Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обсуждение результатов. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными принципами гума­нистической психологии, концепцией становления личности и иерархией потребностей по А




Ход работы

Подведение итогов

ТЕМА 12. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (А. МАСЛОУ)

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными принципами гума­нистической психологии, концепцией становления личности и иерархией потребностей по А. Маслоу. Дать представление о само­актуализации как высшей ступени развития личности человека; привлечь учащихся к обсуждению проблем выбора, ответственнос­ти и свободы личности.

 

Сегодня мы поговорим о гуманистическом направлении в теориях личности.

1. Основные принципы гуманистической психологии. Термин «гуманистическая психология» был предложен группой персоно-логов (от английского person — человек, личность), которые в нача­ле 60-х годов под руководством американского психолога Абраха­ма Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной твор­ческой альтернативы двум наиболее важным течениям в психоло­гии — психоанализу и бихевиоризму.

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистен­циальную философию. Экзистенциалисты (от англ. existence — суще­ствование) полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все сто­им перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда: «Жизнь есть то, что мы из нее делаем». Только сами люди,


брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действо­вать в собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множе­ства других навязанных себе неприятных чувств.

Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что при полной, казалось бы, свободе сделать выбор довольно нелегко? 9) Приведите пример.

Психологи-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманисти­ческая психология в качестве основной модели личности принима­ет ответственного человека, свободно делающего выбор среди пре­доставленных возможностей. Французский писатель-экзистенциа­лист Жан Поль Сартр утверждал «Я есть мой выбор».

Как вы понимаете эти слова Сартра?

 

2. Концепция становления. Творческая переработка основных положений философии экзистенциализма позволила гуманистичес­ким психологам выдвинуть наиболее важное положение их теории: концепцию становления. Суть ее заключается в представлении о том, что человек всегда находится в процессе становления. Студент стар­ших курсов университета существенно отличается от придающего большое значение своей внешности, хихикающего подростка, каким он был 4 года назад. А еще через 4 года он может стать совершенно другим человеком благодаря тому, что освоит новые сферы жизни, например станет родителем или сделает профессиональную карье­ру. Таким образом, будучи свободным существом, человек ответ­ственен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Люди, отказывающиеся от реализации возможностей, постоянного становления и развития личности, отказываются рас­ти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности пол­ноценного человеческого существования. Тот, кто отказывается при­нять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что гуманистические психологи называют предательством.


 



6-2719



Почему в данном случае речь идет о предательстве?

 

3. Признание приоритета творческой стороны личности чело­
века.
Вы помните положение Фрейда о том, что отсутствие контро­
ля над инстинктивными импульсами приврдит к разрушительным
последствиям: уничтожению других люде)й или самого себя. Те,' кто
придерживается гуманистических взглядов, утверждают, что при­
рода человека, в сущности, хороша или по крайней мере нейтраль­
на. Возможно, вы захотите оспорить эту точку зрения, если на вас
нападут с целью ограбления во время вечерней прогулки в парке.
Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются резуль­
татом неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то
наследственных пороков. Он полагал, что по самой природе в каж­
дом человеке заложены потенциальные возможности для позитив­
ного роста и совершенствования.

Признание приоритета творческой стороны в человеке являет­ся, возможно, самым значимым концептуальным положением гу­манистической психологии. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако он признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания». К счастью, некоторые люди сохра­няют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это каче­ство, способны со временем восстанавливать его.

Как вы думаете, почему так важно сохранить свое твор­ческое начало?.

4. Мотивация. Иерархия потребностей. Маслоу полагал, что
люди мотивированы (т. е. стремятся) к поиску личных целей и это
делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека
как желающее существо, которое редко достигает состояния полно­
го, завершенного удовлетворения. Если одна потребность удовле­
творена, другая всплывает на поверхность и контролирует внима­
ние и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее,, еще одна
настоятельно требует удовлетворения. Жизнь человека характери­
зуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные. На уроке, посвященном понятию «личность», мы упоминали о том, что мотивы и потребности складываются, согласно Маслоу, в некую


иерархию. Они составляют так называемую пирамиду, в которой каждая последующая потребность надстраивается над предыдущей и не может реализовываться, пока не удовлетворена нижележащая. 5. Главные виды потребностей по А. Маслоу. Теперь рассмот­рим главные виды потребностей, которые выделил Маслоу, и выяс­ним, что представляет собой каждая из них.

1. Физиологические потребности.

Самыми основными, сильными и неотложными из всех челове­ческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне, защите от эк­стремальных температур.

2. Потребность в безопасности и защите.

Когда физиологические потребности в достаточной мере удовле­творены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями в безопасности и защите. Сюда включены потребности в организованности, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожа­ющих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребнос­ти отражают заинтересованность в долговременном выживании че­ловека.

3. Потребность в принадлежности и любви.

Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности в при­надлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавли­вать отношения привязанности с другими, им важно принадлежать своей семье и какой-либо группе. Для молодых людей особенно важ­но быть членом какой-либо компании, группы, общества — так вы­ражается в этом возрасте потребность в принадлежности и любви.

Маслоу определил два вида любви взрослых людей: дефицитар-ная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь. Д-любовь — это чув­ство, исходящее из стремления получить то, чего нам не хватает, — самоуважение или общество того, с кем мы не чувствуем себя оди­нокими. Например, отношения с каким-то человеком могут удов­летворять нашу потребность в утешении и защите. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наобо­рот, основана на осознании человеческой ценности другого, без ка­кого-либо стремления изменить или использовать его. Она не соб­ственническая, не назойливая и в основном развивает в другом че­ловеке его позитивное представление о себе, удовлетворяет его по­требность в чувстве значимости, любви.

Для Маслоу любовь — не синоним секса. Скорее, он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоот­ношения между двумя людьми, основанные на взаимоуважении,


 



6*



восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для формирования здорового чувства собственного достоинства.

4. Потребность в самоуважении.

Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение умень­шается, открывая дорогу потребности самоуважения. Маслоу раз­делил эту потребность на два основных типа: самоуважение и ува­жение со стороны других. Первый включает такие понятия, как ком­петентность и свобода. Каждому из нас нужно знать, что он до­стойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение со стороны других включа­ет в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими.

5. Потребность в самоактуализации.

И, наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточ­ной мере удовлетворены, на передний план выходит потребность в самоактуализации. Маслоу утверждает, что «самоактуализирующи­еся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело, они преда­ны этому делу, оно является чем-то очень ценным для них». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей. Эти ценно­сти (среди которых — истина, красота, совершенство, простота и др.) выступают для них как жизненно важные потребности.

6. Самоактуализация. Самоактуализироваться — значит стать
тем человеком, которым мы можем стать, достигнув вершины реа­
лизации наших потенциальных возможностей: Маслоу говорил:
«Музыканты должны играть, художники — рисовать, поэты — со­
чинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть э мире самими
собой. Они должны быть верны своей природе». Человек, достиг­
ший этого высшего уровня, добивается полного использования сво­
их талантов, способностей и потенциала личности.

Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений ис­кусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы са­моактуализации очень разнообразны.

Многие люди не видят своего потенциала; они не знают о его суще­ствовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем са­мым уменьшая шансы для самоактуализации. Маслоу же, на основе своих исследований, пришел к выводу, что большинство людей (если не все) нуждаются во внутреннем самосовершенствовании и ищут его.


 

?

Согласны ли вы с выводом Маслоу? ^ Практическая работа

Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации»- А. Маслоу (прил. 6).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.