Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала. Практическая работа. Закрепление пройденного материала




Ход работы

Подведение итогов

Анализ ситуаций

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Другие люди заходят в наше личное пространство в двух слу­чаях.

1. Любимые, родные люди таким образом выражают приязнь,­ близость, доверие.

2. Неприятели вторгаются в личное пространство, чтобы атако­вать. И в том, и в другом случае мы испытываем очень сильные чув­ства — приятные или неприятные. Оба события (и выражение люб­ви, и выражение вражды) являются для нас чрезвычайно важными,
значимыми. В обоих случаях мы должны быть готовы к немедлен­ному ответу.

Сейчас вам будет предложено описание нескольких ситуаций, с тем, чтобы вы подумали и проанализировали, почему они закончи­лись именно таким исходом.

а) Люди, которые едут в транспорте в часы пик, часто выгля­дят унылыми, подавленными, безрадостными, раздраженными. У них и в самом деле скверное настроение? Или они следуют неким неписаным правилам поведения в ситуациях, когда каж­дый невольно вторгается в личное пространство других людей? Что это за правила? Что происходит, когда эти правила наруша­ются?

б) Девушка только что познакомилась с симпатичным человеком.
Он оказался интересным, остроумным собеседником, и она с удовольствием слушала его забавные истории. В середине разговора он
положил руку ей на плечо, продолжая дружески улыбаться и рас­
сказывать смешной анекдот. Вскоре они простились, выразив на­дежду на скорую встречу. К вечеру, вспомнив нового знакомца, она поняла, что не будет слишком огорчена, если никогда его больше не увидит. Чем можно объяснить такую неприязнь к обаятельному человеку?

в) Известно, что толпа людей может стать опасной. По мере того
как плотность толпы увеличивается, каждый отдельный человек
получает все меньше и меньше личного пространства, поэтому он
возбуждается и раздражается все больше и больше. По мере увеличения толпа становится все более рассерженной, и возникает веро­ятность драк и столкновений. Этот факт учитывается полицией, которая пытается толпу рассечь и рассеять. Что происходит с людь­ми, составлявшими толпу, после ее разгона?

г) Известно, что внутри одной и той же страны районы с высокой плотностью населения имеют наиболее высокий уровень преступ­ности. Почему?

УРОК2

ЦЕЛЬ, Раскрыть учащимся приемы невербальной коммуникации, сформировать навыки интерпретации невербальных сигналов в об­щении.

Сегодня мы продолжим изучение темы «Невербальные средства общения». Владение данным материалом позво­лит вам лучше понимать своего собеседника.

1. Роль невербальных средств в передаче информации. Альберт Меграбиан установил, что в общении 7% информации передается путем вербальных средств (только слов); за счет звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука) передается 38%, а невербальные средства несут 55% информации.

В связи с этим нельзя не согласиться со словами Публиция: «Го­ворим мы голосом, беседуем всем телом».

Прежде чем начать излагать новый материал, мне бы хотелось напомнить вам, что на определенном уровне вы все умеете расшиф­ровывать невербальные сигналы.

В каких случаях мы доверяем в первую очередь «невербалике» (жестам, мимике, интонации), а затем со­держанию слов?

Какие эмоции легче всего распознать по невербальным проявлениям?

Тест «Понимаете ли вы язык мимики и жестов?» (прил. 2).

2. Жесты. Первым проявил интерес к коду жестов Чарльз Дар­вин. Его труд «Выражение эмоций у человека и животных», напи­санный в 1872 году, не утратил своего значения и ныне. Итак: жест — это движение, имеющее сигнальное значение.

«Алфавит» жестов можно разбить на 5 групп.

1. Жесты-регуляторы — это жесты сообщения (например, «во-о-от такая рыба»).

2. Жесты-отношения — это жесты, выражающие отношение го­ворящего к чему-либо (например, кивок).

3. Жесты-эмблемы — это своеобразные заменители слов (напри­мер, «до свидания»).

4. Жесты-адаптеры — это специфические привычки человека, свя­занные с движениями рук (например, перебирание отдельных пред­метов.)

5. Жесты-иллюстраторы — жесты, выражающие определенные эмоции посредством движений тела и мышц лица.

Считается, что женщины обладают более ярко выраженной врож­денной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Это связано с тем, что, воспитывая ребенка, первые не­сколько лет мать полагается только на невербальные каналы ком­муникации со своим ребенком.

Бывают уникальные жесты, которые истолковываются практи­чески во всех странах одинаково. Кивок головой почти везде озна­чает «да», пожимание плечами означает «не знаю».

Но не всегда жесты разгадываются так легко. Одно и то же дви­жение в разных странах порой имеет особое значение. Например, поднятый вверх большой палец в Англии и Америке используется в попытках поймать машину, также он обозначает «все в порядке», а вот в Греции он обозначает «заткнись». Вот и представьте себе по­ложение американца, останавливающего привычным жестом маши­ну на дорогах Греции.

Тем не менее, умение правильно истолковывать жесты дает очень много полезной информации.

- Сцепленные пальцы говорят о разочаровании, шпилеобразное положение рук — о самоуверенности, акцентирование больших паль­цев — о властности.

Если щека подпирается кулаком, а указательный палец упирает­ся в висок — это оценочное отношение, а вот использование руки как опоры — это скука, постукивание пальцами по столу — нетерпе­ние, почесывание шеи — несогласие.

3. Мимика. Не менее важно понимать мимику. Мимика — это движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное со­стояние. Она способна дать истинную информацию о том, что пе­реживает человек. Ч. Дарвин выдвинул гипотезу, согласно которой мимические движения образовались из полезных действий или «привычек», имевших приспособительное значение. Так, оскаливание зубов у животных при гневе облегчало их использование в борь­бе, а широко раскрытые глаза при испуге позволяли лучше разгля­деть врага.

Замечено, что человек пытается скрыть какую-то информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок — эти части лица выража­ют основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удив­ление, страх, отвращение, счастье. Причем легче распознаются по­ложительные эмоции.

* Основную познавательную нагрузку при распознавании истинных чувств несут брови и губы. Так, у человека, испытывающего злость, брови сдвинуты к переносице; при удивлении, недоумении, восхище­нии — брови приподняты. Опущенные уголки губ красноречиво сви­детельствуют о печали, грусти, горе. При обиде губы сжаты.

Очень важно помнить, что часто переживаемые эмоции оставля­ют следы на нашем лице, которые закрепляются и становятся на-

шей «визитной карточкой». Именно она позволяет малознакомым людям составить мгновенное впечатление друг о друге: «надменный тип», «брюзга», «оптимист», «зануда» и т. д. Хорошо бы нам самим представлять, что написано на нашей «визитной карточке», и на­учиться вносить в нее исправления.

Какие еще мимические признаки вы могли бы назвать в качестве характерных для разных эмоциональных состо­яний большинства людей?

В прошлом году, когда мы с вами проходили тему «Эмоции и чув­ства», мы учились определять эмоциональное состояние человека по его мимике и жестам. (Помните упражнение «Изобрази эмо­цию»?) Умение «вчувствоваться» в собеседника, понять его эмоцио­нальное состояние (которое он, может быть, пытается скрыть) — важное условие эффективности общения. И здесь нам помогает рас­шифровка невербальных сигналов («языка тела»).

а) Упражнение «Продемонстрируй со­стояние. Трем учащимся, втайне от других, предла­гается задание, которое они должны будут выполнить, войдя в кабинет. Задание заклю­чается в том, чтобы продемонстрировать следующие состояния:

1. Внутренней напряженности, готовности подчиниться, извиниться.

2. Самодовольной уверенности занимаю­щего высокий пост человека.

3. Веселого беззаботного человека.

Каждый из выполняющих задание должен поздороваться и задать несколько вопросов классу, играя условленную роль. Остальные учащиеся записывают впечатления: ста­тус, черты характера, его эмоциональное состояние, зачем пришел этот человек, что от него ждать и т. д. Затем записи зрителей и их мне­ние о том, какую роль играл каждый из трех «актеров», на выбор зачиты­ваются.

б) Обсуждение

 

На основании чего сло­жился образ?

 

 

Насколько объектив­ным может быть наше представление о другом человеке?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.