КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правила эмпатического слушания
Ход работы ТЕМА 12. АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛУШАНИЕ ЦЕЛЬ. Раскрыть важность умения слушать для эффективного общения; познакомить учащихся с видами слушания, техниками активного слушания; развить навыки эмпатического слушания. Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему важно правильно слушать и как это делать эффективно, а также о том, что такое эмпатическое слушание. Мне бы хотелось начать наш урок замечательными словами И. Лафатера: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать и перестать говорить, когда нечего больше сказать». Общаясь, люди передают друг другу информацию, удовлетворяют свою потребность в том, чтобы быть понятыми и принятыми другими. Скажите, что, по вашему мнению, предпочитает большинство людей — говорить или слушать? 1. Процесс слушания. Для человека очень важно, чтобы его слушали, слышали и понимали, и если вы научитесь быть хорошим слушателем, успех в общении вам обеспечен. Часто слушание воспринимается как пассивное поведение в разговоре, т. е. неречевое поведение, «неговорение». В таком случае пока один из партнеров говорит, другой лишь в лучшем случае молча ожидает перерыва в его речи и как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах. В худшем случае он начинает это делать, не дожидаясь перерыва, т. е. перебивая партнера. Вспомните случаи из своей жизни, когда общение происходило именно по этой схеме, и назовите чувства, которые возникали у вас в таких случаях. Хотелось ли вам продолжать разговор о своих проблемах, особенно если эти проблемы для вас важны и значимы? Возникало ли у вас ощущение доверительности общения, ощущение, что вас слушают внимательно и вы 1гужны своему партнеру? Почему же так происходило? Вспомните другие случаи, когда кто-то слушал вас таким образом, что вам хотелось говорить с этим человеком снова и снова, когда у вас после разговора с ним возникало чувство облегчения, собственной значимости, нужности. Тест «Умеете ли вы слушать» Оцените степень своего согласия с высказываниями по следующей системе: «Так бывает почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов. 1. Стараетесь ли вы «свернуть» беседу в тех случаях, когда тема 2. Раздражают ли вас манеры вашего партнера по общению? 3. Может ли его неудачное выражение спровоцировать вас на рез 4. Избегаете ли вы вступать в разговор с неизвестным или мало 5. Имеете ли привычку перебивать говорящего? 6. Делаете ли вид, что внимательно слушаете, а сами думаете со 7. Меняете ли тон, голос, выражение лица в зависимости от того, кто ваш собеседник? 8. Меняете ли тему разговора, если он коснулся неприятной для вас темы? 9. Поправляете ли человека, если в его речи встречаются неправильные слова, вульгаризмы? 10. Бывает ли у вас снисходительно-менторский тон с оттенком Результат определить очень просто: чем больше сумма баллов, тем в большей степени у вас развито умение слушать. Если вы набрали более 62 баллов, то вы слушатель «выше среднего уровня». 2. Задачи, решаемые в процессе слушания. Во время слушания решаются две задачи: воспринимается содержание сообщения и улавливается эмоциональное состояние собеседника Каждый раз стоит спрашивать себя, что в данном случае важнее: что говорится или как говорится. Кроме содержания беседы, может оказаться важным знать, что испытывает ваш партнер. Это может быть: нетерпение, скрываемое раздражение, волнение, равнодушие или же стремление побыстрее удалиться. В слушании очень важно давать обратную связь собеседнику. Обратная связь может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего. Выделяют такие техники обратной связи в общении, как пассивное и активное слушание. 3. Виды слушания. Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называется активным слушанием; оно может быть нерефлексивным и рефлексивным. (Рефлексия — осознание и анализ собственных чувств, причин поступков и т. п.) Активное слушание предполагает заинтересованное отношение к собеседнику, уточняющие вопросы, парафраз по типу: «Правильно ли я понял, что...?», «Такли это...?» «7о есть...», а также получение подтверждения в ответ на вопрос. Благодаря этому обеспечивается адекватная обратная связь, у вашего собеседника появляется уверенность, что передаваемая им информация правильно понята. Это — нерефлексивное слушание (вы не даете анализа и интерпретации, а просто отражаете мысль собеседника). Рефлексивное слушание предполагает более активное участие в разговоре, переформулирование высказанной мысли таким образом, чтобы акцентировать главные идеи, высветить противоречия. Например: «То есть ты думаешь, что он специально это сделал, чтобы тебя обидеть?» Иногда после таких вопросов человек начинает лучше понимать ситуацию и свои собственные чувства, оказывается в состоянии проанализировать причины проблемы и увидеть выход из трудной ситуации. Приемы активного слушания не универсальны. Они работают только тогда, когда вы учитываете ситуацию, эмоциональное состояние собеседника. Активное слушание имеет смысл применять только в тех случаях, когда ваш партнер как минимум равен вам. Бывает, однако, что приходится слушать человека, находящегося в состоянии аффекта, сильного эмоционального возбуждения, и в этом случае приемы активного слушания не срабатывают. Вашего партнера, собственно, и нельзя назвать собеседником — он всего лишь человек, который не контролирует собственные эмоции, не способен улавливать содержание разговора, да ему и не нужно это. А надо ему только одно — успокоиться, овладеть собой, и только после этого с ним можно будет общаться «на равных», только тогда он сможет действительно услышать то, что вы ему говорите. В таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание. Здесь важно просто слушать человека и давать ему попять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу, ну конечно» и т. п. Техника эта требует от вас одного: чтобы разговор не прерывался, пока собеседник не «остынет». Затем можно включать активное слушание в виде отражения эмоционального состояния: «Я вижу, что ты взволнован...», «Ты, наверное, очень переживаешь...», «Конечно, это очень неприятно...». Говорят, что горе разделенное уменьшается вдвое, а разделенная радость вдвое увеличивается. Главное, видимо, состоит в понимании чувств собеседника и сопереживании ему. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания. И здесь нужно ввести понятие эмпатического слушания. В психологии под эмпатией понимают способность к сопереживанию. 1. Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, как бы освободить душу от собственных переживаний. Только в этом случае вы сможете понять то, что чувствует ваш собеседник, и «присоединиться» к его эмоциональному состоянию. 2. Своей реакцией на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувства, эмоции, стоящие за его высказыванием, и сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику: его чувства не только правильно поняты, но и приняты вами. 3. Важно уметь держать паузу. После вашего ответа собеседнику Следует помнить, что эмпатическое слушание — это не поиск и интерпретация скрытых, тайных мотивов поведения собеседника. Вы должны только отразить чувство партнера, а не пытаться объяснить ему причину возникновения этого чувства. Замечания типа: «Так это у тебя от того, что ты просто завидуешь своему другу» — не могут вызвать ничего, кроме отторжения и защиты, особенно если они произносятся в начале беседы, когда доверительная атмосфера еще не возникла. В тех случаях, когда партнер возбужден, когда беседа складывается таким образом, что, переполненный чувствами, он говорит «не закрывая рта» и ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе не обязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать собеседника междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу*, кивать головой или же повторять его последние слова («эхо-реакция»).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 3081; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |