КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 25. Экзамен. Психологические аспекты
Подведение итогов ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с приемами, позволяющими более успешно построить свой ответ на экзамене; сформировать навыки преодоления тревоги и волнения в условиях экзамена. Ход работы Сегодня на уроке мы поговорим о том, какие существуют приемы и маленькие хитрости, позволяющие раскрыться на экзамене самым выигрышным образом; как преодолеть тревогу и волнение в этой стрессовой ситуации. 1. Стратегии построения ответа на экзамене. Существует мнение, что экзамен — это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно, а другие часто «проваливаются»? И это почти при одинаковом уровне подготовленности. Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа. Вам могут быть полезными следующие рекомендации. 1. Учитывайте учительский стереотип: «Сильные идут первыми». 2. Если предыдущий ученик ответил на «3» или «2», продемонстрируйте прямо противоположный стиль ответа. 3. Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т. е. не 4. Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начинаете со 5. Владея общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятельно. 6. Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора. 7. При переписывании со шпаргалки снижается объем памяти. 8. Слушайте предыдущих отвечающих так вы можете узнать необходимый вам материал. 9. Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора 10. Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку. 11. Речь должна быть выразительной: а) акцентируй важные слова; б) изменяйте темп речи; в) меняйте тон голоса (не допускайте монотонности); г) не забывайте о своем внешнем виде; д) следите за мимикой; е) контролируйте свои жесты. 12. Если лицо экзаменатора «каменеет», но он не делает замечание, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу. 13. Если вы чувствуете, что вам делают необъективные замечания (придирки), то не спорьте, а подчеркните, что все дело не в незнании, а в недостатке времени для подготовки ответа. 14. Если вы чувствуете, что задан провокационный вопрос (заведомо ложный), то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, попросить пояснения.
15. Используйте прием сокращения нескольких замечаний. Искусство этого способа заключается в том, чтобы на несколько существенных замечаний ответить одной легкой фразой, которая лишь 16. Перефразирование: а) Вы ошиблись. Да, я перепутал. б) Вы не знаете. Да, я не могу вспомнить. в) Тут вы не правы. Да, я не учел. г) Вы неправильно определили. Да, я не до конца раскрыл. д) Вы забыли сказать. Да, я не придал этому значения 17. В конце ответа желательно делать вывод. Финальные фразы 18. Если вам уже нечего сказать, а экзаменатор ждет ответа, повторите другими словами уже сказанные мысли. Возможно, преподаватель вовлечется в дискуссию, во время которой вы выясните, 19. На оценку вашего ответа может влиять оценка, полученная на 20. В момент выставления оценки лучше всего демонстрировать 2. Приемы самонастройки и аутотренинга. И еще один важный момент, с которым сталкивается почти каждый перед экзаменом, — это волнение. Волнение перед экзаменом бывает разное. Одних оно мобилизует, других доводит до состояния, близкого к клинической смерти. Если у первых во время стресса эффективность деятельности до определенной степени возрастает («стресс льва»), то у других она падает («стресс кролика»). В прошлом году мы говорили с вами о стрессе и приемах аутотренинга, позволяющих овладеть своим эмоциональным состоянием. Если избавиться от волнения не удается, следует вместо бегства включиться в борьбу. Можно использовать следующие приемы самонастройки и аутотренинга. 1. Самоприказ. Словесные формулы самоприказа играют роль пускового механизма. 2. Прием «лобовой атаки». С помощью специально подобранных 3. Создайте образ ситуации экзамена и, как только появляется 4. Неоднократно на протяжении дня повторяйте слово или не 5. Представьте экзамен со всеми нюансами и многократно проиграйте в воображении модель желательного поведения. Таким образом вы сможете снизить силу переживаний и уровень тревоги. 6. Мысленное перевоплощение, вживание в образ человека, который имеет все желательные для вас качества. 7. Интеллектуализация. Можно постараться реагировать на угрожающую ситуацию безразлично, оценивая ее аналитически, как предмет для изучения или интересное явление. 8. Включение. Если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, более тягостные, чем те, которые волнуют его, он начинает смотреть на собственные трудности по-другому. 9. Если беды других людей для вас чересчур абстрактны, возьмите
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1130; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |