Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Практическая работа. Закрепление пройденного материала




Ход работы

ТЕМА 24. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПУБЛИЧНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ

Подведение итогов

Обсуждение

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Какие существуют фазы беседы? Что необходимо для удачного начала беседы? Как создается благоприятная атмосфера беседы? Что нужно для успешной ориентации в проблеме? Что свидетельствует об окончании общения?

* Упражнение «Критика литературного героя» Выберите одного литературного героя и попробуйте проанали­зировать один из его не самых удачных поступков. В вашем вы­ступлении должны прозвучать критические замечания в его ад­рес. Но сделать это вы должны так, как если бы он находился ря­дом и слышал вас, и вам, в свою очередь, не хотелось бы его обидеть.

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления.

Большинство из вас, возможно, в будущем станут сту­дентами, а значит, вам просто необходимо владеть навы­ками публичного выступления. На этом уроке вы узнаете, как строить свое выступление так, чтобы оно было наибо­лее выигрышным.

1. Неречевые компоненты публичного выступления. Психоло­гическое воздействие на публику начинается до речи, с момента

появления выступающего перед аудиторией. Первое впечатление от оратора в значительной степени определяет, как его будут слушать. Большое значение имеют оформление внешности и манера «предъявлять себя», вести себя перед слушателями. Здесь есть не­сколько правил:

1. В одежде не должно быть ничего кричащего.

2. Вы должны распространять впечатление уверенности.

3. Лучшей позой является та, при которой вес тела равномерно
распределен на всю ступню и оно слегка наклонено вперед. Суту­лая осанка, склоненная набок или поникшая голова — все это при­знаки слабости. Подгибающиеся колени, суетливость, дрожащие
руки, бросаемые украдкой взгляды, нервозность — признаки, вызывающие недоверие. Слишком прямая стойка, плечи назад, грудь вперед, живот втянут ~ признаки надменности.

4. Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со сло­вом, удваивает силу речи. Однако часто начинающему оратору при­ходиться уделять основное внимание не тому, чтобы правильно использовать жесты, а тому, чтобы избавиться от автоматических при­вычных движений, которые он помимо воли повторяет вовремя выступления. Это может быть: переступание с ноги на ногу, покачивание взад и вперед, почесывание, бесконечное снимание и надевание очков, повторяющиеся поднимание и опускание плеч, откиды­вание челки со лба и т. п. Эти частые однообразные движения скоро обращают на себя внимание слушателей и начинают раздражать их
или смешить. Отслеживание своих неосознаваемых движений и преодоление их требует систематической и целенаправленной ра­боты над собой.

5. Необходимо добиться хорошего контроля над выражением сво­его лица. В мимике тоже встречаются привычные бессознательные движения, которые могут отрицательно повлиять на процесс взаи­модействия выступающего со слушателями. Это, например, выпя­чивание или закусывание губы, закатывание глаз, выдвижение ниж­ней челюсти и т. п. Если бессмысленные движения рук лишь от­влекают внимание слушателей, вызывая раздражение и смех, то не­произвольные мимические движения могут испортить эффект даже от хорошего выступления. Именно поэтому им должно уделяться особенно пристальное внимание.

6. Существенной составляющей налаживания межличностно­го взаимодействия между выступающим и слушателями являет­ся прямой контакт глаз. Выступающему не следует фиксировать взгляд на какой-то одной точке. Начинающему докладчику сле­дует помнить, что существует общая тенденция смотреть на ле­вую часть аудитории и в какой-то степени не обращать внимания на сидящих справа. Часто неопытные ораторы основное вни­мание уделяют слушателям, сидящим в центре. Лучше непрерыв­но скользить взглядом по аудитории слева направо и обратно, от первых рядов к последним.

2. Начало выступления. Поговорим теперь непосредственно о
самом выступлении.

Начало выступления — не только и не столько введение в тему, сколько средство установления контакта с аудиторией, завоевания внимания. Любое выступление начинается с приветствия и обра­щения. Необходимо использовать такое обращение, чтобы у слуша­телей не возникло впечатление отстраненности выступающего или его фамильярности.

Неконструктивными стратегиями начала будут:

а) оправдывающаяся: «Надеюсь, это покажется вам интересным»;

б) извиняющаяся: «Уважаемые, я очень хорошо знаю, что вы все
устали и хотите домой. Я вас не задержу»;

в) расплывчатая, нечеткая: «Давайте рассмотрим сегодня этот
вопрос, потому что такие проблемы надо решать».

Этих «стратегий» нужно избегать, преодолевая свою неуверен­ность. Начало должно быть уверенным.

3. Язык выступающего. Речь выступающего, конечно, является
наиболее важной составляющей искусства публичного выступле­ния. Здесь важны следующие моменты.

1. Правильное произношение, хорошая дикция, хорошо постав­ленный голос.

2. Умеренный темп (торопливость создает ощущение, что выступающий «отделывается», вялая речь вызывает безразличие к теме выступления).

3. Словарный состав речи. Для того чтобы слушатели доверяли выступающему, его язык должен быть в известной мере близким к языку аудитории, в противном случае возникает отчужденность.
«Человек, говорящий нашим языком, — наш человек» (Н. Г. Черны­шевский).

4. Недопустимость слов-«паразитов».

5. Краткость и четкость речи. (Цицерон утверждал, что величай­шее из достоинств оратора — не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. Насколько известное высказывание
Цезаря«Пришел, увидел, победил» лучше, чем «Сначала пришел, потом увидел и после победил!».)

6. Использование прямых обращений (такой прием способству­ет активизации мышления слушателей).

4. Контроль эмоций. Очень важно научиться владеть своим эмо­циональным состоянием в ситуациях публичной речи (ответ у дос­ки, экзамен, выступление). Мы неоднократно возвращались к теме контроля над своими эмоциями на протяжении нашего курса. Как видите, это умение необходимо в очень многих ситуациях общения.

Для выступления особенно важно состояние уверенности, в не­которых случаях даже «побеждающее». Для того чтобы создать у себя такой настрой, вспомните как можно подробнее, со всеми пе­реживаниями, ощущениями, деталями случаи успехов, удач. (Вспом­ните также о «ресурсных состояниях» из темы «Саморегуляция».)

Не вспоминайте провалов, мысли о которых сами лезут в голову, вспоминайте именно успех. Вспомните ощущение уверенности в своих силах, свободы и раскованности (неважно, с чем оно было связано). Важно проникнуться чувством собственной удачливости. Не может быть, что вам нечего вспомнить.

Выберите для уверенности характерный жест. Не забудьте о «позе уверенности». Некоторым помогает прием записывания на магни­тофонную пленку своего уверенного голоса, а затем, в случае необ­ходимости, прокручивание ее — это помогает как бы «подстроить­ся» под эту запись.

Настроиться на нужное состояние можно и по контрасту. Напри­мер, в момент сильного волнения усилить все признаки неуверен­ности, шаржировать их, сделать гротескными. Сыграть на чувстве юмора и стремлении к противоречию. Представьте, что будет в слу­чае неудачи: под вами провалится пол? Вас повесят? Ведь нет. По­пробуйте себя рассмешить. Именно чувство юмора более всего спо­собно превратить отрицательную энергию в положительную.

Перед особо важными, особо ответственными выступлениями можно воспользоваться приемом «мысленная тренировка» из арсе­нала спортсменов. Продумайте мысленно свой ответ, свое выступ­ление во всех подробностях, представьте конкретно, как можно ярче все, что будет происходить.

Не надо «бояться страха», он уйдет сам, когда придет время дей­ствовать и вы будете знать, что сможете это сделать хорошо.

Перед началом публичной речи выходите уверенно, спокойно. Не обращайте внимания на то, что у вас сильно бьется сердце и пе­ресыхает в горле. Многие расценивают эти признаки как симптомы страха и думают, что из-за этого их ждет очередная неудача. На са­мом деле такая реакция означает лишь то, что человек готов дей­ствовать, и она свойственна очень многим людям. Подобное состо­яние помогает мобилизовать все силы, энергию, выступить как мож­но лучше. Помните — это означает, что вы готовы действовать и до­стичь успеха!

Упражнение

Я предлагаю нескольким добровольцам выйти и выступить с маленьким докладом — осветить какую-то одну из своих «корон­ных» тем. Главное условие — ваше выступление должно строиться с учетом приведенных только что правил.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.