КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятиями «эмоциональная сфера личнбсти», «чувства», «эмоции», «аффекты»
В Ход работы ТЕМА 17. ЭМОЦИИ И ЧУВСТВА Подведение итогов ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятиями «эмоциональная сфера личнбсти», «чувства», «эмоции», «аффекты», «настроения»; показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека; развить навыки идентификации эмоционального состояния других людей по невербальным признакам, проявляющимся в поведении. Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое эмоции и чувства, какие виды эмоций можно выделить, а также о том, какую роль они играют в жизни человека. Как вы думаете, что такое эмоции и чувства человека? Чем отличаются чувства от эмоций? 1. Роль чувств в жизни человека. Человек не может оставаться равнодушным к окружающему его миру. Предметы и люди, с которыми он сталкивается, события, свидетелем или участником которых он становится, вызывают у человека различные чувства: радость, печаль, хорошее или плохое настроение, испуг, возмущение, гнев. Они выражают отношение человека к действительности. Характер переживаний зависит от того, какое значение имеют различные объекты для человека, насколько они удовлетворяют его потребности. Чем полнее предмет удовлетворяет ту или иную потребность, тем более сильное положительное чувство он вызовет у человека. Чувства играют в жизни человека роль внутренних регуляторов поведения, они сигнализируют о том, как протекает деятельность, все ли обстоит в жизни благополучно. Вот, например, испортилось у человека настроение. Он и сам не всегда знает, отчего это произошло. Существует ведь даже такое выражение — беспричинная грусть. Но причина все-таки обязательно есть. И чувства, сигнализируя человеку о том, что что-то случилось, заставляют искать причину испортившегося настроения, анализировать свои и чужие поступки. В конце концов причина обнаруживается: несправедливо упрекнул близкий человек, товарищ совершил плохой поступок, работа выполнена хуже, чем хотелось бы. Собственное поведение тоже вызывает у человека определенные чувства, и не всегда приятные. Бывает, что начинают терзать угрызения совести, — значит, какие-то поступки заслуживают осуждения. И мучительное, непреходящее чувство заставляет искать ошибку, призывает исправить сделанное. Таким образом, чувства — это переживаемые в различной форме 2. Формы переживания чувств. Эмоции. Существуют различные формы переживания чувств: эмоции, аффекты, настроение, стрессовые состояния и, наконец, чувства в узком значении этого слова. Данные формы образуют эмоциональную сферу личности, являющуюся одним из регуляторов поведения человека. Чувства субъективно — для человека — выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшее в процессе общения и деятельности положительное эмоциональное состояние (восторг, удовольствие и т. п.) свидетельствует о благоприятном протекании процесса удовлетворения его потребностей. Неудовлетворенные потребности сопровождаются отрицательными эмоциями (стыд, раскаяние и т. п.).
д-2719 Нередко слова «эмоция» и «чувство» употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция — это непосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянного чувства, в точном переводе на русский язык «эмоция» — душевное волнение, душевное движение. Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыке как укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, которые переживает, испытывает он, слушая на концерте хорошую музыку в хорошем исполнении, то же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущения при слушании музыкального произведения в плохом исполнении. Внутренние переживания (эмоции) неадекватны воспринимаемым объектам. Эмоции всегда субъективны и отражают значимость для человека того или иного объекта, события, его ожиданий и т. д. Простой пример — отсутствие учителя по болезни у одного ученика вызовет бурную радость («Ура! Значит, не спросят»), а у другого — огорчение («Зря вчера старался, целый вечер потратил, чтобы выучить заданный материал»). Я не говорю о проявлении сочувствия и озабоченности состоянием здоровья хорошо знакомого человека — такой эмоциональный отклик на данную ситуацию, к сожалению, встречается не очень часто. Что такое эмоции? Приведите примеры эмоций. 3. Аффекты. Аффектами называются эмоциональные процессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Они характеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля над действиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если обычная эмоция — это душевное волнение, то аффект — буря. В начале аффективного состояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, что связано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже важного. Движения становятся все более и более безотчетными. Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерные жесты и мимика лица, учащенное или затрудненное дыхание создают обычную картину нарастающего аффекта. Человек испытывает упорное побуждение поддаться переживаемому чувству. Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальный человек. Здесь важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие. Общеизвестно народное средство: если хочешь сдержаться — попробуй посчитать про себя хотя бы до десяти. На дальнейших стадиях аффекта, если они наступают, человек утрачивает контроль над собой, совершая уже безотчетные и безрассудные действия, которые позднее будет стыдно вспоминать и которые иногда припоминаются, как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость, упадок сил, безразличное отношение ко всему, неподвижность, порой сонливость. \ Приведите примеры причин, вызывающих состояние аффекта. Ф) 4. Настроение. Настроение представляет собой общее эмоцио Каким бывает настроение человека? ) Что влияет на настроение? Почему плохое настроение может отражаться на всех -* сферах жизнедеятельности человека? 5. Чувства. В отличие от эмоций, аффектов, настроений и стрес ig^ Приведите примеры чувств. 6. Виды эмоций. Выделяют базальные (основные) эмоции и производные от них. К базальным эмоциям относят: интерес, радость,
удивление, грусть, гнев, отвращение, стыд, страх, утомление (по К. Изарду). Ученые считают, что человек наделен способностью переживать эти эмоции от рождения. Они выполняют основные функции, направленные на удовлетворение пищевых потребностей, инстинктов самосохранения и продолжения рода. Все многообразие человеческих эмоций строится на основе перечисленных 9 базальных эмоций, иногда специально выделяют эмоции, которые испытывает человек в деятельности — при переживании успеха и неуспеха. 7. Связь эмоций с психическими процессами. Эмоции обычно сопровождают другие психические процессы (ощущения, внимание, память, мышление и т. п.) и находятся с ними в сложной взаимосвязи. Известно, например, что состояние волнения, эмоциональное переживание страха перед экзаменом, оценкой отрицательно сказываются на функционировании процесса мышления, иногда даже наблюдаются эффекты «провалов в памяти» из-за волнения. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению относительно вопроса о том, что первично, а что вторично: мысль (например: «Сейчас меня собьет машина») или эмоция (страх, испуг), побуждающая к бегству. Какие бывают виды и формы эмоций?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |