КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными феноменами межличностного восприятия: эффектом ореола, ошибками атрибуции; проанализировать причины
Ход работы ТЕМА 8. МЕХАНИЗМЫ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основными феноменами межличностного восприятия: эффектом ореола, ошибками атрибуции; проанализировать причины, ведущие к искажению информации в процессе восприятия людьми друг друга; развить способность более глубокого понимания влияния этих механизмов на процесс общения. Сегодня мы поговорим о том, что влияет на наше восприятие других людей, каковы механизмы межличностного восприятия. Проанализируем также, как эти механизмы могут стать причинами трудностей в общении. 1. Роль первого впечатления. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения (которое может быть весьма далеко от действительности) строятся отношения между людьми. Изучению механизмов восприятия людьми друг другом посвящены многочисленные психологические эксперименты, позволившие выявить целый ряд закономерностей. Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может, как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отношения с этим человеком. Внешность человека действительно несет много информации: о социальном и материальном положении, уровне образования, состоянии здоровья, а порой и о наличии вредных привычек... Манеры помогают уточнить социальный статус, меру воспитанности, а иногда и профессию. Походка, жесты позволяют заглянуть еще глубже — в темперамент и характер, т. е. дорисовать психологический портрет. 2. «Эффект ореола». На формирование первого впечатления влияет так называемый «эффект ореола». Чаще всего «эффект ореола» проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией о воспринимаемом. Однако этот эффект обнаруживается и при восприятии знакомого человека, но в условиях ярко выраженного эмоционального отношения к нему, т. е. если мы любим человека, то все его черты нам кажутся положительными, и наоборот. «Эффект ореола* проявляется в том, что в начале знакомства общее впечатление о человеке приводит к переоценке неизвестных качеств: общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии, вместе с тем общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки. Механизм появления ошибок аналогичен во всех случаях, но источниками «ореола» являются разные причины, что и позволило выделить три основных ошибки — превосходства, привлекательности и отношения к нам. 3. Ошибки превосходства. При ошибках превосходства (или неравенства) схема восприятия такова: при встрече с человеком, превосходящем нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его более положительно, чем могли бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка или недооценка происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать фактором превосходства. Например, если человек слабый и болезненный, а мечтает стать сильным и здоровым, то, встретив пышущего здоровьем человека, он переоценит его и по всем остальным параметрам — в его глазах он будет еще и умен, и красив, и добр. Какие примеры вы можете привести? 4. Ошибки привлекательности. Не менее важными являются так называемые ошибки привлекательности. Эти ошибки, мешающие составить объективное мнение о человеке, связаны с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Это выражается в том, что если человек нам нравится (внешне!), то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т. д. (т. е. опять-таки переоцениваем многие его психологические характеристики). Подобные примеры мы можем найти у многих писателей. Например, у Л. Н. Толстого в «Крейцеровой сонате* говорится: «Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того, что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и не слышишь глупостей, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишь что-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, то сейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна». В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваются или недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с фактором привлекательности — чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он не привлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. 5. Фактор отношения к нам. Следующая схема также хорошо известна. Все люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучите тех, кто относится к нам плохо. Это проявление так называемого фактора отношения к нам. Американские психологи Р. Низбет и Т. Вильсон проводили следующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новым преподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, с другими — отстранение, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентов просили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались достаточно убедительными. Оценки студентов, с которыми преподаватель вел себя доброжелательно, оказались значительно выше, чем оценки его же, но в роли «отстраненного». Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и отбрасыванию отрицательных и, наоборот, — негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Таково действие рассматриваемого фактора. Приведите, пожалуйста, свои примеры. Рассмотренные нами факторы охватывают практически все возможные ситуации общения. 6. Каузальная атрибуция. Кроме того, в повседневной жизни, не имея точной информации, люди часто вынуждены строить свои предположения относительно причин действий и поступков других людей. Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации. (Слово «атрибуция» означает приписывание, «каузальный» — причинный.) «Эффект ореола» также является одним из типичных случаев каузальной атрибуции: приписывание положительных качеств лицам, к которым субъект восприятия относится позитивно, и отрицательных — тем, к кому он не расположен Приписывание причин чужим поступкам имеет еще одну особенность. Обычно мы склонны полагать, что поведение других отражает их истинную сущность. При этом свое собственное поведение чаще всего объясняем с точки зрения каких-то обстоятельств, людей, заставивших нас поступить тем или иным образом, но полагаем, что другие сами несут ответственность за свое поведение. Например, некий Саша мог бы объяснить свое поведение ситуацией: «Я злюсь, потому что все идет не так, как хочется», но Настя могла подумать: «Саша ведет себя враждебно, потому что он злой человек». Когда мы объясняем свои поступки, то обычно используем глаголы, которые характеризуют наши действия и реакции («Меня раздражает, когда...»). Интерпретируя кого-нибудь другого, мы чаще применяем характеристики и оценки человека (например, «раздражительный»). А еще мы находим причины там, где их ищем. Это замечательно иллюстрирует пример американского психолога Дэвида Майерса; «Обратитесь к собственному опыту и подумайте: что бы вы сказали о своем преподавателе по психологии: он молчаливый или разговорчивый человек? Я предполагаю, что вы придете к заключению, что оп довольно общителен. Но если подумать еще: ваше внимание сосредоточено на поведении преподавателя, когда он находится в ситуации, требующей, чтобы он говорил. Сам преподаватель отслеживает свое поведение во многих других ситуациях — в классе, на собрании, дома. «Я разговорчив? — мог бы он удивиться. — Ну, это зависит от ситуации. Когда я в классе или с добрыми друзьями, я довольно общителен. Но на собраниях и в незнакомых ситуациях я испытываю стеснение». Эти примеры хорошо иллюстрируют «ошибки атрибуции». К сожалению, ошибочная причинная интерпретация может приводить к довольно печальным последствиям, например к конфликтам, недоразумениям. Каким образом, по вашему мнению, можно избежать этой ошибки?
Итак, чтобы не совершать подобные ошибки при формировании первого впечатления о человеке, задайте себе вопрос: «Почему он так поступает? Какие могут быть причины: внешние и внутренние?» При возможности следует прямо спросить собеседника о мотивах его поведения, обсудить позиции каждого из партнеров и избежать приписываний. 7. Установка. Восприятие новой информации, формирование мнения о неизвестном человеке часто зависит от установки. Установка — это наше сознательное или бессознательное убеждение в чем-то, восприятие мира под определенным углом зрения. Иногда это собственное мнение человека, выработанное на основе своего опыта, но чаще — заимствованные из чужого опыта, авторитетов, книг и газет «расхожие» мнения. Естественно, человек не может быть компетентным во всех областях, поэтому часто мы вынуждены составлять свое представление о каком-то явлении, пользуясь «компетентными источниками». Однако такое некритическое заимствование информации часто является источником ошибок; иногда человек не в состоянии увидеть различные стороны явления потому, что убежден в своем знании «истины». Влияние установки на межличностное восприятие доказано психологическими экспериментами. Один из них был таким. Группе студентов предлагали описать человека по фотографии. Перед показом одной и той же фотографии одной группе дали понять, что это фото героя, а другой — преступника. В зависимости от предварительной информации изменялись описания. Вот описания «преступника»: «Человек опустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можно подумать, что до того, как стать преступником, он был служащим или интеллигентом. Очень злой взгляд». А вот какие черты приписывали другие испытуемые тому же человеку на фотографии, считая его героем: «Очень волевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты, чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое». Таким образом, установка может повлиять на то, что одно и то же явление люди трактуют прямо противоположным образом. Сходный феномен, наверное, известен каждому из вас: если нам что-то расскажут о новом человеке перед знакомством, мы склонны искать подтверждение этой характеристике даже в нейтральных проявлениях его поведения. Правда, здесь играет роль источник информации и уровень доверия к нему. Иногда даже верные вещи, высказанные человеком, который известен нам своей несерьезностью, мы будем подвергать сомнению или отбросим как ложную информацию. Это — другое проявление все той же установки. Какие примеры влияния установки на восприятие людей друг другом вы могли бы привести? Как можно избежать нежелательных последствий этого эффекта?
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |