КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ответь на вопросы»
Закончи предложение». Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя... (ей было страшно). Тане подарили куклу, потому что... Мы пошли гулять на улицу, когда... Дети пошли в школу, чтобы... Надя не послушалась маму, поэтому... Пошел дождь, но мы... Почему птицы рсенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку? Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.
Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни. В 5 — 6 лет, как отмечают многие исследователи, наблюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями. Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствуютспециально разработанные приемы. Благодаря их использованию ребенок ставится в такие ситуации, которые побуждают его высказываться в форме сложных предложений. Приведем примеры упражнений. Составление сложносочиненных предложений по двум картинкам. Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение. — Белка сидит на елке. Заяц сидит под елкой. — Девочка разбирает постель. Девочка спит. — Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке. — Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду. Самостоятельное придумывание ребенком предложений: — с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть; — со словосочетаниями: мяукающая кощка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок; — с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки; — с союзами если, так как, поэтому {Мы с папой не Рекомендуемые выше приемы построения и оформления предложений могут быть использованы в средней и старшей группах детского сада в зависимости от сформированное™ этих навыков у детей. Упражнения проводятся преимущественно в игровой форме. В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи. Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т. е. контекстностью. Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения {потому что, ведь, всегда, например). С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты. Рассмотрим содержание образовательного материала. Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе. — Какая сегодня погода? (Хорошая.) — Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.) — Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.) — Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.) — А когда нет ветра? (Безветренный.) И т. д. Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов. Предложения Дети были в школе: Мальчик зашел за дом. Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол. Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду. Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол. Посуду поставили на стол. Вопросы Откуда пришли дети? (Из....) Откуда вышел мальчик? (Из-за....) Откуда сбрасывали снег? (С............) Откуда вылезла кошка? (Из-под....) Откуда слетел воробей? (С...........) Откуда вынырнул пловец? (Из-под..........) От чего отходят пароходы? (От..........) Откуда вышел человек? (Из-за.............) Откуда убрали посуду? (Со...........)
Начиная со средней группы рекомендуется вводить разработанную еще Е. И. Тихеевой «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает). Этот прием активизирует употребление сложных предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры предложения. Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений. Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением. При пересказывании литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них. Задание дополнить сложное предложение можно провести в интересной форме, используя игру «Размытое письмо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик). Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может — дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы...» и т. д. Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений1. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее. — Сегодня нужно надеть галоши, потому что... (на дворе лужи). 1 Занятия в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. — М., 1954. — С.275—276.
— Сережа взял карандаш, чтобы... (рисовать). — Сережа не достает до звонка, потому что он... (маленький). — Дети поливают морковь для того, чтобы... (она хорошо росла). «Один начинает — другой продолжает». Воспитатель предлагает детям продолжить предложение: — Мама купила Коле... красный флажок. — Утром дети идут... в детский сад. Воспитатель начинает. У нас на клумбе... Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу. Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п. Упражнения на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения. «Закончи предложение». — Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя). — Цветы засохнут, если... (их не поливать). — Если бы яне помог Наташе, она бы... (могла упасть). — Чашка разобьется, если... (ее уронить).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1173; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |