Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

I. Ведическая традиция 3 страница




Шэ цзы -духи земли и зерна

шэнь цзы -космическая душа, глубинный импульс жизни

юань -начало

юань цзы -первоначальные «ци», выступающие вначале в качестве «бесконечно малого»

юань фу -добрый человек (против. э жэнь - «злой человек»)

ю жэнь -отшельник

юй -пространство

Юй Великий - легендарны й основатель древнейшей династии Ся. Совершенномудрый правитель и культурный герой, избавивший Поднебесную от наводнений (миф.)

юй чжоу – Вселенная (пространство-время). Термин аналогичен термину «тянь-ди» (небо и земля)

ю мин -наличное бытие. Неназванное, безымянное начало мироздания, именуемое «матерью всех вещей», символ изначального дао ( даос.)

юн -простое, обычное

Юн Чэн цзы -легендарный изобретатель астрономических инструментов и календаря. Согласно мифологической традиции, помошник «Желтого императора» Хуан Ди (миф.)

Юэ -музыка. Термин имеет ряд значений. 1. В высоком смысле слова искусство исполнения древних мелодий. 2. В обыденном смысле слова обозначал всю область умений, связанных со звуковым сопровождением песнопений (у), танцев (сян), некоторых культовых действий. 3. Одно из 6 искусств («Лю и»), овладение которым было обязательно для «благородного мужа» цюньцзы (конф). (Становление музыкальной культуры Древнего Китая осуществлялось на протяжении длительного периода с III по первую половину I тысячелетия до н.э. В классический период теория и практика музыкальной культуры стали предметом ожесточенных дискуссий между даосами и конфуцианцами.Создателем инструментальной музыки считался мифический музыкант, китайский Орфей – Кун. Создателями древних мелодий были совершенномудрые правители древности; Уван создал мелодию «У», Щунь был автором мелодии «Шао», Чэн-Тан мелодии «Ху». Вся поздняя музыкальная культура Древнего Китая организовывалась в соответствии с этими мелодиями. В классический период оформилась знаменитая китайская пятитонка «Ляо». Она соответствовала древнекитайским представлениям о резонансе и созвучии мировой энергии ци.)

«Юэ цзын» -«Книга музыки». Канонический текст. В его основе лежало учение о космическом происхождении музыки. Ее истоком традиционно считалось «великое начало» (тай - и) - синоним изначального дао. (Такое понимание музыки определяло и ее особую роль в ритуальных действиях и церемониях. Конфуцианцы с читали музыку важнейшим из искусств и отводили ей одну из главных ролей в культурном воспитании «благородного мужа». «Юэ цзин» вошел в состав большого конфуцианского канона «Шестикнижье». Даосы отрицательно относились к конфуцианскому увлечению музыкой. Занятие музыкой они считали вредным и никчемным занятием, несовместимым с важнейшим традиционным принципом увэй (недеяния).

Ян -одна из двух космических первочастиц, символизировавшая в древнекитайской графической модели мироздания мужское, световое начало, представленное в системе триграмм в виде целой горизонтальной черты

Янь -слово, язык слов. (В его возникновении главную роль, согласно традиции, сыграл небесный дух шэнь, совместивший сущность физических земных узоров вэнь и идеальную сущность небесных образов сян и воплотивший это единство в слове янь. В древнем Китае различался разговорный язык баи хуа, использовавшийся в повседневном общении и письменный язык - вэньянь. Этот язык использовался образованными людьми – ж у, учителями и чиновниками, и рассматривался как язык культуры.)

янь жэнь - «живое слово» (имя, понятие)

ян мин - воспитание народа, просвещение

яо -совершенномудрый,д обродетельный правитель древности, образец для подражания


 

ТЕКСТЫ

1. Каталог гор и морей («Шан хай цзин»). М., 1977.

2. Ши цзин («Книга песен»). М., 1957.

3. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». СПб., 1992.

4. И-цзин. Древнекитайская «Книга перемен». М., 2004.

5.Комментарии к «И цзин» (Десять крыльев»): «Сюйгуа чжуань», «Цзагуа чжуань», «Вэньянь чжуань», «Шогуа чжуань», «Сицы чжуань» (В кн. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. И цзин. Дао дэ цзин. Луньюй. М., 1994. Авторский перевод и комментарий)

6. «Дао де цзин». В переводах: Ян Хун шун (ДКФ. Т.1), Е.А. Торчинова (в кн.: Даосизм. «Дао де цзин». СПб., 2004).

7. «Луньюй» В переводах:В.А.Кривцова (ДКФ.Т.1), И.И Симененко (в кн. Конфуций. Изречения. М., 1994.

8. Мудрецы Китая. Ян. Чжу. Лецзы. Чжуанцзы. СПб., 1994.

9. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М., 1987, переводы. (вступительная статья и комментарии И. Лисевича)

10. Сыма Цянь. Старинный род Конфуция. (Цит. по кн. Конфуций. Изречения. М., 1994)

11.Философы из Хуайнани. «Хуайнаньцзы». (Л.Е.Померанцева. Перевод. Вступительная статья. Примечания.Указатели). М., 2004.

 

Большинство использованных текстов цитируются по изданию: «Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах. Т.1 (1972).Т.2 (1973). М., «Мысль».

ЛИТЕРАТУРА

1. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. М., 1977.

2. Малявин В.В. Китайская цивилизация. М., 2000.

3. Карин Дебен Фракфер. Древний Китай.(Пер. с фр.) М., 2002.

4. Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. М., 1992.

5. История Древнего мира. Китай. Страны юго-восточной Азии. Минск,1998.

6. Юань Кэ. Мифология Древнего Китая.Текст. Переводы. М., 1965.

7. Рифтин Б.Л. Китайская мифология. (В кн.: «Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах.СЭ)

8. Боддэ Д. Мифы Древнего Китая. (В кн.: «Мифология Древнего мира». М., 1977).

9. Алексеев В.М. Китайская литература. М., 1978.

10. Федоренко И.Т. «Книга песен» (В кн. «Шицзин». М., 1957, с. 469-531.)

11. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии (перевод с китайского). СПб.,1998.

12. Лукьянов А.Е. Истоки Дао. Древнекитайский миф. М.,1992.

13. Лукьянов А.Е. ДАО «Книги перемен». М., 1993.

14. Лукьянов А.Е. Начало древнекитайской философии. Ицзин. Дао дэ цзин. Луньюй. Учебное пособие. Переводы. М., 1994.

15. Малявин В.В. Чжуан цзы. 1985.

16. Малявин В.В. Конфуций. ЖЗЛ. М., 1987.

17. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М.,1992.

18. Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. М., 1987.

19. Семененко И.И. Пять тысяч слов молчания. М., 1999.

20. Конфуцианство в Китае. М., 1982.

21. Гране М. Китайская мысль. (Пер. с фр.) М., 2004.

22. Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиозного описания. СПб.,1998.

23. Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао де цзин». СПб, 2004.

24. Восток-Запад. Исследования. Переводы. Публикации. М., 1988.

25. Ткаченко Г.А. Космос, музыка, ритуал. М., 1990.

26. Попов П.С. Китайский философ Мэн цзы. Перевод, комментарии. М.,1998.

27. Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе, государстве («Хуайнанцзы». II в. до н.э.). М., 1979.

28. Атеисты, материалисты и диалектики Древнего Китая. М., 1967.

29. Феоклистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь цзы. М., 1976.

30. Погребенные царства Китая. М., 1998.

31. Лёве М. Китай династии Хань. Быт, религия, культура (пер с англ.). М., 2005.

ФИЛЬМЫ

 

Discovery Atlas: Китай / Discovery Atlas
Год выпуска: 2007
Страна: Англия
Продолжительность: 102 мин.
Режиссер: Вильям Хиклин

 

Спустя долгие тысячелетия, одна из наиболее древних и самая многочисленная нация Земли, наконец, открывает двери в свой загадочный и удивительный мир. Этот фильм позволит нам обратиться к корням китайской цивилизации и культуры посредством историй семи разных людей: от Винсента Ло, известного как "китайский Дональд Трамп" до мигранта-рабочего, юной гимнастки - участницы Олимпиады-2008, женщины-полицейского, рыбака и других. Их глазами мы увидим всю красоту Китая, а также величайшие изменения, произошедшие в период с древних веков и до наших дней.

 

Изобретения древнего Kитая / Ancient Chinese inventions
Год выпуска: 2005
Страна: США
Продолжительность: 46 мин.
Описание: История Китая хранит один из самых удивительных секретов прошлого. Множество величайших изобретений и открытей в историй человечество были сделаны в Китае. Эти открытия были на столько важны что их влияние ощутимо по сей день....

 

Первый император Китая / China's First Emperor
Год выпуска: 2008
Страна: США
Продолжительность: 02:59:26
Режиссер: Андреас Гутцайт
Описание: Режиссер Андреас Гутцайт / Andreas Gutzeit, США, 2008
Эпическая полнометражная картина (в двух фильмах), снятая по заказу канала "История" и повествующая о жизни и смерти Цинь Шихуанди, объединившем Китай и ставшем его первым императором. Правление Цинь Шихуанди было жестоким и кровавым. Но то, что оставил после себя император, невозможно переоценить. Он хотел стать бессмертным и, в определенном смысле, стал им. Два величайших чуда света навсегда будут связаны с его именем. И одно из них - Великая китайская стена, на строительстве которой погибло более 100 тысяч человек.
В 1974 году китайские археологи обнаружили еще одно чудо света - огромный погребальный комплекс императора, а в нем т.н. терракотовую армию. Более 8 тысяч статуй воинов и лошадей в натуральную величину. Сама же усыпальница Цинь Шихуанди до сих пор еще не вскрыта

 

 

КЛАССИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.

 

 

«Этот человек - море, он возвышается над всеми мирами. Чего бы он ни достиг, он стремится стать выше их. Если он достигает мира воздушного пространства, он стремится стать выше его. Если бы он стремился достичь «того мира», он пожелал бы стать выше его. Из пяти частей состоит этот человек. Его тепло-свет. Отверстия - пространство. Кровь, слизь и семя - вода. Тело - земля. Дыхание - воздух. Эти божества - зрение, слух, мысль и речь-составляютпрану и апану, ибо они выходят наружу с дыханием. Он сочетание речи и дыхания...

Айтарейя араньяка II.(1. 3, 3. 3.)

 

У ИСТОКОВ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

 

У истоков классической культуры Древней Индии стоит ведическая традиция. Формирование ее было длительным процессом, в котором участвовали несколько более древних и различных, как по характеру, так и по уровню своего развития, культур. Одной из них была неолитическая культура ведийских ариев, другой земледельческая городская культура, созданная на северо-западе Индии аборигенами Индостана - "народами культуры Инда».

Ригведийские арии, группа полукочевых племен индоевропейского происхождения, начали проникать в этот район приблизительно в X веке до н. э. Они были пастухами, которые вели полукочевой образ жизни. Культура ариев в период их проникновения на полуостров была неолитической культурой бронзы. Изобретение боевой колесницы давало им возможность преодолевать огромные расстояния. Колесница была и мощным оружием, благодаря которому ариям удалось покорить аборигенов Индостана – дравидов. Они называли их «дасю» и считали людьми второго сорта, хотя и находились, по сравнению с ними, на более низком уровне культурного развития. Культура, с которой соприкоснулись арии, сложилась на основе высокоразвитой городской Хараппской цивилизации, которая возникла в XXV-XVIII вв. до н. э. на базе еще более древней неолитической Мергарской культуры 3-2 тысячелетия до н. э. Хараппская цивилизация объединяла до 1000 поселений городского типа. Среди них были и такие, как Харрапа и Махенджо-Даро, имевшие водопровод и канализацию, гончарное и бронзовое производство, развитую торговлю и ремесло, свои системы письменности, мер и весов, формы искусства (скульптура глиптика), культы (в том числе и верховного божества). Размеры городов достигали 26 га с населением до 40 тыс. человек (Махенджо-Даро). Города Хараппы вели оживленную торговлю как между собой, так и с достаточно отдаленными регионами. Торговые и дипломатические отношения связывали их с Шумером - древнейшей цивилизацией Ближнего Востока. Победа ариев совпала по времени с упадком харрапских городов. Однако сложившаяся в них культура не погибла и с течением времени была воспринята стоявшими на более низком уровне культурного развития ариями. Итогом интеграции этих разных культурных традиций стало возникновение ведической культуры.

 

Ментальный универсум древнего человека не выводится логически явно из представлений... он сохраняется в мифах, символах, обычаях, в которых несмотря на возможные процессы деградации, остается явственно различимый их первичный смысл.

М. Элиаде

 

Ведический период (XI - VI вв. до н. э.) - время формирования ведической традиции – смарты. Ее основу составило «священное знание», включавшее в себя три, позднее, четыре веды (букв. «ведение», «знание») - сборники гимнов и обрядовых предписаний, непосредственно связанных с ритуалом ведического жертвоприношения. Первоначально это знание существовало в устной традиции. Примерно с XV в. до н. э. начинают создаваться самхиты – большие сборники ведических гимнов. Первоначально ядро вед включало три самхиты: Ригведу (веду гимнов), Самаведу (веду мелодий к гимнам) и Яджурведу (веду жертвенных формул). Позднее к ним была присоединена Атхарваведа (веда заговоров, заклинаний, гимнов). С вед начинается традиция шрути (букв. «слышанное»). Заключенное в них знание считалось священным и воспринималось, как «откровение», данное свыше, мудрецам – риши (согласно традиции главных риши насчитывалось 60). Они «не создавали новых поэтических картин, а лишь облекали в слово те картины, принадлежащие миру богов, которые могли видеть лишь те, кто обладал особым даром «видения». Все риши были такими «визионерами»[60]. Различались четыре разряда риши: Божественные (боги-мудрецы), Брахманские (Жрецы— мудрецы), Царственные (цари-мудрецы) и просто-мудрецы. Все риши в отличие от богов и людей обладали особой способностью – «внутренним зрением» (мудростью, умением «думать»), что позволяло им видеть целое, лишенным частей.

Главным, высочайшим риши, иногда именуется Сануткумара (букв. «вечно юный») - сын верховного божества Брахмы, прародитель людей, автор пуран – эпических сказаний. Царственный риши Джритарашастра имел характерный эпитет «око мудрости». Нарадабожественный риши, посредник между богами и людьми, считался автором некоторых гимнов Ригведы и имел эпитет «дающий знание высшей реальности». Мудрец-риши Вашадева признавался автором IV-й мандалы Ригведы. Семь риши – духовных сыновей Брахмы – символизировали созвездие «Большой медведицы», а один из них Ангираса олицетворял жизненное дыхание во рту – «символ жизни».

Постигалось ведическое знание (авидья) путем чтения вед и участия в ритуале жертвоприношения.

Ригведа (веда гимнов) считается «великим началом» ведического знания, главной из вед. Ригведийский сборник гимнов создавался в XV-VIII вв. до н. э., но впервые был записан только в III в. до н. э. при царе Ашоке. Первоначально гимны РВ были связаны с древним ведическим ритуалом жертвоприношения коня – ашвамедхой, который совершался ежегодно царем-жрецом. Многие гимны РВ посвящены «Жертвенному коню» (Подробное описание «ашвамедхи» содержится в «Шатападхе брахмане» X. III. 1.). Позднее они соотносились с торжественным ритуалом (шраутой), который совершался раз в четыре месяца. Исполнение гимнов РВ во время ритуала было обязанностью верховного жреца хотара, Ригведа включает 1028 гимнов, разделенных на 10 мандал («мандала»бук. круг, колесо, диск - один из основных символов ведийской мифологии. В условной форме, воссоздающий представления ведийцев о мире в его целостности, единстве его частей). Деление гимнов РВ на мандалы символизировало их связь с космической организацией, соответствие их содержания мировому закону, это объясняет почему доминирующую роль в них играли космогонические мотивы. Они нашли отражение не только в гимнах, повествующих о самом акте творения, например таком, как гимн «О сотворении мира»(X, 128), но и во многих других в, которых прославлялись боги-творцы и хранители мира. Таковы гимны: «К Варуне и Индре»(IV, 42. 1-7-10),»К Агни» (I.I), гимн «Какого бога почтим возлиянием?» (X. 121, 1-10), «Жертвенному коню»(I. 162, I), «К Пуруше» (X. 903). «К Небу и Земле»(I. 159. I, 160). Целый цикл гимнов РВ посвящен Рибху (букв. искусный) -трем мастерам». Они «сделали поля прекрасными и провели реки», создали «колесницу без коней и поводьев», на которой боги утренней и вечерней зари Ашвины, постоянно объезжают мир и способствуют в нем, при этом, порядку и благоденствию. Не случайно рибху были первыми, кого боги пригласили совершить «ашвамедху» (жертвоприношение коня) символизировавшего акт творения мира. За свое мастерство, «которому завидуют сами боги», рибху получили бессмертие (РВ. III, 60). [61] В Ригведе есть также гимны-загадки и гимны-диалоги. Такое разнообразие содержания ригведийских гимнов свидетельствует о том, что они были связаны не только с ритуалом, не менее прочной была их связь с мифологией, фольклором, зарождающимися натурфилософскими представлениями.

Самаведа (веда мелодий) наиболее зависима от Ригведы. Каждый из 1549 включенных в СВ гимнов, снабжен особой мелодией (нотацией), это определялось тем, что исполнялись они во время ритуала под музыку. В абсолютном большинстве гимны СВ повторяют ригведийские гимны (за исключением 75). В ритуале СВ была связана с действиями жреца удгатара.

Яджурведа (веда жертвенных формул), в отличие от остальных самхит, целиком связана с ритуалом. Она делится на «черную» и «белую» Яджурведу. В Белую ЯВ входят 200 гимнов и жертвенных формул, разделенных на 40 глав. Черная ЯВ включает, кроме жертвенных формул (яджус), также прозаические комментарии к ритуалу. Действия жреца Яджурведы адхварью подробно описаны в «Брихадараньяке упанишаде» (3.1-8.) Они были связаны с особенностями жертвоприношений в день полнолуния и новолуния, жертвоприношениями Соме и с Агнихотрой - жертвоприношением богу огня Агни.

Атхарваведа (веда заговоров и заклинаний), самая поздняя из вед. Ее создание датируется началом I тысячелетия до н. э. она лишь частично заимствует гимны РВ (преимущественно космогонического содержания), но значительно уступает ей в культовом значении. АВ содержит около 700 заговоров и заклинаний от болезней, злых демонов, любовных и т. п. Большинство из них взято из народной магической поэзии и фольклора Сочетание в АВ космогонических гимнов с заговорами и заклинаниями свидетельствует о том, что согласно ведической традиции, все болезни и несчастья в жизни человека связаны с нарушением соответствия между его физическим и психическим состоянием и действием всеобщего космического закона (риты). Например, в заговорах на исцеление и на долголетие нашло отражение представление о том, что жрец АВ атхарван, совершая определенный ритуал восстанавливает, при этом, путем магических действий, нарушенный мировой порядок, не просто лечит болезнь, в обычном смысле этого слова, а уничтожает саму причину ее возникновения. Таким образом, заговор или заклинание оказываются неотъемлемой частью ритуала, воспроизводящего космогонический акт[62]).

Космогонические мотивы, игравшие в ведах доминирующую роль, определяли и отношения между ведическими текстами и ритуалом. Переводчица Ригведы Т.Я. Елизаренкова пишет в связи с этим, что РВ «стоит, как это ни парадоксально, вне ведийской религии. С ежегодным ведийским ритуалом шраутой, который пришел на смену древнему ритуалу жертвоприношения коня –ашвамедхе, гимны РВ связывает прежде всего космогония, а не религия, которая играет здесь доминирующую роль». (РИГВЕДА. Мандалы I-IV. М. 198З, с. 87). Вместе с тем, знание четырех вед составило и основу «священного знания» (видья), первой религиозной системы Индии брахманизма, в которой ему был придан преимущественно сакральный смысл и ритуальный характер.

Дальнейшее развитие ведическая традиция получает в текстах брахман, араньяк и упанишад, которые генетически были связаны с самхитами и вместе с ними составляли, как уже говорилось, один класс ведических текстов смрити. Все они были, так или иначе, связаны с ритуалом, но отношение каждой из этих групп текстов к нему было различным.

Брахманы (букв. «поучение брахмана») были созданы в IX-VI вв. до н. э. и выступали, главным образом, в качестве практического руководства к ритуальному действию и носили прозаический характер. Каждая из четырех вед имела несколько своих брахман. Наряду с этим, в некоторые брахманы входили и иные, не ритуальные тексты. Среди них были, прозаические пересказы мифов. Примерами могут служить, миф, повествующий о творении мира демиургом Праджапати, и миф о потопе, включенные в древнейшую «Шатападху брахману» (XI, 1-21). Легенды и сказания, имеющие своим источником фольклорные мотивы (сказание «О Пурвасе и Урваши»). Среди брахман была также и особая группа текстов, в которых рассматривались категории философского и этического характера (дхарма - закон, артха – смысл, кама - страсть, мокша - освобождение и др.), которые позднее широко употребляются в текстах араньяк и упанишад.

В брахманах коренятся и истоки нескольких более поздних по сравнению с брахманизмом религиозных концепций, прежде всего индуизма и буддизма. Таким образом, период брахман дал не только подробное описание древнейших форм ведического ритуала, в которых нашли воплощение архаические модели ведической космогонии, но стал источником и новых идей, нашедших дальнейшее развитие в философии упанишад, эпике пуран и «Махабхараты», этике йоги. Возникшие позднее, в VIII-IV вв. до н.э., араньяки (букв. лесные книги) уже не были непосредственно связаны с ежегодным ритуалом шраутой, а предназначались для чтения лесными отшельниками, стремившимися достичь праведной жизни и исполнявшими особый внутренний ритуал – упасана. В этой связи в текстах араньяк важное место занимают рассуждения о человеке и его месте в космической организации (Айтарейя араньяка. 1. 3.).

Последней группой ведических текстов, с которыми связан завершающий этап оформления ведической традиции, были упанишады (букв. «сидеть около»). Упанишады представляют собой особое «тайное» учение, дающее «высшее знание». Оно недоступно людям знающим веды лишь «по имени» и участвующим во «внешнем ритуале» жертвоприношения. Создатели упанишад утверждают, что знание вед без учения упанишад – ничто, так как оно не дает человеку освобождения.

Становление ведической традиции осуществлялось не только в процессе взаимодействия мифа и ритуала, но и в процессе эволюции самого мифа, который подвергается рефлексии начиная со времен Ригведы.

Уже в гимнах РВ мифы практически отсутствуют в своем первоначальном виде, они даже не пересказываются, а скорей называются. Вместе с тем, в них (гимнах) постоянно используются как сюжеты мифов, так и их персонажи. Ключ к пониманию ведической мифологии, проникновение в ее древнейшие архетипические структуры лежит в космологии вед, которая составляет главное содержание ведического мифа творения, представленного в ведах в различных вариантах. Ведическая традиция начинается с мифа и кончается им. Рефлексия ведического мифа явилась тем процессом, в ходе которого ведическая культурная традиция получила свое окончательное оформление. Этот процесс происходил в полном соответствии с теми изменениями, которые происходили в родовой жизни ведических ариев, которая подчинялась общим закономерностям эволюции всякого родового коллектива и прошла соответственно этому три основных стадии: предметную, духовную, идеальную.

Три периода развития ведического знания: ранневедический, брахманский, упанишад, соотносимы с тремя стадиями рефлексии ведического мифа, что прослеживается не только в эволюции представлений о самом акте творения (космогония), но также в изменениях структуры ведического пантеона богов (теогония) и представлений о ведическом космосе.

ВЕДИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ

Главная функция мифа состоит в том, чтобы задать образцы, модели для всякого ритуала и для всякого важного действия, совершаемого человеком.

