Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы для проверки знаний по темам 23




1. Что такое деловое общение?

2. Какие существуют формы делового общения?

3. Назовите функции и фазы деловой беседы.

4. Каковы задачи контактной фазы деловой беседы?

5. Как установить контакт с собеседником и создать благоприятную ат­мосферу?

6. Какие способы начала беседы являются эффективными? Какие — «са­моубийственными»?

7. Каковы задачи и желательное поведение в фазе ориентации?

8. Что вы можете сказать о принципах эффективного стиля ведения
беседы?

9. Какие бывают тактические приемы и методы аргументации? Опи­шите их.

10. Как должно происходить завершение общения?

11. В чем заключается золотая формула общения? Почему необходимы
«три плюса» к конце беседы?

12. Каковы особенности конструктивной критики?

13. Что нужно для того, чтобы критика воспринималась правильно?

14. Почему важно уметь эффективно выстраивать свое публичное вы­ступление?

15. Какие существуют неречевые компоненты публичного выступления?

16. Охарактеризуйте неконструктивные стратегии начала выступления.

17. Какой должна быть речь выступающего?

18. Как овладеть эмоциональным состоянием в ситуации публичного
выступления и на экзамене?

19. Каким должно быть начало ответа па экзамене?

20. Какие бывают стратегии построения ответа на экзамене?

21. Как в ситуации экзамена сделать речь выразительной?

22. Какова роль перефразирования в ситуации экзамена? Приведите
примеры.

23. Как желательно выстраивать свое поведение в момент выставления
оценки?

24. Почему так важен верный выбор профессии?

25. Какие факторы следует учитывать при выборе профессии? Охарак­теризуйте сферы «хочу», «могу», «надо*.

26. Дайте классификацию профессий по предмету труда.

27. Что нужно для того, чтобы сделать обоснованный выбор профессии?

28. Почему необходимо учитывать тип личности при выборе профессии?
Какие типы личности (по теории Голланда) вы знаете?

29. С чем чаще всего связаны затруднения старшеклассников при выбо­ре профессии? Каковы пути их преодоления?

30. Что такое профессионально важные качества? Назовите профессио­нальные качества нескольких профессий, с которыми вы знакомы.

31. Воспроизведите алгоритм принятия решений.

32. * Охарактеризуйте наиболее распространенные ошибки при выборе профессии.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение 1

Тест КОС

(Методика изучения коммуникативных и организаторских умений)

Инструкция. Выберите ответы «да» или «нет» на приведенные ниже вопросы.

 

Вопросы Да Нет
  Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?    
  Часто ли вам удается склонить большинство од­ноклассников (коллег) к принятию вашего мне­ния?    
  Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причи­ненной вам кем-то из ваших друзей?    
  Всегда ли вам трудно ориентироваться в создав­шейся критической ситуации?    
  Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?    
  Нравится ли вам заниматься общественной ра­ботой?    
  Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-нибудь делом (за­нятием), чем с людьми?    
  Если возникли некоторые помехи в осуществле­нии ваших намерений, то легко ли вы отступаете от них?    
  Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?    
  Любите ли вы организовывать со своими друзь­ями различные развлечения?,    
  Трудно ли вам включаться в новые для вас ком­пании?    
  Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?    
  Легко ли вам удается установить контакты с не­знакомыми людьми?    
  Стремитесь ли вы добиваться, чтобы ваши кол­леги (одноклассники) действовали в соответствии с вашим мнением?    
  Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?    
  Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с одно­классниками из-за невыполнения ими своих обе­щаний, обязательств, обязанностей?    
  Стремитесь ли вы при удобном случае позна­комиться и побеседовать с новым человеком?    
  Часто ли при решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?    
  Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?    
  Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?    
  Нравится ли вам постоянно находиться среди лю­дей?    
  Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?    
  Испытываете ли вы чувство затруднения, неудоб­ства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым чело­веком?    
  Правда ли, что вы утомляетесь от частого обще­ния с друзьями?    
  Любите ли вы участвовать в коллективных играх, развлечениях?    
  Часто ли вы проявляете инициативу при реше­нии вопросов, затрагивающих интересы ваших друзей?    
  Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых людей?    
  Верно ли, что вы редко стремитесь к доказатель­ству своей правоты?    
  Полагаете ли вы, что вам не составит большого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?    
  Принимаете ли вы участие в общественной ра­боте?    
  Стремитесь ли вы ограничить круг своих знако­мых небольшим количеством людей?    
  Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мне­ние, решение, если оно не было сразу принято вашими одноклассниками (коллегами)?    
  Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую компанию?    
  Охотно ли вы приступаете к организации раз­личных мероприятий для своих одноклассников (коллег)?    
  Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится го­ворить что-то большой группе людей?    
  Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?    
  Верно ли, что у вас много друзей?    
  Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих одноклассников (коллег)?    
  Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?    
  Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих знако­мых?    

 

 

Ключи и обработка результатов.

Результаты обрабатываются посредством сравнения ответов с ключом

(отдельно по коммуникативным (КУ) и организаторским (ОУ) умениям).

 
 

Ключ КУ Ключ ОУ

 

1 - да 21 - да 2 - да 22 – да
3 - нет 23 - нет 4 - нет 24 – нет
5 - да 25 - да 6 - да 26 – да
7 - нет 27 - нет 8 - нет 28 – нет
9 - да 29 - да 10 - да 30 – да
11 - нет 31 - нет 12 - нет 32 – нет
13 - да 33 - да 14 - да 34 – да
15 -нет 35 - нет 16 - нет 36 – нет
17 - да 37 - да 18 - да 38 – да
19 - нет 39 - нет 20 - нет 40 - нет

 

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляются оценочные коэффициенты отдельно для КУ и ОУ по формуле:

К = 0,05 * С, где:

К — величина оценочного коэффициента;

С — количество совпадающих с ключом ответов.

Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1.

Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне КУ и ОУ, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели КУ и ОУ могут быть представлены в виде оценок, свидетельствующих о разных уровнях изучаемых умений.

 

Коммуникативные умения:

показатель оценка Уровень
0,10 - 0,45   1 – низкий
0,46 – 0,55   11 – ниже среднего
0,56 – 0,65   111 – средний
0,66 – 0,75   IV – высокий
0,76 - 1   V – очень высокий

Организаторские умения:

показатель оценка Уровень
0,2 - 0,55   1 – низкий
0,56 - 0,65   11 – ниже среднего
0,66 – 0,70   111 – средний
0,71 – 0,80   IV – высокий
0,81 - 1   V – очень высокий

Анализ полученных результатов.

1. Испытуемые, получившие оценку 1, характеризуются низким уровнем
проявления коммуникативных и организаторских склонностей.

2. Испытуемым, получившим оценку 2, коммуникативные и организатор­
ские склонности присущи на уровне ниже среднего. Они не стремятся к об­
щению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе; предпочи­
тают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства; ис­
пытывают трудности в установлении контактов с людьми и при выступлении
перед аудиторией; плохо ориентируются в незнакомой ситуации; не отстаи­
вают свое мнение, тяжело переживают обиды; проявление инициативы в
общественной деятельности крайне снижено, во многих делах они предпо­
читают избегать принятия самостоятельных решений.

3. Для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень
проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они стремят­
ся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают
свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не
отличается высокой устойчивостью. Коммуникативные и организаторские
склонности необходимо развивать и совершенствовать.4. Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уров­
нем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не
теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся
расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удоволь­ствием принимают участие а организации общественных мероприятий, спо­собны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.

5. Испытуемые, получившие высшую оценку — 5, обладают очень вы­соким уровнем проявления коммуникативности и организаторских склон­ностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организа­торской деятельности и активно стремятся к ней, быстро ориентируются^ в трудных ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе, инициативны, предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мне­ние и добиваются, чтобы оно было принято товарищами, могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать всякие игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в ком­муникации и организаторской деятельности.

Приложение 2

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?»

(Психологические тесты — 1 /Сост. В. Д. Коновалов. — М., 1996)

1. Вы считаете, что мимика и жесты — это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный кон­кретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразите­лен, чем у мужчин?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с очень хорошими друзьями?

а) радостно кричите: «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимаете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку.

4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же? (Дайте три ответа):

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

5. Какая часть тела «выразительнее» всего?

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по ва­шему мнению? (Дайте два ответа):

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;
Д) губы;

е) углы рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше
отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь?

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто-то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть, что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего-то стыдится.

9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника?

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, это для вас признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужествен, чтобы рискнуть получить от ворот поворот.

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют
тем «сигналам-, которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы
больше поверите?

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп-звезды вроде Мадонны или Принца направляют публике «сигналы»,
имеющие однозначно эротический характер. Что, по-вашему, за этим кроется?

а) просто фиглярство;

б) они «заводят" публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшную детективную киноленту. Что с

вами происходит?

а) смотрите совершенно спокойно;

б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существвования;

в) закрываете глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику?

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

17. При интенсивном флирте вы «изъясняетесь» преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а) «подсмотрены» у кого-то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

19. Если у человека борода, для вас это признак:
а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим?

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

Обработка результатов. Подсчитайте количество очков по ключу.

 

1. а-2 Б — 4 В -3      
2. а— 1 Б-З в —0      
3. а-4 Б — 4 в— 3 г-2 д-4  
4. а —0 б-0 в- 1 г— 1 д-о е — 1
5. а— 1 6 — 2 в-3 г-4 Д-2  
6. а —2 б— 1 в—.3 г-2 Д-1 е- 2
7. а— 1 6 — 3 в-3 г-2 д-о  
8. а —3 б— 1 в - 1 г- 1    
9. а-3 6 — 2 В - 2      
10. а-3 6 — 2 в- 1      
11. а —0 б —3 В- 1      
12. а— 1 б -4 в-2      
13. а —0 6 — 4 в —3      
14. а —4 6 — 2 в-0      
15. а —4 б —0 в- 1      
16. А — 0 6-2 в- 1      
17. А-3 6 — 2 в- 1      
18. А —2 6 — 4 в-0      
19. а - 3 6-2 в- 1      
20. а-4 6-0 в-2      

 

Интерпретация

77—56 очков. Браво! У вас отличная интуиция, вы обладаете способно­стью понимать других людей, у вас есть наблюдательность и чутье. Но вы слишком сильно полагаетесь в своих суждениях на эти качества, слова име­ют для вас второстепенное значение. Если вам улыбнулись, вы уж готовы поверить, что вам объясняются в любви. Ваши «приговоры» слишком по­спешны, и в этом кроется для вас опасность, можно попасть пальцем в небо! Делайте на это поправку, и у вас есть все шансы научиться прекрасно раз­бираться в людях.

55—34 очка. Вам доставляет определенное удовольствие наблюдать за другими людьми, и вы неплохо интерпретируете их мимику и жесты. Но вы еще не совсем умеете использовать эту информацию в реальной жизни, например, для того, чтобы правильно строить свои взаимоотношения с ок-

 

Приложение 3

Тест «Три Я»

(Жариков Е., Крушельницкий Е. Для тебя и о тебе.М., 1991)

Каждое из трех эго-состояний (по теории Э. Берна) в зависимости от ситуации может проявляться у одного и того же человека. Но многие люди имеют предпочтительный тип реагирования, т. е. отвечают пре­имущественно либо с позиции «Родителя», либо с позиции «Взрослого», либо с позиции «Ребенка». Сейчас мы определим, какую из позиций чаще всего занимаете вы.

Оцените в баллах от 0 до 10, насколько эти высказывания характе­ризуют вас:

1. Мне порой не хватает выдержки.

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

3. Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную жизнь
своих детей.

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

5. Меня провести нелегко.

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.
9. Каждый должен выполнять свой долг.

10.Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется.

11.Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

15.Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

16.Я — увлекающийся человек.

17.Мой основной критерий оценки человека — объективность.

18.Мои взгляды непоколебимы.

19.Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

20.Правила оправданны лишь до тех лор, пока они полезны.

21.Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Обработка результатов.

Подсчитайте сумму баллов отдельно — по трем блокам вопросов. Вопросы 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 относятся к позиции Ребенка (Д). Вопросы 2, 5, 8, 11,14,17, 20 — позиция Взрослого (В). Вопросы 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 — позиция Родителя (Р).

Расположите результаты в порядке убывания и запишите формулу своих потенциальных ролей. О чем же она может рассказать?

Если вы получили формулу ВДР — это значит, что вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранять эти качества и впредь. Они помогут в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

Хуже, если на первом месте стоит Р. Категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору — словом, всем тем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами

Например, если ваша формула имеет вид РДВ, то у вас могут возникнуть некоторые сложности, которые способны осложнить жизнь обладателю та­кой формулы, «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь и не заботясь о последствиях. Но и тут нет поводов для уныния. Если вас не привлекают организаторская работа, шум­ные компании и вы предпочитаете побыть наедине с книгой, кульманом или этюдником, то все в порядке. Если же нет и вы захотите передвинуть свое «Р» на второе и даже третье место, то это вполне осуществимо.

Д на первом месте — вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумался лишь в том возрасте, когда люди обычно перестают о них думать. Но детская не­посредственность хороша лишь до определенной степени. Если она начина­ет мешать делу, пора взять свои эмоции под контроль.

Приложение 4

Тест «Манипулятор»

(А. С. Прутченков. Наедине с собой. ~ М., 1996)

В зависимости от степени вашего согласия с каждым из десяти ниже приведенных утверждений выберите один из пяти вариантов ответа и по­ставьте крестик в бланке ответов в соответствующем столбце. При отсут­ствии бланков рядом с номером утверждения поставьте одну из букв, обо­значающих степень вашего согласия:

а — не согласен полностью;

б — не согласен частично;

в — отношусь нейтрально;

г — согласен частично;

д — согласен полностью.

Утверждения:

1. Большинство людей в основном добрые и хорошие.

2.Человеку необходимо предпринимать какие-то действия только в слу­чае его полной уверенности в моральном праве на эти действия.

3.Не может быть никаких аргументов в оправдание того, чтобы говорить
кому-то неправду.

4.Когда вы просите кого-нибудь сделать что-то для вас, не лучше ли
сказать ему о реальных причинах вашей потребности, нежели выдумывать
более весомые?

5.Самый лучший способ управлять людьми — это говорить им то, что они
желают слышать.

6.Каждый человек, который доверяет кому-то, кроме себя, навлекает на
себя опасность (проблемы, неприятности).

7.Продвигаться вперед трудно без -срезания углов».

8. Нужно считать, что все люди имеют склонность к пороку, который все
равно когда-нибудь проявится.

9.Многие люди с большей легкостью забывают о смерти родителей, чем
о потере своей собственности.

10. Вообще говоря, люди не будут упорно работать, если их не заставить.

 

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ
Фамилия, имя____ ____________________________Дата

 

 

Вариант ответа Номер утверждения
                   
а                    
б                    
в                    
г                    
Д                    

Общая сумма баллов:

Обработка результатов

Сравните выбранные вами варианты ответов с ключом и суммируйте по­лученные баллы. Полученную сумму разделите на 50 и результат умножьте

на 100 процентов.

КЛЮЧ

 

Номер утверждения Варианты ответов — баллы
а б в г Д
1.          
2.          
3.          
4.       2  
5.          
6.          
7.          
а.          
9.          
10. >1        

А. С. Прутченков предлагает использовать данный тест для определения степени "макиавеллизма» как одного из качеств человека. Никколо Макиа­велли — знаменитый политик, живший в XVI веке, выдвинул лозунг «Цель оправдывает средства».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.104 сек.