КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о барьерах в общении, разобрать основные психологические феномены
Ход работы ТЕМА 10. БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ Подведение итогов ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о барьерах в общении, разобрать основные психологические феномены, препятствующие эффективному общению, развить навыки преодоления барьеров в общении. Тема нашего урока — «Барьеры в общении**. Мы с вами попытаемся установить, что же мешает эффективному общению. 1. Что мешает полноценному общению. Эффективность общения во многом зависит от нашей готовности воспринимать мир и окружающих людей такими, какие они есть. Однако на пути непредвзятого восприятия окружающих вещей, людей и событий встают психологические барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы ограничивают и искажают восприятие мира. Мы с вами уже говорили о том, что такие эффекты межличностного восприятия, как «эффект ореола», ошибки атрибуции (т. е. приписывание человеку каких-то качеств и причин поступков), установки, препятствуют полноценному общению, непредвзятому пониманию другого человека. Эти эффекты, вместе с действием некоторых психологических защит, являются барьерами в общении.
В каких случаях и какие виды психологических защит могут являться барьерами в общении? Каким образом эффект ореола может стать барьером, препятствием для эффективного общения? На уроке, посвященном механизмам межличностного восприятия, мы разбирали эксперимент американских психологов Р. Низбет и Т. Вильсон, иллюстрирующий проявление каузальной атрибуции. Напомните его суть. Почему ошибки каузальной атрибуции мешают общению? Что люди могут приписывать друг другу? Как видите, почти все, что угодно. Поэтому старайтесь избегать недосказанности. Примером многократного зеркального отражения своих мнений и приписывания их другому лицу в процессе межличностного восприятия может служить стихотворный перевод С. Я. Маршака: —Он целовал Вас, кажется? —Боюсь, что это так. —Но как же Вы позволили? —Ах, он такой чудак! 2. Наиболее распространенные барьеры общения. Чаще всего нам мешают общаться следующие факторы; 1. Демонстрация разницы позиций. К этому типу барьеров относится высокомерная манера вести себя — сознательное или подсознательное стремление поставить себя выше собеседника. Это может выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обвинение, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебя возьмешь?»). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует менторский тон, категоричность в суждениях, нравоучение, советует другому, когда его об этом не просят. Совет в данном случае — скрытая демонстрация своего превосходства («Я-то знаю, а ты — нет, вот и поучись у меня»). 2. Непонимание интересов, состояния собеседника, его отношения к другим людям, вещам, событиям. Встречали ли вы людей, которые готовы «уморить» вас своей болтовней, когда вы совсем не расположены слушать, так как плохо себя чувствуете или заняты своими проблемами? 3. Конфликтогенные черты. С некоторыми людьми просто не хочется общаться — возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность и т. д. 4. Оценочные суждения. Каждый неосознанно склонен судить, 5. Переход с роли на личность — очень часто встречается как в Исполнение роли ученика Оценка личности — Ты сегодня не выучил урок. — Ты ленивый и безответственный
—В этом задании ты допустил — У тебя никогда ничего не Не правда ли, услышав замечания, обращенные к роли, мы будем стараться изменить свое поведение? Негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности (все равно у меня никогда ничего не получается, зачем стараться?). 3. Стереотипизация. Еще одним барьером в общении является стереотипизация. Стереотипизация — это общее мнение о распространенности тех или иных черт, характерных для определенных групп людей. Следовать стереотипу — значит обобщать. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: американцы нацелены на достижение успеха, евреи — хитрые, профессора — чудаки, люди с высоким лбом — умные. Какие еще типичные примеры стереотипов вы можете привести?
Иногда в подобных обобщениях может содержаться зерно правды. Точный стереотип даже может быть желательным. Стереотипное приписывание британцу большей сдержанности, чем американцу, судя по их поведенческим проявлениям, означает понимание того, чего можно от них ожидать и как иметь минимальные разногласия при взаимодействии с представителями различных культур. Между тем стереотипы могут оказываться глубоко неверными, формировать ошибочное познание людей, серьезно деформируя процесс общения с ними и представляя собой барьеры эффективной коммуникации. Многие женщины стараются выглядеть застенчивыми, эмоциональными, слабыми, сентиментальными и беспомощными, чтобы лучше соответствовать стереотипу настоящей женщины. Стремясь преуспеть в какой-либо области и используя для этого свой интеллект, женщина часто умаляет свои успехи и страдает от чувства вины, что живет «не по-женски». А многие мужчины боятся демонстрировать расположенность к ведению домашнего хозяйства. Более того, мужчины, обладающие внешностью киногероев, чаще подвержены неврозам, так как общество, особенно женщины, толкают их играть зачастую несвойственные им роли: отважных, сильных, благородных. 4. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям. Кроме этих барьеров, существует еще целый ряд препятствий, мешающих нормальным взаимоотношениям. Часто возникает, например, барьер несовместимости характеров. Порой фразой «Не сошлись характером» мотивируется решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослуживцев. В каких же случаях характеры «отталкиваются», а в каких — «притягиваются»? Как писал известный психиатр Карл Леонгард, у 20—25 % людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены (акцентированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным срывам». Но ни в коем случае нельзя забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя. Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельности, в том числе и похвале, если ее действительно заслужил. Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека нередко обусловлены не дефектами воспитания, не темпераментом, а болезнью — неврозом. Причина ее — сильный эмоциональный стресс, психотравмирующая ситуация, из которой не удается найти выход. Практически у всех бывают кратковременные невротические состояния. У больных неврозами конфликты возникают чаще, протекают острее и труднее разрешаются. Болезнь может стать серьезным барьером в общении, поэтому с человеком, страдающим неврозом, нужно общаться более корректно и терпимо, С барьером общения, возникающим на почве страдания или горя, сталкивается почти каждый. Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям. Причины страдания могут быть вызваны трагическими событиями, неудовлетворенностью своим положением, тягостными физическими ощущениями. Врожденные свойства нервной системы и жизненные обстоятельства обусловливают тот или иной порог возникновения страдания. Если порог высокий, то человек ко многим неприятностям остается равнодушным; человек с низким порогом излишне впечатлителен, ему труднее справиться с неблагоприятными обстоятельствами. В любом случае и при любой степени страдания человека нужно оставить в покое. Страдание не может длиться вечно. Барьер отвращения и брезгливости довольно часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику — все это может вызвать непреодолимое ощущение брезгливости у партнера по общению. Поэтому следует уделять больше внимания гигиене и манерам. Барьер презрения может вызвать какая-то черта характера, по иногда это и результат расовых или национальных предрассудков. Преодолеть его трудно, а иногда и вообще невозможно. Барьер страха — один из наиболее труднопреодолимых в межличностном общении. У некоторых людей, вследствие трудных жизненных обстоятельств, страх возникает очень легко. Причины страха могут быть различными. И от того, насколько правильно вы их разгадали, зависит, удастся ли вам преодолеть барьер страха, которым отгородился от вас партнер по общению. Барьер стыда и вины — это барьер, возникающий от неловкости за себя или за другого. Стыд чаще всего охватывает человека при критике или иногда при неумеренной похвале. Нередко стыд или вина перед собеседником приводят к прерыванию отношений с ним. Есть люди, которые страдают излишней стыдливостью, и люди, почти не поддающиеся стыду. Последние выработали в себе средства психологической защиты: научились внушать себе, что в большинстве случаев «так» поступают и другие, не слушают тех, кто их критикует, подыскивают себе оправдательные мотивы. И слишком низкий, и слишком высокий барьер стыда и вины осложняют наши взаимоотношения. Барьер общения, вызванный гневом, преодолеть очень сложно, поэтому нельзя в это время испытывать запасы оставшегося у человека терпения. Ведь гнев удваивает физическую и психическую энергию и вызывает потребность «излиться» в словах или агрессивных действиях. О том, как управлять своими эмоциями и правильно реагировать на негативные эмоции партнера по общению, мы поговорим на следующем уроке.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |