Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная деятельность как особая форма учения




Итак, учение – деятельность учащегося по организации условий усвоения содержания социального опыта или его части; особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности. Сопутствующим компонентом учения является научение (в узком смысле слова) – процесс и результат приобретения определенного индивидуального опыта без сознательно поставленной для этого цели, часто в процессе деятельности, имеющей другую цель. Уяснение и закрепление усваиваемого знания или вырабатываемого умения происходит неосознанно. Учение реализуется посредством учебной деятельности – деятельности ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.[6]

Понятие «учебная деятельность» считается неоднозначным, так как в литературе оно довольно широко употребляется различными авторами и при этом не всегда имеет однозначный и строго научный психологический смысл. Иногда учебная деятельность понимается как синоним учения, обучения и научения. Порой это понятие употребляется вместо известного термина «учеба» или чередуется с ним в тексте для придания ему стилистического разнообразия. Психологическая теория учебной деятельности имеет весьма корот­кую историю и находится по существу лишь на начальном этапе сво­его развития.

По содержанию это понятие входит в понятие «учение», наибо­лее широкое из названных выше. Последнее обозначает процесс при­обретения человеком, в том числе и ребенком любого возраста, зна­ний о внешнем мире любым известным и доступным способом: в процессе случайного или целенаправленного прямого наблюдения (простого созерцания), общения с другими людьми, в игровой, учеб­ной, трудовой или иной практической деятельности (спортивной, ху­дожественной, исполнительской, инженерно-конструкторской и т. д.), при чтении газет, слушании радио, просмотре телепередач, кино­фильмов, театральных спектаклей и т. п. Учение как бы является по­бочным продуктом любой деятельности: человек учится всегда «по жизни».

Термин «учебная деятельность» в психологии употребляется для обозначения тоже учения, но не вообще, а организованного специаль­но только с целью обучения. Учебная деятельность психологически выступает как собственная деятельность самого учащегося, так что в нее не включается деятельность учителя, преподавателя, инструк­тора (или мастера) профессионального обучения, тренера и т. д. - словом, любого обучающего. В учебной деятельности субъектом яв­ляется сам ученик, студент, курсант, слушатель. Таким образом, если это деятельность только учащегося, то обучение является деятельно­стью двоих – и обучаемого, и обучающего (и учителя, и ученика). Обу­чающий занят организацией учебной деятельности обучаемого. По психологическому содержанию эти деятельности (организация учеб­ной деятельности со стороны обучающего и сама учебная деятельность обучаемого) существенно различаются. Дело в том, что при де­терминированности всех деятельностей какой-либо потребностью в общей для них психологической структуре (мотивы, цели, сред­ства и результат) все названные элементы имеют в каждой из этих деятельностей разнонаправленное содержание, а точнее, у учителя и ученика они направлены навстречу друг другу, поскольку предназ­начение учителя «давать знания», а долг ученика «брать их», усвоить, приобрести, сделать своим личным достоянием. Именно деятельность учащегося является стержнем учебно-воспи­тательного процесса, его, если так можно выразиться, основным со­держанием, а деятельность преподавателя лишь средством для со­здания форм движения этого содержания.

Отмечаются три основные характеристики учебной деятель­ности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специаль­но направлена на овладение учебным материалом и решение учеб­ных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и на­учные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до шко­лы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов).

И.А.Зимняя добавляет к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-пер­вых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее ха­рактеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и струк­туры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учеб­ной деятельности как активной формы учения, а именно 5) из­менения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной дея­тельности в сопоставлении с учением.

Д.Б. Эльконин подчеркивал ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыс­лу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработан­ным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, инсти­тутах. Как любая другая, учебная деятельность характеризует­ся субъектностью, активностью, предметностью, целенаправлен­ностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержа­ние.

Анализ учебной деятельности может исходить из следую­щих принципиальных положений:

- Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений.

- Организация учебной деятельности предусматривает соотнесение с личностными возможностями ученика и потен­циалом их развития.

- Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием учебной деятель­ности.

Средства учебной деятельности, с помощью которых она осу­ществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функ­ций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терми­нах С.Л. Рубинштейна – мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается зна­ние, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в кото­рые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, те­заурус обучающегося.

В процессе школьного учения, и особенно в млад­шем школьном возрасте, включение в учебную деятельность пред­полагает одновременную работу и над ее средствами.

Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Руб­цов). Способ учебной деятельности – это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапно­го формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Та­лызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обуча­ющийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности.

Продуктом учебной деятельности является структурирован­ное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразо­вание психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смыс­ловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зави­сит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения.

Учебная деятельность как особая форма уче­ния выступает в качестве специального объекта организации (самоорганизации), управления (самоуправления), контроля (са­моконтроля). Она означает «воспроизводящую» деятельность, в процессе которой воспроизводятся не только накопленные че­ловечеством знания и умения, но и те исторически возникшие спо­собности, которые лежат в основе теоретического сознания и мы­шления – рефлексия, анализ, мыслительный эксперимент.

Расширение понятия «учение» до «учебная деятельность» предполагает раскрытие не только процессуальности и результа­тивности, но и структурной организации, и самое главное – субъектности учения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.