Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.1. Введение в педагогическую психологию




История становления педагогической психологии

История становления науки включает два этапа, а также предысторию. Предыстория начинается с традиционной педагогики на уровне народных, эзотерических и религиозных образцов воспитания. Эти идеи нашли свой отголосок в работах Н. Кузанского, Э. Роттердамского, Т. Мора, В. Соловьева, В. Зеньковского, Н. Лосского и др. С началом развития машиностроения проявилась технократическая линия развития представлений о природе человека. Основателем научного взгляда на образовательные про­цессы, по праву считают Я. Каменского и его «Великую дидактику». Затем список продолжают те, чьи имена активно использует история педагогики: Ж. -Ж. Руссо, Г. Песталоцци, И. Герберт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптерев. В основном их труды носят чисто педагогический характер с описанием методик, способов, приемов без какого либо психологического обоснования. Только у П. Ф. Каптерева появилась связка психология-образование. Ему же принадлежит и термин, ставший впоследствии названием дисциплины.

Первый этап становления педагогической психологии включает период первой половины XX в. Этот период представлен такими именами, как А. П. Нечаев, А. Бине, Р. Эббингауз, Ж. Пиаже, А. Валлон, Дж. Дьюи, С. Фрэне, Эд. Клапаред, Дж. Уотсон, Эд. Толмен, Т. Холл, Б. Скиннер. Л. С. Выготский, П. П. Блонский, В. Штерн, М. Монтессори, П. Ф. Лесгафт. Это период становления экспериментальной психологии, опытов создания первых тестов, исследования когнитивной сферы.

Второй этап развития педагогической психологии приходится на вто­рую половину XX в. Основанием для выделения этого этапа является возникновение теоретической базы науки.

В 60-х гг.Ф. Скиннер создал теорию программированного обучения, М. М. Махмутов, А. М. Матюшкин разрабатывали систему проблемного обучения, П.Я.Гальперин, Н. Ф. Талызина основали, систему поэтапного формирования умственных действий, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин- теорию развивающего обучения, Л. В. Занкова, Л.И.Айдарова, Дж. Брунер, П. Линдсей, Д.Норман- знаковую систему обучения, И.И.Ильясов. А. К. Маркова, Н. В. Кузьмина- теорию учебной деятельности. В последние годы появляются работы, связанные с воздействием на бессознательные процессы учащегося. Это, например, технология НЛП в образовании, недирективный гипноз М. Эриксона, наша отечественная сугестопедия, фасилитация К. Роджерса.

В настоящее время спектр проблем педагогической науки достаточно широк. Так, отечественная педагогическая психология изучает психологические механизмы управления обучением (Н. Ф. Талызина, Л. Н. Ланда и др.), образовательным процессом в целом (В. С. Лазарев), освоение обобщенных способов действия (В. В. Давыдов, В. В. Рубцов), учебную мотивацию, профессионально-педагогическую мотивацию (А.К.Маркова, Л.Д.Митина, Ю.М.Орлов), синергию (Г. А. Цукерман), личностные особенности обучаемых и учителей (В.С.Мерлин, Н. С. Лейтес, В. А.Кан-Калик) и носит интегрированный с другими психолого-педагогическими дисциплинами характер. Поэтому обобщающим определением предмета науки, на наш взгляд, может быть следующее: педагогическая психология изучает механизмы влияния обучающих и воспитательных систем на всех участников образовательного процесса.

Проблемы современной науки

Проблемы науки это не только общая тематика исследований, но и открытые вопросы, которые представлены не столько разработанными теориями, сколько остротой поставленных вопросов, т. е. проблемы в собственном смысле слова. К таким можно отнести следующие:

1.Сензитивные периоды. Где границы? Как их определять? Сколько их?

2. Границы зон ближайшего развития. Влияет ли обучение на созревание?

3.Существует ли приоритет воспитания и развития?

4.Связь средовых и генотипических влияний. Соотношение способностей и задатков.

5.Что такое готовность к обучению: ЗУНы, мотивация, интеллект, личностная зрелость?

6. Проблема определения педагогически запущенных детей и детей с ЗПР.

7.Плюсы и минусы индивидуализации обучения.

8. Цели, смысл психодиагностики: стандартизация, унификация, дифференциация?

Кроме общеметодологических проблем существуют и более локальные.В качестве примера можно выделить барьеры, препятствующие личностному росту студентов в процессе их обучения в вузе.

1.Социально-психологический барьер - существуют противоречия между расцветом физических, интеллектуальных сил молодого человека и строгим лимитом времени, экономическими ограничениями в удовлетворении его потребностей.

2.Адаптационный - противоречия между старыми и новыми условиями жизни, что зачастую связано со сменой места жительства, социального окружения, существенного изменения материальных возможностей, характера взаимоотношений обучающего и обучаемого, бытовые условия.

3.Мотивационный барьер связан с тем, что поступление в данный вуз на конкретный факультет является запланированным и желанным далеко не у всех студентов.

4.Дидактический барьер существует между стремлением к самостоятельности в способах приобретения знаний и консервативными формами вузовской подготовки или, наоборот, между репродуктивными школьными навыками получения информации и необходимостью самостоятельно ее добывать, разные требования при контроле и оценивании учебной деятельности.

5.Информационный - обилие информации и ограниченные ресурсы для ее переработки, проблемы редукции, упрощения научного знания. В целом, это увеличение сроков взросления в современной цивилизации, связанное с

тенденциями развития, приводит к тому, на что обращает внимание М. В. Гамезо с соавторами: «...затягивающийся период учебы приводит.некоторых молодых людей к безответственному инфантилизму... Аномия порождает циничное и безответственное отношение молодежи к закону, к пренебрежению нравственными ценностями».

6. Экзистенциальный барьер - всплеск рефлексивных процессов, связанных с возрастным кризисом установления первых основополагающих жизненных ориентиров, мировоззрения и насыщенностью внешними, утилитарными событиями.

В любом случае мы рассматриваем данные проблемы (от бытийных, до космопланетарных) не как досадные препятствия, а как источник развития как для учащихся, так и для преподавателей.

Особенности современного образовательного процесса

Современный образовательный процесс имеет перечисленные ниже отличительные черты.

1. Индустриализация обучения означает компьютеризацию и сопровождающую ее технологизацию. П. Норман отмечает, что средства передачи информации способны влиять на формирование психических структур. Так, печатный текст строит дискурсивное, линейное, аналитическое, предметное, иерархическое, рациональное мышление. Аудио-видеосредства формируют гештальты, дают эмоциональную, инсайтную, иррациональную основу мышления. Электронная среда формирует склонность к экспериментированию, гибкость, структурность.

2. Идеи непрерывности образования существуют на протяжении всей жизни человека. Это получение нескольких специальностей, углубление специализации, повышение квалификации, поствузовское образование.

3. Переход от репродуктивной и продуктивной учебной деятельности-эвристичность учебной деятельности, что' характеризуется использованием в обучающем процессе все более активных методов.

.4. Перенос акцента с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность учащегося.

5. Гуманизация образования.

Сегодня, отмечают О. В. Долженко и В. Л. Шатуновский, становится все более очевидным, что кризис образования в большей мере связан со все увеличивающимся «разрывом между образованностью и обученностью». Примат технического сознания над ноосферным приводит к необратимым последствиям, поэтому вновь остро встают вопросы утверждения гуманистических принципов в образовательной среде

Таким образом, задачи современной школы существенно расширяются. Хотя еще П. Сорокин обращал внимание на то, что функция школы не может быть сведена только к «вливанию» знаний: «Функции школы заключаются не только в том, чтобы выяснить, усвоил ли ученик часть учебников или нет, а в том, чтобы:

1) определить, кто талантлив, а кто нет, какие у него способности, в какой степени они социально и морально значимы;

2) устранить тех, у кого нет ожидаемых интеллектуальных и моральных качеств из школы, закрыть для них пути продвижения по крайней мере в определенные области;

3) обеспечить продвижение способных учащихся на их социальные позиции, которые в наибольшей мере способствуют их свойствам» [55].

В. Б. Ольшанский отмечает, что современная наука выделяет пять социальных функций образования:

1) передача культуры общества;

2)воспитание новаторов для различных сфер общественной деятельности – технической, политической или художественной;

3)политическая функция, рассмотренная с двух сторон - как подготовка политических лидеров для всех уровней демократического общества и как воспитание населения в духе лояльности к существующему правительству;

4)функция социального отбора;

5) экономическая функция – поставка производству образованной рабочей силы в определенном количестве и определенного качества [39].

Ф.П. Филиппов выделяет три группы функций школы:

1) социально-дифференцирующие функции (школа борется с предрассудками и формирует новые способы классификации людей в обществе);

2)культурно – воспитательные (школа формирует гуманистический идеал и удовлетворяет духовные интересы);

3) социально-селективные (развитие интересов к конкретным видам труда и предпосылок его реализации) [58].

Таким образом, что функциями современного образования является как адаптивная (приспособление к социокультурной ситуации), так и гуманистическая (развитие потенциала, творчества, уникальности каждого человека).

Нам кажется, что идеологически эти задачи могут быть решены на современном этапе за счет многоликости типов учебных заведений, моделей образования, авторских программ существующих в настоящее время в отечественном образовании.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 412; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.