КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «групповые нормы», феноменом группового давления, понятием «конформизм»
Ход работы В МАЛОЙ ГРУППЕ. КОНФОРМИЗМ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ ТЕМА 21. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Подведение итогов ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием «групповые нормы», феноменом группового давления, понятием «конформизм», с причинами высокого уровня конформности; развить навыки отстаивания своей позиции в группе. Вероятно, вы знаете сказку Г. X. Андерсена «Голый король». В ней он гениально описал влияние большинства на личность. В реальной жизни люди также часто предпочитают не верить собственным глазам в угоду большинству. Именно об этом мы сегодня и поговорим.
1. Групповые нормы. В ходе развития коллектива возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все его участники. Групповые нормы — это определенные правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие взаимоотношения между членами. Для обеспечения соблюдения этих норм всеми членами группы вырабатывается также и система санкций. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. В первом случае группа поощряет своих членов, исполняющих требования группы: повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус, применяются другие психологические меры вознаграждения. Во втором случае группа в большей степени ориентирована на наказание тех членов группы, поведение которых не соответствует нормам. Это могут быть бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса. Какие нарушения норм чаще всего «возмущают» группу и приводят к наложению санкций на «провинившегося»? Всегда ли человек должен принимать общественное мнение и соглашаться с большинством? Всегда ли большинство право? В ситуациях группового давления могут иметь место и самоманипуляции: «Уже поздно отказываться от выпивки, потому что истрачены деньги; потому что надо было бы сразу сказать...» и т. д. Самооправдания могут носить форму обесценивания реальной ситуации и перемещения возможности выбора в будущее: «Отказаться в этой ситуации было для меня не так важно, вот в другой раз, более серьезный, например, если будут предлагать наркотики, я ни за что не соглашусь». Такой вариант самооправдания к тому же позволяет смягчить удар по самооценке.
Какой тип психологической защиты срабатывает в подобных ситуациях? Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Перед ним встает вопрос о принятии или отвержении норм, правил, ценностей данной группы. М. Р. Битянова выделяет четыре варианта отношения к данному вопросу: сознательное, свободное принятие норм и ценностей группы; вынужденное принятие под угрозой санкций группы; демонстрация антагонизма по отношению к группе (по принципу «А я не такой, как все») и свободное, осознанное отвержение групповых норм с учетом всех возможных последствий, вплоть до выхода из группы. Второй и третий вариант иллюстрируют поведение, зависимое от группы: либо принятие ее норм под давлением, либо противопоставление себя данной конкретной группе. При этом и тот, и другой вариант позволяют человеку оставаться в этой группе, играя роль «козла отпущения» или «аутсайдера» (отверженного). Как показывают исследования, подробно описанные в литературе, второй вариант поведения человека по отношению к группе является очень распространенным. 2. Конформизм. Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой выхода из этой группы или потери ее расположения, а также своего устойчивого положения в группе получил название конформизма, который рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей. Конформизм — это подчинение суждений или действий индивида групповому давлению. Таким образом разрешается конфликт между собственным мнением человека и мнением группы, конформное поведение проявляется в ситуации, когда он предпочитает выбрать мнение группы в ущерб своему собственному. В социальной психологии принято различать конформность как черту личности, склонность индивида разрешать конфликт в пользу группы и конформизм как социальное приспособленчество. Специально организованные исследования показывают, что в различных ситуациях процент людей, демонстрирующих конформные реакции, может колебаться от 15 до 80. Это позволяет считать конформность важным фактором социального поведения человека. 3. Эксперимент С. Аша. Один из классических экспериментов по изучению конформизма — это эксперимент американского психолога С. Аша. Он поставил следующий опыт. Группа студентов, состоящая из 7—9 человек, получала следующую инструкцию: «Перед вами два белых листа. На левом — одна черта, на правом — три черты разной длины. Они имеют порядковые номера 1,2 и 3. Одна из этих линий равняется контрольной линии слева. Вы должны сказать, какая это линия, назвав соответствующий номер. Будет 12 таких сравнений. Отвечает каждый по очереди справа налево. Ваши ответы я буду регистрировать по следующей форме. Будьте как можно внимательнее». Разница в длине предъявляемых отрезков была настолько значительна, что при контрольных опытах, где испытуемые отвечали поодиночке, никто не ошибался. Но секрет эксперимента состоял в том, что вся группа, за исключением одного человека, была в сговоре с экспериментатором и единодушно давала заранее согласованные неправильные ответы. «Наивному испытуемому» излагалась ложная цель: мы проводим эксперимент по изучению глазомера — хотим выяснить, как люди оценивают длину линий на расстоянии». Как же поступит испытуемый «наивный субъект», которому приходится отвечать последним или предпоследним и на которого «давит» неправильное, но единодушное мнение группы? Поверит он собственным глазам или мнению большинства? Ведь речь идет о простом пространственном восприятии, где расхождение с группой не затрагивает никаких социальных ценностей, да и сама группа является искусственной. В первой серии опытов Аша 123 «наивных субъекта» высказали по 12 суждений каждый. Из общего числа ответов 37% были неправильными, т. е. соответствовали мнению большинства. При этом обнаружились сильные индивидуальные вариации: от полной независимости одних индивидов до полного подчинения групповому мнению других испытуемых во всех 12 тестах. После каждого опыта Аш интервьюировал испытуемых, выясняя их реакцию на происходившее. Все они говорили, что мнение большинства было для них чрезвычайно важно. Обнаружив расхождение своего мнения с мнением остальных, они подвергали сомнению собственное восприятие, а не восприятие большинства. Даже «независимые» субъекты, не поддавшиеся давлению, признавали, что чувствовали себя крайне неприятно. Как сказал один из них, «несмотря ни на что, у меня был какой-то тайный страх, что я чего-то не понял и могу ошибиться, страх обнаружить какую-то свою неполноценность. Гораздо приятнее, когда ты согласен с другими». * Перед началом описания эксперимента возможно воспроизвести его в классе. Как вы оцениваете свой уровень конформности? Как вы повели бы себя в ситуации, о которой только что услышали? 4. факторы, влияющие на уровень конформности. От чего зависит уровень конформности человека? Прежде всего от значимости для него высказываемого мнения. Чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности. Во-вторых, от авторитет ности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды. Чем выше их статус и авторитетность для группы, тем выше конформость членов группы. Конформность зависит и от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия. Особенно ярко феномен конформизма работает, когда на человека оказывает давление групповое большинство и оно единодушно в своих убеждениях. Уровень конформности зависит от возраста и пола человека. Так, женщины более конформны, чем мужчины, а дети — чем взрослые. Хотя если говорить о подростках и старшеклассниках, то они склонны демонстрировать конформизм в общении со сверстниками и негативизм — в общении со взрослыми. Негативизм — это позиция, когда группа оказывает давление на индивида, а он во всем сопротивляется этому давлению, отрицая, во что бы то ни стало, все стандарты и нормы группы. В действительности негативизм — это не альтернатива конформности, не подлинная независимость. Скорее, это «конформность наоборот? потому что если индивид ставит своей целью противостоять группе во всем, то он зависим от группы, — следовательно, эта позиция не противоположна конформности. В старшем школьном возрасте становится больше вероятность независимых решений, однако конформность подростков в значимой группе сверстников или взрослых очень велика (например, в различных подростковых и юношеских преступных группах). Люди с высоким уровнем конформности склонны подчиняться групповому давлению, уступать психологическому давлению вопреки своим желаниям и интересам, менять свое мнение под влиянием мнения группы, испытывая страх оказаться «белой вороной» и стремление «быть как все». Высокий конформизм свойственен людям, у которых слабо развита способность принимать решения, делать выбор и нести за него персональную ответственность. Повышенной конформности способствует отсутствие определенных коммуникативных умений: неумение отказать, принимать критику и критиковать, адекватно реагировать как на похвалу, комплимент, так и на отрицательное высказывание и свой адрес. Следующий урок мы посвятим развитию навыков уверенного отказа.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |