КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Обсуждение результатов. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными принципами гуманистической психологии, концепцией становления личности и иерархией потребностей по А
Ход работы Подведение итогов ТЕМА 12. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ (А. МАСЛОУ) ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными принципами гуманистической психологии, концепцией становления личности и иерархией потребностей по А. Маслоу. Дать представление о самоактуализации как высшей ступени развития личности человека; привлечь учащихся к обсуждению проблем выбора, ответственности и свободы личности. Сегодня мы поговорим о гуманистическом направлении в теориях личности. 1. Основные принципы гуманистической психологии. Термин «гуманистическая психология» был предложен группой персоно-логов (от английского person — человек, личность), которые в начале 60-х годов под руководством американского психолога Абрахама Маслоу объединились с целью создания жизнеспособной творческой альтернативы двум наиболее важным течениям в психологии — психоанализу и бихевиоризму. Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию. Экзистенциалисты (от англ. existence — существование) полагают, что каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Тогда: «Жизнь есть то, что мы из нее делаем». Только сами люди, брошенные в водоворот жизни в данный момент времени и в данном месте, ответственны за выбор, который они делают. Это не означает, что, если людям дана свобода выбора, они непременно будут действовать в собственных интересах. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди не страдали бы от отчаяния, отчуждения, тревоги, скуки, вины и множества других навязанных себе неприятных чувств. Вы когда-нибудь сталкивались с тем, что при полной, казалось бы, свободе сделать выбор довольно нелегко? 9) Приведите пример. Психологи-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Следовательно, гуманистическая психология в качестве основной модели личности принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Французский писатель-экзистенциалист Жан Поль Сартр утверждал «Я есть мой выбор». Как вы понимаете эти слова Сартра?
2. Концепция становления. Творческая переработка основных положений философии экзистенциализма позволила гуманистическим психологам выдвинуть наиболее важное положение их теории: концепцию становления. Суть ее заключается в представлении о том, что человек всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов университета существенно отличается от придающего большое значение своей внешности, хихикающего подростка, каким он был 4 года назад. А еще через 4 года он может стать совершенно другим человеком благодаря тому, что освоит новые сферы жизни, например станет родителем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, будучи свободным существом, человек ответственен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Люди, отказывающиеся от реализации возможностей, постоянного становления и развития личности, отказываются расти; они отрицают, что в них самих заложены все возможности полноценного человеческого существования. Тот, кто отказывается принять вызов и создать достойную жизнь, полную смысла, совершает то, что гуманистические психологи называют предательством.
6-2719 Почему в данном случае речь идет о предательстве?
3. Признание приоритета творческой стороны личности чело Признание приоритета творческой стороны в человеке является, возможно, самым значимым концептуальным положением гуманистической психологии. Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения. Однако он признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания». К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстанавливать его. Как вы думаете, почему так важно сохранить свое творческое начало?. 4. Мотивация. Иерархия потребностей. Маслоу полагал, что Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные. На уроке, посвященном понятию «личность», мы упоминали о том, что мотивы и потребности складываются, согласно Маслоу, в некую иерархию. Они составляют так называемую пирамиду, в которой каждая последующая потребность надстраивается над предыдущей и не может реализовываться, пока не удовлетворена нижележащая. 5. Главные виды потребностей по А. Маслоу. Теперь рассмотрим главные виды потребностей, которые выделил Маслоу, и выясним, что представляет собой каждая из них. 1. Физиологические потребности. Самыми основными, сильными и неотложными из всех человеческих потребностей являются потребности, существенные для физического выживания. В эту группу включаются потребности в пище, питье, кислороде, физической активности, сне, защите от экстремальных температур. 2. Потребность в безопасности и защите. Когда физиологические потребности в достаточной мере удовлетворены, для человека приобретают значение другие потребности, часто называемые потребностями в безопасности и защите. Сюда включены потребности в организованности, стабильности, в законе и порядке, в предсказуемости событий и в свободе от таких угрожающих сил, как болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании человека. 3. Потребность в принадлежности и любви. Третий ряд в пирамиде Маслоу составляют потребности в принадлежности и любви. На этом уровне люди стремятся устанавливать отношения привязанности с другими, им важно принадлежать своей семье и какой-либо группе. Для молодых людей особенно важно быть членом какой-либо компании, группы, общества — так выражается в этом возрасте потребность в принадлежности и любви. Маслоу определил два вида любви взрослых людей: дефицитар-ная, или Д-любовь, и бытийная, или Б-любовь. Д-любовь — это чувство, исходящее из стремления получить то, чего нам не хватает, — самоуважение или общество того, с кем мы не чувствуем себя одинокими. Например, отношения с каким-то человеком могут удовлетворять нашу потребность в утешении и защите. Таким образом, это эгоистичная любовь, которая берет, а не дает. Б-любовь, наоборот, основана на осознании человеческой ценности другого, без какого-либо стремления изменить или использовать его. Она не собственническая, не назойливая и в основном развивает в другом человеке его позитивное представление о себе, удовлетворяет его потребность в чувстве значимости, любви. Для Маслоу любовь — не синоним секса. Скорее, он настаивал на том, что зрелая любовь подразумевает здоровые, нежные взаимоотношения между двумя людьми, основанные на взаимоуважении,
6* восхищении и доверии. Быть любимым и признанным важно для формирования здорового чувства собственного достоинства. 4. Потребность в самоуважении. Когда наша потребность любить других и быть ими любимыми достаточно удовлетворена, степень ее влияния на поведение уменьшается, открывая дорогу потребности самоуважения. Маслоу разделил эту потребность на два основных типа: самоуважение и уважение со стороны других. Первый включает такие понятия, как компетентность и свобода. Каждому из нас нужно знать, что он достойный человек, может справляться с задачами и требованиями, которые предъявляет жизнь. Уважение со стороны других включает в себя такие понятия, как престиж, признание, репутация, статус, оценка и принятие. В этом случае человеку нужно знать, что то, что он делает, признается и оценивается значимыми другими. 5. Потребность в самоактуализации. И, наконец, если все вышеупомянутые потребности в достаточной мере удовлетворены, на передний план выходит потребность в самоактуализации. Маслоу утверждает, что «самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело, они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей. Эти ценности (среди которых — истина, красота, совершенство, простота и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. 6. Самоактуализация. Самоактуализироваться — значит стать Самоактуализация не обязательно должна принимать форму творческих усилий, выражающихся в создании произведений искусства. Родитель, спортсмен, студент, преподаватель или рабочий у станка — все могут актуализировать свой потенциал, выполняя наилучшим образом то, что они делают; специфические формы самоактуализации очень разнообразны. Многие люди не видят своего потенциала; они не знают о его существовании и не понимают пользы самосовершенствования. Пожалуй, они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым уменьшая шансы для самоактуализации. Маслоу же, на основе своих исследований, пришел к выводу, что большинство людей (если не все) нуждаются во внутреннем самосовершенствовании и ищут его.
Согласны ли вы с выводом Маслоу? ^ Практическая работа Тест «Краткая шкала измерения самоактуализации»- А. Маслоу (прил. 6).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |