Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика процесса обучения




Тема 4.2. Психология учебной деятельности

В педагогической психологии, педагогике, общей дидактике различаются две взаимосвязанные стороны образо­вательного процесса: обучающая, воспитывающая, т.е. обучение (teching), осуществляемое педагогом, и научение (leaning) в самом широком смысле слова или, точнее, уче­ние, осуществляемое учеником.

Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (транс­ляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных усло­виях семьи, школы, вуза, сообщества.

Однако обучение понимают также как деятельность, обеспечивающую овладение зна­ниями, умениями и навыками. Обучение поэтому всегда процесс ак­тивного взаимодействия обучающего и учащегося. Обучение имеет много сторон. Психологическая сторона обучения выра­жается в структуре учения, его механизмах, как особой специ­фической деятельности; в психологических особенностях лич­ности ученика и учителя; в психологических основах методов, способов и форм обучения.

Организация обучения развертывается в пространстве и времени. В системе обучения активно взаимодействуют обучающий и учащийся. Это взаимодействие осуществляется путем общения, в резуль­тате которого осуществляется учебная деятельность.

Психология обучения - это научное направление, иссле­дующее психологические закономерности усвоения знаний, умений и навыков, психологические механизмы научения и учебной деятельности, возрастные изменения, обусловленные процессом научения. Основная практическая цель психологии обучения направлена на поиск возможностей управления про­цессом учения. При этом учение рассматривается как специ­фическая деятельность, включающая мотивы, цели и учебные действия. В конечном итоге она должна привести к формиро­ванию психологических новообразований и свойств полноцен­ной личности. Учение - универсальная деятельность, ибо составляет основу овладения любой другой деятельностью.

Человек, занимающий позицию обучающего, – педагог. Деятельность обучения – это деятель­ность преподавателя, деятельность преподавания – педагогиче­ская. При рассмотрении этой деятельности возникает целый ряд психологических вопросов: что является содержанием обу­чения, как соотносятся программа обучения, его содержание и методы; как в обучении реализуется его основная цель – раз­витие личности обучающегося, как объединяются развитие, обу­чение, воспитание.

Цен­тральная задача психологии обучения - анализ и разработка требований к учебной деятельности, осуществляемой учеником в педагогическом процессе. Она конкретизируется в комплек­се более частных задач:

§ выявление связи обучения и психического развития и раз­работка мер оптимизации педагогических воздействий про­цесса;

§ выявление общесоциальных факторов педагогического воз­действия, влияющих на психическое развитие ребенка;

§ системно-структурный анализ педагогического процесса;

§ раскрытие особенностей природы индивидуальных прояв­лений психического развития, обусловленных особенностями учебной деятельности.

Соотношение понятий «обучение», «научение», «учение», «учебная деятельность» можно представить следующей схемой:

 

процесс Обучение = научение + учение (в широком (обучение в (научение в смысле) узком смысле) узком смысле)
субъект Педагог и ученик Педагог Ученик (студент)
Де   Педагогическая, обучающая, преподавание Учебная деятельность

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.