КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика формирования синтаксической стороны речи
Где что можно делать». Кто больше назовет действий». Упражнения на подбор глаголов. «Кто что умеет делать». Один и много». Словесные упражнения. «Чего нет у Тани?» — Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...) — А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто...) Вначале воспитатель — ведущий. — У меня один чулок. А у тебя? — У меня много чулок. — У меня один носок. А у тебя? — У меня много носков. — У меня один гольф. А у тебя? — У меня много гольфов. — У меня одни рейтузы. А тебя? — У меня много рейтуз и т. д. Собака — лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости). Кошка — мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет. — Что можно делать с водой? — Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить... — Что можно делать с мячом? — Играть, бросать, ловить, пинать... — Что можно делать с цветами? — Рвать, нюхать, смотреть, любоваться, поливать, дарить, сажать... — Что можно делать в лесу? — Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать... — Что можно делать на реке? — Купаться, плавать, нырять, загорать, кататься (на лодке), ловить рыбу... Усложняются задания на употребление глаголов одеть — надеть, одеть — раздеть, надеть — снять, на спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением {наверху, внизу, слева, напротив, между). Для введения в речь причастий можно использовать упражнения с картинками и словесные: Мальчик читает. Какой мальчик? — Читающий мальчик. Мальчик рисует. — Рисующий мальчик. Самолет летит, гудит. — Летящий, гудящий самолет. Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. — Желтеющий, зеленеющий, краснеющий, шуршащий лист. В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов — простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом могут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища. Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстрируемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действиям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложе- 7 М. М. Алексеева и др. ния, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложений. Развивая у ребенка умение полно и грамматически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью. Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы: — Что делает мама? (Читает.) — Что делает собака? (Лает.) — Что делают дети? (Поют.) Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения — подлежащее и сказуемое). Можно использовать картинки из альбома О. И. Соловьевой. — Что девочка делает? — Девочка рисует. — Что делают ребята? — Ребята слушают радио. Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно. Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»: — Учитель учит кого? (Учеников.) — Почтальон разносит что? (Письма, газеты.) — Часовщик чинит что? (Часы.) — Врач лечит кого? (Больных.) Рассматривая картинки или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя. — Это кто? — Кошка. — Какая кошка? Кошка... — говорит воспитатель, понижая голос. —...пушистая, — договаривают дети. — Что делает пушистая кошка? — Пушистая кошка... лежит на коврике. — Правильно, пушистая кошка лежит на коврике. Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается). В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов. Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, собака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала составляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке. Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают: — Мама купила в магазине... морковь, лук... — У бабушки в деревне живут... кошка, собака, корова и теленок. Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» — «Мебель»). Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает: — В детский сад привезли новую мебель... столы, стулья, шкафы. — В овощном магазине продают вкусные фрукты... лимоны, яблоки, апельсины. Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его. Сюжетная картинка дает больше возможностей для составления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его ответе «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуемое и обстоятельство. Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов. — А как сказать, если дети только собираются идти в лес? (Дети пойдут в лес.) — А если дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес.) Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-драматизации: * «День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала?). * «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал.) Динамика игрового действия способствует заинтересованности детей и облегчает решение дидактической задачи. Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у детей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет однородных членов, а затем — употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений. Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме', даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка). Составление предложений на занятиях в младших группах, как отмечают многие практики, вызывает значитель-
ные трудности. На занятии эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринужденность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос предложением и ограничиваются отдельными словами. Вместе с тем те же дети, рассказывая воспитателям о своем доме, о братьях, о любимых игрушках, не только правильно строят предложения, но и объединяют их в высказывания. Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание коммуникативной ситуации, в которой встречаются игровые персонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказываний детей, для диалога воспитателя и ребенка, использовать художественную литературу для воспитания правильной литературной речи. Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической ее формой. В речи ребенка пятого года жизни увеличивается количество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих {«папа и мама, они...»), переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств. В содержание обучения входит закрепление умений правильно строить предложения, согласовывать слова в предложении, использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их. 1) Мальчик делает лодочку. Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку. 2) Девочка рисует клоуна. Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. В процессе обучения детей составлению словосочетаний, предложений с глаголами ребенка подводят к построению связного высказывания. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации. — Маша взяла утюг, она будет... (гладить белье). — Дима взял пилу, он будет... (пилить бревно). — Юра взял топор, он будет... (рубить). — Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет... (кататься на велосипеде). Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением. — Кого ведут в детский сад? — Кого учит учитель? — Что рисует художник? Овладение навыками построения сложных предложений требуетосмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то—то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений. Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1149; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |