КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Стабилизация власти (2000-2012 ГГ. )
Проблема. Успехи и трудности современной России. Ответьте на вопросы. 1. Что представляют собой государственные символы (герб, флаг, гимн) Российской Федерации? 2. Какие социальные проблемы решает Российская Федерация в начале XXI в.? ПРОГРАМММА В. В. ПУТИНА Накануне обращения Б. Н. Ельцина к народу в печати появилась программная статья В. В. Путина «Россия на рубеже тысячелетий». В ней излагались его взгляды на недавнее прошлое и будущее России, ее нынешнее место в современном мире. Прежде всего В. В. Путин констатировал, что «нашей страны нет сегодня в числе государств, олицетворяющих высшие рубежи экономического и социального развития современного мира». За 90-е гг. почти вдвое сократился выпуск промышленной и аграрной продукции. Изменилась структура российского индустриального комплекса в пользу сырьевых отраслей (до 50% в общем объеме производства и более 70% в экспорте). Вдвое из-за острой нехватки капиталовложений (инвестиций) замедлился срок технологического обновления оборудования. Доля российских наукоемких изделий на мировом рынке упала до 1% (у США здесь 36%, а у Японии — 30%). На протяжении всех лет реформ шло неуклонное снижение реальных доходов населения, составляющих ныне менее десятой части уровня западных стран. По мнению В. В. Путина, «нам пришлось расплачиваться за присущий советской экономической системе чрезмерный упор на развитие сырьевого сектора и оборонных отраслей в ущерб развитию производства товаров народного потребления и сферы услуг. За недостаточное внимание к таким ключевым для современной экономики отраслям, как информатика, электроника, связь. За недопущение конкуренции товаропроизводителей... За ограничение и даже подавление инициативы, предприимчивости как предприятий, так и их работников». Безусловно, какие-то издержки обновления страны были результатом просчетов и ошибок самих реформаторов, недостатка опыта. При этом В. В. Путин обращал особое внимание на то, что Россия исчерпала свой лимит на общественные потрясения, катаклизмы, радикальные преобразования: «Только фанатики или глубоко равнодушные, безразличные к России, к народу политические силы в состоянии призывать к новой революции. Под какими бы лозунгами — коммунистическими, национально-патриотическими или радикально-либеральными — ни развернулась бы очередная крутая ломка всего и вся, государство и народ ее не выдержат. Терпение и способность нации к выживанию, равно как и к созиданию, находятся на пределе истощения. Общество просто рухнет — экономически, политически, психологически и морально». В статье были обозначены главные меры, призванные обеспечить России «шансы на достойное будущее»: — консолидация российского общества. «Плодотворная, созидательная работа, в которой так нуждается наше Отечество, — отмечал автор, — невозможна в обществе, находящемся в состоянии раскола, внутренне разобщенном». Причем в демократической России «не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое общественное согласие здесь может быть только добровольным»; — укрепление государства. «Ключ к возрождению и подъему России находится сегодня в государственно-политической сфере. Россия нуждается в сильной государственной власти и должна иметь ее». При этом В. В. Путин со всей определенностью подчеркнул: «Сильная государственная власть в России — это демократическое, правовое, дееспособное федеративное государство»; — значительное повышение эффективности экономики, проведение результативной социальной политики, нацеленной на борьбу с бедностью, обеспечение устойчивого роста благосостояния населения; — твердая линия правительства на усиление, несмотря на все трудности, государственной поддержки науки, образования, культуры, здравоохранения, поскольку «страна, где люди нездоровы физически и психически, малообразованны и невежественны, никогда не поднимется на вершины мировой цивилизации». Основные положения статьи вошли в предвыборную платформу В. В. Путина. Помимо него, в избирательной кампании, стартовавшей в феврале 2000 г., участвовало еще десять политиков. Среди них лидеры влиятельных партий и политических движений: Г. А. Зюганов, Г. А. Явлинский, В. В. Жириновский, взгляды которых были хорошо известны гражданам России. Свои кандидатуры выдвинули также представители небольших избирательных блоков центристского и левого толка. Выборы нового Президента Российской Федерации в полном соответствии с Конституцией прошли 26 марта 2000 г. Уже в первом туре убедительную победу одержал В. В. Путин, получивший более 52% голосов избирателей. Вскоре по предложению Президента РФ Государственная дума утвердила на посту главы Правительства М. М. Касьянова. УКРЕПЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. К 2000 г. Российская Федерация приобрела ряд признаков, присущих, по мнению Президента, «не федеральному, а децентрализованному государству». И это было неизбежным следствием слабости центра, его недостаточной возможности влиять на развитие в общегосударственных интересах социально-политических процессов в регионах. В этих условиях региональные лидеры, исходя из неотложных местных интересов и потребностей, успели присвоить немалую часть федеральных полномочий. Некоторые республики практически все эти годы продолжали не платить налоги в общегосударственный бюджет. Более четверти законодательных актов разных субъектов РФ расходились с ее Конституцией, а подчас прямо противоречили ей. Так, например, Татарстан и Башкортостан продекларировали в своих конституциях установление ассоциированных, т. е. конфедеративных, отношений с Россией. Республика Тува оставила за собой право на выход из состава РФ. Республики Саха (Якутия) и Коми провозгласили верховенство своих законов над общефедеральными. В мае 2000 г. указом Президента РФ на всей территории России было создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Каждый из них объединял несколько субъектов Федерации (республик, краев, областей). Но сами по себе округа не являлись новыми административно-территориальными единицами, тем более субъектами РФ. На их глав — полномочных представителей Президента — возлагались вполне конкретные обязанности: не подменять местные органы власти, а координировать их деятельность на базе общероссийского законодательства, добиваться исполнения Конституции РФ во всей ее полноте в субъектах Федерации. Первые положительные сдвиги были достигнуты уже к весне 2001 г., когда три четверти расходящихся с Конституцией РФ региональных законов и указов были приведены в соответствие с ее нормами. Президент одновременно с созданием новой «вертикали власти» приступил к изменению самого принципа формирования верхней палаты Федерального собрания — Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты и губернаторы) и законодательных собраний субъектов РФ. С 2000 г. места руководителей республик, краев и областей стали занимать их представители, работавшие в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены СФ вошли в состав созданного вскоре Государственного совета — нового совещательного органа при Президенте Российской Федерации. После долгих лет дискуссий в декабре 2000 г. по предложению Президента РФ В. В. Путина Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в виде двуглавого орла, флаг с тремя горизонтальными полосами белого, синего и красного цвета. За Вооруженными силами РФ сохранялись красные знамена советской поры. Возвращалась и музыка бывшего гимна СССР — теперь уже с новыми торжественными словами. Такое сочетание символики было призвано объединить три эпохи истории России (дореволюционную, советскую и постсоветскую, современную), примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны. Органической и важной частью мер по укреплению государства послужил новый импульс к реформе в Вооруженных силах РФ. В соответствии с «планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001 г.) предусматривалось: рост их финансирования при сокращении личного состава, оснащение войск современной боевой техникой. Ставилась и еще одна важная задача — к 2010 г. снизить до минимума призыв на обязательную воинскую службу молодежи. К тому времени армия должна стать профессиональной, т. е. комплектоваться на добровольной основе с заключением контракта. Решения нового руководства России, направленные на повышение боеготовности Вооруженных сил, были особенно актуальны в условиях, когда продолжалась антитеррористическая операция в Чеченской Республике. К середине 2000 г. федеральные войска разгромили большую часть организованных боевых формирований сепаратистов и взяли под свой контроль практически все города и села Чечни. Начался новый этап операции. Основная часть воинских подразделений была выведена с территории республики, и власть там перешла от военных комендатур к созданной по указу Президента РФ гражданской Администрации Чечни и ее органам на местах. Их возглавили чеченцы, которые остро ощущали настроения своего народа, изнемогавшего из-за навязанного во многом извне (силами международного терроризма) противостояния с Россией. Началась огромная, с привлечением всех возможностей государства работа по возрождению из руин и пепла экономики и культуры республики. Задача по ликвидации остатков боевиков, взявших на вооружение тактику диверсионно-террористической борьбы, была возложена на спецслужбы РФ. В марте 2003 г. в Чечне прошел референдум, одобривший новую Конституцию республики как равноправного субъекта Российской Федерации. Вскоре состоялись выборы законного Президента Чечни.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |