КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тактические и методические приемы аргументации.
УРОК 2 Подведение итогов ЦЕЛЬ. Продолжить рассмотрение фаз деловой беседы; изучить некоторые приемы аргументации; ввести «золотую формулу общения»; сформировать навыки конструктивной критики. Ход работы Сегодня мы продолжим тему «Деловая беседа». Разберем следующие ее фазы: аргументации, завершения и анализа, а также поговорим о том, каковы правила конструктивной критики собеседника. 1. Фаза аргументации. В основной фазе делового разговора — фазе аргументации — важно выдержать эффективный стиль ведения беседы. Стиль ведения беседы — комплексное понятие, включающее следующие компоненты речи: высота тона, тембр, скорость, громкость, длительность и частота пауз, интонация, повторения, а также наличие и характер жестов. С характеристиками данных компонентов речи вы уже знакомы. Очень важно позаботиться о совпадении стилей ведения беседы с вашим партнером. Типичный результат несовпадения стилей — ощущение давления, игнорирования, манипуляции со стороны партнера; впечатление, что «или он или я сошел с ума». На этой фазе особенно важно сохранить доброжелательное отношение к собеседнику, учитывать его интересы, быть максимально объективным. Необходимо понимать, что человеку трудно отказаться от своей точки зрения и признать правоту другого; этому мешает прежде всего самолюбие: «Неужели я глупее?» Именно поэтому человек часто не соглашается с самыми очевидными вещами, нередко даже в ущерб своим интересам, только ради сохранения ложно понимаемого самоуважения. Целесообразно ослабить оборонительную линию самолюбия. Надо постараться сделать все, чтобы человеку захотелось согласиться и чтобы это не воспринималось им как унижение. Постарайтесь уделять как можно больше внимания контакту с собеседником и постоянно демонстрировать уважение к нему. Не стоит прямо говорить человеку: «Вы не правы». Как вы думаете, какие чувства такое заявление вызовет у собеседника (сознательные или бессознательные)? Какова будет, вероятнее всего, его реакция (если он равен вам по статусу, если он находится в более слабой позиции, если он ваш начальник или находится в более сильной позиции)? Да, когда вы употребляете выражения; «Вы не правы», «Здесь вы ошибаетесь», тем самым вы ставите себя выше собеседника — на пьедестал знающего истину, а он остается значительно ниже со своими ошибками. Правильнее и эффективнее использовать такие выражения: «У меня другое мнение», «Я думаю иначе». Собственно аргументация — убеждение партнера — включает различные тактические и методические приемы. К тактическим приемам относятся: • уважение позиции собеседника; • демонстрация собственной убежденности в высказываемой точке зрения; • дипломатичность и тактичность; • апелляция к мнению собеседника таким образом, чтобы ему • наличие подробного плана аргументации, фактов, цифр; • простая, ясная, доступная речь, с учетом уровня компетентности собеседника; • краткость — подача информации в сжатом виде; • избегание монолога, построение диалогичной беседы (почаще обращаться к собеседнику с вопросом «Не правда ли?», «Вы согласны со мной?», тем самым заставляя его «привыкнуть» говорить «да»); • принцип наглядности; • создание иллюзии, что предлагаемая вами идея принадлежит • необходимо помнить о целях и задачах беседы, повторять и систематизировать свои главные мысли и основные идеи. Методы аргументации включают многочисленные приемы, среди которых: • метод «Да, но...»; • метод бумеранга (возврат собеседнику его же аргументов, но • метод игнорирования (если аргумент партнера не может быть • метод акцентирования (на приводимых собеседником доводах расставляются желательные для вас акценты) и др. 3. Принятие решения и завершение деловой беседы. Конечная фаза деловой беседы — принятие решения и завершение общения. При переходе к принятию решения нужно использовать момент, когда атмосфера беседы наиболее благоприятна, например при достижении хорошего контакта или согласии собеседника по ряду важных вопросов. Надо внимательно наблюдать за собеседником и уловить момент, удобный для завершения беседы. Иногда признаками его наступления являются замечания партнера, свидетельствующие о том, что решение им уже принято. О том, что общение следует заканчивать, говорят определенные виды поведения. • Пребывавший в расслабленном состоянии собеседник наклоняется вперед либо с заинтересованным, либо с равнодушным выражением лица, разводит или сжимает руки. • Проявляет знаки общей дружеской реакции, одобрение. • Изменяется темп высказывания собеседника и степень участия Если беседа не принесла ожидаемого результата, не отступайте, и, пока собеседник отчетливо не повторит «нет», испробуйте все возможности. На случай «отступления» обдумайте запасные варианты, постарайтесь «навести мосты» для следующей встречи; не держитесь напряженно, а главное, не демонстрируйте собственной неуверенности, иначе собеседник непременно начнет колебаться. В конце беседы необходимо сделать резюме, сформулировать основные выводы, итоги. В заключение обобщите ваши важнейшие соглашения. Достигнув цели, попрощайтесь с собеседником, скажите ему, что он будет доволен своим выбором. В любом случае будьте вежливы, постарайтесь остаться в хороших отношениях со своим партнером. У него должно сохраниться приятное впечатление о вас и желание встретиться с вами снова. 4. Фаза анализа. Фаза анализа предполагает обдумывание проведенного разговора для извлечения выводов и обнаружения своих ошибок, если беседа прошла для вас неудачно. Вы можете вспомнить детали, ускользнувшие от вас в пылу разговора: например то, что собеседник в какой-то момент замолчал или прервал вас или еще что-то. Вы можете предположить, что за этим что-то стоит, собрать дополнительную информацию или сделать вывод о том, что в вашем поведении что-то произвело неблагоприятное впечатление. Все это поможет достичь успеха в следующий раз! эту тему, хотелось бы, чтобы вы помнили «золотую формулу» общения. Она выглядит так:, три «плюса» в начале и «три плюса» в конце. Если же вам нужно покритиковать человека или выразить неудовлетворение его работой или поведением, можно ли высказать критические замечания таким образом, чтобы не обидеть того, в чей адрес направлена критика? Что для этого нужно? 5. Конструктивная критика. Вспомним наши знания позиций в общении как проявления эго-состояний Родитель — Взрослый — Ребенок. Прежде чем указывать на ошибки человека, следует продумать исходную позицию, которая должна быть на уровне «Взрослого», а не типа «Родитель — Ребенок»; исходить из установки «Ты хороший — Я хороший». Неэффективно говорить собеседнику напрямую, что он не прав. Это вызовет чувство оскорбленного самолюбия, обиду, агрессию, человек займет «оборонительную позицию» и перестанет вас слышать. Желательно придерживаться следующих правил. 1. Обсуждение работы необходимо начинать с подчеркивания 2. До начала разговора нужно найти точки согласия по спорному 3. Начиная говорить об ошибках, упомяните сначала о своих собственных. 4. Желательно вспомнить прецедент — аналогичную ошибку кого-нибудь другого. Можно использовать критику поступков или работы реально не существующего лица. Косвенная критика воспринимается менее болезненно и показывает уважение к чувствам собеседника. 5. Указав собеседнику на ошибку и тем самым задев его за живое, 6. В случае собственной ошибки надо уметь ее признать быстро и 7. В случае ошибки собеседника и его заблуждения не стоит говорить ему: «Я докажу вам, что здесь вы не правы». Дейл Карнеги советует в этом случае сказать: «Подумать только! Я-то считал иначе, но, возможно, я ошибаюсь. Со мной это случается часто. А если я ошибаюсь, я хочу, чтобы меня поправили. Давайте-ка проверим факты». Никто на свете никогда не станет возражать, если вы скажете: «Я, конечно, ошибаюсь. Давайте проверим факты». 8. Постараться встать на позицию другого честно и непредубежденно. Уметь задавать себе вопросы типа: «Что бы я делал, думал и чувствовал, окажись я на его месте?» В случае накаленной атмосферы и ощущения явной недоброжелательности можно рекомендовать использование формулы: «Я отнюдь не порицаю вас за то, что вы испытываете такие чувства. На вашем месте я, несомненно, чувствовал бы то же самое» (Д. Карнеги). 9. Выдвигая предложения, как улучшить работу, лучше задавать 10. Больше хвалить, чем порицать. Стремление к успеху и поощрению мотивирует сильнее, чем стремление избежать наказания. 11. Если возникает желание сказать партнеру что-то резкое, лучше постараться проконтролировать возникновение в теле мышечных напряжений и постараться сбросить их. Для этого бывает полезно перевести внимание на дыхание и молча посчитать до 10 или 20. (Вспомните упражнения на релаксацию, которые мы практиковали с вами в прошлом году.) 12. Критиковать нужно не человека в целом, а его ошибку (помните о барьере в общении: «Переход с роли на личность»). Не говорите: «Вы ничего в этом вопросе не понимаете и никогда не сможете понять» (подразумевается: «Вы глупы всерьез и надолго»). Лучше: «Мне кажется, что в вашем подходе к решению этой проблемы можно сделать некоторые улучшения». 6. Как воспринимать критику. Проявляя деликатность при критике других, нужда уметь правильно воспринимать критику в свой адрес. Критика помогает увидеть то, что вы не сумели увидеть. Она может быть резкой и обидной по форме, но старайтесь обращать больше внимания на содержание, а не на форму критического замечания. Критикуемый имеет право на защиту своих положений и позиций, но нельзя искажать объективно существующие факты для защиты своей позиции. Если критики нет, то о ней надо попросить специально. Получить обратную связь о себе и о своей работе — значит знать, как тебя воспринимают окружающие. Тем более что отсутствие критики — отсутствие внимания. Каковы могут быть последствия нетактичной критики? Почему, когда критические замечания делаются с учетом чувств критикуемого, результат оказывается намного выше?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |