КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с видами малых групп, с этапами формирования коллектива; дать представление о ра
Ход работы ТЕМА 19. КОЛЛЕКТИВ И ЛИЧНОСТЬ Подведение итогов Раздел V. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП И КОЛЛЕКТИВОВ ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с видами малых групп, с этапами формирования коллектива; дать представление о распределении ролей в коллективе. Сегодня мы поговорим о том, как происходит развитие и формирование коллектива; какие роли — сознательно или бессознательно — играют в коллективе разные люди; попытаемся выяснить, насколько сплоченным является ваш коллектив. 1. Роль процесса социализации в развитии личности. Если человек нарождается социальным существом, то он неизбежно становится таковым. Действительно, человек появляется на свет совершенно незрелым. Находясь в полной зависимости от окружающих, он может жить только в симбиозе, будучи частью социальной ячейки, группы. Первой группой, которая берет на себя заботы о нем, является семья. Позднее он пойдет в школу, вольется в компанию мальчиков или девочек своей улицы. Потом вступит в брак и будет работать в профессиональном коллективе. В нормальных условиях с рождения и до смерти человек является частью многочисленных групп, и с их помощью происходит его социализация (усвоение социальных норм, умение жить среди людей и выполнять определенные роли). Вспомните, что влияет на формирование характера. 2. Виды групп. Среди групп, в которые объединяются люди, выделяют следующие разновидности: а) условные и реальные; б) постоянные и временные; в) большие и малые. Условные группы людей объединяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т. п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут не знать ничего друг о друге, даже никогда не встречаться друг с другом. Реальные группы людей, существующие как общности в определенном пространстве и времени, характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные человеческие группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, функциям, которые они выполняют, и общественному значению. Приведите примеры условных и реальных групп. 3. Коллектив. Не каждая, даже реальная, группа людей является коллективом. Что же необходимо для того, чтобы сформировался коллектив и зачем он нужен? Какое объединение людей, по-вашему, является коллективом? Итак, коллектив — устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложным развитием формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений между членами группы. Учебный коллектив имеет двойственную структуру: во-первых, он является объектом сознательных и целенаправленных воздействий педагогов, которые определяют многие его особенности (виды и характер деятельности, число членов и т. д.); во-вторых, учебный коллектив — это относительно самостоятельное явление, которое подчиняется особым социально-психологическим закономерностям. Учебный коллектив, образно говоря, социально-психологический организм, требующий индивидуального подхода. Основной причиной различий между учебными коллективами является то, что «погоду» в них делают определенные учащиеся, которые, конечно, не являются официальными руководителями учебного учреждения. Чуть позже мы коснемся вопроса распределения ролей в коллективе. 4. Этапы формирования коллектива. Большинству из нас хотелось бы жить и работать среди людей, которые нас понимают, могут помочь и поддержать в трудную минуту, являются единомышленниками, т. е. быть членами сплоченного коллектива. Настоящий коллектив возникает не сразу, а формируется постепенно, проходя ряд этапов. 1-я ступень — «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь — сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Бывает так и в человеческих группах. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. В одном случае люди не стремятся пойти друг другу навстречу, а в другом — не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он другому нужен, и сам нуждался бы во внимании других. Поэтому такая стадия развития коллектива — «песчаная россыпь» — не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет. 2-я ступень — «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно лепить разные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть и классный руководитель, и авторитетный ученик) этот материал превращается в прекрасное изделие. Но если не приложить усилий, то он может так и остаться простым куском глины. На этой ступени развития коллектива отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Настоящего, хорошего организатора нет или просто ему трудно, так как некому поддержать его. 3-я ступень — «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему, и опытному мореходу приносит уверенность в том, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые вспышки из виду. На этом этапе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание — это еще не все. Встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в классе, но и в школе. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех. 4-я ступень — «Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. У большинства членов класса проявляется чувство гордости за коллектив; все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом. Хотя группа является сплоченной, она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда ей хватает мужества признать свои ошибки сразу, отстаивать свои интересы, но это положение может быть исправлено. 5-я ступень — «Горящий факел». Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность. Настоящий коллектив — тот, где люди сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим плохо; тот, что объединяет людей для решения совместных задач. 5. Распределение ролей в коллективе. В ученическом коллективе можно выделить классические социометрические роли: лидеры, отверженные и пренебрегаемые. Лидер может быть эмоциональный (с таким человеком предпочитают проводить вместе свободное время, с ним все любят общаться и т. д.) и деловой (это человек, с которым хорошо вместе работать, он не подведет; умеет организовать дело). Часто эмоциональные и деловые лидерские качества объединяются в одном человеке, но это происходит не всегда. Следует сказать, что ученические коллективы отличаются тем, что лидер здесь может быть, условно говоря, положительным или отрицательным. Фигура отрицательного лидера, вероятно, вам известна: он «лидирует» в неблаговидных делах — убежать с уроков, организовать хулиганскую выходку, травить слабого. Такой человек обладает качествами лидера: он энергичен, активен, умеет влиять на людей, но свои способности по каким-то причинам направляет на асоциальную деятельность. За таким лидером идут те, кому трудно устоять перед его напором, те, кто боится его или не имеет собственного мнения. Почему некоторые люди легко попадают под любое (а чаще — негативное) влияние, мы поговорим на уроке, посвященном анализу темы «Конформизм», Отверженные — те люди, которых в классе не любят. Пренебрегаемые - «серые мышки. Их не замечают, у них почти нет друзей; это люди, которые присутствуют в классе, но держатся в тени и не вызывают никаких чувств у окружающих. По каким причинам, с вашей точки зрения, человек занимает в классе позицию «отверженного»? Всегда ли это связано с тем, что у этого человека есть определенные негативные личностные качества? Что заставляет людей идти за «отрицательным» лидером? * Есть и другая классификация ролей в школьном коллекткис (менее научная): «лидер», «шут», «марионетка. «скептик» (недовольный), «забитый», «козел отпущения», «золушка», «эрудит*. * В коллективе, решающем какую-то деловую задачу (профессиональной «команде»), выделяются такие групповые роли: социальный лидер (формально возглавляющий группу); неформальный лидер (эмоциональный); генератор идей; критик (оценщик идей); практический организатор; внутренний коммуникатор; исполнитель (реализатор идей, доводящий все до конца).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |