КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Оценочная составляющая «Я/концепции» — самооценка
Ход работы Подведение итогов Обсуждение Какие черты чаще других назывались желательными, какие — нежелательными? Какие способы можно предложить, чтобы сформировать желательные черты и избавиться от нежелательных?
7* ТЕМА 15. САМОСОЗНАНИЕ. «Я-КОНЦЕПЦИЯ» ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся со структурой и функциями самосознания, понятием «Я-концепция», углубить самопонимание, самосознание обучаемых. Сегодня мы продолжим знакомиться с новыми гра- нями личности, и темой нашего урока будет высший уровень развития человеческой психики: самосознание. Мы приблизимся к пониманию сложной структуры самосознания человека и остановимся на представлении человека о себе самом — его «Я-концепции», попробуем выяснить, что вы знаете о самих себе, каково ваше мнение о собственном «Я». 1. Знаем ли мы самих себя? Еще древние философы и мудрецы Казалось бы, «Я» — такой родной и близкий, конечно, я знаю себя. Но психологические исследования показывают, что объективное познание себя во всех своих проявлениях — чрезвычайно сложно и почти невозможно. Мы прячемся от самих себя — то приписывая себе желательные качества, то идентифицируя себя с каким-то посторонним человеком, то вытесняя Неприятную информацию и демонстрируя окружающим только то, что они хотели бы видеть. Сознание человека, о котором мы говорили на первом уроке, ориентировано на познание внешнего мира, а самосознание — внутрь человеческой психики. Существует мнение, что человек по-настоящему стал человеком в тот момент, когда у него сформировалось понятие «Я». 2. Процесс самосознания и «Я^образ». Самосознание можно Уровень самосознания, уровень сложности, интегрированно-сти и устойчивости образа «Я» тесно связан с развитием интеллекта. Маленький ребенок еще не вычленяет себя из окружающего мира, он не способен противопоставить себя всему другому «Не-Я». В «Я-образе» выделяется два аспекта: знание о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя и накапливает о себе знания, эти знания составляют содержательную часть его представлений о себе — его «Я-концепцию». Однако знания о себе, естественно, ему небезразличны: то, что он узнает, он оценивает, испытывая определенные чувства, — т. е. формируется более или менее устойчивое самоотношение. Не все в собственном самоотношении ясно осознанно, некоторые аспекты «Я-образа» ускользают от сознания, неосознанны. Стремление видеть и отмечать в себе социально одобряемые качества — одно из реальных стремлений человека, которое, конечно же, отражается в его «Я-концепции». Психологи выделяют такой феномен, как «эффект фасада», — т. е. часто человек хочет произвести хорошее впечатление, выглядеть лучше, чем он есть на самом деле. Иногда он сам искренне в это верит. Мини-тест «20 Я» (для выявления особенностей «Я-концепции»). Сейчас мы проведем с вами маленький эксперимент. Все вы уникальные и сложные создания и можете по-разному ответить на вопрос «Кто Я?». Вам нужно в течение 5 минут записать 10 ответов (а лучше — 20) на этот вопрос. Учащиеся пишут на своих листочках, на все их вопросы «что писать?» преподаватель отвечает: «Как считаете нужным...это же о вас, только вы знаете, кто вы!» Затем желающие зачитывают свои варианты. Итак, вы получили перечень определений. Все эти ответы, вместе взятые, и определяют вашу «Я-концепцию» — ваше сегодняшнее представление о себе. В конце урока мы еще раз вернемся к анализу выполненной вами работы. 3. «Я-концепция» и ее составляющие. Итак, «Я-концепция» — это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. «Я-концепция» не просто продукт самосознания, но важный фактор, влияющий на поведение человека, такое внут-риличностное образование, которое во многом определяет направление деятельности индивида, его поведение в ситуациях выбора, контактах с людьми.
Как уже было сказано, «Я-концепция» определяет не просто совокупность знаний человека о себе, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Выделяются три основные составляющие «Я-концепции»: когнитивная (т. е. мысленный, осознанный образ), оценочная и поведенческая. 4. Когнитивная составляющая «Я-концепции»- (самопонима Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными — независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способы самовосприятия, в результате которого формируется образ «Я», могут быть самыми разнообразными. Когда мы описываем самих себя, мы в словах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного самовосприятия. Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые ролевые (я — ученик, сын, пассажир и т. п.), статусные (я — староста класса), психологические характеристики индивида, описание его имущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ «Я» с различным удельным весом — одни представляются индивиду более значимыми, другие — менее. Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют «образом Я» или картиной «Я». Каждый из нас имеет довольно устойчивое представление о себе. Бывает, что какие-то комплименты нас совершенно не трогают. Почему? •).. Вероятно, здесь играет роль и т от\факт, что комплименты могут не совпадать с нашим «образом Я» и поэтому кажутся фальшивыми. Вторая составляющая «Я-концепции» называется самооценкой и является оценочным отношением к себе. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В основном в попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный, эмоциональный и оценочный момент. Даже такие объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции». Свой рост, составляющий 170 см, одни мужчины воспринимают как приемлемый, даже оптимальный, другим он кажется недостаточным. В зависимости от взгляда на те или иные характеристики «Я» выстраивается определенное поведение человека. Термин «самооценка» подчеркивает оценочный характер представлений о себе, в котором присутствуют элементы сравнения себя с неким внешним эталоном, другими людьми или нравственным идеалом. Есть три момента, существенных для понимания самооценки. Прежде всего важную роль в ее формировании играет сопоставление образа «реального Я» с образом «идеального Я», т. е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Для того чтобы выяснить, какова ваша самооценка, предлагается провести небольшой эксперимент. Тест «Самооценка» (прил. 11) Анализ и обсуждение и результатов Итак, анализируя результаты нашего теста, мы выяснили, что самооценка может быть адекватной, заниженной или завышенной. Как вы думаете, что дает каждый из этих типов самооценки ее обладателю? Как та или иная самооценка будет •) проявляться в поведении? 6. Особенности поведения людей в зависимости от характера самооценки. Человек с адекватной самооценкой реально оценивает себя, видит как положительные, так и отрицательные качества, способен меняться и адаптироваться к изменяющимся условиям. Человек с завышенной самооценкой хотя и чувствует себя «на коне», заставляет других людей испытывать трудности в общении с ним; кроме того, будучи уверен в собственной непогрешимости, он может попасть в сложную ситуацию, когда требуется отказаться от привычного взгляда на вещи и признать чужую правоту. Если же человек ощущает большой разрыв между своим реальным «Я» и идеальным образом «Я», его самооценка, по всей вероятности, будет низкой и о таких людях следует поговорить особо. В жизни они часто чувствуют себя неуверенно, не доверяют сами себе, подпадают под влияние, сомневаются и страдают, предъявляя к себе слишком высокие требования. На следующем уроке мы поговорим с вами о том, как повысить свою самооценку, научиться «любить себя по-настоящему».
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1313; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |