Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценочная составляющая «Я/концепции» — самооценка




Ход работы

Подведение итогов

Обсуждение

Какие черты чаще других назывались желательными, какие — нежелательными?

Какие способы можно предложить, чтобы сформировать желательные черты и избавиться от нежелательных?


 



7*


ТЕМА 15. САМОСОЗНАНИЕ. «Я-КОНЦЕПЦИЯ»

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся со структурой и функциями са­мосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание, самосознание обучаемых.

Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми гра-

нями личности, и темой нашего урока будет высший уровень развития человеческой психики: самосознание. Мы приблизимся к пониманию сложной структуры са­мосознания человека и остановимся на представлении человека о себе самом — его «Я-концепции», попробу­ем выяснить, что вы знаете о самих себе, каково ваше мнение о собственном «Я».

1. Знаем ли мы самих себя? Еще древние философы и мудрецы
обращали внимание на то, что познание самого себя является одной
из наиболее важных и одновременно наиболее сложных задач чело­
века. «Познай самого себя!» — этот знаменитый девиз, как вы по­
мните, принадлежал древнегреческому мудрецу Сократу; а римский
поэт и философ Сенека считал, что «целью жизни является само­
познание и проистекающая отсюда свобода».

Казалось бы, «Я» — такой родной и близкий, конечно, я знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание себя во всех своих проявлениях — чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя — то приписывая себе желательные качества, то идентифицируя себя с каким-то по­сторонним человеком, то вытесняя Неприятную информацию и де­монстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть.

Сознание человека, о котором мы говорили на первом уроке, ори­ентировано на познание внешнего мира, а самосознание — внутрь человеческой психики. Существует мнение, что человек по-настоя­щему стал человеком в тот момент, когда у него сформировалось понятие «Я».

2. Процесс самосознания и «Я^образ». Самосознание можно
рассматривать как процесс, с помощью которого человек познает
себя и относится к самому себе,
и тогда говорят о самопознании,
которое протекает главным образом в виде самонаблюдения и са­
мооценки, сопоставления себя с другими. Но самосознание харак­
теризуется также своим продуктом — представлением о себе, «Я-
образом», или «Я-концепцией».


Уровень самосознания, уровень сложности, интегрированно-сти и устойчивости образа «Я» тесно связан с развитием интел­лекта. Маленький ребенок еще не вычленяет себя из окружаю­щего мира, он не способен противопоставить себя всему друго­му «Не-Я».

В «Я-образе» выделяется два аспекта: знание о себе и самоотно­шение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе зна­ния, эти знания составляют содержательную часть его представле­ний о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе, естествен­но, ему небезразличны: то, что он узнает, он оценивает, испытывая определенные чувства, — т. е. формируется более или менее устой­чивое самоотношение. Не все в собственном самоотношении ясно осознанно, некоторые аспекты «Я-образа» ускользают от сознания, неосознанны.

Стремление видеть и отмечать в себе социально одобряемые ка­чества — одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же, отражается в его «Я-концепции». Психологи выделяют такой феномен, как «эффект фасада», — т. е. часто человек хочет произ­вести хорошее впечатление, выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Иногда он сам искренне в это верит.

Мини-тест «20 Я» (для выявления особенностей «Я-концеп­ции»).

Сейчас мы проведем с вами маленький эксперимент. Все вы уни­кальные и сложные создания и можете по-разному ответить на во­прос «Кто Я?». Вам нужно в течение 5 минут записать 10 ответов (а лучше — 20) на этот вопрос.

Учащиеся пишут на своих листочках, на все их вопросы «что пи­сать?» преподаватель отвечает: «Как считаете нужным...это же о вас, только вы знаете, кто вы!» Затем желающие зачитывают свои варианты.

Итак, вы получили перечень определений. Все эти ответы, вмес­те взятые, и определяют вашу «Я-концепцию» — ваше сегодняшнее представление о себе. В конце урока мы еще раз вернемся к анализу выполненной вами работы.

3. «Я-концепция» и ее составляющие. Итак, «Я-концепция» — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряжен­ная с их оценкой. «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор, влияющий на поведение человека, такое внут-риличностное образование, которое во многом определяет направ­ление деятельности индивида, его поведение в ситуациях выбора, контактах с людьми.


 




 


Как уже было сказано, «Я-концепция» определяет не просто со­вокупность знаний человека о себе, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в буду­щем.

Выделяются три основные составляющие «Я-концепции»: когнитив­ная (т. е. мысленный, осознанный образ), оценочная и поведенческая.

4. Когнитивная составляющая «Я-концепции»- (самопонима­
ние).
Первую, когнитивную составляющую «Я-концепции» назы­
вают еще самопониманием. Это — знания о себе.

Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными — независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, в результате которого формируется образ «Я», могут быть самыми раз­нообразными.

Когда мы описываем самих себя, мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые ролевые (я — ученик, сын, пассажир и т. п.), статусные (я — старо­ста класса), психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п.

Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее.

Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют «образом Я» или картиной «Я». Каждый из нас имеет довольно ус­тойчивое представление о себе.

Бывает, что какие-то комплименты нас совершенно не трогают. Почему?

•)..

Вероятно, здесь играет роль и т от\факт, что комплименты могут не совпадать с нашим «образом Я» и поэтому кажутся фальшивыми.

Вторая составляющая «Я-концепции» называется самооценкой и является оценочным отношением к себе. Качества, которые мы при­писываем собственной личности, далеко не всегда являются объек­тивными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный, эмоциональный и оценочный момент. Даже такие объективные показатели, как рост или возраст, могут для раз­ных людей иметь разное значение, обусловленное общей структу­рой их «Я-концепции».


Свой рост, составляющий 170 см, одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недоста­точным. В зависимости от взгляда на те или иные характеристики «Я» выстраивается определенное поведение человека.

Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер пред­ставлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом.

Есть три момента, существенных для понимания самооценки.

Прежде всего важную роль в ее формировании играет сопостав­ление образа «реального Я» с образом «идеального Я», т. е. с пред­ставлением о том, каким человек хотел бы быть.

Для того чтобы выяснить, какова ваша самооценка, предлагается провести небольшой эксперимент.

Тест «Самооценка» (прил. 11) Анализ и обсуждение и результатов Итак, анализируя результаты нашего теста, мы выясни­ли, что самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной.

Как вы думаете, что дает каждый из этих типов само­оценки ее обладателю? Как та или иная самооценка будет •) проявляться в поведении?

6. Особенности поведения людей в зависимости от характе­ра самооценки. Человек с адекватной самооценкой реально оце­нивает себя, видит как положительные, так и отрицательные ка­чества, способен меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям.

Человек с завышенной самооценкой хотя и чувствует себя «на коне», заставляет других людей испытывать трудности в общении с ним; кроме того, будучи уверен в собственной непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту.

Если же человек ощущает большой разрыв между своим реаль­ным «Я» и идеальным образом «Я», его самооценка, по всей вероят­ности, будет низкой и о таких людях следует поговорить особо. В жизни они часто чувствуют себя неуверенно, не доверяют сами себе, подпадают под влияние, сомневаются и страдают, предъявляя к себе слишком высокие требования. На следующем уроке мы пого­ворим с вами о том, как повысить свою самооценку, научиться «лю­бить себя по-настоящему».


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1284; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.