КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема II. История земельного права
Изучая эту тему студентам необходимо обратиться к исследованию дополнительной литературы. Историю правового регулирования земельных отношений целесообразно проанализировать с периода русского земельногоправа, отмены крепостного права, крестьянской реформы 1861 года; аграрной реформы П.А. Столыпина; изменений в аграрно-правовых отношениях в период буржуазно-демократической республики в России (февраль — октябрь 1917 г.). В результате реформы 1861 г. крепостное право было отменено. Крестьяне получили политическую свободу. Однако земельный вопрос решался долго и привязанность к помещику сохранялась долгие годы. Основными принципами реформы являлись: 1) сохранение за прежними землевладельцами-помещиками собственности на землю. Крестьяне могли получить собственность на надел только после выкупа или отработки; 2) крестьяне признавались субъектами земельно-правовых отношений только в составе общины; 3) обеспечение казенного интереса при реорганизации земельных отношений. Право распоряжения своим наделом в рамках общинного владения было для крестьянина ограничено согласием всей общины на выдел крестьянского надела в участковое владение. Право распоряжения участковой надельной собственностью было менее ограничено. Государство выступало кредитным посредником, предоставляя крестьянам кредит по уплате выкупной суммы на 48 лет. Несмотря на финансовую поддержку помещиков и крестьян, большая часть земель, предоставленных крестьянам по реформе 1861 г., не стала объектом права собственности. За 44 года после Манифеста 19 февраля 1861 г. было выкуплено незначительное количество земельных наделов. В течение столетий в России существовала община — объединение крестьян, сообща арендовавших землю у помещиков, монастырей, у сановников и т.п. Община устраивала правительство, поскольку обеспечивала централизованный сбор налогов (податей), определенную управляемость общиной, способствовала существованию круговой поруки. К недостаткам общин следует отнести регулярный передел земельных наделов, что порождало незаинтересованность крестьян в повышении плодородия почв, так как надел «уйдет» к другому. Несовершенство земельного строя в России сделали аграрный вопрос одним из важнейших на пути надвигающейся революции 1905-1907 гг. Столыпин предлагал предоставить крестьянам землю в частную собственность в целях создания крепких крестьянских хозяйств фермеров. Крестьянин мог получить землю на прежнем месте у общины, и его земли без всяких переделов сводились в земельный участок-отруб, или он мог переехать в другое место и получить землю на хуторе. Для выкупа земли у государства или общины и обзаведения хозяйством крестьянам выдавались ссуды через Крестьянский банк на льготных условиях с рассрочкой выплат до 50 лет. Главной задачей Столыпинской реформы, которая началась 9 ноября 1905 года, явилось разрушение общины, что позволило снизить сплоченность крестьян для антигосударственных выступлений и создавало мощный класс индивидуалов, собственников земли. После свержения в России монархии в ходе февральской революции в 1917 г. на второй день был принят Декрет о земле. Основная задача — дать крестьянам землю, но на самом деле о собственности крестьян на землю не говорилось, хотя составной частью Декрета о земля являлся Крестьянский наказ в котором были сформированы основы дальнейшей земельной политики советского государства. В начале становления земельного законодательства характеризовался тем, что в нем закладывались основы будущего социалистического земельного права и были сформулированы некоторые принципы, такие как трудовой характер землепользования граждан, предоставление земли в пользование тому, кто желает обрабатывать ее своим трудом при помощи своей семьи. Наемный труд не допускался. Земля предоставлялась в пользование в первую очередь тем, кто желал работать на ней не для извлечения личных выгод, а для общественной пользы. При предоставлении земли приоритетом пользовались социалистические формы землепользования. В дальнейшем было устранено уравнительное землепользование, введенное Декрет а ми «О земле» 1917 г., «О социализации земли» 1918 г. Ослабляется излишнее государственное администрирование отношений землепользования, продразверстка заменяется продналогом, а взимание сельхозпродукции из государственного превращается в налоговое. Снабжение сельского хозяйства материально-техническими средствами из принудительного бесплатного превращается в договорно-возмездное. Землеустройство приобретает характер добровольный, и основой нового направления в землеустройстве становится не межхозяйственное, а внутрихозяйственное землеустройство. Земельное законодательство было кодифицировано, разработан Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие с 1 декабря 1922 г. Земельный кодекс РСФСР 1922 г., сохранивший свое действие до 1970 г., ввел ряд рыночных положений для земельных отношений, разрешив трудовую аренду земли, вспомогательный наемный труд, обеспечив устойчивость землепользования и т.д. Прекращение права землепользования допускалось в двух случаях: когда земля не использовалась без уважительных причин; когда земля сдавалась в аренду с нарушением закона. Кроме того, именно эти кодифицированным актом было положено начало делению земель на категории по целевому назначению, поскольку выделялись городские земли, а также земли, находящиеся под лесами, горными разработками, железными дорогами, крепостями и подобными им военными сооружениями и пр., правовой режим которых был различен. С объединением России с союзными республиками и образованием Союза ССР возникла необходимость создания общесоюзного земельно-правового нормативного акта, каковым явились Общие начала землепользования и землеустройства, принятые постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г. Этот акт устанавливал исключительную государственную собственность на землю, вводил запрещение сделок с землей, поощрял коллективные формы землепользования и т.д. В период коллективизации сельского хозяйства и принятия Примерных Уставов сельхозартелей 1930 и 1935 гг. все полевые наделы крестьян слились в единый земельный массив, а земли, занимаемые колхозами, были закреплены за ними в бессрочное пользование. Члены колхоза не получали права на какие-либо доли в земельном массиве колхоза, а в случае их выбытия из колхоза не имели права на получение земли за счет его земельной площади. Сложившаяся практика была закреплена Конституцией СССР 1936 г. — исключительная государственная собственность на землю. Земля у колхозов была в бессрочном, бесплатном пользовании, т.е. навечно. Каждый колхозный двор мог иметь в личном пользовании небольшой приусадебный участок. Военный период 1941-1945 гг. в определенной мере повторил опыт правового регулирования земельных и сельскохозяйственных отношений, применяемый Советским государством в годы гражданской войны — сельскохозяйственное население осуществляло обязательные натурпоставки из своего подсобного хозяйства. Начиная с 1955 г. и по 1985 г. в сфере землепользования была осуществлена полоса реформ, направленная на наиболее эффективное использование земель в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях. Приняты Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. Земельный кодекс РСФСР 1970 г. Но это не привело к желаемым результатам. Этап развития земельного права России, связанный с земельной реформой девяностых годов двадцатого столетия, характеризуется переносом центра тяжести в правовом регулировании землепользования на совершенствование правового статуса землепользователей. 28 февраля 1990 г. приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, которыми введены: платность землепользования, аренда земли, пожизненное наследуемое владение, допускающее передачу по наследству земельного участка, и т.п. Принятый25 апреля 1991 г. Земельный кодекс РСФСР, предусмотрел право граждан России на собственность для целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства. Частная собственность на землю была регламентирована в ряде других актов: Законе РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 г. (с последующими изменениями и дополнениями, Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22 ноября 1990 г. (с изменениями), Законе РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24 декабря 1990 г.. Конституции РФ 1993 г. и др. Все последующее земельное законодательство открыло новый этап развития земельных отношений, предоставляя собственникам земельных участков и земельных долей (паев) право распоряжаться ими по своему усмотрению. Конституция Российской Федерации в статьях 9 и 36 устанавливает, что земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности. Конституционные нормы закрепили начавшийся в 1991 г. процесс приватизации земельного фонда, ранее находившегося в исключительной собственности государства. Однако 24 декабря 1993 года Указом Президента РФ Указ Президента РФ № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» были отменены многие статьи Земельного кодекса, а земельное законодательство стало развиваться, в основном, за счет указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Поэтому в правовой литературе этот период развития земельного права получил названия «указной период». Именно на основе Указа Президента РФ от 7.03.1996. «О реализации конституционных прав граждан на землю» производились гражданско-правовые сделки с земельными участками и земельными долями из земель сельскохозяйственного назначения. Поскольку устаревшее, пробельное, противоречивое, нестабильное земельное законодательство 90-х годов осложняло процесс его правоприменения, 25 октября 2001 года был принят новый Земельный Кодекс РФ. Из сферы данного кодекса выведены нормы об обороте земель сельскохозяйственного назначения, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принят 24 июля 2002 года. После принятия этих основополагающих законодательных актов, регламентирующих земельные отношения, активно стало развиваться земельное законодательство субъектов Федерации.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 629; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |