Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития методов обучения рисованию в зарубежных странах




Как учить?

Чему учить?

Зачем учить?

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК ОТРАСЛЬ ПЕДАГОГИКИ

Педагогика – наука о воспитании человека; раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания и его роль в жизни общества и развитии личности.

Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение.

В структуру педагогики входят такие научные дисциплины:

· Общая педагогика; теория воспитания; теория обучения; теория управления; дефектология; история педагогики; сравнительная педагогика; возрастная педагогика; методика обучения и воспитания (частные дидактики) – научные дисциплины, исследующие закономерности, формы, методы и средства преподавания и изучения конкретных учебных предметов, организации учебной воспитательной деятельности.

Среди частных дидактик выделяют и методику преподавания изобразительного искусства.

Методика как предмет изучения рассматривает особенности работы педагога с учениками. Важное значение имеют содержание образования, его цели и задачи, отраженные в программах, планирование материала, принципы и способы обучения.

Под словом методика понимают совокупность рациональных (эффективных) приемов обучения и воспитания. Это специальный раздел педагогики, который изучает правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Методика может быть ОБЩЕЙ, рассматривающей способы и приемы обучения, присущие всем предметам, и ЧАСТНОЙ, имеющей в виду способы обучения, применимые какие-нибудь одному учебному предмету.

Методика предмета дает ответы на вопросы:

Методика преподавания изобразительного искусства – это педагогическая наука о принципах, методах и методических приемах обучения учеников, систематизации знаний и умений по изобразительному искусству.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука исследует процесс обучения изобразительному искусству, раскрывает закономерности усвоения учениками разных сторон изобразительного искусства, определяет и мотивирует средства передачи знаний ученикам.

Предметом методики является процесс обучения изобразительному искусству, совокупность методов обучения изобразительному искусству.

Задания методики преподавания изобразительного искусства:

1. Определение цели и заданий изучения изобразительного искусства;

2. Определение содержания обучения;

3. Разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков, их применение;

4. Определение критериев оценивания, методов контроля.

Значение методики: Уровень владения методикой – показатель профессиональной компетенции учителя.

Источники методики:

· школьная практика;

· опыт лучших учителей изобразительного искусства (СШ № 60 – Войтенко Н.Р.);

· методическое наследие (Ушинский, Ващенко, Неменский, Кузин, Разумный)

Методика основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики, искусствознания. Связь методики с психологией – 70 % учеников имеют зрительную память. Психологические процессы восприятия учебного материала.

Методы исследования – это приемы, процедуры, операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений из педагогической действительности. Методы педагогического исследования необходимы для применения во время педагогических практик.

Различают следующие методы педагогического исследования:

· метод наблюдений (за работой учеников);

· изучения, анализа, обобщения опыта;

· метод индивидуальных бесед с учениками и учителями;

· анкетный метод;

· статистический метод (показывает в количественном отношении динамику развития);

· эксперимент: констатирующий, учебный, контрольный;

· изучение методического наследия.

Методика преподавания изобразительного искусства как наука теоретически обобщает практический опыт работы, стимулирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает для их внедрения.

В процессе преподавания у каждого педагога складывается своя методика работы, но она должна строиться в соответствии с общими целями и задачами современного преподавания изобразительного искусства, которые были разработаны не сразу, до этого методика прошла сложный путь развития. Методы преподавания менялись в результате борьбы взглядов, идей, смены художественных направления, принципов и подходов к обучению.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «педагогика». Поясните, как методика связана с педагогикой.

2. Сформулируйте понятие «методики», определите виды методики.

3. Дайте определение понятию «методика преподавания изобразительного искусства». Определите ее предмет и задачи.

4. Определите значение и источники методики. Назовите методы педагогического исследования.

Эпоха Особенности развития методики ИЗО
Античность: Древний Египет Древняя Греция Древний Рим - рисование как предмет в школах; - следование канону; - заучивание схем, копирование изображений.
- метод научного понимания искусства; - метод обучения рисованию с натуры; - Памфил, Мелантий, Поликлет; - Сикионская, Эфесская, Фиванская школы живописи.
- копирование образцов; - повторение приемов работы греческих художников.
Средневековье = отвергнуты принципы построения изображения на плоскости, методы обучения; = застой в методах обучения рисованию.
Возрождение + разработана теория изобразительных искусств, методы обучения рисованию; - метод рисования с натуры; - метод рисования с натуры при помощи завесы (Альберти, Дюрер); - метод рисования по памяти (Леонардо да Винчи); - метод обобщения формы (Дюрер); + не ставили цель разработать систему обучения и воспитания.
Просвещение (ХУІІ – ХУІІІ в.в.) ♫ академическая система обучения (появление академий художеств, художественных школ); ♫ теория научного обоснования методики обучения; ♫ схоластика – «Фигуру рисовали такой, какая она должна быть, а не такой, какая она есть»; ♫ новая идея – занятия рисования полезны для всех; ♫ Я.А.Коменский – «Великая дедактика», глава 12 «Метод искусств»; ♫ Дж.Локк «Мысли о воспитании»; ♫ Ж.Ж.Руссо «Эмиль, или о воспитании» (метод рисования с натуры); ♫ Й.В.Гете – научная основа рисования; ♫ рисование не вводили в курс учебных предметов.
ХІХ в. ☺ рисование входит в круг школьных занятий по инициативе Й.Г.Песталоцци (отец школьной методики) – «Рисование должно предшествовать письму», «Как Гертруда учит своих детей» - метод рисования с натуры; ☺ И.Шмидт – «Элементы рисования по идеям Песталоцци» - метод рисования по памяти, метод рисования с натуры; ☺ Петр Шмид (1809 – Берлин). – геометральный метод рисования (использование геометрических моделей); ☺ братья Дюпюи (1835 – Париж) – методика обучения рисованию по специальным моделям; ☺ Гальяр (1844) – «Полный курс начального рисования от руки и с помощью инструментов»: метод рисования с натуры при помощи специальных моделей.
Конец ХІХ в. ♥ геометральный метод рисования (превратили в копировальный метод, использовали стигмографическое рисование); ♥ натуральный; ♥ период изучения творчества детей, художники подражают детям – примитив; ♥ рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение; Ф.Кульман «Новые пути преподавания рисования». К.Риччи «Дети-художники»; ♥ свобода детского творчества; ♥ Г.Кершенштейнер – противник геометрального метода (рассматривал процесс свободного выражения ребенком своего «я» - биогенетическая теория; ♥ Дж.Дьюи, А.Бакушинский – идея «свободного воспитания», отстранения учителя.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2014; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.