Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «личность», дать пред­ставление о личности как единстве социального и биологического




Ход работы

ТЕМА 8. ЛИЧНОСТЬ

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «личность», дать пред­ставление о личности как единстве социального и биологического, путях формирования личности и ее подструктурах; показать важность ценностей, целей, иерархии мотивов в становлении личности.

 

Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое лич­ность, каждый ли человек является личностью, что влия­ет на формирование личности.

 

Как вы думаете, что такое личность?

Всякого ли человека можно назвать личностью?

 

1. Индивидуум и личность. О любом из вас можно сказать очень многое, но прежде всего то, что каждый — это личность, т. е. чело­век, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди дру­гих людей в обществе.

Никогда не было и не будет на Земле человека, во всем подобно­го вам, абсолютного двойника, и ваша неповторимость не случайна, это одна из закономерностей развития личности. Человек не рож­дается личностью, ею он становится постепенно, и этот процесс за­нимает многие годы.

Давайте же разберемся в том, что мы понимаем под словом «лич­ность» и какие условия определяют ее формирование. Для этого необходимо в первую очередь выяснить, кем же, если не личностью, рождается человек, с чего начинается история личности. Всяки1' живой организм представляет собой не сумму отдельных органов, г такое единство, в котором все составные части связаны между со­бой, зависят друг от друга. Если нарушается жизнедеятельность какого-либо органа, то это не может не отразиться на деятельности всего организма, потомучто нарушается его единство. Таким обра­зом, всякое живое существо целостно, неделимо. Чтобы подчерк­нуть это, мы говорим, что оно есть индивидуум (в переводе с латыни значит «неделимое»).


 




Уже с первого дня жизни человек обладает индивидуальными особенностями. Но можно ли говорить о личности новорожденно­го? Разумеется, нельзя, так же как нельзя говорить о личности жи­вотного. Следовательно, человек рождается индивидуумом, но от животных он отличается тем, что ребенок может стать личностью, а животное — никогда. Соответственно, индивидуальные особеннос­ти нельзя отождествлять со свойствами личности. Люди со сход­ным типом нервной системы, индивидуально-типическими свой­ствами (темпераментом) могут оказаться совершенно различными личностями.

Между особенностями человека как индивидуума и его лично­стью имеется глубокая связь, однако личность — это продукт раз­вития индивидуума в обществе. Развитие личности — это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивидуум стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе, вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек — общество» и фор­мирует прежде всего личность. И уже на первом году жизни у ре­бенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Одна­ко известно немало случаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались по­истине трагичными.

1 В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вы­молвил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антонови­ча с престола, заточили его в тюрьму и продержали там много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов одиночное заключение сильно отра­зилось на его умственных способностях: он не умел говорить и про­изводил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Также не становились личностями дети, похищенные и вы­кормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отноше­ния с окружающими людьми, с коллективом, с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее осо­бенности. Именно в деятельности складывается необходимое един­ство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.


2. Структура личности. Итак, личность — это очень сложное об­разование. А теперь для простоты представим себе систему «лич­ность» как некое дерево — древо личности.

Почва, на которой оно произрастает, — это прародительский ге­нофонд, т. е. некое генетическое наследство, в которое древо уходит корнями.

Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца или понемногу от каждого из них. Унаследованы могут быть также свойства кого-либо из бабушек или прабабушек, дедов или прадедов, тети или дяди по любой линии и т. д. Что именно из бога­того генофонда достанется данному конкретному человеку — загад­ка природы, которую могут прояснить только генетики. Мы же обыч­но стоим перед фактом: с первых дней своего бытия ребенок ведет себя определенным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему что-то не нравится, как он ест и спит, как общается, угадывается сход­ство с кем-либо из родственников именно в особенностях его тем­перамента.

Ствол древа личности представляет формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением, в частности с ок­ружающими близкими людьми. Стволовая часть древа символичес­ки означает характер человека, в котором взаимосвязанными и вза-имовлияющими являются такие подструктуры, как эмоции, интел­лект и коммуникативный стиль (способ общения с другими людь­ми). Ни одна из этих подструктур не являются более ранней по от­ношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены об­щей закономерности — окрашенности ведущей индивидуально-лич­ностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль конк­ретного человека.

Крона древа личности охватывает сферу интересов, социаль­ной активности, морально-нравственных устоев личности. Ее в значительной степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона древа рисун­ком и цветом листьев и цветов обязана все тем же корням, почве (заложенным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впи­тывая социально-культурные ценности, личность (далеко не все­гда осознанно) избирательно тянется к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкивается от других.

Задание

Давайте попробуем нарисовать «древо личности». Объясните, что символизирует каждая из частей древа.


 




3. Мотивационно-потребностная сфера личности. Говоря о том, что такое личность, нельзя не коснуться так называемой мотиваци-онно-потребностной сферы. Эта сфера включает потребности, стремления, интересы, мотивы, намерения, цели и ценности.

Потребности — это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального су­ществования, развития. Потребности есть у всех живых существ, и неудовлетворенная потребность всегда связана с неприятным чув­ством. Голод — это потребность в пище, жажда — в воде. Это так на­зываемые витальные, или биологические, потребности. К потребностям более высокого порядка относится, например, потребность в самоутверж­дении. На одном из следующих уроков мы будем рассматривать теорию А Маслоу, который предложил классификацию потребностей.

Поведение личности обусловливается комплексом факторов, ко­торые психологи объединяют понятием мотивация. Мотивы, в от­личие от потребностей, присущи только человеку. Мотив, который отвечает актуальной потребности, организует и определенным об­разом направляет поведение. Может быть, сейчас вы испытываете потребность подвигаться, поболтать с приятелями, но вам удается подчинить эту потребность мотиву получения знаний или социаль­ному мотиву — быть хорошим учеником.

Подчинение своих непосредственных потребностей и побужде­ний социальным нормам — это начало формирования личности, ко­торое происходит в дошкольном возрасте. Здесь можно привести пример, который получил в психологии название эффекта «горь­кой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментато­ра практически невыполнимое задание: достать привлекательный предмет (игрушку) с высокой полки, не вставая со стула. Экспери­ментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После безуспешных попыток справиться с задачей ре­бенок встает, берет предмет и возвращается на место. Эксперимен­татор входит, хвалит ребенка и предлагает в награду конфету. Ребе­нок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается для него «горькой». Здесь про­исходит такое явление, как борьба мотивов: один мотив — взять при­влекательную вещь (непосредственное побуждение), а другой — вы­полнить условие взрослого (социальный мотив). Дошкольнику еще трудно подчинять свое поведение социальным мотивам.

В подростковом возрасте начинается как бы второе «рождение личнос­ти», которое выражается в стремлении и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и пере­подчинению — т. е. формируется способность к самоосознанию, саморуко­водству и самовоспитанию. Главные функции самосознания — это позна-


ние себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. В подростко­вом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т. е. осознанный личностный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовле­творенность собой и стремление себя изменить. В нашем курсе самосоз­нанию, самопознанию позже будет посвящен отдельный урок.

Одним из важных механизмов формирования личности является принятие и освоение социальных ролей. В определенный период раз­вития человек начинает выполнять социальные роли, т. е. осуществ­лять совокупность действий, которые ожидает от него его окружение, занимать определенную социальную позицию. Набор социальных ролей и позиций очень широк — это, например, ученик, сын (или дочь), член спортивной команды, пассажир, староста класса и т. д.

Социальные роли и социальные позиции влияют на иерархию мотивов. Вот пример психолога У. Джемса: «Частное лицо может без зазрения совести покинуть город, зараженный холерой, но свя­щенник или доктор нашли бы такой поступок несовместимым с их понятиями чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятельствах, когда другой человек имеет полное пра­во скрыться в безопасное место или бежать, не налагая на свое со­циальное «Я» позорного пятна». В этом примере мы видим, что мо­тив самосохранения уступает место социально значимому мотиву (помощь больным, защита соотечественников).

Выбор того или иного варианта поведения, мотивы, которые по­буждают человека совершить какой-либо поступок или даже вы­брать профессию, определяются системой ценностей.

Мини-тест «Мои ценности»

Сейчас я продиктую вам двенадцать пунктов, которые вы запи­шете на ваших листочках. Затем вы должны их проранжировать (проставить рядом с каждым утверждением цифры, которые будут обозначать, что для вас наиболее важно, стоит на первом месте, вто­ром, третьем и т. д.).

Итак, перечень возможных ценностей:

• материально обеспеченная жизнь;

• счастливая семейная жизнь;

• здоровье;

• творчество;

• наличие хороших и верных друзей;

• свобода как независимость в действиях и поступках;

• любовь;

• уверенность в себе;

• интересная работа;

• красота природы и искусства;


 



5-2719



• познание, стремление к новому;

• активная, деятельная жизнь.

Желающие могут зачитать полученный список в порядке убыва­ния значимости ценностей.

4. Цели и ценности. Может возникнуть вопрос: как не заблудиться в море интересов, увлечений, желаний, ценностей и приплыть к нуж­ному берегу? Ответ прост: нужно хорошо знать, какой именно берег больше всего привлекает, и тогда этот берег будет одновременно и компасом, указывающим вам путь. Точнее говоря, развитие лично­сти направляет цель жизни. Это очень знакомые слова, но вдумай­тесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни — это просто же­лание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку.

Чтобы стать целью жизни человека, желание должно быть под­чинено цели, способной объединить его действия и усилия и стать тем идеалом, «мерилом», с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, можно судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой, личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность,.развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, со­ставляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более высокими слоями че­ловеческой культуры — идеалами и духовными ценностями. И тогда впитывание и внутренняя переработка этих ценностей приводит к формированию духовного ядра личности, ее нравственному самосо­знанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не завершается. Это согласуется с представлениями о личности как «от­крытой системе», а также с возможностью переживания личностью ее собственной бесконечности и даже «бессмертной» сущности. Однако это уже вопросы, находящиеся на стыке психологии и философии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.