Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В чем же заключались национальные интересы Рос­сии в их внешнеполитическом преломлении?




На нынешнем этапе истории страны российская дип­ломатия призвана в первую очередь отвечать жизненным интересам внутреннего развития. В их числе: обеспече­ние надежной безопасности, создание благоприятных условий для устойчивого экономического роста, повыше­ния жизненного уровня населения, укрепления единства и целостности страны, основ ее конституционного поряд­ка, консолидации общества, защиты прав граждан и со­отечественников за рубежом.

Внешняя политика должна быть сбалансированной. Исторический опыт убедительно доказал ошибочность попыток противопоставить друг другу различные геогра­фические направления внешнеполитических усилий Рос­сии. Уже само ее уникальное геополитическое положе­ние как крупнейшей евразийской державы диктует необходимость в равной мере расширять сотрудничество со странами Запада, Востока и Юга.

Для России важно добиваться на мировой арене фор­мирования многополярной системы международных от­ношений, реально отражающей многоликость современ­ного мира с разнообразием его интересов. Эта задача приобрела исключительную важность и актуальность в ситуации, возникшей после распада Советского Союза и крушения так называемого «биполярного мира» (его си­ловую ось все послевоенные десятилетия составляло гло­бальное соперничество двух сверхдержав — США и СССР). Тогда практически сразу четко обозначилась тенденция к созданию однополярной структуры миропо­рядка при экономическом, политическом и военном до­минировании США. При решении важных вопросов международной безопасности ставка все чаще делалась на западные структуры (НАТО и др.), на ослабление роли Совета Безопасности ООН. Такая стратегия одно­сторонних действий способна была дестабилизировать международную обстановку, провоцировать межгосудар­ственные противоречия, национальную и религиозную рознь.

Идее многополярности соответствует и такой принцип международной безопасности, как взаимный учет и со­гласование национальных интересов. Центральное место в его реализации, безусловно, принадлежит Организации Объединенных Наций. При этом Россия исходит из того, что только Совет Безопасности ООН правомочен санкцио­нировать применение силы для принуждения к миру правящих кругов тех стран, политика которых расходит­ся с общепринятыми в мире нормами и правилами.

Эти базовые принципы и установки легли в основу но­вой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной в июне 2000 г. Президентом РФ В. В. Путиным.

Отношения с традиционными внешнеполитическими партнерами. Еще в июле 1991 г. между СССР и США был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1). Но после распада СССР вступление в силу этого договора оказалось невоз­можным, так как суверенных обладателей такого вида вооружений стало больше. Ядерное оружие осталось, по­мимо России, на территории новых независимых госу­дарств: Украины, Белоруссии и Казахстана. Договор не­обходимо было преобразовать в многосторонний. В мае 1993 г. президенты Украины, Белоруссии и Казахстана подписали протокол, где гарантировали ликвидацию ядерного оружия на своей территории. Вскоре после это­го договор ОСНВ-1 был ратифицирован. Важным событи­ем явилось продолжение вывода контингентов бывшей Советской армии из стран Центральной и Восточной Ев­ропы, включая страны Балтии. В основном эта операция завершилась летом 1994 г.



В январе 1993 г. в Москве президенты России и США подписали Договор ОСНВ-2. К 2003 г. предусматривалось сократить ядерный потенциал сторон на две трети по сравнению с уровнем, зафиксированным соглашением по ОСНВ-1. Полному уничтожению подлежали тяжелые ра­кеты наземного базирования с разделяющимися боего­ловками, которые в России (в отличие от США) состав­ляют основу боевой мощи Вооруженных сил. Договор не был ратифицирован Верховным Советом. Не торопилась с его принятием и Государственная дума.

Крупным шагом на пути к безъядерному миру стал подписанный в сентябре 1996 г. при участии России До­говор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Он явился логическим завершением Московского договора 1963 г. о запрещении ядерных испытаний в трех средах и договора 1968 г. о нераспространении ядерного оружия.

Президент Б. Н. Ельцин стал участвовать в заседани­ях глав семи ведущих стран мира (США, Канады, Ве­ликобритании, Германии, Франции, Италии, Японии). Летом 1996 г. было объявлено о превращении «Группы семи» в «Группу восьми» с участием России. В янва­ре 1996 г. Российская Федерация была принята в Совет Европы, что явилось признанием миролюбивого курса нашей страны в международных делах и усилий по преобразованию общества на демократических началах.

Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада — Организацией Североатлантического договора (НАТО). В июне 1994 г. Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО, а через три года подписала новый масштабный документ — «Основополагающий акт» о взаимных от­ношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. В нем стороны брали обязательства «об отказе от применения силы или угрозы силой друг против друга или против любого другого государства любым образом, противоречащим Уставу ООН». Не менее важным было и обещание НАТО не размещать на территории новых го­сударств — участников блока ядерного оружия (к 2004 г. в этот блок вступило 7 бывших соцстран и 3 бывшие со­ветские республики — Латвия, Литва, Эстония).

Однако последующее развитие событий стало вызы­вать у России беспокойство. Новая стратегия, вскоре взятая на вооружение НАТО, предусматривала расшире­ние сферы его деятельности за пределы, установленные Североатлантическим договором 1948 г., и допускала применение силы без санкции Совета Безопасности ООН, т. е. в нарушение принципов международного права.

Своего рода полигоном для отработки новой доктрины стало вооруженное вмешательство НАТО весной 1999 г. во внутренние дела Югославии, что вызвало острейший кризис с момента окон­чания «холодной войны» и нарушило стабильность в мире. Рос­сия осудила боевые действия НАТО в центре Европы. Не встре­тили они одобрения и во многих других странах.

Заметное напряжение в конце 90-х гг. проявилось и в отношениях России с США. Причиной этому стало наме­рение Вашингтона создать национальную систему проти­воракетной обороны, запрещенную Договором по ПРО 1972 г. По мнению российского руководства, нарушение этого Договора было недопустимо, ибо он признан в ми­ре в качестве краеугольного камня стратегической ста­бильности.

Новое руководство России во главе с В. В. Путиным начало свою внешнеполитическую деятельность с при­нятия ряда мер, направленных на активизацию процес­са сокращения стратегических наступательных вооруже­ний и улучшения атмосферы доверия в мире. В апреле 2000 г. был ратифицирован Договор ОСНВ-2. Россия вы­разила готовность к скорейшему началу работы по под­готовке Договора ОСНВ-3 с целью дальнейшего сокраще­ния ядерного оружия.

Президент РФ В. В. Путин неоднократно призывал мировое сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом. Трагические события в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемир­ного торгового центра в Нью-Йорке и Военного ведомст­ва в Вашингтоне, подтвердили правоту российского Пре­зидента. Россия присоединилась к усилиям США и других стран мира по подготовке и проведению контр­террористической операции в Афганистане. Не возража­ла Москва и против размещения военных баз США в трех странах СНГ: Киргизии, Таджикистане и Узбекис­тане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отноше­ния России с НАТО.

В ноябре 2001 г. Президент РФ нанес официальный визит в США. Его важным результатом стала предвари­тельная договоренность о новом взаимном сокращении числа ядерных боеголовок до уровня 2 тыс. единиц у каждой стороны. В мае 2002 г. последовал ответный ви­зит Президента США Дж. Буша в Москву, в ходе кото­рого эта договоренность была закреплена в форме юри­дически обязывающего договора. Его подписанию не помешало решение американского руководства (январь 2002 г.) в одностороннем порядке прекратить действие Договора по ПРО 1972 г.

С 2003 г. США совместно с большинством госу­дарств — членов НАТО приступили к подготовке военной операции против Ирака, обвиняя диктаторский режим С. Хусейна в производстве и накоплении химического оружия. Россия, Германия и Франция выступили против силового решения этой проблемы. Однако в марте 2003 г. начались боевые действия на территории Ирака. Хусейн был отстранен от власти и арестован. Химического ору­жия в Ираке натовские войска так и не нашли.

В феврале 2005 г. в Братиславе (Словакия) и в сентябре 2006 г. в Москве состоялись новые встречи в верхах. Президенты В. В. Путин и Дж. Буш обсудили вопросы о вступлении РФ во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также о согласованной политике в области энергетики и ядерной безопасности.

Помимо отношений с США, другим приоритетом рос­сийской дипломатии было упрочение всесторонних свя­зей с Европейским союзом (ЕС). Прошла серия плодо­творных встреч на высшем уровне Президента РФ и западноевропейских лидеров: в октябре 2000 г. в Пари­же, в марте 2001 г. в Стокгольме и в октябре того же года в Брюсселе — штаб-квартире ЕС. Участники этой встречи приняли решение разработать концепцию обще­го европейского экономического пространства, подписали заявление о совместной борьбе с терроризмом. Вновь гла­вы государств ЕС и России собрались в ноябре 2004 г. в Гааге (Нидерланды). Там были подведены итоги совмест­ной работы и обсуждены перспективы дальнейшего со­трудничества в условиях включения в ЕС ближайших соседей России (Венгрии, Польши, Словакии, Чехии, Латвии, Литвы, Эстонии).

Регулярно проходили заседания «Группы восьми». В июне 2004 г. в центре внимания оказались проблемы борьбы с бедностью, нераспространения ядерных матери­алов с целью их использования в боевых зарядах. Уча­стники встречи учредили Глобальный центр по разработ­ке вакцины против неизлечимой болезни — вируса иммунодефицита человека. В июле 2006 г. лидеры «вось­мерки» впервые собрались на территории России — в Санкт-Петербурге. По предложению В. В. Путина там были обсуждены три важные темы: глобальная энергети­ческая безопасность, борьба с инфекционными заболева­ниями и развитие мировой системы образования.

Не ослабляя усилий на западном направлении, отече­ственная дипломатия с середины 90-х гг. много больше внимания уделяла отношениям России со странами араб­ского мира, Азиатско-Тихоокеанского региона, Африки, Латинской Америки.

Интенсивно развивались многогранные связи России с Китаем. К декабрю 1997 г. было завершено разграниче­ние спорных участков российско-китайской государст­венной границы на ее восточном участке протяженнос­тью около 4300 км. В том же году в Москве принимается совместная декларация, где две великие державы высту­пили за многополярный мир. В 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор «О добрососедст­ве, дружбе и сотрудничестве», а в октябре 2004 г. — кон­кретный план действий по его реализации.

Заметные позитивные сдвиги произошли в сфере эко­номического, культурного и гуманитарного сотрудниче­ства с Японией. В ноябре 1998 г. состоялся первый за последнюю четверть века визит премьер-министра этой страны в Москву. В принятой декларации стороны заявили о своей готовности к «долгосрочному созидатель­ному партнерству». В 1998 г. Россия вступила в между­народную организацию «Азиатско-Тихоокеанское эконо­мическое сотрудничество», что давало ей значительные преимущества в торговле с государствами этого огромно­го региона. Укрепляются традиционно дружественные отношения России с Индией — великой азиатской держа­вой. Осенью 2000 г. в Дели была принята российско-ин­дийская Декларация о стратегическом партнерстве, до­полненная по итогам визита В. В. Путина в Индию в декабре 2004 г.

Плодотворные переговоры о сотрудничестве в разных областях были проведены Президентом РФ В. В. Пути­ным во время поездок в 2000—2005 гг. в Бразилию, Вьетнам, Монголию, Португалию, Северную и Южную Корею, Турцию, Чили, Японию, на Кубу, а также на встречах с лидерами влиятельных Азиатско-Тихоокеан­ских региональных форумов.

Россия и страны ближнего зарубежья. Ключевая важ­ность проблем отношений с этими странами определяет­ся новым геополитическим положением России.

После распада Советского Союза европейская часть Российской Федерации превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ Российская Федерация оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки некогда единой совет­ской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались преимущественно на территории новых незави­симых государств.

Уже один этот геополитический фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовы­годное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Только совместными усилиями можно было найти реше­ние и множества других неотложных проблем, вызван­ных к жизни внезапным исчезновением с политической карты мира СССР. Благоприятный фон для поиска этих решений создало то фундаментальное обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик (кроме стран Балтии) вошло в состав Содружества Неза­висимых Государств.

Перед лидерами провозглашенного в декабре 1991 г. Содружества стояли три важнейшие задачи. Первая — обеспечить условия для мирного цивилизованного по­литического и экономического размежевания бывших союзных республик. Вторая задача заключалась в фор­мировании основ новых межгосударственных отношений на постсоветском пространстве, которые бы учитывали интересы всех участников Содружества, способствовали выбору каждым из них собственной модели политическо­го развития, социально-экономических реформ и госу­дарственного устройства. Третья задача предполагала принятие мер к интеграции государств — членов СНГ с опорой на огромный материальный и духовный потен­циал, накопленный за долгие десятилетия совместной жизни и труда в едином государстве.

Уже в 1992 г. был принят Устав СНГ, учреждены цен­тральные органы, координирующие и направляющие его деятельность: Совет глав государств СНГ и Совет глав их правительств. С 1993 г. стал действовать Исполнитель­ный секретариат СНГ — своего рода штаб-квартира Содружества (позднее он был преобразован в Исполни­тельный комитет с более широкими полномочиями). Ре­гулярно созывалась Парламентская ассамблея, объеди­нившая представителей высших законодательных органов стран СНГ.

Оперативно принятые в рамках Содружества решения в некоторой степени облегчили для многих людей жиз­ненные тяготы государственного размежевания еще не­давно единой страны. В их числе: договоренности по без­визовому режиму перемещения граждан, по почтовой связи, полетам воздушных судов и движению желез­нодорожных поездов, по признанию дипломов и сви­детельств об образовании, трудовом стаже, пенсиям и др.

В основном завершился раздел между новыми суве­ренными государствами Вооруженных сил бывшего СССР с сохранением статуса ядерной державы только за Рос­сийской Федерацией. Весной 1992 г. в Ташкенте шестью странами СНГ (Россией, Арменией, Казахстаном, Таджи­кистаном, Туркменией, Узбекистаном) был заключен До­говор о коллективной безопасности. На его базе был со­здан Совет коллективной безопасности и разработан ме­ханизм мирного урегулирования конфликтов внутри СНГ. С помощью российских войск были погашены оча­ги острого вооруженного противоборства в Молдавии, Азербайджане, Грузии и Таджикистане.

Насущные заботы о формировании суверенной госу­дарственности, обустройстве границ, ликвидации воен­ных конфликтов в разных концах распавшейся державы оттеснили на второй план вопросы сохранения и укреп­ления экономических связей, издавна объединявших территории вновь образованных государств СНГ. Между тем эти вопросы объективно выдвинулись в число наибо­лее актуальных.

К 1992 г. зависимость бывших союзных республик от взаим­ных поставок готовой продукции и сырья достигала в среднем 50% и лишь для России, унаследовавшей от СССР две трети про­мышленного потенциала и более половины сельскохозяйственных угодий, составляла 18%. Разрушение единого, складывающегося десятилетиями народно-хозяйственного комплекса серьезно усу­губило экономический кризис во всех государствах СНГ. Начав­шиеся там рыночные реформы, которые осуществлялись в разном темпе и имели порой совершенно различное содержание, также не способствовали экономическому сближению стран Содру­жества.

Осознание необходимости формирования общего эко­номического пространства, установления всесторонних связей в хозяйственной сфере привело в сентябре 1993 г. к подписанию договора о создании Экономического сою­за девятью из двенадцати государств Содружества. Не­сколько позже его полноправными участниками стали Грузия и Туркменистан, а Украина присоединилась к со­юзу в качестве ассоциированного члена.

В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европей­ского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В январе следующего года был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казах­стана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим пе­ремещения товаров и капиталов через государственные границы. Были образованы и десятки других межгосу­дарственных отраслевых органов, в том числе Комитет по научно-технологическому развитию, который поддер­жал совместные исследования ученых стран СНГ.

В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Кир­гизия подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к не­му присоединился Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, кото­рый в октябре 2000 г. был преобразован в полноценную международную организацию — Евразийское экономиче­ское сообщество.





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 134; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.218.214
Генерация страницы за: 0.01 сек.