Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о барьерах в общении, ра­зобрать основные психологические феномены




Ход работы

ТЕМА 10. БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ

Подведение итогов

ЦЕЛЬ. Дать учащимся представление о барьерах в общении, ра­зобрать основные психологические феномены, препятствующие эффективному общению, развить навыки преодоления барьеров в общении.

Тема нашего урока — «Барьеры в общении**. Мы с вами попытаемся установить, что же мешает эффективному общению.

1. Что мешает полноценному общению. Эффективность обще­ния во многом зависит от нашей готовности воспринимать мир и окружающих людей такими, какие они есть. Однако на пути непред­взятого восприятия окружающих вещей, людей и событий встают психологические барьеры. Они как шоры, фильтры, линзы ограни­чивают и искажают восприятие мира.

Мы с вами уже говорили о том, что такие эффекты межличност­ного восприятия, как «эффект ореола», ошибки атрибуции (т. е. при­писывание человеку каких-то качеств и причин поступков), уста­новки, препятствуют полноценному общению, непредвзятому по­ниманию другого человека. Эти эффекты, вместе с действием неко­торых психологических защит, являются барьерами в общении.

 

В каких случаях и какие виды психологических защит могут являться барьерами в общении?

Каким образом эффект ореола может стать барьером, препятствием для эффективного общения?

На уроке, посвященном механизмам межличностного восприятия, мы разбирали эксперимент американских психологов Р. Низбет и Т. Вильсон, иллюстрирующий про­явление каузальной атрибуции. Напомните его суть.

Почему ошибки каузальной атрибуции мешают обще­нию? Что люди могут приписывать друг другу?

Как видите, почти все, что угодно. Поэтому старайтесь избе­гать недосказанности. Примером многократного зеркального от­ражения своих мнений и приписывания их другому лицу в про­цессе межличностного восприятия может служить стихотворный перевод С. Я. Маршака:

—Он целовал Вас, кажется?

—Боюсь, что это так.

—Но как же Вы позволили?

—Ах, он такой чудак!

2. Наиболее распространенные барьеры общения. Чаще всего нам мешают общаться следующие факторы;

1. Демонстрация разницы позиций. К этому типу барьеров отно­сится высокомерная манера вести себя — сознательное или подсо­знательное стремление поставить себя выше собеседника. Это мо­жет выражаться в прямом принижении собеседника: угрозы, обви­нение, приказы, оскорбительные прозвища, пренебрежение («Такое мог сказать только идиот», «Ну, что с тебя возьмешь?»). Иногда этот барьер возникает помимо воли человека, если он использует мен­торский тон, категоричность в суждениях, нравоучение, советует другому, когда его об этом не просят. Совет в данном случае — скры­тая демонстрация своего превосходства («Я-то знаю, а ты — нет, вот и поучись у меня»).

2. Непонимание интересов, состояния собеседника, его отноше­ния к другим людям, вещам, событиям. Встречали ли вы людей, ко­торые готовы «уморить» вас своей болтовней, когда вы совсем не расположены слушать, так как плохо себя чувствуете или заняты своими проблемами?

3. Конфликтогенные черты. С некоторыми людьми просто не хо­чется общаться — возникает барьер, причиной которого является их бесцеремонность, бестактность, фамильярность и т. д.

4. Оценочные суждения. Каждый неосознанно склонен судить,
оценивать и одобрять или не одобрять то, о чем говорится. Од­нако когда человек склонен давать безапелляционную субъек­тивную оценку действиям или чертам характера партнера по общению, он заставляет собеседника занять оборонительную по­зицию.

5. Переход с роли на личность — очень часто встречается как в
формальном, так и в неформальном общении: критикуется, например, не плохая работа или ошибки сотрудника, ученика и даже соб­ственного ребенка, а его личность. Сравните:

Исполнение роли ученика Оценка личности

Ты сегодня не выучил урок. — Ты ленивый и безответственный

 

—В этом задании ты допустил — У тебя никогда ничего не
ошибку. получается.

Не правда ли, услышав замечания, обращенные к роли, мы будем стараться изменить свое поведение? Негативная оценка личности в целом вызывает агрессию, обиду или чувство безнадежности (все равно у меня никогда ничего не получается, зачем стараться?).

3. Стереотипизация. Еще одним барьером в общении является стереотипизация. Стереотипизация — это общее мнение о распро­страненности тех или иных черт, характерных для определенных групп людей. Следовать стереотипу — значит обобщать. Чтобы упростить картину мира, мы постоянно обобщаем: американцы на­целены на достижение успеха, евреи — хитрые, профессора — чуда­ки, люди с высоким лбом — умные.

Какие еще типичные примеры стереотипов вы можете привести?

 

Иногда в подобных обобщениях может содержаться зерно правды. Точный стереотип даже может быть желательным. Сте­реотипное приписывание британцу большей сдержанности, чем американцу, судя по их поведенческим проявлениям, означает понимание того, чего можно от них ожидать и как иметь мини­мальные разногласия при взаимодействии с представителями различных культур.

Между тем стереотипы могут оказываться глубоко неверными, формировать ошибочное познание людей, серьезно деформируя процесс общения с ними и представляя собой барьеры эффектив­ной коммуникации.

Многие женщины стараются выглядеть застенчивыми, эмоцио­нальными, слабыми, сентиментальными и беспомощными, чтобы лучше соответствовать стереотипу настоящей женщины. Стремясь преуспеть в какой-либо области и используя для этого свой интел­лект, женщина часто умаляет свои успехи и страдает от чувства вины, что живет «не по-женски». А многие мужчины боятся демонстри­ровать расположенность к ведению домашнего хозяйства. Более того, мужчины, обладающие внешностью киногероев, чаще под­вержены неврозам, так как общество, особенно женщины, толка­ют их играть зачастую несвойственные им роли: отважных, силь­ных, благородных.

4. Препятствия, мешающие нормальным взаимоотношениям.

Кроме этих барьеров, существует еще целый ряд препятствий, ме­шающих нормальным взаимоотношениям.

Часто возникает, например, барьер несовместимости характеров. Порой фразой «Не сошлись характером» мотивируется решение супругов расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослу­живцев. В каких же случаях характеры «отталкиваются», а в каких — «притягиваются»? Как писал известный психиатр Карл Леонгард, у 20—25 % людей некоторые черты характера или темперамента так ярко выражены (акцентированы), что это при определенных обсто­ятельствах приводит к однотипным конфликтам и «нервным сры­вам». Но ни в коем случае нельзя забывать, что у каждого есть свои особо уязвимые места, «бить» по которым критикой и упреками нельзя. Каждый нуждается в достойной оценке своей деятельнос­ти, в том числе и похвале, если ее действительно заслужил.

Вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека неред­ко обусловлены не дефектами воспитания, не темпераментом, а бо­лезнью — неврозом. Причина ее — сильный эмоциональный стресс, психотравмирующая ситуация, из которой не удается найти выход. Практически у всех бывают кратковременные невротические состо­яния. У больных неврозами конфликты возникают чаще, протека­ют острее и труднее разрешаются. Болезнь может стать серьезным барьером в общении, поэтому с человеком, страдающим неврозом, нужно общаться более корректно и терпимо,

С барьером общения, возникающим на почве страдания или горя, сталкивается почти каждый. Страдание настолько приковывает к себе мысли человека, что трудно рассчитывать на его внимание к другим людям. Причины страдания могут быть вызваны трагичес­кими событиями, неудовлетворенностью своим положением, тяго­стными физическими ощущениями. Врожденные свойства нервной системы и жизненные обстоятельства обусловливают тот или иной порог возникновения страдания. Если порог высокий, то человек ко многим неприятностям остается равнодушным; человек с низ­ким порогом излишне впечатлителен, ему труднее справиться с не­благоприятными обстоятельствами. В любом случае и при любой степени страдания человека нужно оставить в покое. Страдание не

может длиться вечно.

Барьер отвращения и брезгливости довольно часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, при­вычка близко придвигаться к собеседнику — все это может вы­звать непреодолимое ощущение брезгливости у партнера по об­щению. Поэтому следует уделять больше внимания гигиене и манерам.

Барьер презрения может вызвать какая-то черта характера, по иногда это и результат расовых или национальных предрассудков. Преодолеть его трудно, а иногда и вообще невозможно.

Барьер страха — один из наиболее труднопреодолимых в меж­личностном общении. У некоторых людей, вследствие трудных жизненных обстоятельств, страх возникает очень легко. Причины страха могут быть различными. И от того, насколько правильно вы их разгадали, зависит, удастся ли вам преодолеть барьер страха, ко­торым отгородился от вас партнер по общению.

Барьер стыда и вины — это барьер, возникающий от неловкости за себя или за другого. Стыд чаще всего охватывает человека при критике или иногда при неумеренной похвале. Нередко стыд или вина перед собеседником приводят к прерыванию отношений с ним. Есть люди, которые страдают излишней стыдливостью, и люди, почти не поддающиеся стыду. Последние выработали в себе сред­ства психологической защиты: научились внушать себе, что в боль­шинстве случаев «так» поступают и другие, не слушают тех, кто их критикует, подыскивают себе оправдательные мотивы. И слишком низкий, и слишком высокий барьер стыда и вины осложняют наши взаимоотношения.

Барьер общения, вызванный гневом, преодолеть очень сложно, поэтому нельзя в это время испытывать запасы оставшегося у человека терпения. Ведь гнев удваивает физическую и психическую энергию и вызывает по­требность «излиться» в словах или агрессивных действиях.

О том, как управлять своими эмоциями и правильно реагировать на негативные эмоции партнера по общению, мы поговорим на сле­дующем уроке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1348; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.