Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3.5. Психическое развитие в дошкольном детстве




Кризис 3 лет

Страхи детей

Новообразования возраста, личностное развитие

Новообразованиями возраста являются развитие Я-концепции, становление самооценки, начатки самосознания.

Первые представления о себе возникают у ребенка к году. Это представления о частях своего тела, с которыми он играет как с предметами. Обобщить эти представления он еще не может, не может сформировать представления о границах тела. Постепенно он начинает овладевать своим телом, совершая целенаправленные движения и действия. Ребенок изучает себя «внешнего», прислушиваясь к внутренним переживаниям. В процессе двигательного развития у ребенка происходит значимая для телесного и психического развития дифференциация функций левой и правой руки. Ребенка интересует все, что связано с ним: тень, сопровождающая его на прогулке и с которой он может играть; предметы, которыми он играет и с которыми идентифицируется; его собственное имя, с которым ребенок должен идентифицироваться, принять его. Тем самым формируется образ-Я, целостное представление о себе.

В этом же возрасте появляется самооценка и связанное с ней стремление соответствовать требованиям взрослых, быть «хорошим». В первичной самооценке почти полностью отсутствует рациональный компонент, она возникает на почве желания ребенка получить одобрение взрослого и таким образом сохранить эмоциональное благополучие. Сформированный образ-Я и самооценка становятся основой для формирования Я-концепции.

В раннем детстве наступает момент, когда ребенок перестает называть себя в третьем лице, а сознательно произносит местоимение Я. Это событие знаменует переход от самопознания к самосознанию. В данном новообразовании принимают участие не только интеллектуальные, но и эмоциональные компоненты, т.к. чисто интеллектуальные обобщения ребенку этого возраста еще не доступны.

У детей от 1 до 3 лет больший диапазон страхов, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием восприятия, а также умственных способностей расширяются рамки жизненного опыта, из которого черпается новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть.

При ста­бильности семейной среды эмоциональное развитие ребен­ка находится в безопасности, что уменьшает вероятность появления страхов и способствует нормальному фор­мированию его «я». В немалой степени это позволяет по­нять известную педантичность детей от 1 до 2 лет, которая выполняет одновременно роль стабилизирующего фактора в процессе формирования «я» и является своеобразным ритуалом, предохраняющим от чувства беспокойства (тревоги), возникающего, в ситуациях неопреде­ленности, непредсказуемого изменения отношений с близ­кими людьми.

Неудовлетворенная потребность в безопасности ведет к появлению страха одиночества, усилению чувства беспокойства. Факторами, способствующими этому, являются недостаточное внимание со стороны родителей к ребенку (тогда может появиться ревность ребенка по отношению к другим людям), появление второго ребенка в семье, также снижающее количество и качество эмоционально контакта родителей с ребенком. Еще одним фактором появления беспокойства и страхов является помещение ребенка в ясли.

В рассматриваемом возрасте появляются ночные страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего ока­зывается Волк. Волк снится тем детям, которые боятся наказания, прежде всего со стороны отца. Кроме того, волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами. Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уко­лами и болью.

Ближе к 3 годам в кошмарных снах начинает фигури­ровать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во вза­имоотношениях со строгой матерью, которая недостаточ­но ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе «плохих» детей и расправляющаяся с ними Баба Яга при­ходит к малышам из мира, где царят насилие, несправедли­вость и бессердечие. Вот почему 2-летние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить их от ночных кошмаров. Обычно роль защитни­ка поручается отцу, если он достаточно сильный в пред­ставлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связан­ных, как правило, с отношениями со взрослыми членами семьи.

Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаю­кать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше. Если ребенок не может проснуться во время кошмар­ного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощ­ности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью являются таким переживанием, которое не может перенести повышенно-эмоциональный, впечатлительный, а также нерв­ный и физически ослабленный ребенок. Если он не может закричать, парализованный страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем — голос при сильном беспокойстве в новой обстановке прерывается от волнения, тормозится начало речи. Дополнительным источ­ником такого заикания может быть любое внезапное воздей­ствие, которое ассоциируется у ребенка с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками.

Как Волк, так и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, страх смерти. Эти страхи предваряют появ­ление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрес­сивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новы­ми, но не чрезмерными впечатлениями.

Кризис 3-х лет – это кризис социальных отношений, который связан с выделением своего «Я», становлением самосознания ребенка. Ребенок познает различие между «должен» и «хочу».

Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке развития аффективной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, которую Э.Эриксон назвал автономией (независимостью, самостоятельностью). Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Возникает чувство стыда и неуверенности, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности. Зона ближайшего развития ребенка состоит в обретении «могу»: он должен научиться соотносить свое «хочу» с «должен» и «нельзя» и на этой основе определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции вседозволенности или запретов. Следует предоставить ребенку сферу деятельности в игре. Игра с ее особыми правилами и нормами, которые отражают социальные связи, служит для ребенка тем «безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость, самостоятельность» (Э.Эриксон).

Симптомы кризиса были описаны Э.Келлер в работе «О личности трехлетнего ребенка»:

1. негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки своему собственному желанию;

2. упрямство – настойчивое требование ребенком на своем решении, желании; здесь происходит выделение личности и выдвигается требование, чтобы с этой личностью считались;

3. строптивость – выражение протеста против порядков, существующих дома; носит безличный характер;

4. своеволие – стремление к эмансипации от взрослого; ребенок стремится к самостоятельности реализации своих намерений, замыслов

5. протест-бунт проявляется в частых ссорах, конфликтах с родителями;

6. симптом обесценивания проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;

7. деспотизм – ребенок проявляет и использует свою власть над окружающими; ребенок требует от родителей подчинения, моментального исполнения желаний.

Вопросы для самопроверки:

6. Специфика социальной ситуации в раннем детстве.

7. Ведущая деятельность периода.

8. Основные новообразования раннего детства.

9. Умственное развитие в раннем детстве.

10. Симптомы кризиса 3 лет.

&

Литература:

1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия. / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2001. – 368 с.

2. Крайг Г. Психология развития. – СПб, 2000, 992 с.

3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов вузов – М.: ТЦ Сфера, 2004

4. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. – М., Роспедагентство, 1996.

5. Психология развития. Хрестоматия. – СПб: Питер, 2001. – 512 с.

6. Психология от рождения до смерти. /Под ред. А.А. Реана. – СПб, 2002.

7. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – Москва-Воронеж, 1997, 416с.

8. Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург, Деловая книга, 1995

9. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. заведений/ Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.–352 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.