Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответь на вопросы»




Закончи предложение».

Маленькая Настя скатилась с горки на санках, хотя... (ей было страшно).

Тане подарили куклу, потому что... Мы пошли гулять на улицу, когда... Дети пошли в школу, чтобы... Надя не послушалась маму, поэтому... Пошел дождь, но мы...

Почему птицы рсенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошел в библиотеку?

Вопросы «почему?», «когда?», «зачем?», «для чего?» раз­вивают у ребенка умение устанавливать причинно-след­ственные, временные, целевые связи и отношения.


 




Появление в речи детей сложноподчиненных предло­жений свидетельствует о познании и осмыслении ребен­ком связей и отношений, существующих в реальной жиз­ни. В 5 — 6 лет, как отмечают многие исследователи, на­блюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями.

Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствуютспециально разработан­ные приемы. Благодаря их использованию ребенок ста­вится в такие ситуации, которые побуждают его высказы­ваться в форме сложных предложений. Приведем примеры упражнений.

Составление сложносочиненных предложе­ний по двум картинкам.

Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение.

— Белка сидит на елке. Заяц сидит под елкой.

— Девочка разбирает постель. Девочка спит.

— Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке.

— Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.

Самостоятельное придумывание ребенком предложений:

— с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;

— со словосочетаниями: мяукающая кощка, лающая со­бака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушис­тый цыпленок;

— с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; маль­чик, собака, санки;

— с союзами если, так как, поэтому {Мы с папой не
смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег).

Рекомендуемые выше приемы построения и оформле­ния предложений могут быть использованы в средней и старшей группах детского сада в зависимости от сформи­рованное™ этих навыков у детей. Упражнения проводятся преимущественно в игровой форме.

В старшем дошкольном возрасте значительно совершен­ствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конст­рукций в связи с развитием диалогической и монологи­ческой форм речи.


Дети в основном правильно строят простые распрост­раненные предложения с однородными членами, с обо­собленными оборотами; используют в речи сложносочи­ненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и раздели­тельные союзы. Речь детей характеризуется большей связ­ностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т. е. контекстностью.

Продолжается формирование простых и сложных пред­ложений. В связи с этим особое внимание уделяется умени­ям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное пред­ставление о предложении и его структуре, умение пользо­ваться союзами, вводить языковые средства для соедине­ния структурных частей предложения {потому что, ведь, всегда, например).

С целью развития синтаксической стороны речи исполь­зуются дидактические игры, сюжетные картинки, словес­ные упражнения, коммуникативные ситуации, художе­ственные тексты. Рассмотрим содержание образовательно­го материала.

Подбор однородных определений для согласо­вания существительного с прилагательным в роде и числе.

— Какая сегодня погода? (Хорошая.)

— Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя.)

— Какой бывает день, когда тепло? (Теплый.)

— Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный.)

— А когда нет ветра? (Безветренный.) И т. д.

Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения

Дети были в школе: Мальчик зашел за дом.

Снег лежал на крыше. Кошка залезла под пол.

Воробей сидел на заборе. Пловец нырнул под воду.

Теплоходы пристают к пристани. Человек завернул за угол.

Посуду поставили на стол.

Вопросы

Откуда пришли дети? (Из....) Откуда вышел мальчик? (Из-за....)

Откуда сбрасывали снег? (С............) Откуда вылезла кошка? (Из-под....)

Откуда слетел воробей? (С...........) Откуда вынырнул пловец? (Из-под..........)

От чего отходят пароходы? (От..........) Откуда вышел человек? (Из-за.............)

Откуда убрали посуду? (Со...........)


 




Начиная со средней группы рекомендуется вводить раз­работанную еще Е. И. Тихеевой «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает).

Этот прием активизирует употребление сложных пред­ложений, способствует совершенствованию синтаксичес­кой структуры предложения.

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различ­ные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необ­ходимо для характеристики героя или предмета. Повество­вательные рассказы требуют изложения событий в опреде­ленной временной последовательности, поэтому возника­ет необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.

Еще более сложные в синтаксическом отношении зада­чи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчине­нием.

При пересказывании литературных текстов дети упот­ребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пе­ресказ с перестройкой текста, когда содержание и спосо­бы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них.

Задание дополнить сложное предложение можно про­вести в интересной форме, используя игру «Размытое пись­мо» (методический прием разработан Ф. А. Сохиным и М. С. Лаврик).

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может — дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может дога­даться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель чита­ет зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы...» и т. д.

Упражнения по составлению сложных пред­ложений путем добавления придаточных пред­ложений1.

Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают ее.

— Сегодня нужно надеть галоши, потому что... (на дворе лужи).

1 Занятия в детском саду/Под ред. А. П. Усовой. — М., 1954. — С.275—276.


 

— Сережа взял карандаш, чтобы... (рисовать).

— Сережа не достает до звонка, потому что он... (маленький).

— Дети поливают морковь для того, чтобы... (она хорошо росла).

«Один начинает — другой продолжает».

Воспитатель предлагает детям продолжить предложение:

— Мама купила Коле... красный флажок.

— Утром дети идут... в детский сад.

Воспитатель начинает. У нас на клумбе... Кто хочет продолжить? Галя. Распустилась красная гвоздика. Воспитатель. А можно еще продолжить? Витя. Она очень хорошо пахнет. Воспитатель. Теперь скажите все сразу.

Галя. У нас на клумбе распустилась красная гвоздика, она очень хорошо пахнет. И т. п.

Упражнения на построение предложений с глагола­ми сослагательного наклонения. «Закончи предложение».

— Мы пойдем гулять, если... (не будет дождя).

— Цветы засохнут, если... (их не поливать).

— Если бы яне помог Наташе, она бы... (могла упасть).

— Чашка разобьется, если... (ее уронить).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1144; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.