КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материалаХод работы ТЕМА 20. ЛИДЕРСТВО Подведение итогов Закрепление пройденного материала На каком этапе развития находится ваш коллектив? Какие вы видите этому причины? Какие роли могут играть в классе разные люди? Что влияет на распределение ролей? Почему некоторые ребята становятся отвергнутыми? Какими нужно обладать качествами, чтобы взаимодействие с одноклассниками было успешным? * Тест на выявление ценностно - ориентационного единства класса (ЦОЕ) (прил. 8) Учащиеся выполняют задания на отдельных листочках. Обработка первичных протоколов проводится преподавателем после занятий, согласно инструкции. Результаты сообщаются на следующем уроке. * Упражнение Придумайте в аллегорической форме рассказ о развитии вашего коллектива. Это упражнение можно предложить в виде сочинения, как домашнее задание. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с типами лидерства, стилями управления коллективом; дать представление о психологических качествах, необходимых лидеру; углубить понимание своих способностей к руководству людьми; развить навыки конструктивной презентации лидерских качеств. На прошлом уроке мы коснулись вопроса распределения ролей в коллективе, сегодня мы поговорим о том, что же собой представляет лидер. Предлагается зачитать рассказы о коллективе, которые готовились дома. * Объявляются результаты теста ЦОЕ. 1. Кто может стать лидером? В любой группе обычно выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Давайте попробуем определить, какую роль в коллективе играете вы сами. Насколько вам присущи качества лидера? Тест «Капитан или пассажир» (прил. 9). 2. Психологические качества лидера. Вопрос о том, почему человек становится лидером и каждый ли может им стать, является совсем не простым. В социальной психологии существует несколько теорий лидерства. Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Что это за черты? Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако исследования показывают, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами. С другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидеров. 3. Типы лидеров. Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, который способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, кто обладает наиболее важными для этой группы личностными чертами, кто является носителем и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, он становится им в данной конкретной группе, поэтому какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет лидером в другой. В зависимости от характера деятельности выделяются следующие типы лидеров: универсальный лидер и ситуативный лидер; по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, лидер-организатор, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер; по стилю руководства выделяются авторитарный лидер и демократический лидер. Попробуйте определить, чем различаются различные типы лидерства. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют такие типы лидерства: бытовой тин (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); социальный тип (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); политический тип (государственные, общественные деятели). Лидер-организатор в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими». Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с авторитетом лидера, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером. Что влияет на возникновение доверия к лидеру? Какому человеку люди чаще доверяют и готовы без принуждения следовать за ним?. 4. Стили управления. Можно сказать, что лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей. Выделяют следующие стили управления. Авторитарный стиль отличает жесткое единоличное принятие всех решений («минимум демократии*); жесткий постоянный контроль над выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»); неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги). Этот стиль обусловливает повышенную психологическую напряженность в коллективе, создает неблагоприятный психологический климат, который нервирует людей, заставляет их бояться, угодничать и т. д. Демократический стиль является наиболее эффективным, так как обеспечивает высокую вероятность правильно взвешенных решений; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив членов коллектива. Однако эффективная реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, «организаторских, коммуникативных способностях лидера. Либерально-анархический стиль руководства характеризуется отсутствием стимула добросовестно трудиться, слабым проявлением сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы. Непоследовательный стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе лидера от одного стиля к другому, что обусловливает крайне низкие результаты взаимодействия и максимальное количество конфликтов и проблем. Критерием эффективности руководства является степень авторитета лидера и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи. Упражнение «Предвыборная программа» Давайте представим, что должность старосты класса очень почетна, а может быть, и выгодна и каждый из вас стремится быть вы- бранным на эту должность (можно назвать эту роль президентом класса). Для того чтобы вас могли выбрать, вы должны представить свою предвыборную программу, в которой нужно отразить, как изменится жизнь вашего класса, если старостой (президентом) будете именно вы. Итак, вы должны написать свою программу, а затем осуществить ее презентацию. А мы определим, кто же будет старостой (президентом), опираясь на свои впечатления: кто вызвал наибольшее доверие и смог наиболее убедительно продемонстрировать качества лидера.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |