КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Они поразили тирана мечом и сделали равными всех 1 страница
Лекция 4 Лекция 3 Лекция 2 Лекция 1 Список лекций Раскладка по блокам предов скорп 92+ ч1 С водительской стороны 1 Перелние противотуманные фары
R4 Обогрев заднего стекла R5 Задержка освещения салона С пассажирской стороны 30 Саморегулируемая подвеска
Гомер и его поэмы. Раскопки Г. Шлимана Раскопки Крита Крито-Микенская культура и ее гибель Афины в эпоху Архаики (VIII - VI вв.). Становление демократии. Реформа Солона Греко-Персидские войны (ч. 1): возвышение Персии, битва при Марафоне Греко-Персидские войны (ч. 2): поход Ксеркса против Эллады, (480 - 479 гг. до н.э.) Государственный строй Афин и Спарты Пелопоннесская война (ч. 1): Архидамова война (431-421 гг. до н.э.) Пелопоннесская война (окончание): Сицилийская экспедиция и Декелейская война - (421 - 404 гг. до н.э.) Гегемония Спарты и ее конец. Возвышение Фив (404 - 361 гг. до н.э.) Подчинение Греции Македонией Походы Александра Македонского (ч.1) (336 - 330 г. до н.э.) Походы Александра (ч. 2) (330 - 323 гг. до н.э.) Общий очерк истории эллинизма Греческая культура (Афины V в. до н.э.)
От автора Курс лекций "Античная история" выйдет в двух частях: "Лекции по истории Древней Греции" и "Лекции по истории Древнего Рима". Курс предназначен для учащихся физико-математической школы, но может быть использован и более широко. Я ставила перед собой следующие цели. Во-первых, общеобразовательную. Дело в том, что античность занимает особое место в истории человечества. Образы ее вошли в нашу плоть и кровь. Причина этого в том, что культура наша возникла в эпоху Ренессанса, который являлся возрождением Античности. Вот почему греческая и римская мифология и история пронизывают произведения классической литературы, живописи, музыки. Шекспир, Пушкин, Байрон, Тютчев, Рафаэль, Боттичелли, Перселл, Глюк подчас с трудом понятны человеку, не знакомому с наследием эллинизма. Поэтому знать античную историю необходимо каждому культурному человеку. Во-вторых, я ставила перед собой воспитательную задачу. В классических гимназиях и лицеях поколения детей воспитывались именно на античной истории. Почему? Потому что в Греции и Риме была создана демократия для граждан, причем такая, при которой все принимали участие в управлений государством. В силу этого греки и особенно римляне воспитывались в беззаветной преданности родине, они готовы были все отдать ради общего блага. Отсюда так называемые "античные доблести", непревзойденные примеры героических поступков греков и римлян, которые, как солнце, светили европейскому человечеству. Третья моя цель была исследование государственного строя древних обществ. Античные народы впервые в истории человечества, 2,5 тысячи лет назад построили демократическое общество - строй, послуживший образцом для всех европейских и американской демократий. Сейчас, когда у нас строится правовое общество, структура античных демократий вызывает особый интерес. Кроме того, это самые удобные модели, изучая которые можно понять глубинные законы развития демократии. Все вышесказанное определило структуру курса и метод отбора материала. Гомер и его поэмы. Раскопки Г. Шлимана Первый письменный памятник греческой истории - это поэмы Гомера. Из них мы узнаем о первых государствах, возникших на территории древней Эллады. Вот почему уже античные авторы начинали греческую историю с событий, описанных Гомером. Последуем их примеру. Гомер рассказывает, что Грецию того времени населяли племена ахейцев. Страна не была единой, в каждом городе был свой царь, ни кому не подчинявшийся. Но все эти владыки объединились для похода против Трои. Поход возглавил Агамемнон, сын Атрея, царь Микен, самого сильного и богатого города ахейцев. Троя, или Илион, была могучим и великим городом, стоявшем в Малой Азии на берегу Геллеспонта. Троя подчинила себе всю страну: ликийцы, дарданцы и другие малоазийские народы были ее союзниками и подданными. Управлял Троей престарелый царь Приам. Десять лет ахейцы осаждали Трою. На 10-й год они взяли город хитростью, сожгли его и разрушили. Троянская война и является темой Гомеровских поэм. Известны два произведения, приписываемых Гомеру: "Илиада", поэма, повествующая о последнем годе Троянской войны, и "Одиссея", рассказывающая о возвращении одного из ахейских вождей, царя Итаки Одиссея. Прежде всего, мы должны задать вопрос, что мы знаем об авторе этих поэм? Традиция говорит, что Гомер жил в IX в. до н.э. и был аэдом, т.е. бродячим певцом, который сочинял песни и сам распевал их на пирах у царей и вельмож. Рассказывают, что он был слепым. Однако последнее утверждение вызывает сильные возражения ученых. Для каждого, кто прочтет хотя бы несколько стихов Гомера, ясно, что писал их не слепой человек. Легенда о слепоте поэта возникла по двум причинам. Во-первых, древние часто пытались восстановить биографию поэта на основании его произведений. В "Одиссее" выведен слепой аэд Демодок, который поет песни о Троянской войне на пиру у царя феаков. Античные авторы решили, что это автопортрет. Во-вторых, многие легенды рисуют великих пророков и провидцев слепыми, так как глаза их закрыты для нашего мира и открыты только для мира богов. Поэтому и величайший поэт Гомер слеп. Это фактически все, что мы знаем. Нам неизвестно, где родился поэт: семь городов спорили за честь называться родиной Гомера. Ничего не знаем мы и о его жизни. "Илиада" и "Одиссея" возникли в бесписьменную эпоху. Алфавит в Греции возник намного позже. К VI в. до н.э. по Греции ходило много списков поэм Гомера. Афинский правитель Писистрат { О нем см. лекцию 4. } (560 - 527 гг. до н.э.) созвал комиссию ученых, которые привели их в порядок и создали единый текст, устранив позднейшие наслоения. В IV в. до н.э. новую работу над текстом провел Аристотель. По заказу своего знаменитого ученика Александра Македонского он создал "академическое издание" поэм. Александр, обожавший Гомера, всюду возил с собой в драгоценной шкатулке это издание. Поэтому оно получило название "список из шкатулки". Этот список лег в основу всех античных изданий. Современные ученые не могли надеяться, что в их руки попадет когда-нибудь античный список поэм. Ведь древние книги давно истлели. Но жизнь преподнесла им сюрприз. В XX в. начинались раскопки в Египте, где после походов Александра Македонского возникли греческие города. Почва Египта, сухой песок, имеет, как известно, свойство сохранять органические материалы. И вот стали находить отрывки из античных рукописей. Так из праха были восстановлены пьесы Менандра и некоторые другие произведений. Но любопытно, что списки Гомера находили чуть ли не ежедневно. И это не удивительно. Ведь Гомер был любимым писателем греков. Он считался не просто хорошим поэтом, но величайшим философом и мудрецом, способным дать ответ на любой вопрос и разрешить любую трудность. Поэтому по его поэмам учились дети, они были настольной книгой для взрослых, ими увлекалась молодежь, их читали старики. Но Гомер не только поэт и писатель, не только философ и психолог, тонко понимавший человеческую природу. Он - историк, повествующий о прошлом Греции. В то же время в его рассказах много сказочных, фантастических событий. Поэтому уже античные писатели задались вопросом, как относиться к поэмам Гомера и насколько ему можно верить. К IV в. до н.э. сложилось две школы: первая считала, что рассказы Гомера - просто сказки, вторая же полагала, что в основе поэм лежат подлинные события как бы "одетые тканью красивого вымысла". Большинство древних ученых придерживалось именно этой концепции. Напротив, европейская наука отнеслась к Гомеру очень критически. К началу XIX в. его поэмы были признаны сплошным вымыслом. Новую эпоху в гомероведении открыл Генрих Шлиман. Шлиман родился в 1822 г. в провинциальном немецком городке в семье пастора. С детства он страстно увлекся Гомером и мечтал раскопать Трою. Но Шлиману не удалось даже закончить школу: семья разорилась и мальчик пошел работать в мелкую лавчонку. Дальнейшая жизнь Шлимана напоминает волшебную сказку. Скопив немного денег, он нанимается юнгой на корабль, терпит кораблекрушение у берегов Голландии, без копейки денег в кармане путешествует по стране, прося милостыню. В Амстердаме он снова нанимается в лавку, терпит нужду и лишение, выдвигается, становится главой фирмы, а к 46 годам он миллионер. И тут Шлиман оставляет промышленность и объявляет, что теперь примется за осуществление цели своей жизни - раскопок Трои. Он приступил к раскопкам один, так как никто из профессиональных археологов не относился к этой затее серьезно. Шлимана сопровождала его жена, гречанка София, верный друг и помощник во всех начинаниях. Шлиман высадился в Малой Азии и обследовал место с томиком Гомера в руках. Он верил фанатически каждому его слову, как правоверный мусульманин Корану. Шлиман отверг ряд мест, где могла бы находиться Троя, не слушался ничьих советов и, консультируясь только с Гомером, остановил свой выбор на холме Гиссарлык. "С его склонов, - пишет Шлиман, - я увидал ту Троянскую равнину, которая столько раз рисовалась мне в сновидениях". Раскопки 1871 - 1873 гг. превзошли все ожидания. Шлиман обнаружил, что холм представлял собой 9 городов - 9 Трой, построенных одна над другой. После некоторых колебаний Шлиман решил, что Гомер описывает Трою-2. Это был огромный город со следами гигантских валов. Он в точности соответствовал рассказам Гомера. Но самое удивительное открытие Шлиман сделал накануне отъезда (1871 г.). В стене дворца он нашел остатки шкатулки, которая оказалась полна совершенно необыкновенных сокровищ. Шлиман предположил, что царь Приам, увидев пожар родного города, успел спрятать все свои драгоценности в тайник в стене, надеясь, что кто-нибудь из его сыновей останется в живых и сумеет воспользоваться кладом { Сейчас большинство ученых считают, что гомеровской является не Троя-2, а Троя-7. Но по сю пору ведутся споры. }. Раскопки Трои потрясли весь мир. Люди восхищались, профессиональные археологи возмущались и даже обвиняли Шлимана в подделке. А тот между тем перенес раскопки на территорию Греции. Он мечтал раскопать какой-либо из роскошных дворцов, описанных Гомером. Археологи возражали, что он верит сказкам. Греция всегда была нищей: там не было ни золота, ни дворцов, ни богатства. Выбор Шлимана пал на Микены, город Агамемнона, главы похода ахейцев. Гомер называет город "златообильным", полным сказочного великолепия. Однако с ним было связано зловещее предание. Все члены царской фамилии были запятнаны чудовищными преступлениями. Последний царь Агамемнон, отправившись под- Трою, оставил управление государством своей жене Клитемнестре. Однако она не была ему верна. Когда он вернулся домой из-под Трои, в блеске побед, она приняла его необыкновенно торжественного, устроила в его честь пир и на пиру убила мужа и четверых его спутников. Подавив возмущение народа, царица захватила власть вместе со своим любовником Эгисфом. Этот миф современные Шлиману ученые, конечно, считали сказкой, а он сам свято ему верил. Не нужно было искать сами Микены. Столица Агамемнона, превратившаяся в крохотную деревушку, сохранилась до нашего времени. Вопрос был в том, где находится царский дворец и гробницы. Приехавшие для консультации археологи указали предполагаемое место. Но Шлиман решительно отверг его так как, согласно древним поэтам, дворец и гробницы были совсем рядом, внутри городской стены. Его ожидала поразительная удача. В 1876 г. он откопал царские захоронения. Там покоились 5 трупов, именно столько, сколько указывал миф. Тела были буквально усыпаны золотом. Такого богатства не видал еще никто. Все музеи мира, вместе взятые, не обладали и 1/5 частью сокровищ, найденных в Микенах. В то же время тела были захоронены наспех, небрежно. Все указывало на страшную поспешность хоронивших. Шлиман полагал, что Клитемнестра устроила мужу роскошное погребение в угоду общественному мнению, а, может быть, из суеверного страха, боясь оскорбить дух умершего. Но убийцы очень торопились с погребением, хоронили, возможно, ночью, чтобы не вызвать ненависти народа. В могилах найдены были золотые маски, носившие черты портретного сходства с умершими. Особенно выделялась выполненная с необыкновенным искусством маска человека с красивым лицом, хранившем следы глубокого страдания и скорби. Эту маску Шлиман назвал Агамемновой и считал портретом столь страшно погибшего Микенского царя { Современные ученые считают, что Шлиман открыл царские погребения предков Агамемнона. } Третьим Шлиман откопал город Тиринф (1884 - 1885 гг.). По преданию, его строили великаны-циклопы. Здесь Шлиман нашел огромный дворец, сложенный из исполинских глыб, которые, казалось, действительно могли поднять только циклопы. Ширина стен достигала 11 м. Внутреннее расположение комнат в точности соответствовало описаниям Гомера. Все говорило о необыкновенной роскоши, стены внутри были украшены фресками, остатки которых удалось найти Шлиману. Наконец, он откапывает город Орхомен (1880 г.), где находит новые сокровища. Среди вещей, найденных Шлиманом, были изделия, точно соответствующие описаниям Гомера. Например, он отыскал золотой двуручный кубок, точное подобие кубка царя Нестора, воспетого в "Илиаде". Форма мечей, рисунок ножен, орнаменты - все было именно таким, как говорит Гомер. Это восхищало Шлимана более всего. После раскопок Микен голоса скептиков умолкли. Шлиман стал знаменитейшим человеком в мире. В конце жизни он жил в Афинах, в великолепном доме, сделанном в виде гомеровских дворцов. Все обитатели носили имена древнегреческих героев и даже гостям приходилось временно сменять свои обыденные имена на звучные - Одиссей, Навсикая или Алкиной. Похоронен Генрих Шлиман в Афинах. Надгробие его напоминает античный храм. Барельефы его фриза изображают сцены из "Илиады" и "Одиссеи". Среди героев стоит человек в современном костюме с толстой книгой в руках. Рядом с ним высокая красивая женщина. Это Генрих Шлиман с женой и с неразлучным томиком Гомера. Шлиман открыл не просто отдельные города или захоронения. Он обнаружил новую удивительную цивилизацию, охватывающую материковую Грецию, острова и побережье Малой Азии { Поэтому совершенно неважно, откопал ли Шлиман самого Агамемнона или его прадедушку, Трою Приама или его родителей. }. Цивилизация эта была поистине блестящей. Ахейцы строили колоссальные города из огромных глыб, они воздвигали дворцы с чудесными фресками, их ювелиры рисовали целые чудесные картины на мечах и кубках. В их дворцах и гробницах обнаружены были такие сказочные богатства, каких никогда потом не знала Греция. Такую-то великолепную культуру извлек из-под земли Шлиман! Уже после его смерти она получила название Крито-Микенской. Имя это было связано с раскопками Крита, о которых будет рассказано в следующей лекции. Раскопки Крита Г.Шлиман всю жизнь мечтал о Крите. "Я бы достойно увенчал дело всей своей жизни, если бы раскопал древний дворец кносских { Кносс - столица Крита. } царей", - писал он. Что же так влекло его на Крит? Дело в том, что с этим островом связан большой цикл греческих мифов. Они повествуют о том, что на Крите была некогда могучая держава, подчинившая всю Элладу, а царем ее был Минос. Вот что рассказывает миф. Зевс в образе быка похитил красавицу Европу, дочь финикийского царя. Европа стала царицей Крита. Сын ее и звался Минос. Могуществом и мудростью он почти сравнялся со своим отцом Зевсом, но обладал нравом надменным и злым. Боги наказали его за это: у него родилось чудовище, человек с головой быка, Минотавр, питавшийся человеческим мясом. Минос повелел искусному мастеру Дедалу построить Кносский дворец - лабиринт, путь через который не знал никто. В лабиринте он поселил Минотавра. Остров охранял страж Талоc, сделанный из меди человек, который, завидев чужестранца, хватал его, прижимал к своей медной груди и прыгал с ним в огонь. Минос, как уже говорилось, покорил все Средиземноморье, в том числе Афины. Этот город он обложил чудовищной данью: каждую весну афиняне должны были отсылать на Крит семь юношей и семь девушек. Их отводили в лабиринт, и здесь они становились добычей Минотавра. Далее миф рассказывает, что афинский царевич Тесей не в силах был вынести унижение родного города и отправился весной на Крит вместе с обреченными юношами, чтобы освободить их или умереть. Вместе с другими его отвели в лабиринт на съедение Минотавру. Но Тесея полюбила дочь Миноса царевна Ариадна. Она дала герою меч и клубок ниток. Разматывая нитки, Тесей углубился в лабиринт, встретил чудовище и после жестокого боя убил его. С помощью нити { Ариаднина нить, вошедшая в поговорку. } он и его спутники нашли дорогу назад. Так Тесей освободил Афины от ужасной дани. Как ни фантастична была история Миноса, Шлиман не сомневался, что где-то в земле погребен чудесный Кносский дворец. Он осмотрел Крит и нашел место, где, по его мнению надо было копать. Но турецкое правительство, которому в то время принадлежал остров, потребовало от него колоссальной суммы денег. Шлиману пришлось отказаться от своей идеи. А в 1890 Г. он умер. Но дело его продолжил английский археолог сэр Артур Эванс. Он был полной противоположностью Шлиману во всем: Шлиман был увлекающийся, восторженный фантазер и дилетант; Эванс - сухой, сдержанный учёный, верящий только фактам. Обследовав остров, Эванс остановил свой выбор на том самом Месте, которое нашел Шлиман. В 1900 г. он приступил к раскопкам. Интересно отметить, что после открытия Микен и Трои ученых охватил необычайный энтузиазм. Мифы ожили в их воображении. Не Шлиман, а уравновешенный Эванс записывает: "Главной целью моей был Кносс - город Миноса, окутанное легендами место, где находился возведенный искусным мастером Дедалом дворец с чудесными произведениями искусства, с танцевальным залом Ариадны и лабиринтом. Все это витало перед моим умственным взором" { Evans A. The Palace of Minos, Vol. I, L., 1921. }. Раскопки дали блестящие результаты. Ученые откопали огромный действительно сказочный дворец. Представьте себя совершенно воздушное строение, черное, опирающееся на ярко-красные колонны, расширяющиеся не к низу, а к верху. Дворец полон был удивительных по красоте и изяществу вещей. Чудесные вазы в виде цветка на лепестке, чаши в форме раскрытых бутонов, сосуды, стенки которых не толще яичной скорлупы и на них прелестные лилии или фантастические спруты; изысканные драгоценности, поражавшие не обилием золота, а удивительным изяществом. "Даже землекопы ощущали волшебное очарование дворца", - пишет Эванс { Evans A. Op. cit. }. Стало ясно, что именно критские изделия были образцом и идеалом для микенских мастеров. Но более всего поразили ученых яркие фрески - вот голубые дельфины плескаются среди фантастических рыб, а вот придворные дамы в роскошных платьях и элегантных прическах любуются каким-то зрелищем. Костюмы критских дам изумили археологов: они затянуты в корсеты, юбки широкие (по-видимому, нечто вроде кринолинов), платья имеют глубокий вырез, волосы взбиты и тщательно завиты. Словом, они удивительно напоминают французских дам, живших при дворе Людовика XIV. Одна критская красавица поэтому получила в науке имя "Парижанка". Рисунки выполнены с такой экспрессией, что, по словам одного археолога, ему казалось, что он слышит громкую веселую болтовню и смех. Манера древних художников удивительным образом напоминает импрессионизм, который в начале века был в большой моде. Поэтому слава о критских росписях облетела весь мир. Дворец представлял собой целый город. Он снабжен был неслыханными по тем временам удобствами: вентиляцией, великолепными комнатами, водопроводом. Эванс до безумия увлекся открытой им цивилизацией. Он дошел до того, что стал утверждать, что все достижения греческой культуры не более, чем перепевы Крита. Гомер, говорил он, всего лишь провинциал, записывавший критские сказания. У нас в России это увлечение разделял В.Я. Брюсов. Он писал: "Все, чем мы живем поныне, - Все что, ведала Эллада – На Крите, по-видимому, была теократия. Теократия буквально значит "власть бога". Реально управляют, разумеется, не боги, а жрецы. На Крите же вся полнота власти принадлежала царю, который обожествлялся и считался земным воплощением бога. Он почти никогда не покидал дворец. Лица его никто не видел. Он появлялся только в маске. Те, кто удостаивался его приема, долго шли по дворцовым комнатам, совершали омовение в ванной, умащались драгоценными мазями и только после этого вступали в тронный зал. Там они благоговейно повергались ниц перед царским престолом. Но, может быть, удивительнее всего было то, что внутренность Кносского дворца совершенно соответствовала мифу. Начнем с архитектуры. Один исследователь пишет: "Уловить систему и план невозможно. Запутанность ходов и выходов, внезапные спуски и подъемы, неожиданные повороты характерны для дворца. Почва будто колеблется под ногами у гуляющего по бесчисленным залам владений Миноса. В довершение свет проникал во дворец не через окна, а через световые колодцы в потолке. Это создавало различную степень освещенности в залах и вызывало таинственность, усиливая неожиданные световые эффекты, чередуя ослепительно освещенные и темные залы (Вообще, этот дворец, выдержанный в кроваво- красных и черных тонах, с таинственными подземными помещениями и сказочными чудовищами на стенах производит мрачное впечатление). Иными словами, Эванс действительно открыл лабиринт. Так неожиданно подтвердился миф. Но как погибла эта удивительная цивилизация? Все говорило о том, что ее разрушйла какая-то совершенно сопровождавшееся наводнением. Подземные толчки разрушили дворец Миноса, вода и вспыхнувший пожар довершиили разрушение. Эванс высказал мысль, что миф об Атлантиде, чудесной стране полубогов, погрузившейся на дно морское, есть воспоминание о погибшей в волнах Критской культуре. Долго эта точка зрения оставалась единственной. Но в середине нашего века английские археологи высказали другую гипотезу. Они обратили внимание на следующие факты: Во-первых, катастрофа сопровождалась разрушительными пожарами. Между тем в древности, когда не было ни газа, ни электричества, огонь не сопутствовал землетрясениям. Во-вторых, разрушение носит странный, избирательный Характер. Например, исполинская статуя быка, стоявшая у входа, разбита, а мраморная лестница совершенно невредима. Между тем менее значительное землетрясение, происшедшее за несколько веков до гибели Кносса, сильно повредило эту лестницу. Такую же "избирательность" разрушения мы наблюдаем и внутри дворца. Это явно указывает не на стихию, а на сознательную деятельность человека. Кносс погиб, говорит один из сторонников этой теории, в огне пожаров, зажженных завоевателями в один весенний день XV в. Но кто были эти завоеватели? Сомневаться в этом не приходится. На развалинах погибшей цивилизации поселились ахейцы, приехавшие с материка. Крит стал ахейским. И тут на память сразу приходит миф. Ведь Тесей, владыка ахейских Афин, высадился на Крите как раз весной. Вероятнее всего, это воспоминание об истинном событии: Крит захватили ахейцы, во главе которых стоял царь Афин. Почти несомненно его звали Тесей. Такие имена в истории не забываются, хотя вокруг них и складываются легенды. Так, в Иране рассказывают о герое Искандере, который некогда завоевал весь мир, совершил много чудес и взлетел на небо на крылатых грифонах. Между тем этот фантастический персонаж не кто иной, как Александр Македонский. Сейчас существует третья, так сказать, примирительная точка зрения. Согласно ей, Крит поразило землетрясение, а после этого на него напали ахейцы, которые окончательно уничтожили царство Миноса. Таким образом, фантастический миф о Тесее и Миносе неожиданно подтвердился. На острове действительно существовало могучее царство, действительно был дворец- лабиринт, действительно царь Тесей сокрушил могущество критян. Остается последний пункт - Минотавр. Что означает рассказ о чудовищном быке-людоеде? Эванс сказал однажды, что, если бы он мог забыть миф о быке, то на Крите вспомнил бы его мгновенно. Бык, буквально, преследовал ученых. Исполинская статуя быка стояла у ворот, дворца, на фресках огромный бык кидался на людей, в орнаментах ваз, в узорах фресок появлялись бычьи рога. То было какое-то царство быка. Бычьи рога венчали даже каждую башню дворца. Судя по всему, бык на Крите обожествлялся. Свет на его культ проливает все тот же миф. Я напомню, что матерью Миноса сказание называет финикийскую царевну, т.е. связывает критского царя с Финикией. Между тем в Финикии издревле существовал культ Баала, бога с бычьей головой. Медное изображение этого бога стояло на центральных площадях финикийских городов. Бог требовал человеческих жертв. Каждую весну, - время, когда на Крите высадился Тесей, - устраивался в честь него торжественный праздник. К подножию статуи приводили красивейших пленных и собственных детей. Руки статуи, приводимые в движение специальным приспособлением, опускались, на огромные медные ладони жрецы клали жертву, руки поднимались и жертва падала в отверстие в груди исполина, а оттуда в его полое медное чрево. У ног гиганта был разведен огонь, и жертва заживо сгорала в этой медной печи. "Золотой телец" Библии, Молох, нечестивый бог, требовавший в жертву детей, это воспоминание о том же жестоком культе, оставшееся у соседей финикийцев, иудеев. Теперь я напомню, что греческий миф рассказывает о Минотавре, человеке с бычьей головой, пожиравшем людей, и о Талосе, медном человеке с бычьей головой, который прижимал чужеземцев к груди и прыгал с ними в огонь. Несомненно, и Минотавр, и Талос - это раздвоившийся образ одного и того же существа - медного идола с бычьей головой, в чреве которого заживо сжигали людей. По-видимому, афиняне действительно должны были каждую весну отсылать юношей и девушек в жертву критскому богу. К весне был приурочен освободительный поход Тесея, носивший религиозную окраску (это отразил миф). После победы афиняне вдребезги разбили изображения ненавистного идола, и в воспоминаниях афинян царство Ми- носа навеки осталось как богатое и могучее, но нечестивое и преступное. Теперь подведем итоги. На Крите еще во II тыс. до н.э. возникло государство. Своего расцвета оно достигло в XVI - XV вв. Владыка Крита, вероятно носивший титул "минос", покорил почти все Средиземноморье, в том числе Афины. Но кто были сами критяне? Безусловно, это народ негреческого и, скорее всего, неиндоевропейского происхождения. На фресках мы видим стройных, гибких людей со смуглым лицом, иссиня-черными волосами и огромными миндалевидными черными глазами. Критяне создали очень высокую культуру. В ходе раскопок Эванс обнаружил таблички с письменами. Оказалось, что уже во II тыс. на Крите была письменность. Увы! Она до сих пор не расшифрована, поэтому тайна этого народа пока не раскрыта. Крито-Микенская культура и ее гибель
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 145; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |