КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Ход работы Подведение итогов Анализ ситуаций Практическая работа. Закрепление пройденного материала Другие люди заходят в наше личное пространство в двух случаях. 1. Любимые, родные люди таким образом выражают приязнь, близость, доверие. 2. Неприятели вторгаются в личное пространство, чтобы атаковать. И в том, и в другом случае мы испытываем очень сильные чувства — приятные или неприятные. Оба события (и выражение любви, и выражение вражды) являются для нас чрезвычайно важными, Сейчас вам будет предложено описание нескольких ситуаций, с тем, чтобы вы подумали и проанализировали, почему они закончились именно таким исходом. а) Люди, которые едут в транспорте в часы пик, часто выглядят унылыми, подавленными, безрадостными, раздраженными. У них и в самом деле скверное настроение? Или они следуют неким неписаным правилам поведения в ситуациях, когда каждый невольно вторгается в личное пространство других людей? Что это за правила? Что происходит, когда эти правила нарушаются? б) Девушка только что познакомилась с симпатичным человеком. в) Известно, что толпа людей может стать опасной. По мере того г) Известно, что внутри одной и той же страны районы с высокой плотностью населения имеют наиболее высокий уровень преступности. Почему? УРОК2 ЦЕЛЬ, Раскрыть учащимся приемы невербальной коммуникации, сформировать навыки интерпретации невербальных сигналов в общении. Сегодня мы продолжим изучение темы «Невербальные средства общения». Владение данным материалом позволит вам лучше понимать своего собеседника. 1. Роль невербальных средств в передаче информации. Альберт Меграбиан установил, что в общении 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации. В связи с этим нельзя не согласиться со словами Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом». Прежде чем начать излагать новый материал, мне бы хотелось напомнить вам, что на определенном уровне вы все умеете расшифровывать невербальные сигналы. В каких случаях мы доверяем в первую очередь «невербалике» (жестам, мимике, интонации), а затем содержанию слов? Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям? Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» (прил. 2). 2. Жесты. Первым проявил интерес к коду жестов Чарльз Дарвин. Его труд «Выражение эмоций у человека и животных», написанный в 1872 году, не утратил своего значения и ныне. Итак: жест — это движение, имеющее сигнальное значение. «Алфавит» жестов можно разбить на 5 групп. 1. Жесты-регуляторы — это жесты сообщения (например, «во-о-от такая рыба»). 2. Жесты-отношения — это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо (например, кивок). 3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов (например, «до свидания»). 4. Жесты-адаптеры — это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (например, перебирание отдельных предметов.) 5. Жесты-иллюстраторы — жесты, выражающие определенные эмоции посредством движений тела и мышц лица. Считается, что женщины обладают более ярко выраженной врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Это связано с тем, что, воспитывая ребенка, первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком. Бывают уникальные жесты, которые истолковываются практически во всех странах одинаково. Кивок головой почти везде означает «да», пожимание плечами означает «не знаю». Но не всегда жесты разгадываются так легко. Одно и то же движение в разных странах порой имеет особое значение. Например, поднятый вверх большой палец в Англии и Америке используется в попытках поймать машину, также он обозначает «все в порядке», а вот в Греции он обозначает «заткнись». Вот и представьте себе положение американца, останавливающего привычным жестом машину на дорогах Греции. Тем не менее, умение правильно истолковывать жесты дает очень много полезной информации. - Сцепленные пальцы говорят о разочаровании, шпилеобразное положение рук — о самоуверенности, акцентирование больших пальцев — о властности. Если щека подпирается кулаком, а указательный палец упирается в висок — это оценочное отношение, а вот использование руки как опоры — это скука, постукивание пальцами по столу — нетерпение, почесывание шеи — несогласие. 3. Мимика. Не менее важно понимать мимику. Мимика — это движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Ч. Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий или «привычек», имевших приспособительное значение. Так, оскаливание зубов у животных при гневе облегчало их использование в борьбе, а широко раскрытые глаза при испуге позволяли лучше разглядеть врага. Замечено, что человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора. Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье. Причем легче распознаются положительные эмоции. * Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы. Так, у человека, испытывающего злость, брови сдвинуты к переносице; при удивлении, недоумении, восхищении — брови приподняты. Опущенные уголки губ красноречиво свидетельствуют о печали, грусти, горе. При обиде губы сжаты. Очень важно помнить, что часто переживаемые эмоции оставляют следы на нашем лице, которые закрепляются и становятся на- шей «визитной карточкой». Именно она позволяет малознакомым людям составить мгновенное впечатление друг о друге: «надменный тип», «брюзга», «оптимист», «зануда» и т. д. Хорошо бы нам самим представлять, что написано на нашей «визитной карточке», и научиться вносить в нее исправления. Какие еще мимические признаки вы могли бы назвать в качестве характерных для разных эмоциональных состояний большинства людей? В прошлом году, когда мы с вами проходили тему «Эмоции и чувства», мы учились определять эмоциональное состояние человека по его мимике и жестам. (Помните упражнение «Изобрази эмоцию»?) Умение «вчувствоваться» в собеседника, понять его эмоциональное состояние (которое он, может быть, пытается скрыть) — важное условие эффективности общения. И здесь нам помогает расшифровка невербальных сигналов («языка тела»). а) Упражнение «Продемонстрируй состояние. Трем учащимся, втайне от других, предлагается задание, которое они должны будут выполнить, войдя в кабинет. Задание заключается в том, чтобы продемонстрировать следующие состояния: 1. Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться. 2. Самодовольной уверенности занимающего высокий пост человека. 3. Веселого беззаботного человека. Каждый из выполняющих задание должен поздороваться и задать несколько вопросов классу, играя условленную роль. Остальные учащиеся записывают впечатления: статус, черты характера, его эмоциональное состояние, зачем пришел этот человек, что от него ждать и т. д. Затем записи зрителей и их мнение о том, какую роль играл каждый из трех «актеров», на выбор зачитываются. б) Обсуждение На основании чего сложился образ? Насколько объективным может быть наше представление о другом человеке?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |