Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Нужен ли сегодня этикет?




Ход работы

ТЕМА 6. МАНИПУЛИРОВАНИЕ

Подведение итогов

Обсуждение

Нужен ли сегодня этикет?

ЦЕЛЬ. Раскрыть один из видов неконструктивного общения — манипулирование; проанализировать его проявления в поведении, причины, заставляющие людей использовать этот стиль, основные приемы манипуляции; развить навыки распознавания и противо­стояния манипулированию со стороны других людей.

1. Что такое манипулирование? Каждый из нас сталкивался с
ситуацией, когда нам приходилось делать далеко не то, что хотелось
бы. Причем явного давления мы не ощущаем, а просто оказываемся
жертвами чьей-то манипуляции. Нашими действиями, как бы исподтишка, руководят. Не очень приятная ситуация.

Конечно, манипуляторами не рождаются. Ими становятся, но обычно очень рано. Так, едва научившись ходить, ребенок уже зна­ет, что для того, чтобы добиться своего, ему нужно иногда ворко­вать, а иногда кричать. Думаете, плачущим детям всегда хочется плакать? Ничего подобного. Просто они хотят добиться от родите­лей того или другого, и слезы в данный момент — их оружие.

Манипуляции стали столь обычной, столь повседневной частью нашей жизни, что мы перестали их замечать.

Больше всего манипулятор боится, что кто-нибудь, пусть даже близкий и любимый человек, узнает о его истинных чувствах.

2. Причины манипулирования. Что же заставляет человека ис­
пользовать такой стиль? Причинами манипулирования могут быть
следующие.

 

 

, На прошлом уроке мы изучали различные стили обще­ния. Сегодня мы более детально рассмотрим один из сти­лей — мапипулятивный,

1.Недоверие. (Человек никогда не доверяет себе полностью. Со­знательно или подсознательно он верит, что его спасение в других. Однако и другим он полностью не доверяет.)

2. Любовь.(Любовь—это победа, достичь которой нелегко. Это власть, которая позволяет манипулятору сделать из другой личнос­ти вещь.)

3.Неопределенность.(Человеку трудно переносить неопределен­ность, и он стремится преобразовать ситуацию в выгодную для себя сторону.)

4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

Обсуждение

Подумайте: почему каждая из названных причин может заставлять человека манипулировать другими?

3. Типы манипулятивных систем. Существует 4 типа манипулягпивных систем.

1. Активный манипулятор пытается управлять другими с по­мощью активных методов. Он может угрожать, заставлять, шанта­жировать, внушать, что для вас гораздо лучше будет ему уступить.

2. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вя­лым. Он преднамеренно демонстрирует свою слабость, неумение справиться с проблемой, он бьет на вашу жалость.

3. Соревнующийся манипулятор воспринимает жизнь как посто­янный турнир. Он постоянно бросает вам вызов и не позволяет вый­ти из игры.

4. Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается
уйти, устраниться от контактов. Он демонстрирует, что его уже ни­
чего не интересует и исход дела для него не важен, при этом заметно
его оскорбленное самолюбие. Для того чтобы его не обидеть, ему
уступают.

Постарайтесь привести более конкретные примеры представителей каждой из манипулятивных систем. При­меры не должны касаться тех, кого вы все знаете.

4. Трюки манипулятора. А теперь мне бы хотелось познакомить вас с «трюками манипулятора», но не для того, чтобы вы их исполь­зовали, а для того, чтобы смогли себя обезопасить в случае попыток других людей манипулировать вами.

Манипулятор может использовать следующие приемы:

1.Обрушить на окружающих мешанину чувств, доводя их до пол­ной растерянности.

2.Приберечь эмоции про запас, чтобы воспользоваться ими в удобный момент.

3.Приукрашивать нормальные чувства и отношения и пытаться представить их как свою добродетель, большую заслугу.

4.Применять угрозы («Ага! Вы так! Ну так я брошу школу!»).

5.Сознательно или бессознательно спекулировать хорошим отношением к себе («Ты меня не любишь, иначе бы ты...»).

6.Постоянно прибегать к сравнениям себя с другими, в которых
звучит скрытый упрек («У всех есть, а у меня...»). Этот трюк часто
используют дети, манипулируя своими родителями, когда рассказывают, что у всех знакомых есть, например, компьютер, а у них — «несчастных» — до сих пор нет.

7. Шантажировать вас («А я расскажу...»).

8. Настраивать людей друг против друга.

9. Демонстрировать свое подавленное состояние, вольно или не­
вольно взывая к сочувствию. Бывает даже так называемая демонст­ративная депрессия.

5. Манипулятивные способы поведения в конфликте. В конф­ликте манипуляторы используют следующие способы борьбы:

1. Преждевременные извинения.

2. Отказ принимать борьбу всерьез.

3. Бегство, стремление избежать конфронтации лицом к лицу,
например отмалчивание в ответ на упреки.

4. Использование интимных знаний о партнере.

5. Цепное реагирование: «примешивание» не относящихся к делу
вопросов для того, чтобы организовать атаку.

6. Намеренное создание и усиление чувства эмоционального дис­комфорта.

7. Предательство.

8. Косвенное нападение, например на некую персону, идею, кото­рые дороги партнеру, — «удар рикошетом».

9. Они могут притворяться, что соглашаются с точкой зрения парт­нера, но делают это только ради кратковременного мира.

10.Дают обещания, но не делают никаких попыток их вы­
полнить.

11.Требуют намного большего, чем партнер может дать.

6. Что можно противопоставить манипулированию. Итак, диапазон действий и «палитра красок», используемых манипулятором, весьма обширны. Как же следует реагировать, если слу­чайность или необходимость свели вас с таким нелегким собе­седником?

Прежде всего попытайтесь понять, кто перед вами, т. е. разгадать манипулятора (иногда уже такая разгадка может «отрезвить» его). А дальше решайте — принимать его игру или нет. Если по ка­ким-то причинам вы не хотите или не можете ее принять, скажи­те ему об этом прямо, но дипломатично. Порой этого бывает до­статочно, чтобы заинтересованный в общении с вами человек сме­нил свою тактику.

Если вдруг такой открытый разговор не дал результата, а обще­ния все же не избежать, то здесь главное правило — не поддаваться на провокации, не «заводиться», сохранять хладнокровие и досто­инство. Одна из самых эффективных техник воздействия на парт­нера — техника игнорирования. Всегда можно что-то не услышать, не заметить, не придать значения, т. е. обесценить. А обесценить уси­лия и «искусство» манипулятора — это уже немало.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.