушке», «Потя­
нуло солнышко спящее зерно за ушко на солнышко — и
взошло оно»; «Топай, топай ножками, новыми сапожка­
ми...»; «Я — капелька лета на тоненькой ножке» — в сти­
хотворении о землянике; «Стоит Антошка на одной нож­
ке,
кто его увидит, всяк ему поклонится»;

б) подбор близких по смыслу слов к каждому значению
многозначного слова: острый перец — горький, жгучий; ос­
трая
иголка — колючая, остроконечная (палка);

в) подбор антонимов к каждому значению многознач­
ного слова: острый — сладкий (сахар), острая — тупая (игол­
ка) и др.

Эффективными приемами являются также1:

г) составление предложений с многозначными словами;

д) рисование на тему многозначного слова;

е) нахождение многозначных слов в пословицах, пого­
ворках, загадках, скороговорках и в литературных произ­
ведениях — сказках, стихах, рассказах;

ж) придумывание рассказов и сказок на тему много­
значного слова.

Все аспекты работы над смысловой стороной слова вза­имосвязаны и переплетаются. Названные выше приемы используются в играх и игровых упражнениях типа «Кто

■См.: Струнина Е. М., Ушакова О. С. Семантический аспект в развитии речи старших дошкольников//Развитие речи и речевого обще­ния дошкольников/Под ред. О. С. Ушаковой. — М., 1995. — С. 21.


больше придумает слов?» (на заданную тему, по признаку, слову), «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», в играх в путаницу и небылицы и др. Они также описаны в ряде сбор­ников дидактических игр. Примеры игр:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1633; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.