Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Даосизм. Дао и дэ




Конфуцианский канон

Учение о цюнь цзы

Учение о «благородном муже» (букв. сыне правителя или знатного человека) составляет одну из фундаментальных основ конфуцианской доктрины. В ней он противопоставляется ничтожному человеку «сяо жень». Главными чертами цюнь цзы являются: знание воли неба («Мин») (целеполагающей космической силы, совокупности условий и всего космоса, «тот, кто не знает Мин, не может быть благородным человеком», считал Конфуций), следование принципу человечности («жень»), неукоснительное соблюдение норм ритуала («ли»), чувство долга («и»), соблюдение норм морали (сыновней почтительности «Сяо» и искренности «Чэнь»).

Цюнь цзы обладает 5-ю «прекрасными качествами»: «в доброте не расточителен; принуждая к труду не вызывает гнева; в желании не алчен; в величии не горд; вызывая почтение не жесток».

«Благородный человек предъявляет требования к себе, низкий человек к другим людям».

«Благородный человек движется вверх, низкий движется вниз».

Определяя главную цель жизни «благородного человека», Конфуций говорил: «…направляй свою волю на достижение правильного пути, придерживайся принципов морали, поступай с человеколюбием, упражняйся в искусствах»[49].

Объединение канонических текстов в единый канон «Шестикнижье» («Лю и») произошло в I-II вв. до н.э. В него вошли:

«Книга перемен» («И цзын»). С конфуцианскими комментариями («Ши и»)

«Книга песен» («Ши цзын»)

«Книга истории»(«Шу цзын»)

«Книга обрядов»(«Ли цзы»)

«Канон о музыке»(«Юэ цзын») + Трактат о «середине» («Чжун юн»)

«Книга Весен и Осеней» («Чунь цзю»).

В кодифицировании текстов, вошедших в состав канона, приняли участие ученые восьми конфуцианских школ, появившихся после смерти Конфуция. Наиболее значительный вклад в создание единого и обязательного для изучения канона был сделан выдающимися философами, последователями Конфуция Мэн-цзы и Сюнь-цзы, связанными со знаменитой «Академией Цзися», созданной в III в. до н.э. правителями царства Ци.

Первое упоминание о шести канонах содержится в сочинении выдающегося историка Древнего Китая Сыма Цзяня, автора «Исторических записок» («Ши цзи» 130 г. до н.э.).

 

Наиболее авторитетными сочинениями даосизма – религиозно-философского учения Древнего Китая, создавшего свою, отличную от конфуцианской, модель культуры ДАО, являются «Дао дэ цзын» и «Чжуан цзы». Традиция приписывает их создание авторам, о которых мало что известно. Так, например, традиционно автором «Дао дэ цзына» считается архивариус одного из последних правителей Чжоу Лао цзы, о жизни которого ходили легенды уже во времена Конфуция; ставится под сомнение и его авторство названного трактата. Не менее загадочна и жизнь мудреца и мистика Чжуан цзы одного из главных и непримиримых критиков конфуцианской философии культуры. Представление об исходных принципах даосизма ДАО и ДЭ могут дать тексты, заимствованные из этих трактатов.

Дао дэ цзын («Учение пути и благодати»)

 

Человек берет за образец Землю.

Земля берет за образец Небо.

Небо берет за образец Дао…

А Дао берет за образец свою самоестественность…

*

Дао-Путь постоянен, в недеянии он пребывает,

но нет ничего не сделанного им…

*

Дао-Путь все порождает

Благая Сила-Дэ все вскармливает

Дао-Путь почитаем, а Благая Сил-Дэ ценима…

Потому что никому они не отдают велений,

Но просто пребывают в самоестественности

свободной

*

Небесный Дао-Путь не знает родственных симпатий,

но постоянно творит добро для всех людей.

*

Придерживаясь древнего Дао, чтобы обладать

существующими вещами, можно познать древнее

начало. Это называется принципом Дао.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.