М. Элиаде

 

Основными источниками наших представлений о ведической мифологии являются тексты самих вед и сопутствующие им тексты брахман, араньяк, упанишад. Помимо этого, определенные сведения о ведическом мифе содержат и опирающиеся на ведическую традицию тексты эпической литературы, входящие в цикл пуран и, прежде всего, великая поэма индийского народа «Махабхарата». При этом следует отметить, что мифологические сюжеты и персонажи присутствуют здесь не в своем первоначальном значении «буквальной мифологии», а оказываются вплетенными «в ткань ритуальных, поэтических, философских, этических и религиозных текстов.

Для определения культурного значения ведического мифа необходимо решить две основные задачи: во-первых, выявить в процессе анализа ведических текстов содержащуюся в них изначальную «архетипическую» структуру космогонического мифа и, во-вторых, путем сравнительного анализа различных по времени создания текстов определить общую направленность их изменений. Проще говоря, при рассмотрении культурного значения ведического мифа, как впрочем и любого другого мифа, необходимо иметь в виду взаимосвязь в нем традиционной основы и тех рефлексивных процесов, роль которых неизменно возрастает по мере эволюции мифологического сознания, связанной с разложением родового строя и активизацией цивилизационных процессов.

Основными структурными элементами всякой мифологической системы являются:

1. Космогонический миф (и как его варианты мифы происхождения).

2. Теогонический миф (происхождение, классификации и пантеон богов).

3. Мировой порядок – космос (его элементы, структура, движущие силы).

Рассмотрим эволюцию всех этих трех элементов ведического мифа, начиная с ранневедического периода (эпохи Ригведы) и кончая эпохой упанишад, когда рефлексия ведического мифа была практически завершена.

ВЕДИЧЕСКАЯ КОСМОГОНИЯ, ЕЕ ЭВОЛЮЦИЯ И КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

Космологический миф… служит в качестве архетипической модели всех случаев творения, на каком бы уровне они ни имели место – биологическом, психологическом, духовном.

М. Элиаде

 

В древнейших вариантах космологического мифа, сохранившихся в текстах некоторых ведийских гимнов как сам акт творения, так и его итог выглядят неопределенно. Неясен и облик «действующих лиц» космического действа.

Характеризуя космогонию самхит, можно назвать следующие варианты мифа творения:

1. Началом мира были воды («глубокая бездна», «скрытая мраком неразличимая пучина»), в которой «нечто дышало не колебля воздуха по своему закону». Это нечто было порождено «силою жара». Это нечто было первым «семенем мысли», открывшейся мудрецам, которые размышляли «вопрошая свое сердце». В древнейшем варианте ригведийского космогонического «Гимна о сотворении мира» больше вопросов, чем ответов:

6. Кто же ведает? Кто поведает здесь?

Откуда взялось, откуда творенье?

Боги затем, из того сотворенья...

Кто же ведает-то? Откуда возникло?

7. Это творение откуда возникло?

Само по себе? Или все ж не само?

Кто сверху взирает, на высшем небе-

Он, может, знает. А может не знает.

Ригведа. «Кто скажет, откуда взялось это?» Х. 129

 

Таким было начало рефлексии архаического ведического мифа творения. Все другие варианты истолкования этого мифа, как в РВ, так и в других текстах смрити: брахманах, араньяках и упанишадах, так или иначе, пытаются ответить на вопросы, столь четко сформулированные в этом ригведийском гимне. Разумеется, ответы были различны, часто противоречили друг другу, но в ходе размышления, столкновения мнений, диалога, в поисках ответа на этот, поистине судьбоносный для начала процесса самосознания человечества вопрос постепенно вырабатывалось представление о миропорядке - космосе и о месте в нем человека. Древнейшее и весьма туманное представление о происхождении мира и его организации уточнялось и «расширялось», прежде всего за счет мифов о происхождении богов, природных феноменов (гор, морей, рек, живых существ) и людей. Все они обретали при этом образ и имя и занимали свое место в системе миропорядка. Одновременно в силу связи этого процесса с ритуалом, все боги, явления природы, человек (во всех своих проявлениях: физическом, психическом, интеллектуальном, социальном) соотносились с основными элементами ведического ритуала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.