Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подбери посуду для куклы»




ПО


двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету»1. Кар­тинка направляет, по мнению Ушинского, процесс фор­мирования дара слова: «она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на про­пуск какой-нибудь части; словом, выполняет на деле легко то, что учителю на словах выполнить чрезвычайно труд­но»2. Таким образом, картина несет ребенку вместе с пред­ставлением и слово, ее рассматривание сопровождается ре­чевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая по­степенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. В этих случаях картина предоставляет про­стор для расширения кругозора и для увеличения запаса слов. В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года»), а также репродукции картин известных художников (А. К Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левита­на и других). Важно точно определить объем знаний и со­ответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художествен­ного слова, обобщение ответов детей).

Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художе­ственная литература. Словарная работа выступает как важ­нейшее звено в работе над текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания язы­ковых средств, особенно значений слов. В связи с этим ра­бота над лексическим значением слов углубляет понима­ние замысла автора. В программном содержании наряду с воспитательными задачами целесообразно также опреде­лять и объем, и характер работы над словом. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их по­ступков. Причем эффект усвоения слова может быть уси-

1 Ушинский К. Д. Родное слово: Кн. для учащих//Собр. соч. — М,
1948.-Т.6.-С.267-268.

2 Там же.


лен, если в дальнейшей работе оно будет использовано в разных видах речевой деятельности детей. Например, чте­ние фрагментов из книги 3. Воскресенской «Сердце мате­ри» было связано с работой над такими словами и слово­сочетаниями, как трудолюбивая, заботливая, ласковые и доб­рые руки, верное и чуткое сердце, неравнодушный.

Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит», «заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна».



В связи с чтением и рассказыванием могут использо­ваться следующие приемы работы над словом:

— накопление содержания речи в предварительной ра­боте, обогащение знаний об окружающем с целью подго­товки детей к восприятию произведения;

— акцентирование внимания на словах, несущих основ­ную смысловую нагрузку;

— лексический анализ языка художественных произве­дений (выявление значений незнакомых слов и выраже­ний, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств язы­ка текста);

— объяснение педагогом значений слов;

— проговаривание слов детьми;

— замена авторских слов словами, близкими по значе­нию;

— подбор слов для характеристики героев;

— употребление слов в разном контексте в связи с бесе­дой по содержанию произведения.

Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаут­ки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «при­вести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.

Вторая группа методов словарной работы использу­ется для закрепления и активизации словаря: рассматрива­ние игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художествен­ных произведений, дидактические (словарные) упражне­ния.

Рассматривание игрушеккак метод уточнения, закреп­ления и активизации словаря используется во всех возраст­ных группах. Игрушки предоставляют многократные воз­можности для закрепления представлений, которые дети


опытным путем добыли в жизни, и для обусловленных эти­ми представлениями словесных форм (Е. И. Тихеева). Со­держание и подбор игрушек для каждой группы определя­ются возрастными особенностями детей и задачами рече­вой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жи­лища людей и их окружение, средства передвижения, жи­вотные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Осо­бое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидакти­чески оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организо­ванных играх и занятиях.

В методике обращается внимание на разницу в двух мето­дах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними (О. И. Соловьева, А. М. Бородич и другие). При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, иг­ровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму.

Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй — играют в «Чудесный мешочек»; рассмат­ривание орудий труда может предшествовать дидактической игре «Кому что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их дета­лях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.

Рассматривание картиннаправлено на уточнение детс­ких представлений и словаря и всегда сопровождается бе­седой, активизирующей накопленный ранее словарь. Сло­варная работа при этом тесно связана с развитием диало­гической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным при­емом работы над словом. (Типы вопросов рассматриваются в теме «Развитие связной речи».)

Дидактические игры— широко распространенный ме­тод словарной- работы. Словарные игры проводятся с иг­рушками, предметами, картинками и на вербальной осно­ве (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющий­ся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгает-


 




ся в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснени­ями, показом, что ведет к разрушению игры.

Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обоб­щенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуа­ции, когда он вынужден использовать приобретенные ра­нее знания и словарь в новых условиях.

Подбор материала для дидактических игр должен опре­деляться задачами словарной работы. Для активизации бы­тового словаря подбирают игрушки или картинки, изобра­жающие предметы быта, для активизации природоведчес­кого словаря — природный материал (листья, овощи, фрук­ты, животные, птицы). Одним из условий четкого руко­водства играми является определение перечня слов, под­лежащих усвоению.

В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Ма­газин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»). Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.

Для примера приведем наиболее типичные словарные игры.

«Чудесный мешочек»(может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).

Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по харак­терным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)

Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать мож­но после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)

Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Зага­дывание загадки.

Ход игры. Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рас­сматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, ча­стей, назначения, признаков.

Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.

Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, иг­ровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.

Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, фор­мировать умение использовать их по назначению; активизировать сло­варь (названия предметов посуды).


Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.

Игровые действия. Выбор посуды и ее доставка персонажу.

Ход игры. Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Бе­седуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».

В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухон­ная, столовая, чайная.

Дидактические упражнения.Существуют разные виды упражнений. В школьной методике принято выделять лек­сические и словарные упражнения. Лексически­ми называются упражнения, служащие для закрепления знаний ребенка в области лексики. Материалом для них являются слова и устойчивые словосочетания, функцио­нирующие в речи: антонимы, синонимические ряды слов, паронимы, фразеологические средства языка. Оба вида уп­ражнений тесно связаны между собой, в ряде случаев их трудно разграничить.

Если придерживаться такого принципа типологии, то очевидно, что подавляющее большинство упражнений со словом, с его смысловой стороной следует назвать словар­ными. Однако в последние годы в дошкольной методичес­кой литературе и практике все упражнения в области лек­сики (словарного состава языка) получили название лек­сических. Термины «словарные» и «лексические» употреб­ляются как синонимы.

Известно, что дидактическое упражнение в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая за­дача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей опре­деленную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в ус­ложнении заданий, их связи с предыдущими этапами ра­боты над словом.

Упражнения содействуют формированию умения сво­бодно пользоваться лексическими средствами языка, со­здают условия для активного отбора слов.

Применение словарных упражнений имеет в педагогической науке давнюю историю. Так, И. Г. Песталоцци в книге «Как Гертруда учит своих детей» описывает усложняющиеся задания на определение предметов, их признаков:

— подбор к именам существительным имен прилагательных. Напри­мер: угорь — скользкий, червеобразный, крепкокожий; вечер — тихий, ясный, прохладный, ненастный и др. ;


 




— подбор к именам прилагательным имен существительных. Напри­мер: круглый — ядро, шляпа, луна, солнце; легкий — перо, пух, воздух; высокий — башня, гора, великан, дерево.

Затем следовали упражнения на употребление слов в связной речи. Особое внимание Песталоцци уделял глаголам, их сочетанию с другими словами. Постепенно дети должны были выполнять задания на описание и толкование слов и выражений. Все эти речевые упражнения Песталоц­ци рассматривал как «средство уяснения понятий».

В русской классической педагогике систему упражнений по развитию устной и письменной речи разработал К. Д. Ушинский. Эти упражнения, названные автором логическими, направлены на классификацию и груп­пировку слов и понятий, охватывающих разные сферы области знания.

Например, учебные вещи и игрушки, мебель и посуда, кушанья и напитки, домашние животные и дикие звери, люди по возрастам и занятиям (родство и свойство и т. д.), соотнесение видовых и родовых понятий (Смородина — ягода, а рыжик?.. Овца — домашнее животное, а лиса?..), определение понятий (Что такое роза? Что такое уж?), употребление слова в предложении в ответ на вопрос учителя (Не пло­довое ли дерево груша? — Да, груша плодовое дерево), на дополнение предложений: чем что делают? (Что делают иглой?., пером?., ножом?., ушами?., глазами?), кто что делает? (учитель, земледелец, пастух, охот­ник?..), что с чем делают? (Песок сыплют, а воду?.. Платье шьют, а носки?..), на определение голосов и движений животных (Заяц прыга­ет, а ласточка?..).

Для детей дошкольного возраста систему словарных упражнений пред­ложила Е. И. Тихеева. Целью этих упражнений она считала расширение лексикона и речевых навыков: подбор эпитетов к слову, узнавание по эпитетам предмета, подбор к предмету действий, подбор предметов к действию, подбор обстоятельств, набор слов с оттенками значений, подбор пропущенных слов, распространение предложений, добавление придаточных предложений, определение составных частей целого, а также упражнения на точность наименований, составление предложений с определенным словом, составление предложения с несколькими задан­ными словами, объяснение слов, отгадывание и составление загадок, классификация предметов. Нетрудно заметить даже по этому перечисле­нию влияние названных выше упражнений на характер и содержание работы со словом.

Основным содержанием лексических упражнений явля­ются различные виды классификации слов." по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родово­му и подродовому признакам (животные, домашние жи­вотные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, вели­чина, материал); подведение слов видового значения под родовое понятие (автобус, трамвай, такси), составление словосочетаний и предложений с антонимами, многознач­ными словами; распространение предложений с исполь­зованием заданных слов.


Отличительной чертой словарных упражнений является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласо­вание слов, словоизменение, употребление слова в соста­ве предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назватьлексико-грамматическим.

До недавнего времени словарные упражнения как ме­тод активизации словаря рассматривались, главным обра­зом, в отношении старших дошкольников. Данные совре­менной науки о возможностях умственного и речевого раз­вития детей позволили значительно расширить их исполь­зование в средних и даже младших группах.

Все методисты отмечают многостороннее влияние на речь детей загадывания и отгадывания загадок.Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мысли­тельные способности, углублять и уточнять знания о пред­метах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и дру­гие малые формы фольклора) помогают детям проник­нуть в образный строй русской речи, овладеть вырази­тельными средствами языка. Загадка определяется как образное, картинное описание характерных признаков предметов и явлений. На основе учета характера загадок, особенностей развития детей в методике сформулирова­ны следующие требования к их применению в целях раз­вития словаря:

—загадыванию загадок должно предшествовать ознаком­ление детей с предметами, их характерными признаками;

—загадки должны быть доступны детям с точки зре­ния как содержания, так и формы. Сначала дети отгады­вают загадки, построенные на прямом описании харак­терных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызет морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т. е. такие, в которых описание предмета дается через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает»);

—обучение отгадыванию загадок должно осуществлять­ся на наглядном материале и на основе соотнесения сло­весного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);

—отгадывание загадок должно сопровождаться рассуж­дениями и доказательствами, объяснениями образного опи­сания;


 




       
 
 
   


— придумывание загадок самими детьми должно основы­ваться на большой предварительной работе по рассматрива­нию и описанию предметов, отгадыванию готовых загадок;

— загадывание и отгадывание загадок следует прово­дить в игровой форме.

Таким образом, в словарной работе используется сово­купность разных методов и приемов в зависимости от сте­пени овладения детьми слова. В обобщенном виде это мож­но представить в таблице на с. 119.

Словарная работа в разных видах деятельности.Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружаю­щими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая дея­тельность. Дети осваивают жизненно необходимый оби­ходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигие­нических навыков, формированием навыков самообслу­живания ребенок осваивает слова, обозначающие пред­меты одежды, мебели, постельные и умывальные при­надлежности, а также их качества, действия с ними. Есте­ственность ситуаций общения в быту, связь с чувствен­ным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существен­ных признаках.

В трудовой деятельности словарь детей пополня­ется за счет названий орудий труда, инструментов, дей­ствий, качеств и свойств предметов. Особое значение име­ет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.

Большая роль в активизации словаря принадлежит и гр е. В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы — профессиональная лексика; в строительных играх — слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.

Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства бла-


годаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театра­лизованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образ­ного словаря.


Словарная работа проводится на всех занятиях по дру­гим разделам программы. Например, на занятиях по изоб­разительной деятельности дети осваивают названия пред­метов, оборудования, материалов, их качеств; занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить гла­голы движения и т. д.

Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для это­го необходимо направлять процесс обогащения и акти­визации словаря детей, используя разные приемы сло­варной работы с учетом особенностей каждого вида дея­тельности.

Выше мы уже говорили, что дети усваивают разные по степени обобщения и по содержанию знания и словарь. А. П. Усова отмечала наличие двух категорий знаний, кото­рыми должен овладеть ребенок в детском саду: знания, не требующие специального обучения, и знания, усваивае­мые в процессе организованной учебной деятельности. Учи­тывая этот факт, в каждой возрастной группе определяют удельный вес разных форм работы с детьми с целью раз­вития у них соответствующей лексики.

Для усвоения знаний и лексики, относящихся к первой категории (предметы быта и бытовой словарь), на первый план выдвигается непосредственное общение взрослых с детьми в быту, в ходе которого направляется процесс ов­ладения словом, осуществляется накопление словарного запаса. Воспитатель в первую очередь использует те случаи, которые встречаются в повседневной жизни: приход ре­бенка в детский сад, умывание, прием пищи, прогулки, игры, труд по самообслуживанию и др. Таким образом дети осваивают большую часть необходимого бытового словаря. Он наиболее близок и доступен пониманию детей, они слышат и сами употребляют эти слова в процессе наблю­дений за бытовым трудом взрослых, оказания им посиль­ной помощи, в играх.

Навыки правильного употребления этих слов уточня­ются и закрепляются на немногочисленных занятиях, ко­торые в основном выполняют функцию закрепления и кон­троля. Например, слова, относящиеся к таким тематичес­ким группам, как «одежда», «постельные принадлежнос­ти», «умывание», осваиваются в ходе совместной со взрос­лым и самостоятельной деятельности, а их закрепление и активизация происходят в специально организованных сю-жетно-дидактических играх с куклой (в младшей и сред-


ней группах), в разных видах рассказывания и лексических упражнениях (в старших группах).

Большое значение имеет определенная последовательность работы над словом.

Целенаправленная работа по развитию словаря включа­ет ряд этапов:

— обогащение знаний и словаря на основе наблюдений предметов и явлений действительности, обследования при­знаков предметов, их свойств и качеств;

— уточнение и закрепление представлений и словаря с помощью иллюстративного материала, развитие обобща­ющей функции слова, перенос наименования на сходные предметы и их изображения, употребление слов в разных ситуациях общения;

— использование словаря в активной речи, в процессе бесед, разговоров, рассказов, в специальных лексических упражнениях на подбор синонимических рядов слов, анто­нимов, на многозначные слова.

Эти этапы имеют разную продолжительность в зависи­мости от степени сложности лексики и ее близости детс­кому опыту. Например, в средней группе первый этап бу­дет продолжительнее при ознакомлении детей с трудом строителей, чем с трудом водителей транспорта, посколь­ку, как правило, в первом случае представления и словарь ребенка беднее.

Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом. Покажем это на примере плана работы по ознакомлению с социальным окружением и обогаще­нию словаря детей четвертого и шестого года жизни (см. таблицу на с. 121)1.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 190; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.50.28
Генерация страницы за: 0.01 сек.