КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера
Обсуждение Ход работы ТЕМА 14. ХАРАКТЕР Подведение итогов ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «характер», помочь в осознании своих особенностей и черт характера, развить навыки самоанализа и самовоспитания. Сегодня мы поговорим о характере, о факторах, которые влияют на его формирование, и попробуем определить, какой же у вас характер. Мы попробуем также вместе наметить пути самосовершенствования и выяснить, как можно преобразовать свой характер в желательную для себя сторону. 1. Что такое характер человека? С точки зрения психологии, характер — это совокупность устойчивых, индивидуальных свойств личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Эти индивидуальные особенности, образующие характер человека,
7"2719 относятся в первую очередь к волевой сфере (например, решительность или неуверенность, боязливость) и к чувствам (например, жизнерадостность или угнетенность). В известной мере они проявляются и в умственной деятельности (например, легкомыслие или вдумчивость). Впрочем, проявления характера являются комплексным образованием и в ряде случаев практически не поддаются разнесению по разрядам волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (например, подозрительность, щедрость). Упражнение. Игра «Аукцион» Учащиеся, сидящие в одном ряду, образуют одну команду. Каждый ряд по очереди называет какую-либо черту характера, не повторяя предыдущие. Выигрывает тот ряд, за которым останется последнее слово, когда другие не смогут больше ничего вспомнить. Как вы думаете, что определяет такое многообразие черт характера, перечисленных нами только что?
Почему у каждого человека свой сугубо индивидуальный набор черт характера? Что влияет на его формирование? Давайте вместе подумаем, какие факторы влияют на формирование характера. (Обсуждается роль физиологических особенностей, воспитания, социальной среды, самовоспитания в формировании характера человека.) 2. Связь характера и темперамента. Как мы уже говорили, тем Считается, что в формировании характера большую роль играет воспитание и самовоспитание. Л. С. Выготский указывал, что «темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса». Все вы помните известное высказывание А. П. Чехова о том, что он сам сформировал свой характер, «по капельке выдавливая из себя раба». Однако особенности темперамента могут противодействовать развитию определенных сторон характера. Флегматику, например, труднее, чем холерику или сангвинику, сформировать у себя инициативность и решительность. Для меланхолика серьезная проблема — преодоление робости и тревожности. Холерикам не хватает сдержанности и самокритичности, сангвиникам — усидчивости. Но, серьезно и последовательно занимаясь самовоспитанием, можно активно влиять на формирование своего характера. 3. Соотношение характера и личности. Вспомним, что мы знаем о личности выдающихся людей. Считают, что тяжелым характером обладал Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова, нелюдимостью отличался А. С. Грин; но это не помешало им стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность — далеко не одно и то же. То, что создает человек, его «творения» есть, по преимуществу, выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а вот с характером человека сталкиваются окружающие близкие люди и иногда страдают в повседневном общении. Если попытаться кратко выразить суть различия между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. Упражнение «Черты характера» Учащиеся на своих листочках пишут окончание фраз: «Я хочу быть...» (3—5 черт характера). «Я не хочу быть...» * Возможны и другие варианты этого упражнения, например: разделить листок на две части и написать (представляя себе реальных людей): что мне не нравится в человеке и что нравится?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1543; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |