Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Давайте вернемся к заданию, которое вы выполняли в начале урока, и обратим внимание на то, какие характерн­ого стики вы записали в первую очередь




Ход работы

ТЕМА 16. САМООТНОШЕНИЕ

Подведение итогов

Обсуждение

. Давайте вернемся к заданию, которое вы выполняли в начале урока, и обратим внимание на то, какие характерн­ого стики вы записали в первую очередь, отвечая на вопрос «кто Я?».

Желающие зачитывают свои списки, ведущий побужда­ет к анализу результатов, обращая внимание на наличие оценочных, когнитивных и поведенческих составляющих «Я-концепции».

Кто-то из вас на первое место поставил: «Я — ученик», кто-то — «Я — девушка» или «Я — парень». В зависимости от такого распо­ложения определений и выстраивается не только самоощущение, но и шкала ценностей человека, что, как мы помним с вами из темы «Личность», оказывает существенное влияние на поведение.

 

Как вы думаете, что наиболее важно для человека, по­ставившего на первое место «Я — ученик»? А если это «Я — парень»?

Как видите, у каждого свои центральные элементы «Я-концеп­ции». Поэтому, когда вы обращаетесь к кому-то за советом, помни­те, что все сказанное будет основываться на «ij-концепции» совету­ющего и может вам совсем не подходить. Так что, принимая реше­ние, будьте готовы нести за него ответственность, а не переклады­вать ее на других.

Что такое «Я-концепция»?

Каковы основные составляющие «Я-концепции»?
Охарактеризуйте каждую из них.


ЦЕЛЬ. Раскрыть значение самоуважения, чувства собствен­ного достоинства для жизнедеятельности человека; показать пути формирования адекватной самооценки, избавления от неуверен­ности в себе.

Сегодня на уроке мы поговорим о том, из чего состоит самоотношение, о значении самоуважения и о том, как обрести уверенность в себе.

1. Что включает в себя понятие «самоотношение»? Отношение к себе, как мы с вами уже знаем, входит в «Я-концепцию». В связи с очень важным значением этого личностного образования для жиз­недеятельности человека ему посвящено много специальных пси­хологических исследований.

Самоотношение — это переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и «Я-образ». Представ­ления о себе многоплановы, выделяются различные формы пред­ставлений о себе, разделяющиеся по сфере проявлений жизнедея­тельности человека («социальное Я», «духовное Я», «физическое Я», «интимное Я», «публичное Я», «семейное Я» и т. д.), либо как реальность и идеал («реальное Я», «идеальное Я»), либо в отноше­нии временной перспективы («Я в прошлом», «Я в будущем»).

Самоотношение, так же как и «Я-концепция», — сложное образо­вание. Оно включает как общее, глобальное чувство «за» и «про­тив» самого себя, так и более специфические измерения: самоува­жение, аутосимпатию, или склонность к самообвинениям, самоин­терес, ожидаемое отношение других.

В западной культуре имеется термин «self-esteem», который в пе­реводе с английского означает одновременно целый комплекс по­нятий: позитивное самоотношение, уважение к себе, чувство соб­ственного достоинства, ощущение собственной значимости, созна­тельное и неосознанное ощущение себя как: «Я — o'key»; восприя­тие себя человеком, заслуживающим уважения, способным эффек­тивно функционировать в обществе и быть нужным людям.

Как бы вы могли определить значение самоуважения в жизни человека?

 


 


2. Самоуважение. Отношение к себе влияет на все направления нашей жизни. Люди, оценивающие себя позитивно, обладают уве­ренностью и спокойствием, которые отражают их внутреннее удов­летворение. Такие люди не нуждаются в похвалах и поощрениях, потому что знают себе цену. Они участники, инициаторы и движу­щие силы всего происходящего. Они способны отдавать и получать все лучшее, что создано в обществе.

Итак, позитивное самоотношение называют самоуважением, это всеобъемлющая позитивная самооценка или чувство собственного достоинства. Если самооценка показывает, как человек оценивает себя по некоторым отдельным свойствам, то самоуважение выра­жает обобщенную самооценку.

Известная формула У. Джеймса отражает зависимость самоува­жения человека от уровня его притязаний и реальных достижений. Уровень притязаний — один из компонентов личности — характе­ризует установку человека, его ожидания в отношении своих до­стижений, положения в обществе и т. п. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным.

Успех

Самоуважение = -------------------

Уровень притязаний

Если же успех и\не ожидался (низкий уровень притязаний), то нет причины огорчаться, с другой стороны, можно радоваться и ма­лому. Часто, чтсюы сохранить свой уровень самоуважения, люди подсознательно снижают значимость того, чего не удалось добить­ся, придерживаясь формулы: «Зелен виноград» (не очень-то и хо­телось).

Чем большего успеха добивается человек в значимой области, тем больше он уважает самого себя. Однако если его притязания слиш­ком велики (например, получить «четыре» по физике для одного человека — это большой успех, а другого это совсем не устраивает — он ориентирован на медаль), то самоуважение достигается только очень серьезными успехами.

Особенно опасной может быть нереалистическая оценка своих возможностей при очень высоком уровне притязаний. Так, описы­вают случай, когда девушка, убежденная в том, что ее судьба быть актрисой и что она, несомненно, имеет большое дарование, прова­лившись на экзаменах в Театральный институт, бросилась под ма­шину: «Если не театр, то жить не стоит!..»

3. Преимущества высокого уровня самоуважения. Высокий уро­вень самоуважения приносит свои дивиденды. Если сравнивать


людей с высокой и низкой самооценкой, то оказывается, что люди с чувством собственного достоинства более счастливы, менее невро-тичны, менее склонны к наркомании и алкоголизму. Кто-то правиль­но заметил, что «успех порождает успех, неудачи порождают неуда­чи». И люди, обладающие самоуважением, охотней берутся 'за но­вые предприятия, чаще добиваются успеха — их уровень притяза­ний адекватен, они не боятся неудач и поражений, а воспринимают их как ценный опыт. Как сказал римский поэт Вергилий, «они мо­гут, потому что они думают, что могут».

В психологических экспериментах люди, считающие себя трудо­любивыми и преуспевающими, лучше справлялись со сложными задачами, чем те, кто считал себя неудачником.

Люди, испытывающие самоуважение, нашли свою защиту в жиз­ни. Они не страдают от критики или от того, что их отвергли, а бла­годарят вас за «дельный совет». Когда они получают отказ, то не истолковывают его лично на свой счет; вместо этого возникает не­сколько объяснений: их действия были недоработаны, ситуация и время оказались неподходящими; отказ является проблемой, кото­рая нуждается в обсуждении. Причина отказа редко бывает вызва­на персональными качествами человека, она только результат со­путствующих условий. Перегруппировав силы, можно снова дей­ствовать продуманными методами.

Таким людям легко быть оптимистами, они часто добиваются сво­ей цели.

Как вы думаете, можно ли стать такими людьми, как те, о которых только что шла речь, или такими нужно родить- f) ся?

4. Самоуважение и любовь к себе. Вы вполне можете быть такими. Для этого нужно только по-настоящему любить себя. Замечательный пси­хотерапевт Владимир Леви в книге «Искусство быть собой» говорит, что любовь к себе — это первейшая необходимость человека Прекраснейшие люди страдают от недовольства собой всех жестче. Но человек, себя не любящий, страшен. Только тот, кто умеет любить себя, способен любить других. Посмотрим на самых добрых людей и убедимся: они любят себя спокойно. Им не приходится подстегивать себя самоутверждением, скры­вать недостатки, бояться насмешек и осуждения. Эта любовь естественна, незаметна Такие люди — всеобщие любимцы — показывают, что любовь к себе не имеет ничего общего ни с самолюбием, ни с самодовольством, ни с эгоизмом. Это ощущение своей ценности без всякого посягательства на ценность других. Человек, уважающий себя, способен по-настоя­щему уважать других и не нарушать их права.


 




Уважайте себя хотя бы за то, что вы уникальны и живете только один раз! Дорогу, подаренную нам провидением, можно пройти с удовольствием, преисполнившись любви и уважения к себе, а мож­но и по-другому — выбор за вами.

Подумайте о ваших позитивных возможностях, и вы успешнее будете строить планы и действовать. Мне нравится высказывание Ричарда Баха: «Не тверди, что знаешь свой потолок, — поначалу убедись, что он твой».

Какой смысл, по вашему мнению, вложил Ричард Бах в свое высказывание?

 

5. Путь к уверенности в себе. Пока вы не запечатлели свой уро­вень самоуважения в граните, пора его менять! Думайте о себе только хорошее, ставьте значительные цели, которые требуют для дости­жения честолюбия, трудолюбия и настойчивости. Затем научитесь оценивать свои достижения честно и реально.

Прислушайтесь к следующим советам психолога Феликса Зимбардо.

1. Определите, что является основой вашей личности. При помо­щи анализа своего прошлого определите, какие личные связи и при­нятые решения заставили вас жить именно так, как вы живете.

2. Решите, что дли вас ценно, во что вы верите. Взвесьте ваши воз­можности и решите;, каким бы вам хотелось себя видеть.

3. Постарайтесь понять и простить тех, кто вас обидел и не помог, когда вы в этом нуждались, простите себе свои ошибки, грехи, не­удачи и прошлые колебания. Постоянно хороните все негативные воспоминания, но только после того, как тщательно извлечете из них все полезное для себя. Помните — пока в вас живут плохие вос­поминания, они владеют вами. Немедленно выселите их. Заселите комнату памяти прошлыми успехами, даже если их мало.

4. Вина и стыд, формируя ваше поведение, отводя вас от позитив­ных целей, ограничивают возможность творчества. Доверие к себе обязательно!

5. Никогда не говорите о себе плохо, особенно остерегайтесь та­ких категоричных оценок, как «тупица, урод, кретин, неудачник, неисправимый человек».

6. Не позволяйте другим критиковать ваши личностные качества — предметом обсуждения могут стать только ваши действия. Не бой­тесь обратной связи — она может быть весьма полезной.

7. Избегайте ситуаций, в которых вы чувствуете дискомфорт, и лю­дей, с которыми вам не хочется общаться. Если вы не можете изме-


нить положение дел или скорректировать собственную реакцию, ухо­дите, пока в вас не начал развиваться комплекс неполноценности.

8. Давайте себе время, чтобы расслабиться, отдохнуть, прислу­шаться к себе, получить удовольствие от хобби и дел, которыми вы можете заняться в одиночестве. Таким способом вы можете общаться с самим собой.

9. Развивайте навыки общения, заинтересуйтесь какой-то темой и становитесь авторитетом в области, которая может служить почвой для установления контактов с другими людьми. Имейте по крайней мере одно качество, которое радует других, может быть полезно им.

10. Определите дальние цели в жизни и очень тщательно выбе­
рите ближние. Разработайте реальный план достижения ближних
целей. Регулярно оценивайте свой прогресс и будьте первыми гото­
вы «похлопать себя по плечу» или «прошептать себе предостереже­
ние». Нет нужды беспокоиться о том, что вы недостаточно скром­
ны, если никто не услышит вашего бахвальства.

6. Права человека, которые поддерживают уверенность в себе. Другой известный психолог Дж. Келли приводит перечень основ­ных прав человека, которые следует помнить, чтобы не потерять уверенность в себе:

—право быть одному;

—право быть независимым;

—право быть выслушанным и принятым всерьез;

—право получить то, за что платишь;

—право иметь права, например право действовать в манере уве­ренного в себе человека;

—право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя винова­тым или эгоистичным;

—право просить то, чего хочешь;

—право на успех;

—право делать ошибки и быть ответственным за них;

—право не быть напористым.

Обсуждение Давайте попробуем разобраться, как можно реализовать каждое из прав, поддерживающих уверенность в себе,в повседневной жизни.

Почему это так важно?

Каким образом эти права поддерживают уверенность человека в себе?


 




Мы с вами сегодня много говорили о важности позитивного отно­шения к себе. Давайте попробуем начать вырабатывать именно такое отношение к себе уже сейчас. Позднее мы еще раз вернемся к этой теме на уроке, который будет называться «Позитивное мышление».

Упражнение

 

Составьте в тетради список личных достоинств, состоя­щий из 10 пунктов. Это могут быть ваши качества, навы­ки, которыми вы гордитесь, и т. д.

Желающие могут зачитать свой список.

Задание на дом

Когда-то в древних графских и герцогских родах было принято иметь свои гербы, которые отражали то, чем гордился род, главные его особенности, значительные достижения. Попробуйте дома на­рисовать свой собственный герб, в котором может отразиться ваше отношение к себе, или ваши ценности, или то, чем вы гордитесь, или чего хотите достичь. Это может быть нравящийся вам девиз или высказывание, просто некое изображение, имеющее для вас симво­лическое значение. Главное, чтобы этот герб был именно ваш (или вашей семьи), давал представление о том, кто вы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.