КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа. Закрепление пройденного материала
Ход работы ТЕМА 20. ЛИДЕРСТВО Подведение итогов Закрепление пройденного материала На каком этапе развития находится ваш коллектив? Какие вы видите этому причины? Какие роли могут играть в классе разные люди? Что влияет на распределение ролей? Почему некоторые ребята становятся отвергнутыми? Какими нужно обладать качествами, чтобы взаимодействие с одноклассниками было успешным? * Тест на выявление ценностно - ориентационного единства класса (ЦОЕ) (прил. 8) Учащиеся выполняют задания на отдельных листочках. Обработка первичных протоколов проводится преподавателем после занятий, согласно инструкции. Результаты сообщаются на следующем уроке. * Упражнение Придумайте в аллегорической форме рассказ о развитии вашего коллектива. Это упражнение можно предложить в виде сочинения, как домашнее задание. ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с типами лидерства, стилями управления коллективом; дать представление о психологических качествах, необходимых лидеру; углубить понимание своих способностей к руководству людьми; развить навыки конструктивной презентации лидерских качеств. На прошлом уроке мы коснулись вопроса распределения ролей в коллективе, сегодня мы поговорим о том, что же собой представляет лидер. Предлагается зачитать рассказы о коллективе, которые готовились дома. * Объявляются результаты теста ЦОЕ. 1. Кто может стать лидером? В любой группе обычно выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером? Давайте попробуем определить, какую роль в коллективе играете вы сами. Насколько вам присущи качества лидера? Тест «Капитан или пассажир» (прил. 9). 2. Психологические качества лидера. Вопрос о том, почему человек становится лидером и каждый ли может им стать, является совсем не простым. В социальной психологии существует несколько теорий лидерства. Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Что это за черты? Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако исследования показывают, что порой лидером становится человек, не обладающий перечисленными качествами. С другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидеров. 3. Типы лидеров. Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, который способен привести группу к разрешению тех или иных ситуаций, проблем, кто обладает наиболее важными для этой группы личностными чертами, кто является носителем и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, он становится им в данной конкретной группе, поэтому какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет лидером в другой. В зависимости от характера деятельности выделяются следующие типы лидеров: универсальный лидер и ситуативный лидер; по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, лидер-организатор, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер; по стилю руководства выделяются авторитарный лидер и демократический лидер. Попробуйте определить, чем различаются различные типы лидерства. С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют такие типы лидерства: бытовой тин (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); социальный тип (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.); политический тип (государственные, общественные деятели). Лидер-организатор в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими». Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с авторитетом лидера, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером. Что влияет на возникновение доверия к лидеру? Какому человеку люди чаще доверяют и готовы без принуждения следовать за ним?. 4. Стили управления. Можно сказать, что лидер руководит (управляет) коллективом в силу своих организаторских способностей. Выделяют следующие стили управления. Авторитарный стиль отличает жесткое единоличное принятие всех решений («минимум демократии*); жесткий постоянный контроль над выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»); неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги). Этот стиль обусловливает повышенную психологическую напряженность в коллективе, создает неблагоприятный психологический климат, который нервирует людей, заставляет их бояться, угодничать и т. д. Демократический стиль является наиболее эффективным, так как обеспечивает высокую вероятность правильно взвешенных решений; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив членов коллектива. Однако эффективная реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, «организаторских, коммуникативных способностях лидера. Либерально-анархический стиль руководства характеризуется отсутствием стимула добросовестно трудиться, слабым проявлением сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных интересов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы. Непоследовательный стиль руководства проявляется в непредсказуемом переходе лидера от одного стиля к другому, что обусловливает крайне низкие результаты взаимодействия и максимальное количество конфликтов и проблем. Критерием эффективности руководства является степень авторитета лидера и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи. Упражнение «Предвыборная программа» Давайте представим, что должность старосты класса очень почетна, а может быть, и выгодна и каждый из вас стремится быть вы- бранным на эту должность (можно назвать эту роль президентом класса). Для того чтобы вас могли выбрать, вы должны представить свою предвыборную программу, в которой нужно отразить, как изменится жизнь вашего класса, если старостой (президентом) будете именно вы. Итак, вы должны написать свою программу, а затем осуществить ее презентацию. А мы определим, кто же будет старостой (президентом), опираясь на свои впечатления: кто вызвал наибольшее доверие и смог наиболее убедительно продемонстрировать качества лидера.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |