Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История возникновения и развития казахской ирреденты и диаспоры




Исторические события, происходившие в XVI-XIX вв. в Центральной Азии, сыграли основополагающую роль в процесс возникновения казахской ирреденты, в особенности, из-за тесной взаимозависимости многосторонних отношений между Казахстаном и Китаем, Казахстаном и Джунгарией, Джунгарией и Цинским Китаем в данный период. Процесс формирования казахской ирреденты в ХVI-ХIХ вв. характеризуется несколькими этапами.

Первый этап формирования казахской ирреденты относится к событиям, имевшим место в ХVI -первой половине ХVIII в., когда в ходе казахско-ойратских войн у казахов были отторгнуты их земли в районе Семиречья, Тарбагатая, Барлыка и др., что повлекло за собой нарушение традиционных маршрутов кочевания казахов Среднего и Старшего жузов, и являвшихся одной из причины для возникновения казахской ирреденты в Китае.

С другой стороны казахско-ойратские войны XVIII в. непосредственно привели к тому, что казахи вынуждены были сформировать свою диаспору в государствах Центральной Азии (Афганистан, Бадахшанская область Памира и др.), где они проживали много лет в качестве беженцев-кочевников после трагических событий 1723 г. в связи с джунгарским нашествием.

Следующим этапом в истории возникновения казахской ирреденты в Китае является разгром Цинами Джунгарского ханства в 1757 г. и последовавшее за этим отторжение земель казахов в пользу Цинского Китая. Разгромив обессиленную междоусобицами и бесконечными войнами Джунгарию Китайская империя начала относить к "джунгарским" значительные районы кочевок родов Среднего и Старшего жузов, которые казахи стремились вернуть.

В данный период в регионе Центральной Азии впервые появились китайские войска, разгромившие с помощью казахских военных отрядов Джунгарское ханство. С разгромом Джунгарии казахи пытались вернуть себе свои земли, однако, китайское государство заявило, что получило их в наследство, являясь главным победителем ойратов. Таким образом, казахские земли, отторгнутые у казахов ойратами в ходе военных действий в ХVII-ХVIII вв. остались в составе Китая. Кроме того, во второй половине XVIII в. была впервые установлена непосредственная граница между Казахстаном и Китаем.

Вследствие многочисленных сопротивлений китайским войскам, казахи в 1767 г. вернули кое-какие свои земли в районе Монгольского Алтая и Илийского края. Небольшая часть казахов Старшего жуза, вернувшись в долину реки Или, вынуждена была номинально признать подданство китайского императора, другая же часть осталась независимой до 1850-х гг., когда, в конечном итоге, была присоединена к Российской империи.

Третий этап в истории возникновения казахской ирреденты в Китае характеризуется событиями, связанными с русско-китайскими территориально-государственными разграничениями в Центральной Азии путем подписания ряда важных правительственных документов, таких как: Пекинский договор 1860 г., Чугучакский Протокол 1864 г., Хобдинский Протокол 1869 г., Тарбагатайский Демаркационный протокол 1870 г., Ливадийский договор 1879 г., Петербургский договор 1881 г. Вследствие подписания и ратификации вышеназванных договоров и протоколов казахские территории и население, проживающее на них, были насильственно разделены между этими двумя государствами и без учета их желаний были распределены в подданство к ним.



Исторические события ХХ в., такие как: последствия Столыпинской аграрной реформы для Казахстана, национально-освободительное движение в Центральной Азии 1916 г., гражданская война 1918-1920 гг., неприкрытый геноцид против казахского народа, проводившийся в период коллективизации, а также участие казахов во Второй мировой войне, приведших к крупномасштабным людским жертвам и окончательной потери Родины для многих из них, повлияли на развитие и расширение ареала казахской диаспоры в мире.

Последствия Столыпинской аграрной реформы, проводимой в Российской империи, для Казахстана вылились в то, что за 1902-1913 гг. численность казахского населения сократилась на 8-9%, или около 286 тыс. человек. Большинство казахов перекочевали в Или и на Алтайские просторы Синьцзяна. В 1911 г. в Китае казахов насчитывалось 224 тыс. 900 человек.

В ХХ в. мощная перекочевка казахов в пределы Восточного Туркестана (Синьцзяна) имела место во время национально-освободительного движения в Центральной Азии 1916 г. Около 300 тыс. казахов и кыргызов из Казахстана и Кыргызстана перешли через русско-китайскую границу в Кульджинский край и Кашгарию, спасаясь от карательных акций русской армии. Пограничные области Восточного Туркестана, такие как Тайчен на севере, Или на западе, Кашгар и Аксу на юге, стали центрами казахских беженцев (48), в которых их насчитывалось: в Алтайском округе - около 100 тыс., Тарбагатайском - 60-70 тыс. и более 100 тыс. - в Илийском округах. В конце мая 1917 г. около 160 тыс. казахов было репатриировано в Казахстан.

Установление Советской власти и гражданская война в Казахстане явились новым толчком для миграций казахов за пределы своей Родины. В основном, казахи бежали на восток - в Китай, на юг - в Узбекистан и далее - Афганистан и Иран. Казахи небольшими группами стали переходить границу с Китаем. Они перегоняли свой скот, в основном, в районе пограничной Кульджи, через Тарбагатайские горы и долину Черного Иртыша. Многие из них остались в Синьцзянском Алтае и Илийском крае.

Весной 1920 г. с ликвидацией Уральского фронта остатки белогвардейцев и часть казахов Младшего жуза бежали в Иран из Закаспия. С ликвидацией Семиреченского фронта разрозненные белогвардейские части и представители имущих слоев казахского, уйгурского и кыргызского обществ бежали в Восточный Туркестан (Синьцзян), пополнив ряды неханьских народов в Китае. С данным периодом связано начало деятельности Мустафы Чокая - одного из первых лидеров и создателей эмиграционного тюркского центра в Западной Европе в 1920-1930-х гг.

Еще одним этапом в процессе формирования казахской диаспоры является проведение насильственной и беззаконной коллективизации 1928-1932 гг. в Казахстане, являвшейся, по сути своей, этноцидом против казахского народа. Данный процесс сопровождался в Казахстане огромными человеческими жертвами, а также уходом уцелевшего населения на соседние территории, исчисляемого в 1 млн. 30 тыс., в Россию, Узбекистан, Туркменистан, Каракалпакию, Китай, Иран, Афганистан. Из них 616 тыс. откочевали безвозвратно, в том числе около 200 тыс. казахов ушли в Китай, Монголию, Афганистан, Иран, а 414 тыс., впоследствии вернулись в Казахстан.

В 1935 г. в Афганистане казахи проживали в районах Акчи и Андхой, в округе Ханабад. Так, на западе от реки Кундуз, по свидетельству Бурханад-Дина Кушкеки, около 200 домов казахов насчитывалось в сельской местности, которая называется Чахардара. Франц Шурманн в “Монголы Афганистана” пишет: "Большинство казахов в Афганистане являются беженцами из СССР, основная часть которых проживала в городах Ханабад и Андхой и относилась к категории городского люмпен-пролетариата. Более 500 казахов проживали в Герате в местечке, именуемым Казах-сарай. Данная группа казахов бежала из Кызыл-рабата, около Кара-коля и Дивани Багх, недалеко от реки Амударья, во времена коллективизации”. К 1960-м гг. казахи проживали в Афганистане небольшими группами в районах Акчи, Андхоя, Ханабада, Кундуза, Баглана, также в Гератской провинции и Фарахской области. К 1978 г. казахов в Афганистане насчитывалось около 20-24 тыс., но с введением советских войск в эту страну и началом военных действий большая группа их покинула вместе с кыргызами обжитые в течении ряда десятилетий районы Афганистана и оказалась в лагерях беженцев в Пакистане или иммигрировала количеством около 70 семей в Турцию. Затем их число увеличилось до 500 семей, а в настоящий момент, после репатриации в Казахстан 300 семей, около 200 семей остались в Стамбуле.

От коллективизации казахи бежали и в Иран, где проживали, в основном, в северо-восточной части страны. В 1968 г. их количество насчитывалось около 400 семей.

В истории формирования казахской диаспоры и ирреденты необходимо рассматривать одну из неисследованных причин переселения некоторых казахских семей в Китай в 1930-1940-х гг. (отдельно от коллективизации - Г.М.) - направление советских кадров военных, инженеров, учителей, врачей и т.п. в Восточный Туркестан (Синьцзян).

Другим этапом в формировании казахской диаспоры является проблема невозвращения в СССР бывших военнопленных вермахта во время Второй мировой войны, участвовавших в движении Сопротивления на территории Европы, или же вынужденных вступить в ряды “Туркестанского легиона”, и не вернувшихся в СССР, там самым образовав диаспору в европейских странах.

Трагические события, произошедшие в Восточном Туркестане (Синьцзяне) в 1930-1950-х гг., являются основополагающими для истории и развития казахской диаспоры в мире.

В течение 1930-1940-х гг. казахи в Восточном Туркестане (Синьцзяне) принимали участие в нескольких восстаниях против китайских властей, а в Илийском восстании 1944-1949 гг. играли доминирующую роль. Казахи всегда занимали значительное положение в политической жизни Синьцзяна так как среди всех кочевых народов Восточного Туркестана они отличались многочисленностью и игнорировать их было очень опасно.

В статистическом источнике “China Handbook” о количестве населения Китая с 1937 по 1943 гг. сказано, что в Синьцзяне проживало 4,360,020 человек, из которых 930,000 были казахи. По материалам Всекитайской переписи 1953-1954 гг. в Синьцзяне к 1953 г. проживало 509,000 казахов. Следовательно, потери казахского населения всего за 10 лет насчитываются около 421,000 человек или более 45 %, что явилось продолжением этноцида по отношению к казахскому народу, только теперь на территории Китая.

Политические мотивы борьбы казахов Восточного Туркестана (Синьцзяна) были различными, но главная причина была экономической - вопрос о пастбищах. Казахи занимались, в основном, кочевым скотоводством, продукция которого играла важную роль в экономике региона. Однако, постоянно возникали споры о пастбищах, водоемах, ирригационных каналах между кочевниками и земледельцами, доходившими до вооруженной борьбы. Так было и раньше, когда во время маньчжурского правления основные права на пастбища были отданы монголам, а казахи стали рассматриваться как арендаторы этой земли.

На протяжении всех 1930-1940-х гг. центральное провинциальное правительство в Урумчи было заинтересовано в передаче пастбищ кочевников китайским крестьянам-хань, так как вооруженные казахские отряды представляли весомую угрозу властям. Кроме того, китайцы-хань стали рассредоточивать свои войска по территории всего Синьцзяна. Таким образом возник конфликт, переросший в затяжную и кровопролитную войну между китайским меньшинством и мусульманским большинством Синьцзяна.

Вследствие поражений антикитайских восстаний неханьских народов в 1936 г. началась миграция около 18 тыс. казахов из района Барколя, ушедших в Газколь на границе Цинхая и Восточного Туркестана (Синьцзяна) до 1951 г. (300 семей), в Цинхай (200 семей), около 1 тыс. семей остались на Барколе или вернулись на Алтай. Примерно 1 тыс. казахских семей решила уйти в Гансю. Около 500 семей ушло в Монголию в 1938 г., и 5 тыс. казахов решили перейти Тибет и обосноваться в Индии.

Выйдя из Барколя, перейдя через Кумул (Хами), в 1939 г. группа казахов дошла до дунганского военачальника Ма Бофана, устроившего кровавую бойню в Цинхае, после которой в живых осталось только 34 казахские семьи. После многочисленных кровопролитных событий казахи реши-ли уйти в Индию.

В сентябре 1940 г. 5 тыс. казахов пришли в Тибет, где больше года воевали с тибетскими племе-нами. На Тибете от холода, голода, снежной болезни и пуль непрек-лонных тибетцев погибло около 2 тыс. казахов или 40 % вышедших в путь людей. Оставшиеся в сентябре 1941 г. прибыли в местечко Демчок на границе Индии под руководством Елисхана Тайджи, в количестве около 1000 семей или 3039 человек.

После длительных переговоров британские власти разрешили казахам пересечь границу, разоружили их и под вооруженной охраной отвезли в Ладак - провинциальный город в Кашмире, где составили списки и разместили в лагере для беженцев Музаффер Абаде, оцепленного со всех сторон войсками.

Непривычный климат, ограничение свободы передвижения, отсутствие возможности работать, незнание английского и языков народов Индии усугубляло положение казахов, размещенных в палаточном городке в Музаффер Абаде, где каждодневно погибало 10-15 человек. Оставшийся у них скот умирал от бескормицы.

В апреле 1942 г. британские власти на грузовых машинах перевезли казахов в деревню Тернава близ Равалпинди. Начавшиеся еще в Музаффер Абаде инфекционные болезни продолжали преследовать казахов и в лагере для беженцев в Тернаве, где каждый день погибало от 15 до 20 человек. По свидетельству Халифе Алтая, количество беженцев менее чем за год сократилось с 3,000 до 1,200 человек.

Казахам было разрешено покинуть Тернаву в марте 1943 г. 450 казахов уехали в Бхопал, расположенный в Центральной Индии. Около 250 человек, поехавших в Бхопал, остались в самом городе, половина из них расселилась в деревне, построенной для них местными властями в июле 1943 г. и расположенной в джунглях в местечке Матар. Трудности не покидали казахов и в Матаре: начался сезон дождей и около 100 казахов погибло за короткий срок. Кроме того, большие трудности выпали на долю казахов, решивших поселиться в горах на севере Индии, за короткий срок здесь также погибло несколько сотен казахов.

Около двух лет казахи прожили в Бхопале, в районе, которому позднее дали название Казахабад, где занимались шитьем шапок и одежды. В Бхопале казахам разрешено было создать "Казахский центр", была открыта казахская школа, в которой преподавали казахский, арабский и урду языки. Начиная с 1944 г., казахи группами начинают покидать Бхопал и переезжать в Лахор, Дели и Калькутту.

В 1948 г. казахи были вынуждены покинуть Дели, Калькутту и переселиться в новое исламское государство - Пакистан. В Пакистане они расселились по всей стране. Казахи зарабатывали себе на жизнь, в основном, ремеслами; шили шапки и одежду из шкур, обрабатывали войлок. Некоторые, купив швейные машины, неплохо начали зарабатывать. После нескольких лет лишений и каторжного труда некоторым казахам удалось открыть свои магазины для торговли текстилем и кожаными изделиями. Казахи просили предоставить гражданство Пакистана, но власти им отказали. Поэтому они стали задумываться о переезде в другие страны, чтобы обеспечить будущее своим детям

70. Мероприятия направленные на ликвидацию «белых пятен» национальной истории. 1997 г – год национального единства и памяти жертв массовых политических репресий. 1998г - год национальной истории.

Формирование исторического сознания. Приобретение независимости Республики Казахстан играло важную роль в изменении массового сознания, возрождении национальных традиций, восстановлении исторической памяти. Объявление Указом президента 1997 г. Годом межнационального согласия и памяти жертв политиче­ских репрессий, 1998 г. — Годом единства народов и национальной истории, 1999 г. — Годом единства и преемственности поколений способствовало переосмыс­лению пути развития общества через повышение массо­вого сознания, обнародование «белых пятен» истории.

В результате объемных и системно проведенных науч­но-исследовательских работ народу были возвращены имена героев, насильно стертых в его сознании за годы тоталитаризма. Это имена сотен исторических лич­ностей — государственных и общественных деятелей, батыров, защищавших свой народ и землю от иноземных захватчиков. Жизненный путь этих людей теперь стал примером для подрастающего поколения.

Были заложены основы научной истории независимого Казахстана.

В 1995 г. правительство республики одобрило Концепцию формирования исторического сознания в Республике^ Казахстан. В ней были определены приоритеты развития отечественной исторической науки. Ученые Института истории и этнологии им. III. Уалиханова Национальной академии наук, Института археологии им. А.Маргулана вместе с коллегами из вузов приступили к изданию многотомной истории Казахстана. Вышел однотомник истории Казахстана на английском языке. С 1998 г. Институт истории и этнологии им. Ш.Уалиханова Национальной академии наук начал выпускать журнал «Отан тарихы» («История Отечества»). На формирование новых взглядов на историю значительно повлияли журнал «Казак; тарихы», издание КазГНУ им. аль-Фараби «Хабаршы» (историческая серия). Книга действительного члена НАН Н.Назарбаева «Тарих толкынында» («В потоке истории»), вышедшая в 1999 г., была оценена как значительный вклад в дело формирования нового взгляда на прошлое и будущее нации и государства с позиций общечеловеческих ценностей.

Изменения в духовной сфере. Знаменательными собы­тиями в конце XX столетия в духовной жизни нашего народа стали празднования 150-летних юбилеев Абая и Жамбыла, 100-летних юбилеев М.Ауэзова и К.Сатпаева, отмечавшихся под эгидой ЮНЕСКО во всем мире.

150-летие со дня рождения Абая, великого казахского поэта, мыслителя и гуманиста, стало поистине всенародным праздником. Научные конференции и праздничные мероприятия, посвященные Абаю, прошли в Москве, Стамбуле, Париже, Лондоне, Алматы, Семипалатинске и на родине поэта, у подножья Чингизских гор. 9 августа 1995 г. в Алматы прошло торжественное собрание. На нем с докладом выступил Президент Казахстана Н. А. Назарбаев 1996 г. был годом великого акына Жамбыла Жабаева. Праздничные мероприятия, посвященные Жамбылу, прошли в Алматы, других городах, в селе Узынагаш (Алматинская область) —на родине поэта. Прошел рес­публиканский конкурс акынов — айтыс, посвященный юбилею. В Алматы был установлен памятник, сняты документальные и художественные фильмы.

В 1997 г. на высоком уровне прошел 100-летний юбилей Мухтара Омархановича Ауэзова — великого писателя, ученого. Интеллигенция Алматы, Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга, Семипалатинска высоко оценила вклад М. Ауэзова в развитие мировой культуры и литературы. В Алматы, научных центрах Средней Азии и России прошли научно-теоретические конференции, симпозиумы, семинары, посвященные творческому и научному наследию М.Ауэзова.

Начало издаваться 50-томное собрание сочинений М.Ауэзова. В здании научно-культурного центра «Дом Ауэзова» прошел капитальный ремонт, были созданы новые залы. Вышли в свет книга о писателе «Мир Мухтара Ауэзова» («Мухтар вуезов элемЬ>), работы исследователей наследия З.Кабдолова, Л.Ауэзовой, 3.Ахметова, М.Мырзахметова, Т.Журтбаева, Б.Кундакбаева и др.

В 1999 г. в республике прошло событие, обогатившее духовную жизнь страны, — 100-летний юбилей ученого планетарного масштаба, первого президента и основателя Академии наук Казахстана Каныша Имантаевича Сатпаева. Правительство Казахстана в 1998 г. приняло специальное постановление «Об увековечении имени К.И.Сатпаева». В этом постановлении были указаны мероприятия по проведению 100-летнего юбилея К.Сатпаева. 25 ноября 1998 г. в Павлодаре, на родине ученого, прошло собрание, где обсуждался ход подготовки к празднованию юбилея.

Были организованы научные конференции «Уроки Сатпаева», «К.И.Сатпаев и современность», научные семинары среди студентов и учащихся старших классов. В Алматы, Жезказгане, Павлодаре, Астане, Семипа­латинске прошли научно-теоретические и практические конференции. С 13 по 23 апреля 1999 г. в штаб- квартире ЮНЕСКО в Париже прошла выставка, посвященная Сатпаеву, на тему: «Наука Казахстана — вчера и сегодня».

В юбилейный год были изданы первые тома новой редакции собрания сочинений К.Сатпаева. Вышли также книги: роман Медеу Сарсеке «Казактын, Канышы», сборник «Мир Сатпаева», «Академик К.И.Сатпаев и его современники», «Наследие К.Сатпаева в общественных науках» Г.Батырбекова и «Свет очага» Ш.К.Сатпаевой. Читатели познакомились также со сборниками документов «Академик К.Сатпаев. Из писем и записей» и научных статей «К.Сатпаев и общественные науки Казахстана». В Алматы и Жезказгане были установлены памятники ученому. Были реконструированы музеи Сатпаева в Баянауле, Жезказгане и Карсакпае.

Юбилеи великих сынов казахского народа стали всенародными праздниками. Они позволили еще более сблизиться народам, населяющим Казахстан.

Трудности в развитии науки и культуры. После получения независимости вследствие глубокого кризиса в экономике наука, культура, система образования республики столкнулись со многими трудностями.

В последние годы Национальная академия наук Республики Казахстан по существу потеряла свой статус. Резко сократился штат многих его институтов, и в резуль­тате сузился круг проводимых научных исследований. Появилась опасность закрытия некоторых научных учреждений. По Указу Президента РК Н.Назарбаева от 24 октября 2003 г. Национальная Академия наук Республики Казахстан была реорганизована в обществен­ное объединение.

С 1997 г. велась политика так называемой «оптими­зации» бюджетных организаций, в результате которой в 1997—1998 гг. было закрыто множество школ, дошколь­ных учреждений, библиотек, медицинских объектов. Эти же причины привели в плачевное состояние филармонии и концертно-гастрольные организации, дома культуры, клубы. Был закрыт несколько лет на ремонт Государствен­ный Академический театр оперы и балета.

В годы независимости стало развиваться издательское дело. Ежегодно выходили в свет новые тома энциклопеди­ческих изданий, которые содержали обширные сведения о родной земле, ее истории и культуре. Среди них — Национальная энциклопедия «Казахстан» (к 2004 г. вышло 5 томов), многотомная "История Казахстана” и "Антология казахского фольклора”. К 10-летию незави­симости Казахстана вышел энциклопедический справочник "Республика Казахстан”.

Народный писатель О.Сулейменов опубликовал произведение «Язык письма», являющееся итогом его многолетнего труда, где исследуются закономерности развития языка на примере распространенных мировых и национальных языков.

Книга видного поэта М.Шаханова «Заблуждение цивилизации» стала известна далеко за пределами родины. В романе в стихах автор с глубоким сожалением говорит о деградации человеческой души, потере ценностей, замене их мнимыми, о том, как люди отошли от гуманистических принципов во всех сферах деятельности, вследствие чего цивилизация приходит к духовному банкротству.

В рамках мероприятий, связанных с проведением Года Казахстана в России (2003 г.) и Года России в Казахстане (2004 г.), популярные произведения казахских писателей были опубликованы на русском языке в России. Библиотеки Казахстана пополнились новыми произведе­ниями российских авторов.

Наибольший интерес у читателей вызвали роман А.Нурпеисова о трагическом положении Аральского моря и судьбах жителей этого региона «Последний долг», последние две книги тетралогии «Кызыл жебе» («Красная стрела») Ш.Муртазы, философское эссе М.Магауина «Мен», роман-дилогия «Дарабоз» К.Жумадилова, поэтические произведения К.Мырза-Али, Т.Медетбекова, И.Оразбаева и др.

Новая опера композитора Е. Рахмадиева «Абылай хан», написанная на либретто А. Кекилбаева, была признана как достижение данного жанра, В области классической музыки А.Мусаходжаева, М.Мухамедкызы, Н.Усенбаеваи другие достигли значительных творческих успехов.

Однако за период независимого развития республики национальная культура в целом, и художественная литература в частности, не смогли выйти из кризиса, в основном выражающегося в тематической ограниченности. Жизнь и деятельность человека в условиях новых рыночных отношений так и остались вне поля зрения писателей. Грандиозные политические события и явления, связанные с демократическими преобразованиями в обществе, также остались не выраженными через художественные образы наших современников.

Реформы в области образования. В 1999 г. парламент республики принял в новой редакции «Закон об образо­вании». Этот документ несколько отличался от прежнего закона, принятого в 1992 г. По новому закону основная школа заканчивается в 9 классе, а 10—11 — являются профильными классами.

К началу 2004—2005 учебного года 1—8 классы всех школ республики были обеспечены отечественными учебниками и учебно-методическими комплексами. В 2004 г. была принята Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 г., где предусматривается введение 12-летнего среднего образования, которое будет реализовываться на трех ступенях по формуле: 4+6+2.

В техническом и профессиональном образовании основным направлением деятельности является создание необходимых условий для обеспечения квалифицирован­ной профессиональной подготовки обучающихся на уровне требований новейших технологий и в соответствии с развитием рынка труда. Предусматривается коренное структурное изменение и в звене высшего образования.

В начале века насчитывалось более 8 тыс. школ республики, обучающих детей в основном на казахском, русском, узбекском, уйгурском (есть школы, обучающие детей на таджикском, украинском и др.) языках, контингент учащихся в них составлял свыше 3 млн.

Всемирный Курылтай казахов. В сентябре-октябре 1992 г. прошел Всемирный Курылтай казахов, Это событие стало возможным только после приобретения нашей страной независимости. В нем приняли участие представители казахской диаспоры численностью 3 200 000 человек (32% всех казахов на земле) из 13 стран Азии, Европы и Америки. Проведение этого Курылтая и приглашение на него бывших соотечественников было проявлением истинного гуманизма перед единокровными братьями, вынужденно покинувшими свой народ, свою землю в результате гонений со стороны Советской власти.

На Курылтае поднимались вопросы укрепления независимости молодого казахского государства, сохранения мира между представителями различных национальностей, проживающих в республике, укреп­ления единства казахского народа, воспитания будущих поколений в духе гуманизма и нравственности. Предста­вители зарубежной казахской диаспоры побывали в Алматы, Шымкенте, Туркестане и других областях и городах, познакомились с бытом населения. Курылтай стал большим праздником, охватившим всю республику.

19 сентября 1992 г. в Театре оперы и балета им. Абая в Алматы прошло знаменательное событие. Там состоялась научная конференция на тему: «Казахи: вчера, сегодня и завтра». В ней участвовали известные ученые- обществоведы М.К.Козыбаев, С.Сартаев, А.Кайдаров, О.Жанибеков, которые сделали сообщения о судьбе казах­ского народа, правовых основах объединения казахов мира в единое казахское государство, судьбе поколений и родного языка, о духовном наследии народа. Официаль­ное открытие Курылтая прошло 30 сентября во Дворце Республики. На нем выступил Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев с докладом «Наши объятия соотечественникам всегда открыты».

«Основополагающие смысл и цель сегодняшнего нашего Курылтая, — сказал Н.А.Назарбаев, — поделиться сокровенными раздумьями о будущем развеянного по всему миру казахского народа, осмыслить и предвидеть судьбу нации, очутившейся на данном крутом историческом перевале».

Приехавший из Турции уважаемый старец, обладатель премии «Апаш» Халифа Алтай оценил Курылтай, как «событие, которое золотыми.буквами будет вписано в историю казахского народа». Он сказал: «Где бы и при каких обстоятельствах мы ни находились, в мыслях мы всегда были вместе с Родиной. Теперь будущие поколения несут ответственность за укрепление и развитие независимого Казахстана. Для этого необходимо пробуждение национальной гордости, объединение народа».

На Курылтае было принято решение о создании Всемирного сообщества казахов. Его председателем был избран Н.А.Назарбаев. Участники Всемирного курылтая казахов приняли обращение к народу Казахстана, ко всем государствам и народам мира и их правительствам. В этом обращении было сказано, что «десятимиллионная казахская нация, выступая за мир и согласие, решительно приступает к созданию единого, демократического национального государства». Также Курылтай принял обращение к казахскому народу. В нем выражалось пожелание казахскому народу укреплять единство и независимость государства, развивать духовную жизнь общества, культуру и экономику. «Всемирный Курылтай казахов, — сказано в заключении, — призывает всех соотечественников приумножать экономические, со­циальные, культурно-интеллектуальные возможности Казахстана, направить все силы во благо соединившей нас в этот исторической момент родной земли».





Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 113; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.166.232.243
Генерация страницы за: 0.012 сек.