КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ ситуаций
Ход работы ТЕМА 4. ПОЗИЦИИ В ОБЩЕНИИ ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с основами теории Э. Берна об эго-состояниях личности; рассмотреть особенности каждого из эго-состояний личности; углубить самопонимание путем определения собственного доминирующего эго-состояния; раскрыть преимущества и недостатки разных позиций в общении. Общаясь, каждый человек, сознательно или подсознательно, ведет себя характерным образом: занимает определенную позицию. О позициях в общении мы сегодня и поговорим. 1. Различные состояния "Я". Наверное, вы обращали внимание Согласно теории Эрика Берна, в человеке можно выделить три составляющих, которые обозначаются как различные состояния «Я». Они следующие: Родитель, Взрослый и Ребенок. 2. Эго-состояние «Родитель» (эго-состояние Р) включает наши Когда мы занимаем позицию «Карающего Родителя», то позволяем себе давить на окружающих, кричать, в нетактичной форме делать замечания, поучать. При этом лицо у нас осуждающе-сердитое. Брови насуплены, губы поджаты, голова неодобрительно покачивается. Но «Родитель» может быть и заботливо-опекающим. В этом случае он: защищает, поддерживает, одобряет, помогает, утешает, сочувствует. Родительские слова в этом случае будут: «Не вешай нос!», «Давай я тебе помогу!», «У тебя это здорово получилось!», «Не расстраивайся из-за пустяков!», «Ты с этим обязательно справишься!». Невербальные проявления при этом — поглаживание по голове, похлопывание по плечу, внимательный, сочувствующий взгляд.
Кто может занимать позицию «Карающего Родителя»? Кто — «Опекающего»? В каких ситуациях это проявляется? 3. Эго-состояние «Взрослый». Взрослое состояние «Я» (эго-состояние В) воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информации, принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность. Поведение, типичное для «Взрослого»: ориентированность на решение встающих перед ним в данный момент проблем с опорой на наилучший вариант из возможных альтернатив. Для получения информации «Взрослый» задает вопросы, начинающиеся со слов: «Что? Где? Когда? Почему? Как?» Подстройка к партнеру происходит преимущественно на равных. Выражение лица — внимательно-заинтересованное, полностью обращенное к партнеру, доверяющее и спокойное. Каким образом проявляется позиция «Взрослого»? Какие примеры подобного поведения ваших сверстников вы можете привести? 4. Эго-состояние «Ребенок» (Д — дитя) руководствуется главным образом чувствами. На поведение в настоящем влияют скрытые чувства, происходящие из детства. Манеры поведения, типичные для «Ребенка»: наш внутренний «Ребенок» может быть настроен по-разному — свободно-творчески, униженно-беспомощно, бунтарски-строптиво. В зависимости от этих состояний «Ребенок» может вести и проявлять себя в коикретпых ситуациях. В свободно-творческом состоянии «Ребенок» излучает энергию, не заботится о том, что скажут о нем окружающие, проявляет творческий подход, находится в приподнятом настроении и открыт окружающему миру. Словарь - предпочитаемых высказываний состоит из непосредственных восклицаний типа: «Я хочу!», «Вот это здорово!», «Прекрасная мысль!». Речь — возбужденная, торопливая, горячая. «Приспосабливающийся Ребенок» озабочен мнением о себе других, переживает чувства вины и стыда, страха и неуверенности в себе. Он беспомощен, обижен, жалуется на несправедливость. Его словами при этом являются: «Я не знаю, смогу ли я», «Я правильно это делаю?», «Я хотел только...», «Почему всегда я?». Интонации высказывания — тихие, нерешительные, плаксивые. Выражение лица — голова опущена вниз, кусает губы, глаза готовы заплакать. «Ребенок-бунтарь» капризничает, протестует против авторитетов и власти, проявляет непослушание, может быть грубым и строптивым. Его любимыми словами являются: «Я этого не хочу!», «Я это не буду делать!», «Оставьте меня в покое!». В каких случаях человек занимает такую позицию? Представьте себе ситуацию: один собеседник занимает позицию «Взрослого», а другой — позицию «Ребенка». Скорее всего, долго удерживаться на данных позициях им будет сложно. Какие возможны изменения в позициях (В—Д — Р—Д или В—В)? Как изменяются позиции, если один собеседник занимает позицию «Родителя», а другой — «Взрослого» (Р— В — Р—Д или В—В)? 5. Схема Томаса А. Харриса. Говоря о позициях, которые занимают люди в общении, удобно также воспользоваться системой, предложенной Томасом А. Харрисом. По его мнению, существуют простейшие двусторонние позиции — это Ты и Я. Они имеют две модальности — позитивную (+) и негативную (-), Я «+» означает: «Я — хороший, со мной все хорошо». Я «—» означает: «Со мной нехорошо, у меня не все в порядке». Соответственно, читаются Ты «+» и Ты «-»-позиции. Сочетание этих единиц дает четыре двусторонние позиции. Я «-» — Ты -«+». Человек, который принял указанную жизненную позицию, полагается на милость окружающих, испытывает огромную потребность в поглаживании, в признании. Такой человек полон желания угодить другому, он подобен альпинисту, который пожизненно приговорен покорять одну вершину за другой, никогда не достигая полного удовлетворения. Психологически это депрессивная позиция, в социальном плане она означает самоуничижение. В профессиональной жизнедеятельности такая позиция чаще всего побуждает человека сознательно унижаться перед различными людьми, используя при этом их слабости. Я «-» — Ты <.-». Принятие такой жизненной позиции приводит к замедлению или даже остановке развития Взрослого. Это значит, что человек считает плохими всех окружающих, а также самого себя. У человека нет больше надежды, он сдается. Это позиция безнадежности. Я «+» — Ты «-». Эта позиция подходит для ситуации, когда необходимо избавиться от кого-то. Это позиция превосходства. В большинстве случаев такая позиция характерна для посредственных личностей, людей с завышенной самооценкой, склонных видеть в других только недостатки. Я •«+» — Ты «+». Позиция «Я — хороший» — «Ты — хороший» — самая эффективная, потому что человек, принявший ее, не предполагает получения мгновенной радости и утешения. Это позиция вполне здоровой личности с позитивной установкой на себя и социальное окружение. При такой позиции партнеров общение протекает взаимно оптимально. Таким образом, имеются четыре базовые позиции: 1) Я «-» — Ты «+» (депрессивность); 2) Я «-» — Ты «-» (безнадежность); 3) Я «+» — Ты «-» (превосходство); 4) Я «+» — Ты «+»> (успех).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |