Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика формирования синтаксической стороны речи




Где что можно делать».

Кто больше назовет действий».

Упражнения на подбор глаголов. «Кто что умеет делать».

Один и много».

Словесные упражнения.

«Чего нет у Тани?»

— Стала Таня на прогулку собираться. Какие вещи надевают, когда идут на прогулку? (Пальто, туфли, ботинки, колготки, гольфы, носки, рейтузы...)

— А Таня приготовила только шарф. Чего ей не хватает? (Носков, гольфов, рейтуз, туфель, пальто...)

Вначале воспитатель — ведущий.

— У меня один чулок. А у тебя? — У меня много чулок.

— У меня один носок. А у тебя? — У меня много носков.

— У меня один гольф. А у тебя? — У меня много гольфов.

— У меня одни рейтузы. А тебя? — У меня много рейтуз и т. д.

Собака — лает, сторожит (дом), рычит, виляет (хвостом), бегает, грызет (кости).

Кошка — мяукает, мурлыкает, царапается, лакает (молочко), ловит мышей, играет.

— Что можно делать с водой? — Пить, наливать, плавать (в воде), играть (с водой), переливать (воду), кипятить...

— Что можно делать с мячом? — Играть, бросать, ловить, пинать...

— Что можно делать с цветами? — Рвать, нюхать, смотреть, любо­ваться, поливать, дарить, сажать...


— Что можно делать в лесу? — Гулять, собирать грибы и ягоды, охотиться, слушать птиц, отдыхать...

— Что можно делать на реке? — Купаться, плавать, нырять, заго­рать, кататься (на лодке), ловить рыбу...

Усложняются задания на употребление глаголов одетьнадеть, одеть — раздеть, надетьснять, на спряжение глаголов, на употребление неизменяемых существительных, предлогов и наречий с пространственным значением {на­верху, внизу, слева, напротив, между).

Для введения в речь причастий можно использовать уп­ражнения с картинками и словесные:

Мальчик читает. Какой мальчик? — Читающий мальчик.

Мальчик рисует. — Рисующий мальчик.

Самолет летит, гудит. — Летящий, гудящий самолет.

Лист желтеет, зеленеет, краснеет, шуршит. — Желтеющий, зеленею­щий, краснеющий, шуршащий лист.

В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказы­вание.

Речь трехлетних детей ситуативна, поэтому ребенка учат строить фразы из двух-трех слов (простые предложения). Уже на четвертом году жизни развивается умение строить предложения разных типов — простые и сложные. С этой целью используют картинки, коммуникативные ситуации, дидактические игры, игры-драматизации. Материалом мо­гут служить игрушки, предметы одежды, посуда, обувь, пища.

Составление предложения по картинке облегчается тем, что действие не изменяется, оно зафиксировано. В играх-драматизациях слово сочетается с движением, демонстри­руемое действие помогает ребенку строить предложение. Предложения, составленные по демонстрируемым действи­ям, проговариваются детьми. Учить детей построению фраз можно в любой игровой ситуации.

 

Работа над предложением начинается с работы над про­стым нераспространенным предложением. На этом этапе дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложе-

7 М. М. Алексеева и др.


ния, т. е. подлежащее и сказуемое. Дальнейшая работа на­правлена на распространение и грамматическое оформле­ние предложений. Развивая у ребенка умение полно и грам­матически правильно выражать свои мысли, мы подводим его к овладению связной речью.

Рассматривая картинку, ребенок учится односложно отвечать на вопросы:

— Что делает мама? (Читает.)

— Что делает собака? (Лает.)

— Что делают дети? (Поют.)

Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы (чтобы ребенок ощутил основу предложения — подлежащее и сказуемое). Можно исполь­зовать картинки из альбома О. И. Соловьевой.

— Что девочка делает? — Девочка рисует.

— Что делают ребята? — Ребята слушают радио.

Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно.

Формированию умения строить распространенные пред­ложения способствуют задания типа «закончи предложе­ние»:

— Учитель учит кого? (Учеников.)

— Почтальон разносит что? (Письма, газеты.)

— Часовщик чинит что? (Часы.)

— Врач лечит кого? (Больных.)

Рассматривая картинки или игрушку, дети распростра­няют предложение с помощью воспитателя.

— Это кто? — Кошка.

— Какая кошка? Кошка... — говорит воспитатель, понижая голос.

—...пушистая, — договаривают дети.

— Что делает пушистая кошка?

— Пушистая кошка... лежит на коврике.

— Правильно, пушистая кошка лежит на коврике.

Далее детям предлагают повторить предложение (термин не дается).

В младшей группе детей учат распространять предложе­ния за счет однородных членов.

Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, кар­тошка), фрукты (яблоки, апельсины, лимоны), животные (кошка, со­бака, корова, теленок), мебель (столы, стулья, шкафчики). Сначала со­ставляются предложения о том, что (кто) нарисовано на картинке.

Затем воспитатель начинает предложение, а дети продолжают:

— Мама купила в магазине... морковь, лук...

— У бабушки в деревне живут... кошка, собака, корова и теленок. Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом

назвать столы, стулья, шкафчики?» — «Мебель»).


Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает:

— В детский сад привезли новую мебель... столы, стулья, шкафы.

— В овощном магазине продают вкусные фрукты... лимоны, яблоки, апельсины.

Дети продолжают предложение, а потом вслед за вос­питателем повторяют его.

Сюжетная картинка дает больше возможностей для со­ставления предложения, нежели предметная, потому что она, как правило, динамична. Педагог задает, например, ребенку вопрос «Что делают дети?» и тем самым подводит его к построению простого предложения, к интуитивному осознанию синтаксической основы предложения. В его от­вете «Дети идут в лес» наличествуют подлежащее, сказуе­мое и обстоятельство.

Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов.

— А как сказать, если дети только собираются идти в лес? (Дети пойдут в лес.)

— А если дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес.)

Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-драматизации:

* «День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла спела песенку (что сделала?).

* «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка скачет. Что он делал? Он скакал.)

Динамика игрового действия способствует заинтересо­ванности детей и облегчает решение дидактической задачи.

Таким образом, можно проследить последовательность работы над формированием синтаксических умений у де­тей младшего возраста: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его (с помощью воспитателя) за счет од­нородных членов, а затем — употреблять обобщающие слова перед однородными членами; наконец они подводятся к составлению сложных предложений.

Все упражнения должны проходить в игровой занима­тельной форме', даваться в контексте игрового сценария, игровой ситуации или игры с использованием игрушек и картинок, сюрпризных моментов, сказочных персонажей или героев литературных произведений (Знайка и Незнайка).

Составление предложений на занятиях в младших груп­пах, как отмечают многие практики, вызывает значитель-


 




ные трудности. На занятии эта деятельность становится преднамеренной, произвольной, в ней исчезает непринуж­денность живого разговорного общения, что отражается на детской речи. Дети затрудняются отвечать на вопрос пред­ложением и ограничиваются отдельными словами. Вместе с тем те же дети, рассказывая воспитателям о своем доме, о братьях, о любимых игрушках, не только правильно строят предложения, но и объединяют их в высказывания.

Продуктивным является такой прием обучения детей навыкам составления предложений, как создание комму­никативной ситуации, в которой встречаются игровые пер­сонажи и ведут между собой диалог. Очень важно также создавать условия в повседневном общении для высказы­ваний детей, для диалога воспитателя и ребенка, исполь­зовать художественную литературу для воспитания правиль­ной литературной речи.

Формирование синтаксической стороны речи у детей пятого года жизни (средняя группа) связано со станов­лением связной речи, и в первую очередь с монологичес­кой ее формой.

В речи ребенка пятого года жизни увеличивается коли­чество простых распространенных и сложных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно стро­ят предложения, нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих {«папа и мама, они...»), переставляют сло­ва, опускают или заменяют союзы, мало используют опре­делений и обстоятельств.

В содержание обучения входит закрепление умений пра­вильно строить предложения, согласовывать слова в пред­ложении, использовать в речи простейшие виды сложно­сочиненных и сложноподчиненных предложений.

Продолжается работа над грамматическим оформле­нием предложения и его распространением.

Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол щеткой; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девоч­ка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их.

1) Мальчик делает лодочку.
Мальчик делает лодочку девочке.

Мальчик маленькой девочке делает бумажную лодочку.

2) Девочка рисует клоуна.
Девочка рисует клоуна карандашами.
Девочка рисует клоуна цветными карандашами.


Для правильного построения предложений существен­ное значение имеет овладение глагольной лекси­кой. В процессе обучения детей составлению словосоче­таний, предложений с глаголами ребенка подводят к по­строению связного высказывания. С этой целью использу­ют упражнения типа «Закончи предложение» или специ­ально созданные бытовые ситуации.

— Маша взяла утюг, она будет... (гладить белье).

— Дима взял пилу, он будет... (пилить бревно).

— Юра взял топор, он будет... (рубить).

— Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет... (кататься на велосипеде). Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен

отвечать на вопросы полным предложением.

— Кого ведут в детский сад?

— Кого учит учитель?

— Что рисует художник?

Овладение навыками построения сложных предложений требуетосмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи до­школьников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то—то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в ко­торых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способ­ствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1104; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.