Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самоподача привлекательности и демонстрация отношения




Комплименты.

Ход работы

ТЕМА 13. ПРИЕМЫ РАСПОЛОЖЕНИЯ К СЕБЕ. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Подведение итогов

Обсуждение

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Упражнение «Отражение чувств»

Упражнение выполняется в парах. Первый участник искренне произносит какую-то эмоционально окрашенную фразу. Второй последовательно выполняет два задания: сначала повторяет свои­ми словами содержание того, что он услышал (отражение содержа­ния — нерефлексивное активное слушание), а затем пытается опре­делить чувство, которое, по его мнению, испытывает его партнер в момент говорения (отражение чувств). Партнер оценивает точность обоих отражений.,3атем участники меняются ролями.

Упражнение развивает способность к эмпатическому слушанию, помогает на собственном опыте сравнить эффект отражения чувств и отражения содержания.

После выполнения упражнения в парах идет его обсуж­дение по схеме;

Какие трудности были у вас во время выполнения уп­ражнения?

Какие чувства вы испытывали?

Что затрудняет или облегчает отражение чувств?

* Упражнение «Как привлечь собеседника к разговору па ин­тересующую вас тему?».

Участники разбиваются на пары. Каждый, втайне от дру­гого, получает карточку с темой разговора (например: «о по­годе», «о путешествиях», «о музыке», «о собаках» и т. д.). Задачей каждого из партнеров является: используя различ­ные приемы конструктивного общения, привлечь собеседни­ка к разговору на свою тему.

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с приемами расположения к себе собеседника; изучить функции и конструкции комплиментов и дру­гих знаков внимания; развить навыки использования знаков вни­мания, эффективной самопрезентации.

Первое впечатление о человеке всегда очень важно для установления контакта с ним. Мы знаем по опыту, что первое впечатление может как способствовать, так и препятствовать контакту с собеседником; более того, нередко оно определяет все наши дальнейшие отноше­ния с этим человеком.

Чтобы расположить людей к себе, очень важно уметь оказывать знаки внимания, к которым в первую очередь относятся комплименты. Сегодня мы поговорим с вами об этом искусстве, а также о том, что такое самопрезентация и как можно подать себя в начале общения в наиболее вы­годном свете.

Что такое знаки внимания?

Нужны ли в повседневном общении комплименты или это никому не нужные любезности?

1. Знаки внимания. Знак внимания — это высказывание или дей­ствие, обращенное к человеку, которое призвано улучшить его са­мочувствие и вызвать положительные эмоции, радость. Среди них выделяют комплименты, похвалу и поддержку.

Умеете ли вы делать комплименты? А принимать их? Приятно ли их получать?

Комплимент — один из знаков внимания, выраженный в вербальной форме. Умение делать комплименты — это специальное искусство, которому стоит поучиться.»

Выделяют несколько функций комплиментов. С помощью комп­лимента можно:

расположить к себе;

—вызвать положительные эмоции;

—стимулировать какое – либо действие (например:«Ты же та­кой умный, неужели ты не можешь помочь мне решить эту за­дачку?»);внушить уверенность в победе, снять «зажим» (например: «Ты
так хорошо умеешь говорить и выглядишь так симпатично, что тебе трудно отказать!»);

—вызвать раскаяние (например:«Я всегда считал, что тебе мож­но доверять, как же ты мог так поступить?..»).

Конструкции комплиментов бывают:

—простые (типа: «Ты хороший человек, Вася»);

—в форме сравнения — метафоры («Ты — как майская роза»);

—в форме антитезы (свои качества немного принижаются, на
фоне чего выпукло выступают достоинства собеседника. Например:
«Мне не хватает твоей решительности»);

—в форме парадокса (начало отрицательное, а конец — положи­
тельный. Например: «Сначала ты показался мне надменным и с то­
бой не хотелось общаться, но теперь, узнав тебя ближе, я понял, что
ты можешь быть очень хорошим другом»);

—косвенный комплимент (хвалят объекты любви и гордости, увлечения, хобби. Например: «Какой чудный у вас малыш!»;«Ваша собачка такая пушистая!»; «Я никогда не встречал таких необыкно­венных кактусов, как у вас!» и т. п.).

Комплименты могут иметь разную направленность:

—на внешность;

—на внутренний мир человека (эти комплименты значительно
выигрывают перед первыми по своему воздействию);

—на профессиональные качества (имейте в виду, что ничего не
может быть приятнее для учителя, чем позитивная оценка его педагогических способностей);

—на объекты гордости, любви, хобби.

3. Как правильно делать комплименты. Чтобы комплимент дей­ствительно оказался комплиментом, желательно придерживаться следующих правил.

• Смысл должен быть только один и положительный. Избегайте
двойного смысла. Берегитесь нечаянно задеть уязвимое место.

• Без гипербол. Не увлекайтесь преувеличением, иначе можно
назвать заядлого бездельника великим тружеником.

• Если человек убежден, что у него феноменально развито какое-
либо качество, то комплимент по этому поводу воспринимается как
банальность.

• Без претензий. Не хвалите то, что человек не хотел бы в себе совершенствовать.

• Без поучений. Комплимент констатирует данное качество, а несодержит рекомендации по его улучшению.

• Без приправ. Не добавляйте противоположный комментарий
(«Руки золотые — но язык!>>). Удержитесь от «ложки дегтя».

• Лучший комплимент — на фоне антикомплимента себе.

4. Похвала и поддержка. Похвала — оценочное суждение, в ко­тором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его

пользу.

Похвала вызывает неадекватные эмоции в следующих случаях:

• когда вас хвалят за то, что вы на самом деле считаете недостой­ным одобрения;

• когда вас хвалит человек, который не пользуется вашим уваже­нием, которого вы считаете недостаточно компетентным, чтобы васоценивать;

• когда вас хвалят, так очевидно сравнивая с другими, пусть и в
вашу пользу, что возникает ощущение, что не вас хвалят, а ругают

другого.

Поддержка — знак внимания, окапанный человеку в ситуации, ког­да он объективно не успешен, и касающийся той области, 8 которой в данный момент он испытывает затруднения (например: «Ничего страшного, у всех бывают ошибки! В следующий раз у тебя это обя­зательно получится!»). Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.

Чем отличается поддержка от похвалы?

5. Самопрезентация. В восприятии людьми друг друга очень важ­ным является, как мы помним, формирование первого впечатления о человеке.

Каковы основные механизмы межличностного воспри­ятия?

Какие ошибки являются распространенными при фор­мировании первого впечатления о человеке?

Итак, чтобы создать благоприятное впечатление о себе, вызвать у партнера желание общаться с вами, нужно помнить о психологичес­ких механизмах межличностного восприятия. Очень важной также является способность к эффективной самопрезентации (самоподаче).

Самопрезентация — это умение воздействовать на процесс фор­мирования своего образа у партнера, т. е. «подать» себя в выгодном

свете.

Управление восприятием партнера происходит с помощью при­влечения внимания к тем особенностям внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующие механизмы восприятия.

Если вы хотите научиться производить нужное вам впечатление, то должны помнить об «эффекте ореола» — факторах превосход­ства, привлекательности и отношения, влияющих на восприятие.

6. Фактор превосходства. Фактор превосходства, о котором мы говорили на уроке, посвященном механизмам межличностного вос­приятия, в обычном, неманипулятивном общении выражается в компетентности. То есть в общении важно произвести впечатление человека, который знает, о чем говорит. Самоподача превосходства (компетентности) имеет очень большое значение для людей, спе­циальность которых подразумевает деловое профессиональное об­щение — руководителей, юристов и многих других.

Если показать превосходство при помощи одежды достаточно просто, то проявить превосходство в манере поведения, знании пред­мета разговора значительно сложнее. Признаком компетентности здесь является независимость суждений, аргументированность точ­ки зрения, раскованность и простота, за которой стоит уверенность в себе.

В каких ситуациях наиболее эффективным будет этот вид самопрезентации?

Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая за­трачена нами на ее приведение в соответствии с нашими данными.

Учитесь нравиться!

Самоподача превосходства и привлекательности по значению и ча­стоте употребления значительно проигрывают демонстрации опреде­ленного отношения. Действительно, всегда очень важно уметь пока­зать партнеру свое отношение к нему — чаще хорошее, но иногда и плохое.

Способы самоподачи отношения можно разделить на вербальные и невербальные. Как за счет вербальных средств общения можно показать хорошее отношение?

Как в этом помогают невербальные средства общения?

Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не про­тиворечили друг другу* совпадение их усиливает доверие к челове­ку. Неприятное впечатление оказывает «неконгруэнтность»: когда, например, высказывается благодарность или похвала с «кислым» или отсутствующим видом или пренебрежительной усмешкой.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.