КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Ход работы ТЕМА 15. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ Подведение итогов Практическая работа. Закрепление пройденного материала Тест К. Томаса «Стили разрешения конфликтов» (прил. 5). Обсуждение результатов Вы увидели, что какой-то один или два стиля являются для вас предпочтительными. Это естественно, но жесткое предпочтение может ограничить ваши возможности. Нужно учиться эффективно использовать каждый из стилей и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. А теперь, пожалуйста, еще раз охарактеризуйте каждый из стилей. Почему же все-таки необходимо в различных ситуациях использовать разные стили реагирования в конфликте, а не один, проверенный годами? ЦЕЛЬ. Рассмотреть способы конструктивного поведения в конфликте, методы управления конфликтом, роль эмоций в динамике конфликта; развить навыки творческого разрешения конфликтных ситуаций. Сегодня мы поговорим о том, какое поведение в конфликтной ситуации будет наиболее выигрышным. 1. Динамика конфликта. Конфликт — это осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения. Конфликт не всегда является эффективным путем разрешения противоречий, поскольку из-за возникающих при этом сильных эмоций замедляется мышление, сужается восприятие, актуализируются более примитивные пласты психики. И все же если трезвый анализ показывает, что выбора нет и конфликт представляется единственным доступным способом урегулирования противоречия, следует самому выступить инициатором конфликта, так как при сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше. При этом следует помнить, что «в больших дозах конфликт вреден для здоровья». В динамике конфликта, т. е. в его протекании как процесса, выделяют следующие четыре основные стадии: 1. Возникновение объективной конфликтной ситуации. 2. Осознание участниками существования конфликтной ситуации. 3. Переход к конфликтному поведению. 4. Разрешение конфликта. 2. Конструктивное разрешение конфликтов. Для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций следует придерживаться следующих рекомендаций; 1. В конфликте не бывает победителей: всегда проигрывают две стороны. Поэтому нет смысла высчитывать, кто виноват больше, и занимать позу «оскорбленного самолюбия». Отважьтесь на первый шаг — это показатель силы вашего характера и вашего самоуважения. 2. Начинайте беседу с описания конкретной ситуации, которая 3. Расскажите, что вы чувствуете в этой ситуации. Немало конфликтов между людьми осложняется наличием невысказанных мыслей и чувств. Иногда одно только их высказывание, обмен этими негативными чувствами позволяют наладить ситуацию. Пользуйтесь при этом простыми словами:«Я обиделся»,«Я испугался»,«Я рассердился». 4. Старайтесь выслушать противоположную сторону (хотя это Если конфликт очень серьезный, то обратитесь к «постороннему» человеку, который помог бы вам выслушать друг друга, не сбиваясь на взаимные упреки и обвинения. 5. Очень полезно разобраться в сокровенных мыслях. Сокровенные мысли — это предположения, опасения, догадки относительно чувств и мыслей другого. Чтобы убедиться в правильности своих предположений, лучше всего спросить у самого человека. Если же 6. Найдите возможность высказать конкретные предложения относительно смены ситуации, поведения, отношений (.«Я вас прошу...», «Я хотел бы...», «Надеюсь, вам не тяжело...»). При завершении разговора скажите, что именно изменится, если вы преобразуете ситуацию или ваши отношения. Нецелесообразно угрожать и прибегать к ультиматумам — ведь позитивные перспективы привлекательней. Отметьте, что выиграет человек, если 3. Принципы управления конфликтом. Психологи считают, что конфликтом вполне можно управлять. Принципы управления конфликтом следующие; 1. Определение необходимости обострения конфликта, которое достигается за счет честного и беспристрастного ответа на следующие вопросы (ответы эти можно давать вслух или записывать, обсуждать же их нельзя): а) Возможно и желательно ли устранение противоречия (как известно, противоречие — двигатель прогресса)? б) Если да, то нет ли более мирных, экономичных и «чистых» путей его разрешения? в) Если нет, то хватит ли у нас сил на то, чтобы выиграть конфликт? г) Если нет, то — как долго он может длиться (это нужно знать 2. Полный контроль над собственными эмоциями, которые, как 3. Анализ подлинных причин конфликта, которые оппоненты 4. Локализация конфликта, т. е. установление его четких рамок и 5. Отказ от концентрации на самозащите, поскольку увлечение стороны». 6. Переформулирование аргументов оппонента, которые просто 7. Достаточная активность, поскольку даже «отступая по всему . а) эмоциональный тон отношений («Давай-ка говорить спокойно»); б) тему разговора («Мы не о том говорим, вернемся-ка к...»); в) языковой стиль (без грубости и пошлости); г) роли и степень строгости правил игры (в конфликт можно и 4. Контроль эмоций. Очень важным и, пожалуй, наиболее трудным является второй из этих принципов — контроль эмоций. Об этом мы говорили с вами на уроке, посвященном правилам конструктивного общения, и сегодня, ввиду важности темы, вернемся еще раз. Бывает, что кто-то специально «заводит» нас для того, чтобы вовлечь в конфликт. Очень трудно оставаться спокойным, когда предъявляются беспочвенные обвинения, или вас оскорбляют, или предъявляют нелепые, с вашей точки зрения, требования и претензии. Приемам и методам саморегуляции своего эмоционального состояния мы учились с вами в 10-м классе — это аутотренинг, релаксация, контроль дыхания. Для нашей темы особенно важно, чтобы ваши эмоции не мешали вам постараться понять, что заставляет человека поступать именно таким образом. Если вы окажетесь в ситуации, в которой некто начинает слишком сильно проявлять свои эмоции, то это, как правило, свидетельствует о том, что конфликт вызван какими-то глубинными интересами, которые вам необходимо учесть, чтобы найти решение проблемы и восстановить взаимоотношения. В частности, вы можете держать в памяти следующую программу действий: • Если реакция человека слишком отличается от той, которую • Попытайтесь встать на позицию другого человека и взглянуть • Посмотрите на свое поведение с точки зрения другого человека. Не сделано ли вами чего-то такого, что ему неприятно или непонятно? Особенно важно практиковаться в этом, чтобы снизить накал разгорающихся конфликтов с родителями. (Если, например, они • Подумайте, не испытывает ли этот человек именно сейчас давления каких-то обстоятельств, которые могли бы вызвать такую реакцию? • Подумайте над тем, как бы ненавязчиво предложить обсуждение реальных причин конфликта. • Продемонстрируйте, что восприимчивы к нуждам другого человека, что вы проявляете о нем заботу; покажите, что вы готовы потратить время на то, чтобы понять его. • Будьте готовы отложить в сторону собственные интересы, что Следовать этим рекомендациям не так легко, потому что вместо позиции естественного эгоизма нужно научиться занимать «мета-позицию»: быть как бы и внутри ситуации, и вне ее; отделять свои интересы, свою точку зрения, свой опыт от того, что происходит с другим человеком, и принимать его интересы и потребности как объективную реальность независимо от вашего отношения к этому. Упражнение «Разногласие» В качестве основы для упражнения может послужить ситуация конфликта из художественной литературы или фильма, телепередачи, реальная жизненная ситуация. Два добровольца в присутствии класса играют роли выбранных персонажей, демонстрируя разногласия, а затем стараются достичь взаимопонимания, применяя принципы управления конфликтом, изложенные выше.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |