КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формирование новой конфессиональной реальности в Казахсатне. Съезд мировых традиционных религий в Астане
В настоящее время в Казахстане в мире и согласии проживают представители более 140 этнических и 40 конфессиональных групп. Осознавая возросшую роль религии в обществе, Президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым была выдвинута инициатива проведения форума мировых и традиционных религий в столице республики – городе Астане. По замыслу Главы государства, диалог между лидерами мировых и традиционных религий, построенный на основе доверия и взаимопонимания, откроет широкие перспективы для международного сотрудничества в этой сфере и будет способствовать преодолению таких негативных проявлений нашего времени, как насилие, экстремизм и терроризм. I Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 23-24 сентября 2003 года в Астане. В его работе приняли участие наиболее авторитетные представители ислама, христианства, иудаизма, синтоизма, индуизма и буддизма. Безусловным успехом реализации инициативы Казахстана по проведению межконфессионального форума стали представительный состав и высокий уровень участников Съезда. Диалог религий как концептуальная идея I Съезда и средство разрешения споров был противопоставлен методам насилия и террора в межконфессиональных и межнациональных отношениях. Между участниками Съезда состоялся открытый обмен мнениями о роли религии в современном мире и общечеловеческом характере основных моральных ценностей любой религии. Форум, ставший неординарным и запоминающимся событием, продемонстрировал актуальность и необходимость воплощения идеи сотрудничества и единения представителей различных религий во имя мирной и достойной жизни людей всего мира. Идею Съезда поддержали такие влиятельные политики мира как К.Аннан, Дж.Буш, М.Тэтчер, Цзянь Цземинь, Н.Манделла, Ж.д'Эстен и другие. По итогам форума была принята Декларация, в которой духовные лидеры заявили о совместных действиях по обеспечению мира и прогресса для человечества и сохранению стабильности в обществах, как основы гармоничного мира в будущем. Успех мероприятия был закреплен в Решении I Съезда, проводить межрелигиозный форум на регулярной основе – не реже одного раза в три года. II Съезд лидеров мировых и традиционных религий состоялся 12-13 сентября 2006 года в Астане. Съезд проходил в новом, специально построенном к проведению форума здании «Дворце мира и согласия». Форум прошел под общей тематикой «Религия, общество и международная безопасность» в рамках двух ключевых направлений: «Свобода вероисповедания и уважение последователей других религий» и «Роль религиозных лидеров в укреплении международной безопасности». В работе второго форума приняли участие уже 29 делегаций. В первый день были приняты «Принципы межрелигиозного диалога», где нашли отражение базовые составляющие, которыми руководствовались участники в ходе работы Съезда. По итогам второго Съезда его участники приняли совместную Декларацию, призывающую представителей всех религий и этнических групп к недопущению конфликтов на основе культурных и религиозных различий. В этом документе емко отражена глобальная потребность в замене «идеологии противостояния» на «культуру мира». III Съезд лидеров мировых и традиционных религий, в котором приняли участие уже 77 делегаций из 35 стран Европы, Азии, Ближнего Востока и Америки состоялся 1-2 июля 2009 года в Астане. Главной его темой стала повышение роли духовных лидеров в позитивном решении любых вопросов, в контексте их посильного вклада в обеспечение толерантного мира, основанного на взаимном уважении и сотрудничестве. Новым моментом в проведении Съезда стало также создание секционных заседаний по обсуждению острых проблем, связанных с обеспечением мира, согласия и диалога в современном мире. На III Съезде были выбраны следующие темы для секционных заседаний: 1) Моральные и духовные ценности; 2) Справедливость, мир и безопасность; 3) Окружающая среда и гармония; 4) Диалог и сотрудничество; 5) Солидарность, особенно в период кризисов. Основной целью проведения секционных заседаний стало. По итогам третьего Форума участники приняли совместную Декларацию, в которой призывают общественность постоянно поддерживать и способствовать усилиям религиозных лидеров и организаций для установления истинного межрелигиозного диалога, способствовать поддерживать диалог религий и цивилизаций, направленный на улучшение взаимопонимания и уважения. IV Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 30-31 мая 2012 года в Астане. Главной тематикой IV Съезда стала «Мир и согласие как выбор человечества». В форуме приняло участие 85 делегаций из 40 стран мира. В рамках IV Съезда состоялось первое заседание Совета религиозных лидеров. Целью Совета религиозных лидеров является определение приоритетов и механизмов обеспечения диалога и сотрудничества с другими форумами и международными организациями, работа которых направлена на диалог культур и экономическое взаимодействие. Форум состоял из четырех секционных заседаний: 1) «Роль религиозных лидеров в достижении устойчивого развития». 2) «Религия и мультикультурализм». 3) «Религия и женщина: духовные ценности и современные вызовы». 4) «Религия и молодежь». По итогам работы Съезда принято Обращение его участников. В этом документе прозвучал призыв, наполненный высоким духовным смыслом. Религиозные лидеры обратились ко всему человечеству – стремиться к взаимодействию, согласию и миру, справедливости и созиданию во имя будущего нашей планеты. За годы существования Съезд наглядно показал, что в современном мире у всех религий во многом общие задачи. Это преодоление духовного вакуума и угрозы кризиса морально-нравственных ценностей человечества. Это необходимость укрепления созидательного начала любого общества – ценности трудолюбия, честности и справедливости. Кроме того, миротворческая сила религий заключается в том, чтобы способствовать предупреждению конфликтов, проявлений нетерпимости и радикализма в любых обществах. Через проведение Съезда лидеров мировых и традиционных религий Казахстан показывает всему мировому сообществу пример общенационального консенсуса и консолидации общества. Наша страна имеет богатый опыт поддержания межэтнического и межконфессионального согласия и готова к широкому и эффективному сотрудничеству в этой сфере. Инициатива Главы государства по созыву религиозных лидеров мира в Астане имеет важное значение в развитии глобального процесса диалога культур и цивилизаций. V Съезд лидеров мировых и традиционных религий прошел 10-11 июня 2015 года в Астане. Тема форума - "Диалог религиозных лидеров и политических деятелей во имя мира и развития". Инициатива Главы Казахстана о созыве регулярных съездов религиозных лидеров обрела значительную поддержку в мире и за двенадцать лет превратилась в авторитетную диалоговую площадку по вопросам межконфессиональных и межрелигиозных отношений. В работе V Съезда приняло участие 80 делегаций из 42 стран мира, включая авторитетных политиков, деятелей Ислама, Христианства, Иудаизма, Буддизма, Индуизма, Даосизма, Синтоизма, Зороастризма, а также представителей религиозных и общественных организаций. В первый день Съезда на пленарной сессии выступили Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, Президент Финляндии Саули Ниинистё, Президент Папского Совета по межрелигиозному диалогу Святого Престола, кардинал Жан-Луи Торан, заместитель Генерального секретаря Всемирной Исламской Лиги Абдрахман бен Абдаллла аз-Зейд, Митрополит Франции Эммануил Адамакис и Генеральный секретарь Всемирной ассамблеи сближения исламских мазхабов Мохсен Мохаммади Араки. Кроме того, своим мнением по основному вопросу повестки дня поделились главный сефардский раввин Израиля Ицхак Йосиф, Генеральный секретарь Организации Исламского Сотрудничества Ияд Амин Мадани, председатель Института по исследованию индологии и межрелигиозного диалога Самир Шантилал Сомайя, Генеральный секретарь Всемирного сообщества буддистов Фаллоп Тайиари, а также министр по делам ислама Королевства Марокко Тауфик Ахмед. V Съезд состоял из двух пленарных сессий и четырех секционных заседаний. Темами дискуссий на секционных заседаниях стали: "Религиозные и политические лидеры: ответственность перед человечеством", "Влияние религии на молодежь: образование, наука, культура и средства массовой информации", "Религия и политика: новые тенденции и перспективы", "Диалог на основе взаимного уважения и понимания между лидерами мировых и традиционных религий ради мира, безопасности и гармонии". 69. Казахская диаспора: история и современность. Слово "диаспора" - греческого происхождения, обозначающее “рассеяние” и определявшее совокупность древних евреев, расселившихся вне Палестины со времен Вавилонского плена в 586 г. до н.э., вследствие насильственного переселения их в Вавилонию после взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II. Постепенно термин стал применяться к другим религиозным и этническим группам, проживающих в новом окружении на положении этнических меньшинств. В современной политической науке понятие “диаспора” относится к одной из шести категорий этнической политики и характеризует "группу этнического меньшинства, переселившуюся, проживающую и действующую в принявшей ее стране, но имеющую сильные сентиментальные и материальные связи со страной происхождения". Казахская диаспора была создана миграциями на длинные расстояния, имевшими временную, затем перешедшую в постоянную продолжительность; с пересечением внешних границ, сначала, из Казахстана в Китай, Россию, государства Средней Азии, Афганистан и Иран, а затем далее по всему миру. Казахская диаспора на протяжении всей своей истории имела насильственный или вынужденный характер миграций, вследствие политических и религиозных причин, вплоть до 1960-х гг., когда начала развиваться трудовая иммиграция в страны Западной Евро-пы, Америки и региона Персидского залива, не изменившая корен-ным образом насильственный характер миграций на добровольный, а явившаяся следствием экономических причин, в отличие от вышеуказанных. Кроме того, до начала 1960-х гг. миграции казахов в стра-нах мира отличались массовостью, а в современный период более характерными являются индивидуальные перемещения с практикой вызова своих семей в страну-реципиент. Рассматривая казахскую диаспору, можно констатировать следующее: ее представители являются составной частью всего казахского народа, имеют единую прародину - Казахстан, исповедуют мусуль-манскую религию, относятся к тюркоязычным народам, но вследст-вие внутри- и внешнеполитических событий в прошлом, в настоя-щий момент проживают за его пределами, чаще всего, в странах Азии, Западной Европы и Америки. Численность казахской диаспоры не превышает 800 тыс. человек, не наблюдается и компактного проживания этнических казахов в странах-реципиентах Западной Европы и США. Но в странах Востока (Турция, Иран, Афганистан) обычно наблюдается компактное проживание казахов, вызванное не только их желанием, но и поли-тикой страны-реципиента по отношению к ним. Характерной чертой казахской диаспоры является успешное функционирование в странах с полиэтнической, мультикультурной и мультирелигиозной структурой, благодаря превосходной способ-ности к адаптации, генетически заложенной кочевым образом жиз-ни и повлиявшим на их социально-психологические, физиологичес-кие и мировоззренческие способности. Характер причин формирования и развития казахской диаспо-ры дифференцируется, как: политический (казахско-ойратские вой-ны XVIII в., национально-освободительные восстания и войны каза-хов против царского самодержавия в ХVIII-ХIХ вв., национально-освободительное движение 1916 г., гражданская война 1918-1920 гг., проведение коллективизации в Казахстане, антиправительственная борьба казахов в Восточ-ном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-е гг., Вторая мировая вой-на); религиозный (затруднения, связанные с совершением хаджа в Мекку и Медину в царский и советский периоды); и экономический (разрушение традиционной ко-чевой системы хозяйствования в Казахстане после присоединения его к Российской империи и в советский период во время коллективизации, трудовая иммиграция в страны Западной Европы и Америки в 1960-1990-х гг., нестабильность в первые годы суверенитета в экономике современного Казахстана, находящегося в состоянии перехода к рыночным отно-шениям, после развала СССР). Диаспора является объектом внутренней политики и субъектом международных отношений, связующей нитью между внутренней и внешней политикой государства, поэтому в современный период в политической науке особый интерес представляют исследования проблемы воздействия диаспор на международные отношения. Одним из важнейших вопросов для исследования является проблема триединства, т.е. взаимоотношений, взаимозависимости и взаимосвязей на международном и межгосударственном уровне трех основных компонентов: казахской диаспоры, Республики Казахстан и стран, где проживают наши соотечественники. Казахская ирредента или диаспора являются одними из важнейших компонентов внешней политики нашего государства со странами их проживания, на межгосударственные взаимоотношения с которыми влияет поло-жение казахов, как этнического меньшинства в инонациональной среде, имеющих историческую Родину - Казахстан. В этой связи следует уточнить, что казахов, проживающих на сопредельных с Казахстаном территориях в России (Астраханская, Оренбургская, Курганская, Омская Горно-Алтайская Автономная области), Узбекистане (районы Сырдарьи, Чирчика, Кызылкумов, Мырзашола) и Китае (районы Алтая, Тарбагатая, Или, Кульджи, Еренкабырги, Барколь-Кумула в СУАР) ни в коем случае нельзя определять термином “диаспора”, так как они проживают на своей собственной территории и данная группа населения определяется термином "ирредента". Под термином "ирредента или невоссоединенные нации" в современной зарубежной политической науке подразумевают этнические меньшинства, населяющие территорию, смежную с государством, где доминируют их соотечественники. За пределами своей страны невоссоединенные нации (в отличие от диаспор, которые создаются путем миграций этнических групп в другие страны, не являющиеся их исторической родиной) оказались вследствие войн, аннексий, спорных границ или комплекса колониальных моделей. Эта категория населения была известна еще историкам XIX в. и рассматривается как "продукт доктрины, провозглашающей право каждого народа, относящего себя к "нации", учреждать национальное самоопределение в форме государственной независимости". Термин "ирредента" широко распространен в зарубежных общественных науках. Исследования по данной проблематике, именуемое "ирредентизмом", занимают одно из приоритетных направлений в конфликтологии, истории международных отношений, этнической политике. Однако, в бывшем Советском Союзе, республики которого были созданы на основе комплекса колониальных моделей территориальных захватов Российской империи, а также большевистских национально-территориальных разграничений в Казахстане и Средней Азии в 1924 г. и в 1950-1960-е гг., данная отрасль в общественных науках отсутствовала. Анализируя и систематизируя труды по проблемам истории возникновения и современного развития казахской диаспоры, автором предлагается следующая периодизация мировой историографии, разделенная на шесть этапов. К первому этапу относятся материалы русских и зарубежных географов, ученых, путешественников, в чьих трудах можно найти сведения о казахах, проживавших в странах Востока до 1950-х гг. Второй этап характеризуется работами советских ученых, в которых рассматривались лишь отдельные вопросы истории казахов, проживавших за рубежом. Одной из причин отсутствия в советской историографии комплексных трудов, посвященных казахской диаспоре и ирреденте, являлся идеологический запрет на научную разработку данной проблематики в СССР. Другой важнейшей причиной практически отсутствия научных исследований по теме являлась малочисленность источников в архивах СССР, проблематичность научных командировок советских ученых в зарубежные страны, где сосредоточены документы по истории казахской диаспоры из-за “Железного занавеса”. К третьему этапу относятся научные изыскания западных ученых в 1950-1960-е гг., т.е. сразу после трагических событий в Синьцзяне, Тибете, Индии и Пакистане; материалы социологических исследований немецких ученых, проводившихся в лагерях и первых поселениях казахских политических беженцев из Восточного Туркестана (Синьцзяна) в Турции в данный период, а также исследования казахских поселений в Анатолии турецким учеными в 1960-х гг. Четвертый этап характеризуется выходом ряда исследований и мемуаров, написанных казахами: или самими участниками трагических событий Восточном Туркестане (Синьцзяне) или их родственниками. Значимость этих монографий и мемуаров для исследований, а в большей степени для самих казахских политических беженцев из Восточного Туркестана (Синьцзяна) огромна и бесценна. Особенностью всех этих книг является пронизывающая боль, незаживающая рана от потери "золотой колыбели родной земли". К пятому этапу можно отнести монографические исследования западных историков, этнологов, изучавших историю и современное развитие казахских обществ в Китае, Турции, Швеции в 1970-1990-х гг. Шестой этап характеризуется трудами казахстанских ученых - историков, философов, демографов, социологов и др., получивших возможность исследовать данную проблему только в период независимости.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 7488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |