КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. В начале урока мы предполагали поговорить о то
Ход работы ТЕМА 17. ФУНКЦИИ СЕМЬИ. СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ Подведение итогов Обсуждение В начале урока мы предполагали поговорить о том, какую семью можно считать гармоничной. Хотелось бы, чтобы вы высказали свое мнение: какая семья является гармоничной и что нужно, чтобы она была такой. Учащиеся называют признаки, которые, по их мнению, характеризуют гармоничную семью. На доске составляется список предложенных учащимися признаков, при необходимости высказывания учащихся корректируются и переформулируются преподавателем. * Можно провести эту работу в малых группах. Учащимся предлагается разбиться на группы по 5—6 человек, иыработатъ общую позицию и составить перечень признаков гармоничной семьи. Затем представители от всех групп защищают спой проект. Другие учащиеся дополняют, задают вопросы. * Разыгрывание ситуации «Неприятность на работе» Играют двое: Муж и Жена. У одного из них случилась неприятность на работе, о которой он ие хочет говорить, хотя тяжело ее переживает. Задача другого — разговорить и оказать эмоциональную поддержку. Другие учащиеся наблюдают, записывают свои впечатления, затем высказывают мнения: почему не получилось или получилось, какие еще способы можно было бы применить. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с функциями семьи, более детально остановиться на воспитательной функции; изучить стили гармоничного и негармоничного воспитания; дать представление о психологических проблемах родителей в семьях с негармоничным стилем воспитания; углубить понимание собственных ожиданий от брака. Сегодня на уроке мы рассмотрим функции семьи, а также остановимся для более детального изучения на воспитательной функции. 1. Значение гармоничных отношений в браке. Тема семьи волновала людей во все времена. Существует огромное количество пословиц о семье: «Муж да жена — одна душа», «Муж и жена — одно дело, одно тело, один дух», «Муж и жена из одного кремня искры». Большое количество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Череда исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводит к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, и особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью. Однако более важным является не сам факт брака, а качество брачных отношений. Люди, удовлетворенные своим браком и испытывающие любовь к своему партнеру, редко говорят, что они несчастны либо недовольны жизнью, реже находятся в состоянии депрессии. 2. Функции семьи. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Гармоничная семья выполняет много различных функций. Функции семьи — это сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Рассмотрим основные функции семьи. Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. Более подробно об этой важнейшей функции и проблемах воспитания ребенка в семье мы поговорим позже. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи, получении хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других. В большинстве семей существует распределение обязанностей на мужские и женские, феминистически настроенные женщины протестуют против такой организации быта, однако главное — это присутствие взаимопомощи и заботы друг о друге. * Это очень хорошо раскрыто в стихотворении Ирины Снеговой «Любовь». У пас говорят, что, мол, любит и очень, Мол, балует, холит, ревнует, лелеет... Л помню, старуха-соседка короче, Как встарь в деревнях, говорила: жалеет. И часто, платок затянувши потуже И вечером в кухне усевшись погреться, Она вспоминала сапожника-мужа, Как век он не мог на нее насмотреться. Поедет он смолоду, помнится, в город, Глядишь — уж летит, да с каким полушалком! А спросишь, чего, мол, управился скоро? Не скажет... Но знаю: меня ему жалко... Зимой мой хозяин тачает, бывало, Л я уже лягу, я спать мастерица, Он встанет, поправит на мне одеяло, Да так, что не скрипнет под ним половица. И сядет к огню в уголке своем тесном, Не стукнет колодка, не звякнет гвоздочек... Дай Бог ему отдыха в царстве небесном — И тихо вздыхала: — Жалел меня очень... В ту нору все это смешным мне казалось, Казалось, любовь чем сильнее, тем злее, Трагедии, бури... Какая там жалость! Но юность ушла. Что нам ссориться с нею? Недавно, больная бессонницей зябкой. Я встретила взгляд твой — тревога в нем стыла. И вспомнилась вдруг мне та старая бабка, Как верно она про любовь говорила. Функция первичного социального контроля. В каждой семье есть определенные моральные нормы поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательства в отношениях между супругами, родителями и детьми. В случае нарушения установленных норм осуществляются различные санкции за недопустимое поведение. Отличаются ли моральные нормы в разных семьях? Какие санкции может применять семья в случае их несоблюдения? Функция духовного общения. Очень важно, чтобы в семье происходило духовное взаимообогащение членов семьи. Совместное проведение досуга, прогулки, развитие разносторонних культурных интересов, посещение музеев, концертов, обсуждение прочитанных книг и фильмов укрепляет дружеские основы брачного союза, формирует общие интересы и ценности, заполняет жизнь членов семьи и делает общение в семье интересным и значимым. Каким еще образом возможно духовное взаимообогащение членов семьи? Эмоциональная функция. Всем людям необходимо удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. В семье человек может получить психологическую защиту и эмоциональную поддержку. Ощущение «крепкого тыла» помогает пережить трудности, неприятности на работе или даже потерю ее. В чем может заключаться психологическая защита и эмоциональная поддержка в семье? Как можно выразить эмоциональную поддержку члену семьи, оказавшемуся^1 трудной ситуации? Сексуальная функция. Удовлетворение сексуальных потребностей является важной функцией брака. Этой стороне человеческих взаимоотношений мы посвятим отдельный урок. 3. Детско-родительские отношения. В 10-м классе мы говорили с вами о принципах позитивного воспитания детей. То, какие отношения устанавливают родители с ребенком, оказывает очень большое влияние на формирование его личности. Хотя считается, что все родители желают своему ребенку добра, воспитание детей может быть неправильным и негармоничным. Иногда это связано с проблемами самих родителей, иногда родители просто не знают, как правильно воспитывать детей. Известный санкт-петербургский семейный психотерапевт Э. Г. Эйдемиллер на основе своего многолетнего опыта с деструктивными (негармоничными) семьями разработал классификацию типов негармоничного воспитания. Он выделил 7 таких типов и описал психологические проблемы родителей, которые заставляют их неосознанно избирать тот или иной стиль воспитания. 4. Типы негармоничного (неправильного) воспитания. Первый тип носит название потворствующая гиперпротекция (этот стиль иногда еще называют «Кумир семьи»). Ребенок находится в центре внимания семьи, которая стремится к максимальному удовлетворению его потребностей. Нет запретов и санкций, часто такие дети просто не понимают слов «нет» и «нельзя». Какой урон личности ребенка наносит такой тип воспитания? При стиле доминирующей гиперпротекции ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, устанавливая многочисленные ограничения и запреты. Это своего рода опутывающий контроль: такой ребенок, как правило, лишен свободы выбора, за него все решают родители. Каким образом данный воспитательный стиль может повлиять на развитие личности ребенка? Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к его потребностям. Ребенка часто стыдят, постоянно сравнивают его поведение и личность с некими высокими моральными стандартами. У ребенка очень много обязанностей и мало прав. Его проблемы и потребности взрослыми могут просто игнорироваться. Часто при таком стиле воспитания ребенок вырастает повышенно тревожным, мнительным, страдает от чувства вины. Как сказываются особенности характера, сформированные под влиянием данного стиля, на дальнейшей жизни человека? Один из наименее благоприятных для развития ребенка воспитательных стилей — эмоциональное отвержение. В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». В основе эмоционального отвержения лежит осознаваемый или, чаще, неосознаваемый перенос на ребенка негативного жизненного опыта родителей. Может быть, ребенок не был желанным, или родители слишком увлечены своими делами, или мать не любила отца, а ребенок похож на него... Ребенок в этом случае может ощущать себя помехой в жизни родителей, между ними и ребенком устанавливается большая эмоциональная дистанция. Какие психологические проблемы будет испытывать человек, воспитывающийся в семье, где его эмоционально отвергали (по каким бы то ни было причинам)? Виноват ли ребенок в том, что взрослые в какой-то момент неправильно распорядились своей жизнью? Есть семьи, где распространено жестокое обращение родителей с детьми. Здесь на первый план выходит эмоциональное отвержение, проявляющееся наказаниями в форме избиений и истязаний, лишения удовольствий, неудовлетворения потребностей ребенка. Какой ущерб личности ребенка может нанести такой тип воспитания? Почему иногда такие дети отзывчивей и внимательней своих сверстников? При стиле гипопротекции ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Иногда это настоящая безнадзорность; в некоторых случаях родители удовлетворяют лишь физиологические потребности ребенка, но других функций семья для него не выполняет. К каким неблагоприятным последствиям может привести такой тип воспитания? При гармоничном воспитании потребности ребенка разумно удовлетворяются, существует небольшое количество неукоснительно соблюдаемых правил и запретов; в ребенке поощряется самостоятельность, развивается ответственность. 5. Причины негармоничного воспитания. Причины использования родителями негармоничных стилей весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. Однако нередко основную роль в нарушении воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то проблема (чаще все-. го неосознаваемая), неудовлетворенные потребности. Родитель пытается разрешить личностную проблему, используя свою роль в воспитании ребенка. Среди этих проблем можно выделить следующие: Проекция па подростка собственных нежелательных качеств. Нарушения воспитания, обусловленные этой проблемой, — эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель видит черты характера, которые чувствует, но не признает в самом себе. (Вспомните психологическую защиту по типу «проекции».) Это могут быть агрессивность, склонность к лени, влечение к алкоголю, негативизм, протестные реакции, несдержанность. Ведя борьбу с такими же, истинными или мнимыми, качествами у ребенка, родитель (чаще всего отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя. При этом нередко подростку навязывается роль «неисправимого», «хулигана», «психа», «недотепы» и т. п. Борьба с нежелательными качествами ребенка (подростка) помогает отцу верить, что у него самого данных проблем нет. Каковы последствия для ребенка наличия этих проблем у родителей? Неразвитость родительских чувств. Эта проблема обусловливает нарушение воспитания и возникновение негармоничных воспитательных стилей: гиперпротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Слабость, неразвитость родительских чувств внешне проявляется в нежелании иметь дело с ребенком или подростком, в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам. Нередко эта проблема встречаются у родителей детей и подростков с трудностями в поведении и обучении. Причиной неразвитости родительских чувств может быть отвержение самого родителя в детстве его родителями, приведшее к тому, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Замечено, что у очень молодых родителей родительские чувства значительно слабее, чем у более старших; для женщин с неразвитым родительским чувством характерны эмансипационные устремления и желание любым путем «устроить свою жизнь». Какие еще могут быть причины неразвитости родительских чувств? Воспитательная неуверенность родителей. При этом формируется такой воспитательный стиль, как потворствующая гиперпротекция, либо просто пониженный уровень требований к ребенку или подростку. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым звеном» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между родителями и подростком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу* у подростка, уступает даже а тех вопросах, в которых уступать, по его же мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований — максимум прав». Почему иногда дети «садятся на голову» родителям? Фобия (боязнь) утраты ребенка ведет к формированию таких негармоничных стилей, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция. «Слабое место» — неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличение представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности, беззащитности и т. д. Один источник таких переживаний коренится в истории появления ребенка на свет: его долго ждали, обращения к врачам не приносили успеха, ребенок родился хилым и болезненным, с большим трудом удалось его выходить и т. д. Другой источник — перенесенные ребенком тяжелые заболевания, особенно если они были длительными. Отношение родителей к ребенку или подростку формировалось под воздействием страха потерять его. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция); других — мелочно опекать его (доминирующая ги пер протекция). Как видите, очень важно выбрать правильный стиль воспитания. Когда вы станете папами и мамами, в этом вам может помочь книга Карен Джослин «Позитивное воспитание». * Желающим можно предложить подготовить реферат по этой книге. Тест. Методика «РОП» (ролевые ожидания и притязания в браке) (прил. 6).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |