Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая работа. Закрепление пройденного материала




Ход работы

ТЕМА 20. ЛИДЕРСТВО

Подведение итогов

Закрепление пройденного материала

На каком этапе развития находится ваш коллектив?

Какие вы видите этому причины?

Какие роли могут играть в классе разные люди?

Что влияет на распределение ролей?

Почему некоторые ребята становятся отвергнуты­ми?

Какими нужно обладать качествами, чтобы взаимодей­ствие с одноклассниками было успешным?

* Тест на выявление ценностно - ориентационного единства класса (ЦОЕ) (прил. 8)

Учащиеся выполняют задания на отдельных листочках. Обработка пер­вичных протоколов проводится преподавателем после занятий, согласно инструкции. Результаты сообщаются на следующем уроке.

* Упражнение

Придумайте в аллегорической форме рассказ о развитии ва­шего коллектива.

Это упражнение можно предложить в виде сочинения, как домашнее задание.

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с типами лидерства, стилями уп­равления коллективом; дать представление о психологических ка­чествах, необходимых лидеру; углубить понимание своих способ­ностей к руководству людьми; развить навыки конструктивной пре­зентации лидерских качеств.

На прошлом уроке мы коснулись вопроса распределе­ния ролей в коллективе, сегодня мы поговорим о том, что же собой представляет лидер.

Предлагается зачитать рассказы о коллективе, которые готови­лись дома.

* Объявляются результаты теста ЦОЕ.

1. Кто может стать лидером? В любой группе обычно выделяет­ся лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за ли­дером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что зна­ния и способности лидера оцениваются людьми всегда значитель­но выше, чем соответствующие качества остальных членов группы.

Почему человек становится лидером?

Давайте попробуем определить, какую роль в коллективе играе­те вы сами. Насколько вам присущи качества лидера?

Тест «Капитан или пассажир» (прил. 9).

2. Психологические качества лидера. Вопрос о том, почему че­ловек становится лидером и каждый ли может им стать, является совсем не простым. В социальной психологии существует несколь­ко теорий лидерства.

Согласно концепции «черт», лидер обладает определенными свой­ствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Что

это за черты?

Лидеру присущи следующие психологические качества: уверен­ность в себе, острый и гибкий ум, сильная воля, умение понять осо­бенности психологии людей, организаторские способности. Одна­ко исследования показывают, что порой лидером становится чело­век, не обладающий перечисленными качествами. С другой сторо­ны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Согласно ситуативной теории лидерства, лидером становится тот человек, который при возникновении в группе сложной ситуации проявляет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуации в данной группе. В раз­ных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидеров.

3. Типы лидеров. Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, который способен привести группу к разреше­нию тех или иных ситуаций, проблем, кто обладает наиболее важ­ными для этой группы личностными чертами, кто является носите­лем и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, он становится им в данной конкретной груп­пе, поэтому какова группа — таков и лидер. Человек, который явля­ется лидером в одной группе, совсем не обязательно станет лиде­ром в другой.

В зависимости от характера деятельности выделяются следую­щие типы лидеров: универсальный лидер и ситуативный лидер; по содержанию деятельности: лидер-вдохновитель, лидер-организатор, лидер-исполнитель, деловой лидер, эмоциональный лидер; по стилю руководства выделяются авторитарный лидер и демократичес­кий лидер.

Попробуйте определить, чем различаются различные типы лидерства.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют такие типы лидерства: бытовой тин (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье); социальный тип (на производ­стве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортив­ных, творческих и т. д.); политический тип (государственные, об­щественные деятели).

Лидер-организатор в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реа­лизации. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бона­парта: «Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы пре­одоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими».

Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль игра­ет доверие и любовь масс к своему лидеру. Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг, признание необходимо­сти, правильности и результативности его действий. Это внутрен­нее согласие с авторитетом лидера, готовность действовать в соот­ветствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при от­сутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия.

И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согла­сии и единении с лидером.

Что влияет на возникновение доверия к лидеру? Како­му человеку люди чаще доверяют и готовы без принуждения следовать за ним?.

4. Стили управления. Можно сказать, что лидер руководит (уп­равляет) коллективом в силу своих организаторских способностей. Выделяют следующие стили управления.

Авторитарный стиль отличает жесткое единоличное принятие всех решений («минимум демократии*); жесткий постоянный кон­троль над выполнением решений с угрозой наказания («максимум контроля»); неблагоприятный психологический климат («подхали­мы», «козлы отпущения», интриги). Этот стиль обусловливает по­вышенную психологическую напряженность в коллективе, создает неблагоприятный психологический климат, который нервирует людей, заставляет их бояться, угодничать и т. д.

Демократический стиль является наиболее эффективным, так как обеспечивает высокую вероятность правильно взвешенных реше­ний; решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив членов коллектива. Однако эффективная ре­ализация демократического стиля возможна при высоких интеллек­туальных, «организаторских, коммуникативных способностях лидера. Либерально-анархический стиль руководства характеризуется от­сутствием стимула добросовестно трудиться, слабым проявлением сотрудничества; разделы работы складываются из отдельных инте­ресов лидеров подгрупп, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы.

Непоследовательный стиль руководства проявляется в непред­сказуемом переходе лидера от одного стиля к другому, что обуслов­ливает крайне низкие результаты взаимодействия и максимальное количество конфликтов и проблем.

Критерием эффективности руководства является степень авто­ритета лидера и высокий уровень способности коллектива решать стоящие перед ним задачи.

Упражнение «Предвыборная программа»

Давайте представим, что должность старосты класса очень почет­на, а может быть, и выгодна и каждый из вас стремится быть вы-

бранным на эту должность (можно назвать эту роль президентом класса). Для того чтобы вас могли выбрать, вы должны представить свою предвыборную программу, в которой нужно отразить, как из­менится жизнь вашего класса, если старостой (президентом) буде­те именно вы. Итак, вы должны написать свою программу, а затем осуществить ее презентацию. А мы определим, кто же будет старо­стой (президентом), опираясь на свои впечатления: кто вызвал наи­большее доверие и смог наиболее убедительно продемонстрировать качества лидера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.