КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сказки хх века 2 страница
Не менее забавные истории происходят и в современной Белоруссии. Там кое-кому не понравилось быть... белорусами, и они объявили себя литвинами. Нет, не литовцами, а литвинами. Будто бы между этими двумя терминами еще с X века была большая разница. Литвины — это славяне, а литовцы — современные этнические литовцы. А цари и комиссары приказали историкам молчать, и разница исчезла. Тем не менее, движение «литвинов» в Белоруссии ширится. При этом возникают различные течения. Так, некоторые считают литвинами всех этнических белорусов, зато другие полагают, что «литвины» проживают лишь в западных областях Белоруссии, а на востоке живут замаскированные москали, а главный атаман у них — батька Лукашенко. Эти лица слово «белорус» воспринимают не иначе как «неполноценный рус». В 2000 г. в городке Новогрудке 25 «литвинских комиссаров» в местной пивной подписали «Акт объявления существования лит-винской нации»217. «Комиссары» решили создать литвинский язык, естественно, с использованием латиницы, а не кириллицы, и требовать национальной независимости Литвинского государства. вместо заключения Историки создали весьма устойчивые и живучие системы исторических штампов. Штамп первый: единое и процветающее Киевское государство. Штамп второй: распад Киевского государства на удельные княжества привел к упадку военной и экономической мощи Руси, которая не смогла из-за этого противостоять та-таро-монгольскому нашествию. Далее вся отечественная история сводилась к истории Великого княжества Владимирского, а затем — к истории Московского государства. А о западных и южных русских княжествах говорилось мало и невнятно, мол, воспользовавшись татарским разорением, их захватили польско-литовские феодалы. На самом деле Киевская Русь никогда не была унитарным государством, а лишь государственным образованием, которым управляли князья Рюриковичи. Раздел Киевского государства на удельные княжества не привел к ослаблению Руси в целом. Кстати, татаро-монголы с куда большим успехом разгромили несколько больших централизованных государств Азии. К 1238 г. на Руси имелся великий князь, которому формально подчинялись все князья Рюриковичи. Замечу, что в таком же состоянии феодальной раздробленности в то время находились и большинство других государств Европы от Польши до Франции. Риторический вопрос, имел ли французский король Людовик IX большую власть над страной, чем великий князь Юрий Всеволодович на Руси? Татарское нашествие разорвало связи между Владимиро-Суз-дальскими землями и Юго-Западной Русью. Образовавшийся вакуум силы заняли Великое княжество Литовское и Королевство Галицкое. Присоединение Киевской земли и Черниговского княжества к Великому княжеству Литовскому прошло сравнительно мирно. Еще раз повторю: «Победила не Литва, а ее название». Литва дала название новому большому русскому государству, точно так же, как викинги-норманны дали название большой французской провинции. Советские историки не смогли выговорить очевидной вещи: дикая этническая Литва не имела ни культуры, ни религии, которые могли быть восприняты Западной и Южной Русью. В результате не русские земли облитовились (как видим, это слово даже не выговаривается), а этническая Литва в значительной степени обрусела и приняла православие. Со времени унии Ягайло (1385 г.) началась полонизация части литовских князей и этнического литовского боярства. Православная церковь, часть князей Гедеминовичей, князья Рюриковичи и русское боярство противодействовали этому процессу. Опираясь на них, великие князья литовские Витовт, а затем Свид-ригайло пытались создать полностью независимое от Польши русско-литовское государство (королевство) с независимой как от Рима, так и от Москвы церковью. Официальным языком нового государства, естественно, должен был стать язык Великого княжества Литовского, то есть русский. Однако обе попытки по ряду объективных и субъективных причин закончились неудачно. И в ходе последующих уний Великое княжество Литовское продолжало медленно полонизироваться. Краковские короли лоскутного польско-литовского государства, чтобы удержать престол, отчаянно маневрировали между требованиями князей, шляхты и церковных иерархов, как католиков, так, православных и протестантов. Чтобы удержать их в повиновении, короли направо и налево раздавали привилеи, благодаря чему церковные и светские феодалы стали полунезависимыми князьками в своих владениях. Люблинская уния 1569 г. и создание Речи Посполитой кладет конец существованию полунезависимого русско-литовского государства. Отделение Киевской земли от Литвы приводит к разнице в укладе жизни и степени полонизации Малой и Белой Руси. А это, в свою очередь, ведет к появлению украинской и белорусской народностей. Появление шведа Сигизмунда III Вазы на польском престоле открывает новый этап в истории Польши и Литовской Руси. Уже в начале своего царствования Сигизмунд ухитрился поссорить поляков с двумя самыми сильными своими соседями — Шведским королевством и Московским царством. Брестская уния сде- лала католическое и православное духовенство из конкурентов смертельными врагами. Естественной реакцией на вторжение в Киевскую землю польских феодалов и католического духовенства стали казацкие войны. Таким образом, именно политика Сигизмунда Вазы определила направление дальнейшей истории Речи Посиолитой, которое привело ее к бесславному концу. Разумеется, все это было сделано не без помощи гонористых панов, которые ради своих амбиций пять последующих веков заливали кровью Польшу и соседние страны и сделали свою страну постоянной головной болью всей Европы.
ПРИМЕЧАНИЯ 1 Официальное разделение церквей на православную и католическую произошло в 1054 г., однако фактический раскол был уже в IX в. Для удобства читателя здесь и далее я буду именовать западным духовенством клир, подчиняющийся римскому папе, и, соответственно, восточным духовенством — пастырей, подчиняющихся константинопольскому патриарху. 2 Кирилл к этому времени уже умер (в 869 г.). 3 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М., Издательство социально-экономической литературы, 1959. Книга I. С. 191. 4 В данной монографии здесь и далее автор будет называть население стран так, как оно называлось в документах того времени. 5 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. КнигаI. С. 193-194. 6 Из-за скудности и противоречивости источников X —XI вв. историкам приходится иногда реконструировать события и ориентировочно указывать даты. 7 Успенский Ф.И. Первые славянские монархии на северо-западе, СПб, 1872. С. 257. 8 Голубовский П. Печенеги, торки и половцы до нашествия татар. История южно-русских степей IX —XIII вв. Киев, 1884. С.175. 9 Существует версия, что Святополк был не сыном Владимира, а племянником, сыном убитого им брата Ярополка. Однако достоверных подтверждений этой версии нет. 10 Подробнее см. Широкорад А.Б. Северные войны России. Москва — Минск, АСТ — Харвест, 2001. С. 25 — 35. 11 Так он именовался в «Саге об Эймунде». 12 Тут стоит отметить любопытную деталь: здесь и далее русские и поляки ругаются и мирятся, понимая друг друга без переводчиков, что служит достоверным доказательством крайней близости древних русского и польского языков. 13 Река к югу от Киева. 14 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга I. С. 369. 15 Четвертый Болеславич, Генрих, к тому времени умер. 16 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга!. С. 582. 17 Даниил Романович (1201 — 1264). Первая жена Анна, дочь Мстислава Мстиславича Удалого; вторая жена сестра литовского князя Товтивила. 18 Василько Романович (1203 — 1269). Женат на Елене, дочери великого князя владимирского Юрия Всеволодовича. Вторая жена тоже Елена, дочь краковского князя Лешко Белого. 19 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга I. С. 587. 20 Ростислав Роголодович — сын хорошо известного по летописям князя Роголода Всеславича, правившего Полоцком в XII в. 21 Сейчас это село Гончары Гродненской области. 22 Возможно, это современный г. Шауляй, но историки называют еще два места, где могла быть битва. 23 Михаил Хоробрит (Храбрый) — третий сын великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. 24 Здесь и далее под княжествами я буду подразумевать большие территориальные объединения типа современной области, а под уделами — малое княжество площадью с современный район, князь которого подчинялся князю княжества (извиняюсь за тавтологию, но иначе не получается). 25 Магдебургское право — одна из наиболее известных систем городского права, сложилось в XIII в. в немецком г. Магдебург. Юридически закрепило права и свободы горожан, их право самоуправления. 26 По другим источникам это произошло в конце 1253 г. 27 Грушевский М.С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия, Киев, 1891. С. 478 — 481. 28 Схизматиками католики называли православных. 29 Князь Любарт (1312 —1397) — сын Гедемина, православное имя Федор. Дважды женат: с 1331 г. — на Анне Андреевне, княжне волынской, с 1349 г. — на Агафье Константиновне, княжне Ростовской. 30 Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae, Roma, 1860,1.1, N 776. 5.581. 31 Здесь и далее, говоря о детях царственных особ, автор, следуя принципу древних летописцев и хронистов, в ряде случаев опускает детей, умерших в молодом возрасте и не совершивших поступков, вошедших в историю. 32 С 1939 г. Вильнюс. 33 Скрынников Р.Г. Святители и власти. Ленинград, Лениздат, 1990.С. 8. 34 Сказать «белорусский язык» не будет ошибкой, но точнее назвать «русский», поскольку термина «белорусский язык» тогда не было, да и что, литовские князья, приезжая в Киев, общались с местным населением через переводчиков? Или, как тогда называли, «русская мова». 35 Оболенск находился недалеко от впадения Протвы в Оку. 36 Городок на реке Кистме (Кестме), впадающей в Мологу в 10 верстах ниже Весьегонска. 37 Ныне Переславль-Залесский. 38 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга П. С. 285. 39 В 1375 — 1380 гг. Мамай вел борьбу за престол как с Арап-шахом (Арапшой), так и с Тохтамышем. 40 Коригайло Ольгердович (ум. в 1391 г.). Православное имя Константин, католическое Казимир. 41 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга II. С. 306. 42 Каштелян — второе лицо в воеводстве, он ведал в основном военными делами. 43 Воронач (Вороноч, Воронич) расположен на левом южном берегу р, Сороти в 4 км выше ее впадения в реку Великую. Маленькая крепость с земляным валом и деревянным тыном находилась в 2-х км от будущего имения А. С. Пушкина Михайловс-кое. Впервые в русско-литовских войнах крепость Воронач упоминается в 1348 г., когда она была осаждена литовским князем Андреем Ольгердовичем. 44 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга П. С. 376-377. 45 Обещал помощь в улаживании споров с вассалами Твери. 46 На территории современной Тульской области. 47 г. Галич в Костромской области (не путать с Галичем — столицей Галицко-Волынского княжества, в советское время в Ива-но-Франковской области на Украине). 48 Владислав — католическое имя Ягайло. 49 Эта цифра приведена в хронике Быховца, что, видимо, преувеличение. 50 По-литовски Домантас. 51 Воинские повести древней Руси / Составитель Н.В. По-нырко, Ленинград, Лениздат, 1985. С. 141 — 142. 52 Князь Юрий Андреевич, сын Андрея Ярославича, племянник Александра Невского был в то время служилым новгородским князем. 53 Раковор — по-немецки Везенберг, по-чухонски Раквере. 54 Насад — небольшое гребное судно с одной мачтой и прямым парусом. 55 Воинские повести древней Руси. С. 143. 56 Там же. С. 143-144. 57 К 1914 г. меч все еще находился в соборе. 58 Вся родня Дмитрия разбежалась: двоюродный брат Владимир Андреевич убежал в Волоколамск, его жена и мать — в Торжок, Евдокия, жена Донского с детьми побежала за мужем в Кострому. Бежало и духовное сословие — Герасим, владыка Коломенский убежал аж в Новгород, а митрополит Киприан оказался в Твери, за что позже на него взъелся великий князь. 59 Воинские повести древней Руси. С. 282. 60 Там же. 61 Там же. С. 282-285. 62 Там же. С. 288. 63 Там же. 64 Там же. 65 Речь идет о ратниках Остея, которые в подавляющем большинстве своем были русскими, а этнических литовцев среди могло вообще не быть. 66 Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). Казань, 2002. С. 282-283. 67 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга П. С. 157. 68 Грушевский М.С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. С. 441. 69 От германского слова «гаунтман» (начальник). 70 Грушевский М.С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия. С. 465. 71 Современная речка Синюха, приток Южного Буга. 72 В некоторых источниках говорится, что в Киеве был еще Владимир Олгердович, но он умер в 1385 г. 73 Следует заметить, что в XII —XVI вв. эти реки были намного полноводнее. Кстати, до 1917 г. пароходы ходили из Киева не только до Смоленска, но и на 100 верст выше по Днепру, за исключением, конечно, периодов засухи. 74 Всеволод Мстиславич — внук смоленского князя Романа Ростиславича, к 1239 г. сидел служилым князем в Пскове. 75 Молодой князь Михаил Ростиславович был троюродным племянником Всеволода Мстиславича. 76 В брак русские княжны обычно вступали в возрасте 12 — 17 лет. 77 Михаил Белозерский — сын Глеба Васильковича и татарской княжны Феодоры Сартаковны. 78 Мифтахов 3.3. Курс лекций по истории татарского народа (1225-1552 гг.). С. 226. 79 По одной (и довольно спорной) версии Андрей — основатель рода князей Вяземских. 80 Горский А.А. Москва и Орда. М., Наука, 2000. С. 18. 81 Борисов Н.С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV века). М., Издательство Московского университета, 1999.С. 324. 82 Полное собрание русских летописей. СПб, 1908. Т. 10. С. 206. 83 Коригайло — литовское языческое имя. Но его носитель успел для начала креститься по православному обряду и получил имя Константин, а затем перешел в католичество и стал Казимиром. Подобно другим Ольгердовичам, он менял веру по ситуации: на Руси он исповедовал православие, приезжая в Польшу, становился католиком, вернувшись в Чернигов, опять становился православным, и т. д. 84 Видимо, отдаленный родственник князей Святое л авичей. 85 Первой женой Витовта была Анна, дочь Святослава Ивановича Смоленского. 86 Иловайский Д.И. Собиратели Руси. М., Чарли, 1996. С. 163. 87 Города Руса, Ладога, Орехов, Копорье, Торжок, Городец и другие. 88 В ряде источников его называют Лев Иванович. 89 В разных источниках она фигурирует как Улита и Юлиа-ния. 90 Маршалок — нечто типа бургомистра города. 91 Хроника Быховца. 92 Шаскольский И.П. Договоры Новгорода с Норвегией, «Исторические записки», № 14. М., 1945; Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории Древнерусского государства. М., 1951,С. 114. 93 Полное собрание русских летописей. Т. II, стлб. 225. 94 Гиппинг А.И. Нева и Ниеншанц, М., Российский Архив, 2003. С. 62. 95 Речка, впадающая в Ладожское озеро меду Пашею и Сясью, современное название реки — Вороновка или Воронега. 96 Хорош католический архиепископ, он не только 9 лет воевал, да еще и жену имел. 97 Например, исследование «Хроники Эрика» в книге Е.А. Рыд-зевской «Древняя Русь и Скандинавия, IX—XIV вв.», М., Наука, 1978. 98 Костомаров Н.И. Русская республика, М., Чарли, 1994. С. 273-274. 99 Костомаров Н.И. Русская республика. С. 279. 100 Вообще говоря, словосочетание Александр Невский впервые появилось в летописи XV века. Даже в «Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», созданной спустя 40 лет после описываемых событий, Александр ни разу не назван Невским. Но, поскольку наш читатель привык к этому словосочетанию, я и далее буду называть князя Александра Ярославовича Невским. 101 Воинские повести древней Руси. С. 91. 102 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. II, 1960. С. 142-143. 103 Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история. Популярный очерк, М., Мысль, 1992. С. 128. Ю4 Точная дата рождения Александра Невского представляет проблемный спор между историками. юз через б часов после восхода солнца (под древнерусскому времени), т.е. в 11 часов утра. 106 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. II. С. 158. 107 Подробной информации о системе дани золотоордынским ханам, к сожалению, нет ни в русских, ни в восточных летописях. Предположительно десятина — это десятая часть хлебного сбора, а тамга — пошлина с коммерческих сделок. 108 Костомаров Н.И. Русская республика. С. 70. 109 Женитьба удельного князя на боярышне — явление довольно редкое для XIII века. 110 Костомаров Н.И. Русская республика. С. 70. 111 Обратим внимание, что если сыновья Ярослава Всеволодовича придерживались горизонтальной системы наследования, то у его внуков преобладала уже вертикальная система, т.е. сын наследовал отцу. 112 Никоновская летопись. 113 Из-за разбойного характера русских князей Новгород был вынужден вообще отказаться от строительства крепостей на своих западных и северных границах. Так, оба берега р. Невы, Карельский перешеек и южный берег Финского залива в X —XIV вв. были новгородской территорией. Там поселения новгородцев перемешались с поселениями чухонцев и ижоры. Но крепостей в этом районе новгородцы принципиально не строили. В крепости должны быть гарнизон и князь. А князь, особенно из рода Ярос-лавичей, обязательно начнет грабить проезжих купцов. Шведы же считали земли, где не было ни крепостей, ни гарнизонов, ничейными и постоянно пытались захватить устье Невы и строили там крепости. Новгородцы сами или с помощью нанятых «низовых» князей вышибали шведов и до основания разрушали построенными ими крепости. Новгородцы считали периодические зачистки Невы от шведов экономически более выгодными, чем иметь там гарнизоны с князьями-рекэтирами. 11/1 Феннел Дж. Кризис средневековой Руси. 1200—1304 гг. М., Прогресс, 1989.С. 191. 115 Подробнее см. Широкорад А.Б. Северные войны России. 116 Костомаров Н.И. Русская республика. С. 77. 117 Дмитрий Донской. Сборник/Автор и составитель Ю.М. Лощиц. М., Новатор, 1996. С. 121 -122. 118 Там же. С. 23-24. 119 Зимин А.А. Витязь на распутье, М., Мысль, 1991. С. 191 — 195. 120 Костомаров Н.И. Русская республика. С. 85. 121 В 1404 г. Роман Федорович получил во владение город Кобрин и стал родоначальником князей Кобринских. 122 Охочая рать — добровольцы, многие из которых были ушкуйниками. 123 «Княже Василие! С тобою свой мир, и с Витовтом ин, и в немци ин» (Новгородская летопись). 124 Город Орлец располагался в верховьях р. Северная Двина, в 20 км от современных Холмогор. Основан в 1342 г. ушкуйниками, которыми командовал Лука Варфоломеевич, сын новгородского посадника Варфоломея Юрьевича. 125 Видимо, речь идет о Иване Владимировиче Бельском, сыне Владимира Ольгердовича. 126 Александр Чарторыский, внук Константина Ольгердовича, некоторое время княжившего в Чернигове. Сын Константина Ольгердовича Василий получил во владение город Чарторыск на реке Стырь на Волыни и стал родоначальником знаменитого рода князей Чарторыских. 127 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. III. С. 17. 128 Там же. 129 Владычный полк — дружина, содержавшаяся на церковные средства и подчиненная непосредственно владыке Фео-филу. 130 В XVIII —XIX веках такой вывод из строя гладкоствольных дульнозарядных орудий назывался «загнать ерша». Как видим, Упадыш и компания действовали грамотно и профессионально. 131 Остаток жизни Марфа Борецкая провела в московских тюрьмах и монастырях. Похоронили ее в Млевско-троицком монастыре на р. Тверца. В настоящее время место захоронения ее утеряно. 132 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. III. С. 33. 133 Иван III не зря собирал компромат на братьев. Андрея Васильевича Большого 19 сентября 1491 г. он обвинит в измене, посадит в темницу и к ноябрю 1493 г. уморит голодом. Вместе с князем Андреем в тюрьму будут заключены и его дети пятнадцатилетний Иван и семилетний Дмитрий. Иван провел в темнице в оковах свыше 30 лет и умер 19 мая 1522 г. в Вологде. Дмитрий просидел в тюрьме в Переяславле 49 (!) лет. 20 декабря 1540 г. боярская дума от имени десятилетнего Ивана IV освободила страдальца, однако через несколько месяцев он скончался. 134 В те времена за рубль можно было купить 200 пудов пшеницы. 135 Я привожу длинную цитату из «Хроники Быховца», надеясь, что читатель оценит колорит текста. 136 Хроника Быховца. 137 Поляки же хвалились, что взяли и разорили Козельск, Верею, Калугу и Можайск. 138 Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 146. 139 Хроника Быховца. 140 Здесь и до конца абзаца в кавычках взяты выражения М.С. Грушевского (Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV столетия, Киев, 1891). 141 Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга II. С. 564. 142 Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV — XV веков. М., Издательство Московского университета, 1986. С. 38-39. 143 Борисов Н.С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV века). С. 120. 144 Борисов Н.С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV века). С. 211. из Ктитором в Византии и на Руси в XIII —XVI вв. называлось лицо, которому разрешалось основывать монастырь. Обычно определенными правами в отношении монастыря пользовались и их потомки. В XVIII —XX вв. ктиторами назывались церковные старосты. 146 Скрынников Р.Г. Святители и власти. С. 6. 147 Там же. С. 8-9. 148 Цит по Борисову Н.С. Политика московских князей (конец XIII — первая половина XIV века). С. 102 149 Скрынников Р.Г. Святители и власти. С. 52. 150 Скрынников Р.Г. Святители и власти. С. 58. 151 Вскоре Анна умерла от «морового поветрия». 152 Витовт в то время был католиком. 153 По одной версии он уходит в монастырь в Молдавии и становится схимником Гавриилом. 154 Зимин А.А. Витязь на распутье. С. 86 — 87. 155 Материалы сайта www.sedmitza.ru // Лекторий. Лекция 11 от 12.07.2002. 156 Материалы сайта www.sedmitza.ru // Лекторий. Лекция 11 от 12.07.2002. 157 Материалы сайта www.sedmitza.ru // Лекторий. Лекция 11 от 12.07.2002. 158 Имеется ввиду территория, где проживали этнические литовцы. 159 Огицкий Д.П. Великий князь Войшелк. Материалы сайта http: / / bratstvoprav. narod. ru. 160 Беднов В. А. Православная церковь в Польше и Литве, Минск, Лучи Софии, 2002. С. 13. 161 Полное собрание русских летописей. Т. II. С. 349. 162 Грушевьский М.С. 1стор1я Украиш-Руси. Кшв — Льв1в, 1907. Т. V. С. 426-427. 163 Беднов В. А. Православная церковь в Польше и Литве. С. 55-56. 164 Тут стоит объяснить сей любопытный казус. Дело в том, что Иван III, боясь очередной усобицы, велел своего сына Ивана (от Марии Тверской) также величать великим князем московским. 7 марта 1490 г. Иван Иванович умер в возрасте 32 лет. Дождавшись 14-летия внука Дмитрия, Иван III торжественно венчал его на царство. И опять на Руси стало два государя. После смерти Ивана III его сын Василий (от Софьи Палеолог) заковал племянника «в железа и поместил в палату тесну», где тот и помер «нужной» смертью. 165 Любопытно, что воевода и боярин Даниил Васильевич Щеня по происхождению был Ольгердовичем. Его прадед Патрикей На-римантович, внук Ольгерда, приехал на службу в Москву в 1408 г. Женат Даниил Щеня был на дочери удельного суздальского князя Ивана Васильевича Горбатого. От Щени пошел род князей Щенятьевых, который пресекся в царствование Ивана Грозного. Внук Патрикея Наримантовича Василий Федорович получил земли на р. Хованке недалеко от Волоколамска. От него пошел знаменитый род князей Хованских. От Патрикея Наримантовича пошли роды князей Голицыных и Куракиных. 166 Малороссийский Стародуб, не путать со Стародубом на Клязьме. 167 Хроника Быховца. 168 Польские и литовские магнаты, подобно удельным князьям X —XIV веков, имевшим свои дружины, также располагали собственными вооруженными силами, не подчинявшимися никому, кроме своего пана. Подобные соединения здесь и далее автор именует «частными армиями». Следует заметить, что отдельные частные армии были многочисленней польской королевской армии. Термин «частная армия», придуман не автором, он встречается в «Военной энциклопедии» в статьях, где говорится о частных армиях феодалов Западной и Центральной Европы. 169 Ян (Иван) Богданович Сапега (ум. в 1546 г.) происходил из брянских бояр, родоначальником рода был его дед Семен Сапега (Сопига) — писарь великого князя литовского Казимира Ягеллончика. 170 Юрий (Еже) Радзивилл (1480—1541 гг.), каштелян вилен-ский, великий гетман литовский. Радзивиллы выводили своё происхождение от древнеримской аристократии. Как будто родоначальник дома Радзивиллов, какой-то Дорсирунг, добрался морем в Литву и основал там поселение Рамнова (Новый Рим). Среди наследников этого рода были и политические, и культовые деятели. Особенно известным сделался Верховный жрец Криво-Кри-вейше. Он крепко полюбил красавицу-литвинку. У них родился сын, которого отец, как жрец, не имел права воспитывать сам. Молодая мать при родах умерла. Кому отдать мальчика на воспитание? Криво-Кривейше придумал хитрый план. К нему часто приезжали князья. Один из них, Наримант, не имел сына-наследника. Он просил у жреца вымолить у Бога Перкунаса ему наследника. Вот это и попробовал использовать Криво-Кривейше. Когда в очередной раз к нему приехал Наримант, который любил охоту, жрец приказал положить маленького сына в колыбель, украсить её цветами и лентами и повесить на высокое дерево. Во время охоты собаки вывели князя и его свиту к загадочному дереву, возле которого никакой дичи не было. Охотники взглянули вверх и увидели среди листьев какой-то предмет. Корзину сняли. Там было великое «чудо» — мальчик, здоровенький и красивый. Криво-Кривейше сказал Нариманту: «Вот тебе Бог Перкунас и послал сына. Расти ребенка, как родного, и во всем слушайся, потому что каждое его слово будет голосом самого Бога». Малыша назвали Лиздейком, что значит по-литовски «найденный в гнезде». Мальчика, который быстро подрастал, почитали, с его советами всегда считались. Однажды к Лиз-дейке за помощью обратился сам великий князь Гедемин. Нужно было объяснить необычный сон, который приснился князю, когда он заночевал в долине Святого Рога: могучий железный волк громко выл на все четыре стороны света. Лиздейка объяснил сон так: на том месте, где ночевал князь, нужно построить большой город Вильно. Именно после этого к имени Лиздейки присоединилось прозвище Радзивилл — от белорусского слова «радзщь» (советовать). Несколько поколений наследников Лиздейки пользовались этим словом как прозвищем, а потом оно стало фамилией могучего рода. Зачинателем этого рода по Несвижской линии был Ян Радзивилл по прозвищу Бородатый. 171 Крепость Воронач (Вороноч, Воронич) расположена на левом южном берегу р. Сороти в 4 км выше ее впадения в реку Великую. Маленькая крепость с земляным валом и деревянным тыном находилась в 2-х км от будущего имения А.С. Пушкина Михайловское. Впервые в русско-литовских войнах крепость Воронач упоминается в 1348 г., когда она была осаждена литовским князем Андреем Ольгердовичем. Крепость Вилье располагалась на горе около озер Иадо и Черное в 28 верстах к северу от Опочки; важный опорный пункт на пути «из варяг в греки».
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |