КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учебная деятельность как особая форма учения
Итак, учение – деятельность учащегося по организации условий усвоения содержания социального опыта или его части; особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности. Сопутствующим компонентом учения является научение (в узком смысле слова) – процесс и результат приобретения определенного индивидуального опыта без сознательно поставленной для этого цели, часто в процессе деятельности, имеющей другую цель. Уяснение и закрепление усваиваемого знания или вырабатываемого умения происходит неосознанно. Учение реализуется посредством учебной деятельности – деятельности ученика по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, переходящих в самоконтроль и самооценку.[6] Понятие «учебная деятельность» считается неоднозначным, так как в литературе оно довольно широко употребляется различными авторами и при этом не всегда имеет однозначный и строго научный психологический смысл. Иногда учебная деятельность понимается как синоним учения, обучения и научения. Порой это понятие употребляется вместо известного термина «учеба» или чередуется с ним в тексте для придания ему стилистического разнообразия. Психологическая теория учебной деятельности имеет весьма короткую историю и находится по существу лишь на начальном этапе своего развития. По содержанию это понятие входит в понятие «учение», наиболее широкое из названных выше. Последнее обозначает процесс приобретения человеком, в том числе и ребенком любого возраста, знаний о внешнем мире любым известным и доступным способом: в процессе случайного или целенаправленного прямого наблюдения (простого созерцания), общения с другими людьми, в игровой, учебной, трудовой или иной практической деятельности (спортивной, художественной, исполнительской, инженерно-конструкторской и т. д.), при чтении газет, слушании радио, просмотре телепередач, кинофильмов, театральных спектаклей и т. п. Учение как бы является побочным продуктом любой деятельности: человек учится всегда «по жизни». Термин «учебная деятельность» в психологии употребляется для обозначения тоже учения, но не вообще, а организованного специально только с целью обучения. Учебная деятельность психологически выступает как собственная деятельность самого учащегося, так что в нее не включается деятельность учителя, преподавателя, инструктора (или мастера) профессионального обучения, тренера и т. д. - словом, любого обучающего. В учебной деятельности субъектом является сам ученик, студент, курсант, слушатель. Таким образом, если это деятельность только учащегося, то обучение является деятельностью двоих – и обучаемого, и обучающего (и учителя, и ученика). Обучающий занят организацией учебной деятельности обучаемого. По психологическому содержанию эти деятельности (организация учебной деятельности со стороны обучающего и сама учебная деятельность обучаемого) существенно различаются. Дело в том, что при детерминированности всех деятельностей какой-либо потребностью в общей для них психологической структуре (мотивы, цели, средства и результат) все названные элементы имеют в каждой из этих деятельностей разнонаправленное содержание, а точнее, у учителя и ученика они направлены навстречу друг другу, поскольку предназначение учителя «давать знания», а долг ученика «брать их», усвоить, приобрести, сделать своим личным достоянием. Именно деятельность учащегося является стержнем учебно-воспитательного процесса, его, если так можно выразиться, основным содержанием, а деятельность преподавателя лишь средством для создания форм движения этого содержания. Отмечаются три основные характеристики учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения: 1) она специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач; 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия (в сравнении с житейскими, усваиваемыми до школы); 3) общие способы действия предваряют решение задач (И.И. Ильясов). И.А.Зимняя добавляет к этим трем еще две существенные характеристики учебной деятельности. Во-первых, отвечая познавательной, ненасыщаемой потребности, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом субъекте, что, по определению Д.Б. Эльконина, является основной ее характеристикой. Во-вторых, чешский теоретик процесса и структуры учения И. Лингарт рассматривает еще одну особенность учебной деятельности как активной формы учения, а именно 5) изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий». Таким образом, можно говорить о пяти характеристиках учебной деятельности в сопоставлении с учением. Д.Б. Эльконин подчеркивал ее общественный характер: по содержанию, так как она направлена на усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством; по смыслу, ибо она общественно значима и общественно оцениваема; по форме, поскольку она соответствует общественно выработанным нормам обучения и протекает в специальных общественных учреждениях, например в школах, гимназиях, колледжах, институтах. Как любая другая, учебная деятельность характеризуется субъектностью, активностью, предметностью, целенаправленностью, осознанностью имеет определенную структуру и содержание. Анализ учебной деятельности может исходить из следующих принципиальных положений: - Учебная деятельность отражает прогноз тех изменений, которые могут произойти в психическом развитии ученика, включенного в учебный процесс. Она определяет и систему оценки этих изменений. - Организация учебной деятельности предусматривает соотнесение с личностными возможностями ученика и потенциалом их развития. - Каждый уровень личностного развития обеспечивается специфическими формами и содержанием учебной деятельности. Средства учебной деятельности, с помощью которых она осуществляется, следует рассматривать в трех планах. Во-первых, это лежащие в основе познавательной и исследовательской функций учебной деятельности интеллектуальные действия (в терминах С.Л. Рубинштейна – мыслительные операции): анализ, синтез, обобщение, классификация и другие, без которых никакая умственная деятельность невозможна. Во-вторых, это знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт. В-третьих, это фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт, тезаурус обучающегося. В процессе школьного учения, и особенно в младшем школьном возрасте, включение в учебную деятельность предполагает одновременную работу и над ее средствами. Способы учебной деятельности могут быть многообразными, включающими репродуктивные, проблемно-творческие, исследовательско-познавательные действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов). Способ учебной деятельности – это ответ на вопрос, как учиться, каким способом получать знания. Наиболее полное и развернутое описание способа представлено теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), где принцип ориентировки, перехода от внешнего, предметного действия к внутреннему, умственному и этапность этого перехода в соотношении с тем, как это делает сам обучающийся, полностью раскрывают способ учебной деятельности. Продуктом учебной деятельности является структурированное и актуализируемое знание, лежащее в основе умения решать требующие его применения задачи в разных областях науки и практики. Продуктом также является внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловом планах. Продукт учебной деятельности входит основной, органичной частью в индивидуальный опыт. От его структурной организации, системности, глубины, прочности во многом зависит дальнейшая деятельность человека, в частности успешность его профессиональной деятельности, общения. Учебная деятельность как особая форма учения выступает в качестве специального объекта организации (самоорганизации), управления (самоуправления), контроля (самоконтроля). Она означает «воспроизводящую» деятельность, в процессе которой воспроизводятся не только накопленные человечеством знания и умения, но и те исторически возникшие способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления – рефлексия, анализ, мыслительный эксперимент. Расширение понятия «учение» до «учебная деятельность» предполагает раскрытие не только процессуальности и результативности, но и структурной организации, и самое главное – субъектности учения.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1599; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |